Почему днём светит солнце, а ночью звёзды.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект урока окружающего мира 1 класс Почему днём светит солнце, а ночью звёзды.docx

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе

(УМК «Школа России»)

 

Тема: Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

Тип урока: изучение нового материала

Цель: формировать первоначальные представления  о звёздах как о космических телах и учить сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе Солнца.

Формирование УУД: Предметные: иметь представление о звёздах как о космических телах; сопоставлять видимые и реальные размеры Солнца и других звёзд; распознавать Полярную Звезду, созвездия Лев и Большая Медведица на небе; иметь представление о способах ориентирования на местности по расположению созвездий - Полярной Звезде.

Регулятивные: ставить учебные задачи под руководством учителя; удерживать цель и задачи в течение урока; оценивать свою деятельность на уроке на основе критериев достижения результата учебно-познавательной задачи урока;

Познавательные: осуществлять поиск, извлечение и представление информации о звёздах, в том числе о Солнце; установить причину видимости Солнца и звёзд в разное время суток;

 Коммуникативные: работать в группах на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий, представление результата деятельности).

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, 2 часть, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» О.И. Дмитриева, Т.В. Максимова.

Литература: учебник «Окружающий мир» А. А. Плешаков, 2  часть,  рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» О.И. Дмитриева, Т.В. Максимова,  интернет ресурсы

Оформление доски

 

Число.

Когда появилась одежда?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы

Формирование УУД

1 этап.

Орг. момент

Цель:

мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки.

- Встали красиво, выровнялись.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

- Садитесь.

- Ребята, какое у вас сейчас настроение?

- Я надеюсь, что это хорошее настроение останется у вас до конца урока.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

 

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

Фронтальная работа с классом

 

 

Личностные: самоопределение

(мотивация учения)

2 этап. Мотивация

Цель: учиться извлекать необходимую информацию;  уметь отвечать и задавать вопросы по изучаемой теме

- Сейчас, ребята, откройте тетрадь на печатной основе на стр. 35.

- Оденьте мальчика в костюм звездочёта.

- Как вы думаете, почему мальчика назвали звездочётом?

- А как называется наука и учёные, изучающие космос?

- Где можно узнать значение данных слов?

- Сегодня на уроке мы тоже выступим в роли астрономов.

- А можем ли мы увидеть звезды невооружённым взглядом?

- Хорошо ли они будут видны?

- Какое приспособление используется для наблюдения за звездами?

- Когда лучше всего наблюдать звёзды?

- Почему?

-  А только ли ночью светят звёзды?

- Что бы вы хотели узнать о  звёздах?

 

Уч-ся одевают мальчика в костюм звездочёта

 

 

 

Ответы учащихся

 

 

 

«астрономия», «астроном».

Ответы детей.

 

 

 

- Телескоп.

 

- Наверное, ночью.

 

Ответы детей.

 

Вопросы детей.

 

 

 

Работа в тетради на печатной основе

 

 

Работа со словарём

 

 

 

 

Познавательные:

логические умозаключения

 

 

Познавательные:

информационные

(поиск и извлечение информации)

 

Коммуникативные: высказывания детей

 

Личностные: мотивация к изучению нового учебного материала

3 этап. Целеполагание

 

Цель: учиться, исходя из темы урока, определять под руководством учителя цель, учебные задачи, планировать свою деятельность на уроке

- Теперь, откройте учебник на стр. 22.

- Какой новый раздел мы начинаем изучать?

- Кто из вас часто задаёт такие вопросы?

- С какой целью?

 

 

- Назовите тему сегодняшнего урока.

 

- Как вы думаете, что на уроке нам предстоит узнать?

 

 

 

 

 

- Как вы считаете, с чего нужно начать изучение темы?

- А дальше?

 

 

 

 

 

 

- Чем обычно завершаем урок?

 

 

- «Почему и зачем?»

 

Ответы детей

 

- Чтобы получить новые для себя знания; выяснить причины

- Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?

 

- Выяснить причины видимости солнца и звёзд в разное время суток и учиться различать созвездия Лев,  Большая Медведица, Полярной Звезды (запись на доске)

- Сначала нужно узнать, что такое звёзды.

- Установить, почему солнце светит днем, а звёзды ночью.

Учиться узнавать созвездия Льва,  Большой Медведицы, Полярной Звезды на ночном небе.

- Завершаем урок ответами на вопросы и оцениванием свои достижения на уроке.

 

Познавательные: информационные

 

Коммуникативные: высказывания учащихся

Познавательные: умозаключение

 

Регулятивные: принятие  цели и постановка задач урока

 

 

 

Регулятивные: планирование действий

3 этап. Изучение нового материала

 

Цель: развивать умения извлекать и интерпретировать информацию;

создавать модели;

учиться  взаимодействовать в группе и давать оценку работы своей группы;

делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи

 

 

- Какую первую учебную задачу надо решить?

