Почему дети нарушают дисциплину?
Оценка 4.8

Почему дети нарушают дисциплину?

Оценка 4.8
Семинары
docx
доп. образование взрослых
Взрослым
10.01.2020
Почему дети нарушают дисциплину?
Статья рассказывает о причинах нарушения дисциплины детьми разного возраста
Почему дети нарушают дисциплину.docx

 

Почему дети нарушают дисциплину?

 

Современные дети свободнее в своем волеизъявлении, чем их предшественники. И почва для этого вполне благодатная. Идея уважения личности ребенка не нова, а вот понимание этого уважения разное. Вот и стремятся мамы и папы, а также школьные учителя избегать замечаний. Разъясняют, увещевают, призывают. А дети не слышат. Дети привыкают к тому, что мир вращается вокруг них. Как же воспитать личность, но при этом научить ребенка социально приемлемым способам самореализации, уважению личности окружающих?

Действительно ли эти дети такие уж непослушные? Иногда им просто хочется определить границы дозволенного. Если до них постоянно и последовательно доводить мысль, что правила всегда одинаковы, то желание испытывать их на прочность постепенно исчезнет.

Родители часто говорят о том, что дети хорошо ведут себя в школе, но дома ведут себя, как настоящие тираны. Практически всегда, когда дети в одном месте ведут себя хорошо, а в другом - плохо, проблема заключается не в ребенке, а во взрослых.

 

Почему же дети нарушают дисциплину?

 

Выделяют четыре мотива «плохого» поведения

 

1. Привлечение внимания — некоторые дети выбирают «плохое поведение», чтобы получить особое внимание взрослого. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая взрослому заниматься своими делами, другим детям играть, и т. д.

 

2. Власть — некоторые дети «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главными. Они пытаются установить свою власть над родителями, воспитателем, группой. Часто они демонстрируют своим поведением: «Ты мне ничего не сделаешь» — и разрушают тем самым установленный  порядок.

 

3. Месть — для некоторых детей целью (часто неосознанной) становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из взрослых, детей или всему миру, который «так несправедлив к ним».

 

4. Избегание неудачи — некоторые дети так боятся поражения, неудачи, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют чрезмерно завышенным требованиям воспитателя, родителей или своим собственным. Они часто мечтают, чтобы их оставили в покое, и остаются в изоляции, неприступные и «непробиваемые» никакими ухищрениями взрослых.

 

Четыре мотива плохого поведения 

 

Привлечение внимания

Власть

Месть

Избегание неудачи

Социальные причины

Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется плохому,
а не хорошему поведению

Мода на сильную личность, отсутствие примеров конструктивного подчинения
в окружении ребенка

Рост насилия
в обществе

Слишком высокие требования родителей
и учителей

Сущность поведения

Получать особое внимание

«Ты мне ничего не сделаешь»

Вредить в ответ
на обиду

«Не буду
и пробовать,
все равно
не получится»

Сильные стороны поведения

Потребность в контакте с учителем

Смелость, сопротивление влияниям

Способность защищать себя
от боли и обид

Нет

Реакция учителя: эмоции

Раздражение, негодование

Гнев, негодование,
может быть страх

Обида, боль, опустошение в дополнение
к негодованию
и страху

Профессиональная беспомощность

Реакция учителя: импульс

Сделать замечание

Прекратить выходку
с помощью физического действия

Немедленно ответить силой
или уйти
из ситуации

Оправдаться
и объяснить неудачу
с помощью специалиста

Реакция ученика

Временно прекращает

Прекращает выходку, когда сам решит

Прекращает выходку, когда сам решит

Попадает
в зависимость
от учителя; продолжает ничего не делать

Способы предотвра-

щения

Учить детей привлекать к себе внимание приемлемыми способами; оказывать внимание
за хорошее поведение

Уходить от конфронтации; отдавать часть своих организационных функций

Строить отношения
с учеником
по принципу заботы о нем

Поддержка ученика, чтобы его установка
«Я не могу» сменилась
на установку
«Я могу»

 

 Возможно ли найти путь к бесконфликтной дисциплине ребенка?

 

Есть правила, позволяющих наладить дисциплину бесконфликтно.

 

Правило 1

Правила, ограничения и запреты обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.

Нельзя идти на поводу у ребенка, боясь нарушить отношения с ним. Это попустительский стиль воспитания, который приводит к ощущению вседозволенности и «всемогущества» ребенка. Он не учится соотносить свои желания с социальными нормами. Более того, ребенок подсознательно чувствует в контроле взрослого заботу о нем. Но этот контроль обязательно должен быть доброжелательным и позитивным по отношению к ребенку.

 

Правило 2

Правил, ограничений и запретов не должно быть много и они должны быть гибкими.

Здесь подразумевается чувство меры и мудрость воспитывающего, умение чувствовать грань между «можно», «следует» и «нельзя».

Американский психолог предложил систему трех цветовых зон, которая была адаптирована нашими специалистами.

1.В зеленую зону мы помещаем все то, что ребенок может делать по собственному усмотрению и желанию, то, что вы сочтете нужным разрешить. То, что не вредит ребенку, безопасно. Та зона, где вы можете отпустить контроль.

