Реферат по теме:
«Категория возвышенное в истории эстетической мысли»
Выполнила:
учитель музыки
Земенкова Е.П.
Хабаровск
2020
Содержание
Введение
Глава I. Категория возвышенное в истории эстетической мысли
1.Сущность и понятие категории эстетики: возвышенное
2.Природа возвышенного
3. Возвышенное в искусстве
Заключение
Список литературы
Введение
Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете.
Ф.М.Достоевский.
У каждой науки есть свои научные понятия, через которые раскрывается содержание данной науки и происходит познание тех сторон действительности, которые эта наука изучает. Категориями эстетики являются прекрасное и возвышенное, трагическое и комическое. Самая всеобъемлющая – категория прекрасного.
Что такое красота и почему люди любят красивое?
Мы часто говорим: это красиво, это прекрасно. И говорим так о разных явлениях. Прекрасен большой город с его шумными улицами, огромными домами и потоком мчащихся машин, но прекрасна и маленькая деревенька, затерявшаяся среди лесов и полей. Прекрасен умный, добрый человек и прекрасна умная, талантливая книга. Прекрасным может быть спектакль, кинофильм, картина талантливого художника.
Как красива природа в любое время года! И когда мысленно пробегаешь по временам года, в памяти всплывают то строчки стихов (А. Пушкин, С. Есенин), то звуки музыки из музыкального альбома «Времена года», где 12 пьес, как 12 месяцев чередой сменяют друг друга. А перед глазами рядом с картинами самой природы - картины, написанные художниками. «Золотая осень» и «Март» И. Левитана, пейзажи В.Н.Бакшеева, «Март» И.Э.Грабаря.
Трудно оторваться от этих картин. Мир прекрасного лежит перед нами.
«Прекрасное есть жизнь» (Н.Г.Чернышевский). Но прекрасное, заключенное в самой действительности, воспринимается только человеком. А почему мы так любим прекрасное? Потому что оно вызывает самые светлые, самые радостные чувства, оно подымает силы, восхищает нас. Прекрасное связано с жизнеутверждением.
«Ощущение, производимое в человеке прекрасным,- писал Чернышевский, - светлая радость, похожая на ту, какою наполняет нас присутствие милого для нас существа. Мы бескорыстно любим прекрасное, мы любуемся, радуемся на него, как радуемся на милого нам человека».
Все люди любят прекрасное, все восхищаются им. Казалось бы, все люди должны одинаково чувствовать и понимать красоту, ведь возникает она на основе объективных свойств действительности и вырабатывается у человека в процессе труда. Однако наши взгляды, вкусы человека, степень его культуры, уровень его развития, представления о красоте неодинаковы, все это сказывается на восприятии им прекрасного. Представления о прекрасном в каждую историческую эпоху оказываются различными.
Искусство каждой эпохи стремится создать образ прекрасного человека, вобравшего в себя лучшие черты своего времени. Меняется жизнь, и меняются представления о красоте, и каждая эпоха в зависимости от условий жизни выдвигает свои общественные и свои эстетические идеалы. Венера Милосская считалась символом женской красоты, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля - идеал возвышенной женской красоты, одухотворённой трагизмом совершаемого ею подвига. Взгляды на красоту и прекрасное зависят от социальных условий, в которых находится человек.
Никто не отрицает внешнюю красоту людей. Красота, данная человеку природой, - ее безвозмездный дар. Но этого мало. Человек должен стремиться стать прекрасным Человеком.
Иногда можно из- за внешней непривлекательности не заметить красоту духовную, красоту душевную. А она и есть подлинная человеческая красота, потому что она не была дана человеку природой, потому что человек воспитал ее в себе или воспитали умные, добрые, окружающие его люди.
А если это так, то, что есть красота?
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
(Н. Заболоцкий)
Увидеть эту внутреннюю красоту человека, научиться ценить ее, восхищаться ею нам помогает искусство.
Искусство, большое, настоящее искусство может научить людей видеть, любить и понимать прекрасное. И не только в искусстве, но и в жизни. Знать и любить искусство необходимо каждому человеку.
Научившись читать язык искусства, проникая в глубину замысла художника, постигая всю неповторимую красоту каждого подлинно художественного произведения, люди начинают больше видеть, тоньше чувствовать, острее воспринимать прекрасное.
Цель работы: рассмотреть категорию - возвышенное.
Задача: изучить категорию – возвышенное.