- Кто знает и хочет рассказать, что такое звёзды?

- Из каких источников можно получить дополнительную информацию?

- Послушайте отрывок из атласа-определителя «От земли до неба».

- А теперь в учебнике на стр.22 прочитайте три строки сверху.

- Скажите, что такое «звёзды»?

 

- Назовите 2 задачу.

 

- Чтобы это выяснить, вылепим из пластилина модели звёзд учебник стр. 22.

-  Сейчас, ребята, поработаем в группах, вам необходимо будет оценить себя по следующим критериям:

1. Умение распределять  обязанности  между собой.

2. Умение договариваться друг с другом.

3. Следовать указаниям в учебнике.

- Оцените работу своей группы.

 

- Какой формы модели звёзд? Почему?

- Какого размера модели?

- Почему?

- Знаете ли вы, почему модели выполнены из пластилина разного цвета? А хотите узнать?

- Подвёдём итог по 2-й задаче.

- Назовите сходство и различия звёзд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Назовите 3-ю задачу.

 

 

- Для этого прочитайте в учебнике последний абзац на стр. 22.

- Узнать, что такое звёзды.

Ответы учащихся

 

- Из Интернета, атласа-определителя, энциклопедии, учебника.

- Хорошо читающий ученик читает отрывок.

 

 

- Звёзды – это раскалённые тела (шары).

- Определить сходство и различия звёзд.

Дети открывают учебники на стр. 22.

 

Группы из 4-х человек распределяют обязанности, договариваются между собой, модель какой звезды каждый выполняет. Каждый контролирует себя по учебнику.

Дети по критериям оценивают работу групп.

- Даже невооружённым взглядом можно заметить, что звёзды бывают разного цвета. По цвету можно определить их температуру. Самые горячие - голубого цвета, затем идут жёлтые звёзды, наиболее холодные - красные звёзды. Наше Солнце является жёлтой звёздой.

Среди звёзд есть гиганты и карлики. Самые крупные гиганты в 2400 раз больше Солнца. Карлики - в основном красные звёзды (в половину меньше Солнца). Солнце по своему размеру является средней звездой. (Звёзды. Серия «Что есть что»).

- Установить причину света солнца днём, а звёзд – вечером.

- Дети, прочитав нужный абзац, определяют и называют причину света солнца днём, а звёзд ночью (Солнце - самая ближайшая к Земле звезда: она и создаёт нам день, другие звёзды очень далеки от нас: их слабый блеск  виден только ночью).

 

 

 

Фронтальная работа

 

 

Беседа

 

 

Работа с текстом

 

 

 

 

 

Работа в учебнике

 

 

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальный опрос

 

 

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по учебнику

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: удержание цели урока

 

Коммуникативные: высказывания учащихся

 

 

 

 

 

Познавательные: информационные:

поиск, фиксация, извлечение информации

 

 

 

Познавательные: моделирование

 

Коммуникативные: взаимодействие

 

Регулятивные: самоконтроль; самооценка

 

 

 

 

 

 

Познавательные: логические умозаключение

 

Познавательные: логические сравнение

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: логические (причинно-следственные связи)

4 этап. Формирование первичных умений на основе самоконтроля

Цель: уметь выполнять задания в соответствии с указаниями; осуществлять действия самоконтроля

- Какая следующая задача?

Небольшой рассказ учителя о наблюдении людей, учёных за звёздами, составлении карт звёздного неба с названиями созвездий.

 

 

 

- Прочитайте текст на странице  23 и выполните задание в учебнике в парах.

- А теперь выполните взаимопроверку своих работ

- Учиться узнавать некоторые созвездия.

Учащиеся, слушая рассказ, рассматривают карту звёздного неба (интерактивная доска), учатся узнавать созвездие Льва, Большой Медведицы.

Учащиеся читают текс в учебнике

 

Рассказ учителя

 

 

 

 

 

 

Работа в паре

 

 

Взаимопроверка

Регулятивные: удержание цели урока

 

Познавательные:

информационные; извлечение, использование, представление информации

5 этап. Рефлексия

Подведение итогов

 

Цель: учиться контролировать и оценивать себя в соответствии с критериями

- Переходим к заключительной задаче.

 - Назовите её.

- Ответим на итоговые вопросы, выполнив тест в рабочей тетради.

 

- Решение каких задач у вас вызвали затруднения?

- Почему?

- Пригодятся ли нам эти знания в жизни и почему?

- Спасибо за работу на уроке!

- Ответить на итоговые вопросы и оценить свои достижения на уроке.

 

 

Дети выполняют тест.

 

 

Презентация на экране.

 

Ответы детей

 

 

Фронтальный опрос

Беседа

Регулятивные: удержание цели

 

Регулятивные: самоконтроль, самооценка

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

 

                                                                                                                              Учитель: