Конспект урока по окружающему миру в 1 классе
(УМК «Школа России»)
Тема: Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
Тип урока: изучение нового материала
Цель: формировать первоначальные представления о звёздах как о космических телах и учить сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе Солнца.
Формирование УУД: Предметные: иметь представление о звёздах как о космических телах; сопоставлять видимые и реальные размеры Солнца и других звёзд; распознавать Полярную Звезду, созвездия Лев и Большая Медведица на небе; иметь представление о способах ориентирования на местности по расположению созвездий - Полярной Звезде.
Регулятивные: ставить учебные задачи под руководством учителя; удерживать цель и задачи в течение урока; оценивать свою деятельность на уроке на основе критериев достижения результата учебно-познавательной задачи урока;
Познавательные: осуществлять поиск, извлечение и представление информации о звёздах, в том числе о Солнце; установить причину видимости Солнца и звёзд в разное время суток;
Коммуникативные: работать в группах на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий, представление результата деятельности).
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, 2 часть, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» О.И. Дмитриева, Т.В. Максимова.
Литература: учебник «Окружающий мир» А. А. Плешаков, 2 часть, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» О.И. Дмитриева, Т.В. Максимова, интернет ресурсы
Оформление доски
|
Число. Когда появилась одежда?
|
|
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы и методы |
Формирование УУД |
1 этап. Орг. момент Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки. |
- Встали красиво, выровнялись. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. - Садитесь. - Ребята, какое у вас сейчас настроение? - Я надеюсь, что это хорошее настроение останется у вас до конца урока. |
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.
Ответы учащихся |
Фронтальная работа с классом
|
Личностные: самоопределение (мотивация учения) |
2 этап. Мотивация Цель: учиться извлекать необходимую информацию; уметь отвечать и задавать вопросы по изучаемой теме |
- Сейчас, ребята, откройте тетрадь на печатной основе на стр. 35. - Оденьте мальчика в костюм звездочёта. - Как вы думаете, почему мальчика назвали звездочётом? - А как называется наука и учёные, изучающие космос? - Где можно узнать значение данных слов? - Сегодня на уроке мы тоже выступим в роли астрономов. - А можем ли мы увидеть звезды невооружённым взглядом? - Хорошо ли они будут видны? - Какое приспособление используется для наблюдения за звездами? - Когда лучше всего наблюдать звёзды? - Почему? - А только ли ночью светят звёзды? - Что бы вы хотели узнать о звёздах? |
Уч-ся одевают мальчика в костюм звездочёта
Ответы учащихся
«астрономия», «астроном». Ответы детей.
- Телескоп.
- Наверное, ночью.
Ответы детей.
Вопросы детей. |
Работа в тетради на печатной основе
Работа со словарём |
Познавательные: логические умозаключения
Познавательные: информационные (поиск и извлечение информации)
Коммуникативные: высказывания детей
Личностные: мотивация к изучению нового учебного материала |
3 этап. Целеполагание
Цель: учиться, исходя из темы урока, определять под руководством учителя цель, учебные задачи, планировать свою деятельность на уроке |
- Теперь, откройте учебник на стр. 22. - Какой новый раздел мы начинаем изучать? - Кто из вас часто задаёт такие вопросы? - С какой целью?
- Назовите тему сегодняшнего урока.
- Как вы думаете, что на уроке нам предстоит узнать?
- Как вы считаете, с чего нужно начать изучение темы? - А дальше?
- Чем обычно завершаем урок? |
- «Почему и зачем?»
Ответы детей
- Чтобы получить новые для себя знания; выяснить причины - Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?
- Выяснить причины видимости солнца и звёзд в разное время суток и учиться различать созвездия Лев, Большая Медведица, Полярной Звезды (запись на доске) - Сначала нужно узнать, что такое звёзды. - Установить, почему солнце светит днем, а звёзды ночью. Учиться узнавать созвездия Льва, Большой Медведицы, Полярной Звезды на ночном небе. - Завершаем урок ответами на вопросы и оцениванием свои достижения на уроке. |
|
Познавательные: информационные
Коммуникативные: высказывания учащихся Познавательные: умозаключение
Регулятивные: принятие цели и постановка задач урока
Регулятивные: планирование действий |
3 этап. Изучение нового материала
Цель: развивать умения извлекать и интерпретировать информацию; создавать модели; учиться взаимодействовать в группе и давать оценку работы своей группы; делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи
|
- Какую первую учебную задачу надо решить? - Кто знает и хочет рассказать, что такое звёзды? - Из каких источников можно получить дополнительную информацию? - Послушайте отрывок из атласа-определителя «От земли до неба». - А теперь в учебнике на стр.22 прочитайте три строки сверху. - Скажите, что такое «звёзды»?