Возвышенное - эстетическая категория, выражающая сущность явлений, событий, процессов, обладающих большой общественной значимостью, оказывающих влияние на жизнь людей, на судьбы человечества. Возвышенное вызывает в человеке особые чувства и переживания, поднимающие его над всем ничтожным и посредственным, ведет его на борьбу за высокие идеи. Оно тесно связано с прекрасным, тоже являясь воплощением передового эстетического идеала. Особенностью возвышенного (по сравнению с прекрасным) является его принципиальная нацеленность на познание безграничных возможностей и на осуществление грандиозных задач, открывающихся перед человеком в процессе освоения им окружающего мира. Идеалистические теории ищут источник возвышенного в субъекте или в идеях божественной бесконечности, вечности и т. д. Марксистская эстетика видит основу возвышеного в объективной действительности и в отношении человека к ней, направленном на ее революционное преобразование, а само возвышенное рассматривает как концентрированное выражение красоты человеческого подвига, величия достижений творческого труда. В этом смысле возвышенное близко категории героического. Возвышенное обладает особой силой эмоционального воздействия на человека. Искусство всегда высоко ценило способность возвышенного потрясать душу человека. Образ фараона или вельможи призваны были вселить в душу зрителей робость, ничтожность простого смертного, не случайно они объявлялись посланцами бога на земле. Реалистическое искусство утверждает величие реального человека и возбуждает у людей веру в великие возможности человека, желание подражать герою, стать ему равным. Разные жанры искусства обладают различной способностью показать возвышенное. Если трагедия немыслима без возвышенного героя, то комедия изображает обычно такие моменты, в которых нет места возвышенному. Если в живописи исторический, батальный жанры требуют возвышенного, то в бытовом жанре, портрете и пейзаже возвышенные образы отнюдь не обязательны.
Глава I. Категория возвышенное в истории эстетической мысли
1. Сущность и понятие категории эстетики: возвышенное
Явления возвышенного порядка мы переживаем как нечто беспокойное, будоражащее, динамичное, зовущее к подвигу. «В сто сорок солнц закат сиял», - пишет В. Маяковский, и уже одна эта метафора подчеркивает величие природы. Можно сравнить эстетически разные чувства, возникающие от восприятия двух картин И. Левитана - «Март» и «Над вечным покоем». В первом случае нас охватывают настроения радости, весны, солнца. Т.е. мы испытываем чувство прекрасного. Напротив, бесконечный простор и покой природы, огромное холодное небо и маленькая точка светящегося церковного окна, говорящая о мгновении присутствия человека на бескрайнем погосте мира, позволяют пережить возвышенность пейзажа, его сверхчеловеческие смыслы и значения.
Возвышенное качественно определяется как прекрасное, только это качество проявляется как чрезмерно прекрасное, в высшей мере прекрасное, как безмерно прекрасное. В этих случаях мы говорим: «Нет слов!...» Факты и события, относящиеся к порядку возвышенного как чрезмерного и беспредельного, вызывают в нас чувство восхищения, восторга, ощущение гармоничной востребованности и Божественные программы высших иерархий культуры. Бесконечность и вечность мира, мощные внутренние силы природы и человека, безграничные перспективы в освоении природы - все это характеризует различные моменты возвышенного.
Возвышенное - эстетическая категория, характеризующая эстетическую ценность предметов и явлений, которые обладают большой положительной общественной значимостью, но в силу своей колоссальной мощи не могут быть положительно освоены обществом и личностью.
У древнегреческих философов мы находим много интересных суждений о прекрасном и об искусстве. Пифагор пытался сущность прекрасного определить математически. Гераклит полагал, что красота и гармония складываются из сочетания противоположных элементов. Сократ увидел связь прекрасного с целесообразным. Согласно Платону, прекрасное существует вечно. Для Аристотеля прекрасное - объективно существующее качество, свойство самих предметов, вещей, явлений. Л.Б.Альберти - воплощение созданного Возрождением универсального человека. Писатель, ученый, художник, музыкант, он оставил трактаты о живописи, скульптуре, зодчестве. Кант считал, что эстетика должна изучать только суждения о прекрасном. Для Гегеля эстетика - это теория искусства, которую он рассматривает под углом зрения принципов диалектического развития. Гегель, как и Кант, считает, что искусство - это низшая ступень познания, а высшая - наука. Цель науки - истина, цель искусства-красота. Прекрасное в искусстве - выше прекрасного в действительности.
Впервые наиболее целостную характеристику возвышенного дал И. Кант в «Критике способности суждения» (1790). Рассматривая соотношения прекрасного и возвышенного, Кант отмечал, что если прекрасное характеризуется определенной формой, ограничением, то сущность возвышенного заключается в его безграничности, бесконечном величии и несоизмеримости с человеческой способностью созерцания и воображения.
Возвышенное обнаруживает двойственную природу человека: оно подавляет человека как физическое существо, заставляет осознать свою конечность и ограниченность, но одновременно возвышает его как духовное существо, пробуждает в нем сознание нравственного превосходства даже над физически несоизмеримой и подавляющей его природой.
Чернышевский в своей работе «Эстетические отношения искусства к действительности», ставит вопрос о природе прекрасного, критикует философию Гегеля, утверждая «Прекрасное - есть жизнь». Главным предметом эстетики он считает искусство.
Возвышенное в жизни, действительности находит свое отражение в искусстве. Типичными формами отражения возвышенного в искусстве является грандиозность, масштабность, монументальность. Ярким примером таких произведений являются знаменитые египетские пирамиды. Утверждая величие сына Бога - фараона, они подавляли человеческую личность, которая на фоне грандиозной усыпальницы превращалась в ничего не значимую песчинку.
В соответствии с изменившимися мировоззренческими представлениями несколько иной поворот в интерпретации возвышенного мы встречаем в средневековом христианском искусстве, где представление о возвышенном связано с особым характером взаимоотношения человека с Богом. Образ возвышенного в средневековом искусстве запечатлен, прежде всего, в готических соборах. Готические соборы проникнуты порывом к абсолютному и почти недостижимому бытию - Богу. Но христианство не отвергало возможность слияния человека с Богом. При огромных аскетических усилиях человек способен достичь Царства Божия. Устремленные вверх линии готического собора и выражали эту связь человеческих надежд с Царством Божием на небе. Отражение возвышенного в искусстве требует от художников особой интенсивности, яркости, приподнятости. Пафос (чувство, страсть) - наиболее емкое определение в художественном выражении возвышенного.
Пафос преодоления, пафос победы, пафос страдания и т.д. характеризуют произведения, в которых доминирует тема возвышенного («Героическая симфония», симфония № 5, «Ода к радости» Л.Бетховен).
Возвышенное в природе, предстающее перед человеком в виде больших пространств, высоких гор, шумящих водопадов, грохотания грома, завывания бурь, темноты и мрака действуют на человека устрашающе и порождают в нем чувство страха и стремление к самосохранению.
Человек и боится этих представляющихся ему грандиозными явлений, и может испытывать эстетическое удовольствие и огромное волнение, переживание от созерцания их чрезмерности, то есть количественной и силовой несопоставимости с человеком. Н.Г. Чернышевский тоже представлял эстетическое возвышенное в сопоставлении с человеческими силами и возможностями и с человеческими способностями противостоять чрезмерным силам природы, а затем и безмерным социальным силам.
Эта безмерность, или несоразмерность с человеком, обнаруживается воспринимающим явления природы в сопоставлении с человеческим эстетическим идеалом.
«Возвышенным оказывается такой предмет, такой поступок, в которых с исключительной силой, с необыкновенным могуществом, с всепоглощающей энергией проявляется человеческий идеал» в образе субъекта, могущего противостоять этим грандиозным и устрашающим явлениям. Таким образом, эстетическое восприятие возвышенного будоражит человеческие силы, порождает в нем желание померяться своими силами (физическими, чувственными, интеллектуальными) и преодолеть страх, получая при этом и восторг от созерцания чего-то грандиозного и от способности противостояния, и возможности выйти из него победителем природной или социальной стихии. Человек, впервые оказывающийся перед бушующим морем, тем более перед непрестанно грохочущим океаном или высоко в горах, испытывает такое чувство восторга и такой подъем духа, что он, как пел В. Высоцкий, невольно думает, что «лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал».
Чрезвычайное эстетическое чувство и переживание, эстетическая эмоция и наслаждение, испытанные один раз и проросшие в эстетическую потребность, не дают покоя человеку, требуя все новых и новых удовлетворений, новых восприятий и впечатлений для сладостных и восторженных переживаний.
Если прекрасное - это положительная общечеловеческая ценность явлений, которыми общество уже полно и свободно владеет, то возвышенное - эстетическое свойство предметов, имеющих положительное значение для общества и таящих в себе огромные, еще не освоенные потенциальные силы. Эти непокоренные силы бывают грозными. Полное овладение ими - дело истории, в ходе которой у человечества открываются постепенно все новые и новые возможности.
Бесконечность и вечность мира, мощные внутренние силы природы и человека, безграничные перспективы в освоении природы, в ее очеловечивании - все это отражает возвышенное как категорию эстетики.
Воспринимая возвышенные явления в природе и обществе, мы испытываем восторг, к которому может примешиваться и эстетически отрицательная эмоция, и даже чувство страха. В зависимости от акцента на восторг или на страх - на тот или иной момент восприятия - различаются две разновидности возвышенного: возвеличивающее мощь человека или подавляющее его.
Возвышенное колоссально, масштабно, могуче и превосходит возможности современного человечества. Сталкиваясь с этими грозными силами, гордо противостоя им, постепенно подчиняя их себе, человек тем самым роднится с вечностью, обретает свое истинное земное бессмертие, опирающееся на деяния, на творчество.
Чувство величественного и возвышенного порождается восприятием явлений, превышающих обычную меру явлений, в которых выражается мощь природы и человеческого гения. Мы испытываем чувство величественного, когда отражаем в своем сознании грандиозные картины природы - величайшие горы с их снежными вершинами и глубокими пропастями, бурные потоки, водопады, необозримые просторы океана, безграничность усеянного звездами ночного неба, колоссальные каналы, плотины и другие величайшие достижения человеческой техники и т.д. Все эти явления, казалось бы, должны были устрашать человека. Однако они вызывают эстетические чувства, связанные с сознанием мощности природы, силы и величия человеческого интеллекта.