2. Действия ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода, располагаются в желтой зоне. Ребенку разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ. Он может принимать решение сам, но при условии соблюдения некоторых правил (например, ты можешь выразить несогласие с мнением родителей, но при условии вежливого обращения и т.п.).

Эта зона очень важна, поскольку именно в ней ребенок учится внутренней дисциплине. Родители учат ребенка таким образом контролировать свои импульсы, быть осмотрительным. Привыкая к этим регулярным и стабильным ограничениям, ребенок следует им без особого труда, но при условии, что вокруг этих ограничений не было постоянных конфликтов.

Это особенно трудная задача – не вступая в конфликт с ребенком, убедить его в необходимости соблюдать данное требование. В каждом случае нужно спокойно и коротко изложить суть своего требования, при этом обязательно подчеркнуть, в чем заключаются самостоятельность и свобода выбора ребенка. Когда дети чувствуют уважение к их личности, они легче принимают правила и ограничения и следуют им.

3. Но бывают обстоятельства, когда нам приходится нарушать установленные нормы. Их мы относим в оранжевую зону. Т.е. это правила, нарушение которых не приветствуется, но в силу особых обстоятельств, допускается.

 Но стоит обратить внимание на то, что это особые моменты и мы обозначаем данное событие для ребенка. Подобное отношение к ребенку, вызывает у него чувство благодарности и готовность в дальнейшем соблюдать правила, декларируемые взрослым.

4.В красной зоне находятся действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах. Это категорические нельзя! Исключений нет! Список этот растет по мере взросления ребенка и способствует возрастанию его самосознания и моральной ответственности перед социумом. Нельзя драться, оскорблять брата, грубить родителям.

 

Если родители поставят себе задачу определить данные зоны и придерживаться установленных правил, то дети не только будут придерживаться дисциплинарных норм, но и с еще большим уважением станут относиться к родителям.

 

Правило 3

Требования не должны вступать в противоречие с жизненно важными потребностями ребенка.

Часто у взрослых вызывает возмущение избыточная подвижность детей, шумность, потребность все хватать, разбирать и т.п.

Это проявления жизненно важных для ребенка потребностей – в познании, упражнении, движении. Пытаться остановить это фактически невозможно, а вот направить в нужное русло – вполне.

 

Правило 4

Правила должны быть согласованы между взрослыми, которые воспитывают ребенка.

В ситуации двойственности невозможно привыкнуть к дисциплине. В такой ситуации ребенок учится хитрить, испытывать запреты на прочность.

Если кто-то из родителей не поддерживает оговоренные правила, то страдает другой, которому приходится выдерживать атаки детей «а папа нам разрешает…». Если решено придерживаться тех или иных правил, то это нужно выполнять неукоснительно.

 

Правило 5

Тон, в котором предъявляется требование или запрет, должны быть скорее дружелюбно-разъяснительным, чем повелительным.

Любой запрет тяжело воспринимается ребенком, а произнесенный повелительным тоном – вдвойне. Накапливается негатив, а следовательно, возрастает стремление нарушать требования взрослых при любом удобном случае.

Объяснение должно быть коротким и повторяться один раз. Если ребенок снова спрашивает: «Почему?» - это не от того, что он не понял, а потому, что ему трудно побороть свое  желание. Здесь поможет умение понять, что за желание стоит за вопросом ребенка. Например, вы требуете, чтобы ребенок отправлялся спать, а он не успел закончить игру. В такой ситуации необходимо дать ребенку некоторое время на переключение, предупредив его об этом заранее: «Я знаю, что тебе хочется еще поиграть, но завтра рано вставать. У тебя есть еще 10 минут на то, чтобы закончить игру и приготовиться ко сну».

Если же через 10 минут требование не выполнено, то оно может повторяться спокойно и твердо до тех пор, пока ребенок не сделает то, что просит родитель. Такая "процедура" может потребоваться тогда, когда ребенок склонен подвергать сомнению авторитет взрослого. Иногда это необходимо сделать не раз и не два, но если такая реакция и поведение взрослого будет регулярным, то ребенок перестанет оспаривать авторитет взрослого и будет соблюдать установленные правила. Стоит набраться терпения.

 

Правило 6

Наказывать ребенка лучше лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

Дети очень хорошо чувствуют справедливость, а также тот факт, наказываете вы их в раздражении или действительно заботитесь об их благополучии. Негатив, брань в адрес ребенка разрушают ваш контакт с ним. Если вы решили лишить ребенка чего-либо, то стоит помнить о чувстве меры. Не наказывайте лишениями по мелочам. Это должен быть действительно ощутимый проступок.

Детей стоит делать соучастниками в процессе выработки правил, тогда они легче принимаются и исполняются ими.

 

 Практика показывает, что, если ввести несколько (немного) четких правил, понятные взыскания за их нарушение и не отходить от принципа «нарушил – получи наказание», то шансы на проведение уроков без пауз на воспитательные беседы возрастут.

Почему дети нарушают дисциплину?

Почему дети нарушают дисциплину?

Почему дети нарушают дисциплину?

Почему дети нарушают дисциплину?

Почему дети нарушают дисциплину?

Почему дети нарушают дисциплину?

Почему дети нарушают дисциплину?

Почему дети нарушают дисциплину?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2020