- Назовите 2 задачу.
- Чтобы это выяснить, вылепим из пластилина модели звёзд учебник стр. 22. - Сейчас, ребята, поработаем в группах, вам необходимо будет оценить себя по следующим критериям: 1. Умение распределять обязанности между собой. 2. Умение договариваться друг с другом. 3. Следовать указаниям в учебнике. - Оцените работу своей группы.
- Какой формы модели звёзд? Почему? - Какого размера модели? - Почему? - Знаете ли вы, почему модели выполнены из пластилина разного цвета? А хотите узнать? - Подвёдём итог по 2-й задаче. - Назовите сходство и различия звёзд.
- Назовите 3-ю задачу.
- Для этого прочитайте в учебнике последний абзац на стр. 22. |
- Узнать, что такое звёзды. Ответы учащихся
- Из Интернета, атласа-определителя, энциклопедии, учебника. - Хорошо читающий ученик читает отрывок.
- Звёзды – это раскалённые тела (шары). - Определить сходство и различия звёзд. Дети открывают учебники на стр. 22.
Группы из 4-х человек распределяют обязанности, договариваются между собой, модель какой звезды каждый выполняет. Каждый контролирует себя по учебнику. Дети по критериям оценивают работу групп. - Даже невооружённым взглядом можно заметить, что звёзды бывают разного цвета. По цвету можно определить их температуру. Самые горячие - голубого цвета, затем идут жёлтые звёзды, наиболее холодные - красные звёзды. Наше Солнце является жёлтой звёздой. Среди звёзд есть гиганты и карлики. Самые крупные гиганты в 2400 раз больше Солнца. Карлики - в основном красные звёзды (в половину меньше Солнца). Солнце по своему размеру является средней звездой. (Звёзды. Серия «Что есть что»). - Установить причину света солнца днём, а звёзд – вечером. - Дети, прочитав нужный абзац, определяют и называют причину света солнца днём, а звёзд ночью (Солнце - самая ближайшая к Земле звезда: она и создаёт нам день, другие звёзды очень далеки от нас: их слабый блеск виден только ночью). |
Фронтальная работа
Беседа
Работа с текстом
Работа в учебнике
Работа в группах
Фронтальный опрос
Беседа
Работа по учебнику
|
Регулятивные: удержание цели урока
Коммуникативные: высказывания учащихся
Познавательные: информационные: поиск, фиксация, извлечение информации
Познавательные: моделирование
Коммуникативные: взаимодействие
Регулятивные: самоконтроль; самооценка
Познавательные: логические умозаключение
Познавательные: логические сравнение
Познавательные: логические (причинно-следственные связи) |
4 этап. Формирование первичных умений на основе самоконтроля Цель: уметь выполнять задания в соответствии с указаниями; осуществлять действия самоконтроля |
- Какая следующая задача? Небольшой рассказ учителя о наблюдении людей, учёных за звёздами, составлении карт звёздного неба с названиями созвездий.
- Прочитайте текст на странице 23 и выполните задание в учебнике в парах. - А теперь выполните взаимопроверку своих работ |
- Учиться узнавать некоторые созвездия. Учащиеся, слушая рассказ, рассматривают карту звёздного неба (интерактивная доска), учатся узнавать созвездие Льва, Большой Медведицы. Учащиеся читают текс в учебнике |
Рассказ учителя
Работа в паре
Взаимопроверка |
Регулятивные: удержание цели урока
Познавательные: информационные; извлечение, использование, представление информации |
5 этап. Рефлексия Подведение итогов
Цель: учиться контролировать и оценивать себя в соответствии с критериями |
- Переходим к заключительной задаче. - Назовите её. - Ответим на итоговые вопросы, выполнив тест в рабочей тетради.
- Решение каких задач у вас вызвали затруднения? - Почему? - Пригодятся ли нам эти знания в жизни и почему? - Спасибо за работу на уроке! |
- Ответить на итоговые вопросы и оценить свои достижения на уроке.
Дети выполняют тест.
Презентация на экране.
Ответы детей |
Фронтальный опрос Беседа |
Регулятивные: удержание цели
Регулятивные: самоконтроль, самооценка Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Учитель:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.