Созерцание величественных картин природы и восприятие гениальных произведений искусства вызывают у человека не только эстетическое удовольствие, но благотворно влияют на него, раскрывают лучшие стороны человеческого характера, повышают в человеке жизненные силы и бодрость духа, укрепляют его веру в правоту своего дела, побуждают быть лучше, совершеннее, отдавать все свои силы служению общественным идеалам.
Как самостоятельная категория «возвышенное» выделилась позднее, чем другие эстетические категории, хотя художественная практика уже в античности выделяла и возвышенные человеческие страсти, и возвышенные природные и социальные явления. Вспомним Эсхила, его Прометея или героев Гомера I Софокла, чтобы в этом убедиться.
Возвышенное первоначально было осмыслено не как эстетическая категория, а как стилистическая фигура риторики. В I в. ученик известного греческого ритора Аполлодора Цецилий, родившийся в сицилийском городе Калакты, написал сочинение «О возвышенном», где рассматривались специальные правила возвышенного стиля, вопросы техники; ораторской речи, классифицировались стилистические фигуры и тропы. Стилистические принципы ораторского искусства, выдвигавшиеся Цецилием, легко были распространимы и на литературу, находившуюся под большим влиянием риторики. Трактат Цецилия не дошел до нас. Судить о нем можно лишь по сохранившимся фрагментам и полемическим замечаниям в сочинениях других авторов. Без имени автора дошел до нас другой трактат «О возвышенном», являющийся ответом на сочинение Цецилия, впрочем, далеко переросший это свое прямое назначение. Он, очевидно, тоже был написан в I в. Долгое время его приписывали Лонгину, однако, как теперь доказано, он не мог ему принадлежать. Сейчас по традиции неизвестного автора называют Псевдо-Лонгином.
Псевдо-Лонгин сохраняет цецилианскую трактовку возвышенного как стилистического понятия, но одновременно расширяет его содержание до значения эстетической категории. Все лучшее в литературе он относит к сфере возвышенного.
Перечисляя важнейшие духовные источники возвышенного (необычайные мысли и страсти, красота речи в соединении с великими мыслями), Псевдо-Лонгин обращает внимание на то, сколь далеко возвышенное от мирской суеты, мелочного тщеславия, стремления властвовать над людьми: «...богатства, почести, слава, неограниченная власть и подобное им прельщают людей лишь своим внешним блеском, разумному человеку не может показаться благом то, в презрении к чему возникает подлинное благо. Удивление и восхищение вызывают не обладатели мнимых благ, а те люди, которые, имея полную возможность пользоваться подобными благами, гордо отвергают их с высоты своего духовного величия...»
Так, в своем трактате он пишет: испытание временем, «доколь вода течет, а деревья растут», будут выдерживать скорее те предметы и в природе, и в литературе, которые созданы возвышенными, чем тщательно отделанные и уравновешенные согласно правилам искусства. Ясная, простая красота слов Бога при сотворении мира «Да будет свет!» носит на себе печать внутреннего вдохновения и приводит нас в восторг, тогда как тщательно отшлифованные фразы и образы рассудочных художников могут и убедить нас, и понравиться нам, но не смогут произвести на нас потрясающего впечатления. Красноречие — это подлинное сияние ума. Но благородство и совершенство языка, которые увлекают людей всех возрастов и классов и навсегда запечатлеются в памяти, его всеобъемлющая и неименная красота — это порождение великого ума. Красота слога и все другие стилистические приемы «располагают духом нашим, то, услаждая нас, то подчиняя какой-то гордости, величавости, возвышению», и целиком овладевают нашими умами. Но сила литературного стиля более обусловлена не простым знанием технических приемов и умением анализировать речь, а душевным подъёмом и глубоким интересом к вещам, находящимся за пределами обычного мира, — в бесконечности, океане, звездах, в исторгаемом Этной пламени. Подлинное величие души оратора вызывает у слушателя восторг. Слушатель становится подобен гарцующему или поднявшемуся на дыбы коню.
Вместе с тем на рассуждениях Псевдо-Лонгипа лежит печать религиозной трактовки возвышенного. В возвышенном он видит могучие, проявляющие величие бога силы природы, которые имеют глубокое философское значение и служат источником решения проблемы сути жизни: «...природа никогда не определяла нам, людям, быть ничтожными существами,— нет, она вводит нас в жизнь и во вселенную как на какое-то торжество, а чтобы мы были зрителями всей ее целостности и почтительными ее ревнителями, она сразу и навсегда вселила нам в душу неистребимую любовь ко всему великому, потому что оно более божественно, чем мы». Возвышенное, по Псевдо-Лонгину, поднимает человека до величия божества, дарит бессмертие, мощно и неизгладимо запечатлевает себя в памяти. Люди никогда не испытывают чувства возвышенного при виде небольших ручьев, как бы чисты, прозрачны и полезны они ни были, но приходят в изумление при виде Нила, Дуная, Рейна и особенно при виде океана. Как возвышенное воспринимают они извержение вулкана.
В эпоху Возрождения происходит возвышение человека. Петрарка, Салютати пишут о возвышающей способности человеческой речи, а их последователи, например, Пикоделла Мирандола, — о высоком достоинстве человека. Человек, считает Мирандола, — это четвертый и последний мир после поднебесного, небесного и подлунного. И его счастье состоит в том, что бы восходить к синтезу, свойственному только божеству.
Возвышенность человека отмечает другой гуманист — Альберти: «... он стоит во весь рост и поднимает лицо к небу... он один сотворен для познания и восхищения красой и богатством небес...» Но как самостоятельное эстетическое понятие возвышенное впервые было разработано эпоху Просвещения в трактате Э. Бёрка «Философское исследование относительно возникновения наших понятий о возвышенном и прекрасном»(1757). Бёрк связывает возвышенное с присущим человеку чувством самосохранения и видит источник возвышенного во всем том, что «способно вызывать представление о страдании или опасности, т.е. все, что, так или иначе ужасно». В 1757 г. английский теоретик Э. Бёрк опубликовал «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного», где положил начало противопоставлению этих категорий. По его мнению, идеи возвышенного и прекрасного настолько принципиально различны, что трудно и даже невозможно соединить их в одном чувстве.
Кант различал два вида возвышенного — математическое и динамическое. Математическое возвышенное он связывал со способностью познания и показывал превосходство по величине и количеству. В философии ему соответствует понятие «дурной» бесконечности. Динамическое показывает качественное преобладание в силе. Эту позицию Канта впоследствии комментировал немецкий поэт и драматург Ф. Шиллер. Первый вид он называл «теоретически возвышенным», второй — характеризовал практически. Кант считал, что возвышенное то притягивает, то отталкивает, не доставляя положительного удовольствия, а возбуждая удивление и почтение, которые можно назвать отрицательным наслаждением.
Возвышенное есть гордость человека, возникающая благодаря преодолению страха в процессе веры. Рационально в суждениях Канта то, что он отмечает масштабность возвышенного явления, отсутствие по отношению к нему свободы человека (отсюда необходимость преодоления страха, притяжение-отталкивание, удивление, почтение, отрицательность наслаждения). Заслуга Канта — не только в том, что он выделяет различные аспекты проблемы возвышенного: он проанализировал сам процесс возникновения категории возвышенного. По Канту, категория возвышенного возникает в результате определенного процесса суждения, в котором философ выделяет две фазы. Первая — констатация бессилия человеческих чувств перед лицом бесконечности и мощи природы. Это бессилие приводит ко второй стадии — ощущению возвышенного. Воображение побеждается сознанием морального достоинства человека, превосходящего любую природную силу. Первоначальное ошеломление стихийными силами сменяется ощущением бесконечной гордости за призвание быть человеком.
Резко противопоставлял прекрасное и возвышенное Ф. Шиллер. Он подчеркивал, что возвышенное, в отличие от прекрасного, вызывает неприятное чувство; неприятно, например, величественная гроза и вспышки молний.
В истории эстетической мысли существовала и иная точка зрения, сближающая прекрасное и возвышенное. Так, французские эстетики XIX в. полагали, что возвышенное есть высшая степень прекрасного (А. Сурио, Н. Жоффруа) или же прекрасное «в себе», бесконечная красота, которую нельзя постигнуть (Б. Левек).
Гегель видел в возвышенном тот этап движения абсолютного духа, этап мирового исторического процесса, которому соответствует романтическая стадия развития искусства, когда дух, содержание превалируют над материей, формой. Романтической стадии присуще, по Гегелю, развитие поэзии и музыки — видов искусства, максимально одухотворенных и почти оторванных от материального начала. Именно поэтому, как он полагал, поэзии и музыке особенно близки возвышенные образы.
Характеризуя категорию возвышенного, Гегель выделяет различия между абсолютным и конечным, несовпадение содержания и формы, внутреннего бесконечного мира субстанции и ограниченного внешнего облика. Возвышенное, по Гегелю, — необходимый момент символического искусства. Пантеистическое искусство Индии, еврейская поэзия утверждают, отмечает Гегель, сотворенность Вселенной Богом. В этом Гегель и видит наиболее зрелое выражение возвышенности.
В противоположность Гегелю, Н. Г. Чернышевский стремился найти реальные основания возвышенного, привести его к земной основе. «Возвышенное есть то, что гораздо больше... гораздо сильнее других явлений, с которыми сравнивается нами» К Возвышен свирепый ветер во время грозы, который во сто раз сильнее обыкновенного ветра; любовь, которая сильнее мелочных расчетов и побуждений. Возвышенное раскрывается через сравнение с окружающими явлениями. Определение возвышенного носит у Чернышевского количественный, а не качественный, а также чрезмерно широкий характер и потому не раскрывает адекватно природу этого явления. Как отмечал сам мыслитель, человек может обладать баснословным аппетитом по сравнению с другими людьми, но такое превосходство отнюдь не характеризует его как возвышенную личность. И все же определение возвышенного, данное Чернышевским, ценно своей материалистической ориентацией на действительность.
Немецкий философ Н. Гартман подошел к возвышенному с точки зрения его восприятия. Для него возвышенное — прекрасное, идущее навстречу потребности человека в великом, превосходном. Всякая грандиозная, могущественная сила действует на человека устрашающе, подавляет его. Воспринимая возвышенное, человек сопротивляется его воздействию, преодолевает в себе чувство собственной незначительности.
Суммируя сказанное, можно сделать вывод, что в домарксистской эстетике сложились две точки зрения на взаимоотношение прекрасного и возвышенного: 1) возвышенное есть превосходная степень прекрасного, особого рода прекрасное, отличающееся величиной или мощью; 2) возвышенное противоположно прекрасному, и при его восприятии возникает, эстетически негативная реакция.
Однако рассмотрение возвышенного в качестве разновидности прекрасного столь же односторонне, как и противопоставление этих категорий друг другу. Для того чтобы избавиться от этой односторонности, необходимо было подойти к проблеме диалектически.
2. Природа возвышенного
Этот свет совершенства, это влечение к Божественному и позволяет воспринимать божественно-природное возвышенное, влечение человеческого духа к совершенству придает духовное измерение грандиозным природным стихиям и интегрирует их в систему наших ощущений и суждений. Но чтобы это произошло, пишет Ильин, надо как можно раньше в человеке «зажечь раскалить» «духовный уголь», чуткость ко всему Божественному, ко всему возвышенному, волю к совершенству и вкус к доброте.
Если прекрасное — это положительная общечеловеческая ценность явлений, которыми общество уже полно и свободно владеет, то возвышенное — эстетическое свойство предметов, умеющих положительное значение для общества и таящих в себе огромные еще не освоенные потенциальные силы. Эти непокоренные силы порою грозны. Полное овладение ими — дело истории, в ходе которой раскрываются все новые и новые возможности и источники человеческого могущества. Бесконечность и вечность мира, мощные внутренние силы природы и человека, безграничные перспективы в освоении природы, в ее очеловечении — все это отражает возвышенное как категория эстетики.
Воспринимая возвышенные явления в природе и обществе, мы испытываем восторг, к которому может примешиваться и эстетически отрицательная эмоция, и даже чувство страха. В зависимости от акцента на тот или иной момент восприятия (восторг — страх) различают две разновидности возвышенного: возвеличивающее мощь человека и подавляющее его.
Какую же ценность для человечества имеют высокие горы, океаны, космические просторы, если они еще не освоены? Деятельность людей, так или иначе втягивает эти явления в сферу общественных отношений. Они выступают в качестве природной среды, служат неисчерпаемой кладовой природы, из которой люди постоянно будут черпать свою мощь и величие. Даже причиняя разрушение, неся бедствия людям, могучие силы природы не лишаются глобальной перспективной положительной ценности для человеческого рода.
Развитие общества, приближая человека к овладению этими силами природы, лишает их страшных, пугающих черт, раскрывает их подлинное величие, их дружественность, а не враждебность людям. Как только мощное, масштабное явление природы хотя бы опосредствованно втягивается в систему общественных отношений, оно становится возвышенным. Полное освоение явления, овладение им изменяет и его эстетические свойства: из возвышенного оно становится прекрасным. В ходе развития общества сфера прекрасного расширяется за счет возвышенных явлений. А поскольку расширение познанных и освоенных явлений открывает новые горизонты освоения и при этом выясняется, сколь многого мы еще не знаем, постольку, как это ни парадоксально, переход возвышенного в прекрасное одновременно расширяет круг возвышенных явлений.
Возвышенное колоссально, масштабно, могуче и превосходит возможности современного человечества. Сталкиваясь с этими грозными силами, гордо противостоя им, постепенно подчиняя их себе, человек тем самым роднится с вечностью, обретает свое истинное, земное бессмертие, опирающееся на деяния, на творчество.
Возвышенное в жизни общества — это созданные руками человека гигантские технические сооружения, мощные социальные движения, творческое созидание, в которое втянуты огромные массы людей. Значение таких явлений со всей полнотой может быть раскрыто лишь в ходе жизнедеятельности ряда поколений. Иными словами, масштабы и мощь этих творений человека таковы, что полное их освоение может быть лишь итогом целого исторического процесса.
3. Возвышенное в искусстве
Грандиозность, масштабность, монументальность — типичные формы отражения возвышенного в искусстве.
Для греков царем богов был самый могучий из них — Зевс. В храме Зевса и в скульптурном изображении бога-громовержца этот эстетический принцип был запечатлен с наибольшей полнотой и наглядностью. Храм Зевса в Олимпии был повержен землетрясением. Века и эпохи проносились над его развалинами, но остатки грандиозных колонн и сейчас волнуют и восхищают. Однако не только в монументальности секрет величия этого храма. Внутри него в древности помещалась колоссальная статуя Зевса, восседающего на троне. Статуя была так рассчитана по отношению к высоте храма, что если бы сидящая фигура бога поднялась и выпрямилась, то своей мощной головой Зевс пробил бы крышу, В найденном соотношении размеров скульптуры и храма заключался один из источников того общего впечатления, которое производила фигура Зевса в совокупности с интерьером здания. Вся композиция как бы говорила: человек могуч, он возвел величественный храм, но Зевс несравненно могущественнее: стоит ему привстать — и все сооружение рухнет. Идея владения одними силами природы и зависимости от других ощущалась в самом замысле архитектурно-скульптурного ансамбля, производившего эстетическое впечатление прекрасного и возвышенного.
Древнегреческая архитектура человечна в своей красоте. Ей присуще то, что Аристотель называл мерой: здания не слишком велики и не слишком малы, они под стать человеку. Парфенон, например, достаточно грандиозен, чтобы утверждать мощь человека, и достаточно соразмерен ему, чтобы не подавлять. Египетские же пирамиды возвышенны. Утверждая величие фараона, они подавляли личность, которая на фоне грандиозной усыпальницы превращалась в песчинку, ничего не значащую по сравнению с вечностью, запечатленной в колоссальном образе надгробного сооружения. Минимальность полезных функций пирамид еще более подчеркивала антидемократический характер их величия.
Для средневековья характерно религиозно-мистическое, феодально-клерикальное представление о возвышенном, отождествление возвышенного с богом. Образ возвышенного запечатлен в средневековых готических соборах. Устремленными вверх линиями они выражали связь человеческих надежд с небом. Эти сооружения проникнуты порывом к идеальному, почти несбыточному, но при огромных усилиях не закрытому для человечества совершенству. Осваивая грандиозное пространство ввысь, готические соборы образовали узкие высокие колодцы нефов с таинственно мерцающим светом, проходившим сквозь цветные витражи. Приглушенное освещение, таинственность, устремленность к небесам создавали ирреальную атмосферу, далекую от обыденности.
Характерное для эпохи Возрождения воплощение возвышенного — микеланджеловская скульптура Давида. Юный богатырь изображен за мгновение до схватки, перед самым высшим напряжением, перед броском, когда все силы человека замирают. Его расслабленные мышцы играют под юношески нежной кожей. Но за этим чисто физиологическим состоянием стоит образ потенциального могущества человека, которому еще предстоит раскрыться. Это таящееся в человеке могущество, которое вот-вот прорвется, осуществится, и есть образ возвышенного — того прекрасного, которое грядет, но в данный момент еще не вполне подвластно человеку.
Уильям Шекспир в «Короле Лире» подверг художественному анализу истинное и ложное величие. Король Лир обладал могуществом власти, но ее величие было призрачным: он руководствовался только прихотью и был не добр и справедлив, а капризен и тщеславен. Лир слеп душой: лесть старших дочерей он принял за истинную любовь, а молчаливое обожание младшей дочери Корделии — за холодность и черствость. По вот, преданный старшими дочерьми, Лир оказывается в бурю среди степи. Ослепленный молниями, безумный от горя старик в рубище, лишенный призрачного величия самодурствующей власти, обретает человеческий взгляд на вещи, а с ним и подлинное могущество. Мощь человеческого духа открывается в гонимом короле. Он гордо противостоит несчастьям и, осознав наконец истинные ценности мира, обретает нечто большее, чем власть над людьми,— власть над - собой, над своими страстями, реальное видение жизни.
В искусстве нового времени возвышенное ярко воплощено в Девятой симфонии Бетховена. Тихие, глухие, мерцающие звуки постепенно нарастают и вдруг взрываются. Вот вновь все замерло, как бы ушло под землю, но там копится какая-то огромная энергия, ее искры прорываются и вспыхивают, снова гаснут, и вдруг, прорвавшись, мощная волна катится, все сметая на своем пути. Симфония передает подспудную мощь исторических процессов, в которые втянуты огромные людские массы.
В отличие от бетховенского, мир музыки Моцарта уютен, обжит, он весь светится изнутри, весь согрет трепетным человеческим дыханием. Его мир — это гармонично замкнутое целое. Он похож на ту хрустальную звенящую сферу, которой древние греки окружали в своих натурфилософских представлениях планеты. Этот родной человеку, освоенный им мир не пугает, в нем нет ничего сверхъестественного. Иногда Моцарт грациозен, изящен, иногда улыбчив, порой печален и даже скорбен, но всегда прекрасен. Мир Бетховена грандиозен и бесконечен. В его музыке все неожиданно: и тихие журчащие, воркующие звуки, и взрывы бурь, и шепот влюбленных, и грохот всемирных катастроф. Эпоха революционных бурь ворвалась в музыку и преобразила ее. И природа, и человеческая жизнь воспринимаются Бетховеном космично, возвышенно. Отражение возвышенного в искусстве требует от художника особой интенсивности, яркости, приподнятости средств художественной выразительности.
В подготовительных материалах к «Истории Петра» А. С. Пушкин описывает Полтавский бой со спокойным бесстрастием историка: «Петр объехал со своими генералами всю армию, поощряя солдат и офицеров, и повел их на неприятеля. Карл выступил ему навстречу; в 9-ом часу войска вступили в бой. Дело не продолжалось и двух часов — шведы побежали.
На месте сражения сочтено до 9234 убитыми. Голиков погибшими полагает 20000, на три мили поля усеяны были трупами. Левенгаупт с остальными бежал, бросая багаж и коля своих раненых. Ушедших было до 16 000, а с людьми разного звания — до 24000». И хотя цифры и факты показывают масштабы битвы, ее описание здесь не производит впечатления возвышенного.
А вот то же описание боя в поэме «Полтава». Подбирая восторженные слова высокого стиля, Пушкин рисует образ Петра и создает возвышенную, впечатляющую картину гигантского сражения:
Владимир Маяковский писал, что битвы революции посерьезнее Полтавы. Возвышенные события нашей эпохи требуют особо ярких, пафосных художественных средств.
Современный оптимистический взгляд на возвышенное ярко воплощен в монументе Мухиной «Рабочий и колхозница». Пафос устремленности в будущее, воля к его осуществлению звучат в этом произведении. Оно пронизано не упованием на небо и его дары, а верой в силу труда, символы которого — серп и молот — зажаты в руках порывисто шагающих мужчины и женщины.
Не каждый человек будет испытывать восторг или даже страх при виде бушующего океана, не каждый ощутит чувство возвышенного блаженства, созерцая «Давида» Микеланджело или «Медного всадника» Фальконе. Чтобы воспринять грандиозное и оценить его как возвышенное, душа должна быть разбужена воспитанием к восприятию возвышенного. Возвышенное само по себе существует как творение Бога и природы: царственная красота лесов и гор, меняющих свой облик в зависимости от времени года, освещения, космические просторы и теплые и холодные моря, чудесные сочетания красок, изумительные, одухотворенные светотени. Но для того чтобы это божественно-природное возвышенное превратилось в возвышающее человека, необходимо с детства пробуждать в человеке и укреплять духовность его инстинкта. Но нужно помнить, что дух и духовность — это подлинная драгоценная реальность, это то, что придает жизни высший смысл, что ее освящает. Для одного — это природа, для другого — искусство, для третьего — религия. У каждого, писал русский философ И. Ильин, «своя собственная дверь» в это царство но только с открытием ее человеку по-настоящему станет доступно высокое, возвышенное. Оно появляется тогда, когда человек стремится к совершенству. Римский поэт I в. до н.э. Секст Проперций сказал: «О великом только желать — уже достаточно».
С течением времени, под влиянием творческого опыта, понятия гения и гениальности развивались и расширялись. Хотя и Д. Юм писал, что величайший гений, когда природа изменяет ему, не надеется с помощью законов искусства достигнуть той божественной гармонии, которая должна проистекать из одного только вдохновения, верил в необходимость подчинения дисциплине ума и правилам, которые еще за много веков до этого кристаллизовались и закреплялись в письменной форме так, чтобы любой интеллигентный человек мог размышлять, сочинять или рисовать, обратившись к помощи книги.
Итак, можно сделать вывод, что «возвышенное» - категория вещей и явлений, непонятных человеку и потому вызывающие великий восторг и восхищение. Возвышенное — это объективное эстетическое свойство, присущее предметам и явлениям, которые обладают широкой положительной общественной значимостью, оказывают влияние на жизнь целых народов или всего человечества. Ввиду своей колоссальной мощи и огромного масштаба возвышенные явления не могут быть сразу полностью освоены, поэтому по отношению к ним человек не свободен. Прекрасное — сфера свободы, возвышенное — сфера несвободы человека.
Заключение
Подводя итог, можно сделать вывод, что во многих случаях одно и то же явление можно назвать и прекрасным, и возвышенным, т.к. связь прекрасного и возвышенного коренится в их причастности к положительным ценностям, к эстетическому идеалу. Эстетическая категория возвышенного разрабатывалась древними мыслителями. Возвышенное же предстает, как безмерное и чрезмерное. Музыка многих русских и зарубежных композиторов показывает нам идеалы совершенства, добра, справедливости, восторга, упоения ими.
Список литературы
1.Бореев Ю.Б. Эстетика. – 3-е изд. М.: Политиздат,1981. – 399с.ил.
2.Бореев Ю.Б. Эстетика. - М.: Юность, 1999.- 443с.ил.
3.Мишель Монтень. «Об искусстве жить достойно». Философские очерки. «Детская литература». Москва 1973.
4.Никитич Л.А. Эстетика. Учебник для вузов.- М.:ЮНИТИ – ДАНА, 2003.- 439с.
5.Эренгросс Б.А. Удивительная наука эстетика! Москва. Издательство «Детская литература». 1974.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.