«Почему мы видим. Как беречь глаза?»
Конспект занятия по валеологии.
Цели:
· Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека.
Задачи:
· Познакомить детей со строением глаза, показать, какую роль играет зрение в жизни человека. Закрепить знания о значении бровей, ресниц и век на лице человека.
· Закрепить знания детей о том, что полезно, что вредно для глаз.
Коррекционные задачи:
· Развивать умение взаимодействовать друг с другом в совместных играх.
· Воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей, дополнять ответы.
Оборудование: зеркала, карандаш, линейка, кукла, машинка, треугольник, круг, квадрат, прямоугольник разного цвета, 2 палочки разного размера, платок-шарф.
Материалы: картинки «вредно и полезно для глаз», картина «продукты питания, полезные для глаз», иллюстрация «строение глаза», зашумленные картинки по теме «овощи».
Предварительная работа. Беседа об органах чувств у животных и человека. Беседа по теме «Зрение». Чтение художественной литературы К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит», А. Барто «Очки». Сюжетно-ролевая игра «Больница». Разучивание комплекса упражнений для глаз. Разучивание дидактических и подвижных игр. Рассматривание познавательных рисунков.
Ход занятия:
I. 1. Организационный момент. Настрой на работу.
Провести игру «Какой ты?» на сосредоточение внимания и коммуникабельность. Дети встают в круг и, передавая друг другу мяч, говорят друг о друге добрые слова.
- Алина, ты добрая!
- Таня, ты веселая!
- Лида, ты спортивная! И т. д.
2. Актуализация знаний.
Цель: пробудить у воспитанников интерес к занятию; сформировать мотив деятельности.
Самомассаж: «Наши помощники» (касаясь руками различных частей тела, называйте их и повторяйте за мной).
Головушка — соловушка |
гладят себя по голове |
Лобик–бобик. |
Гладят себя по лбу, от середины к краям |
Носик – курносик |
с закрытыми глазами трогают кончик носа |
Щёчки – комочки |
трут кулачками |
Зубочки — дубочки |
стучат зубами |
Глазки — подсказки |
смотрят вокруг себя |
Реснички - сестрички |
моргают |
Ушки — подслушки |
трут уши |
Ручки – хватучки. |
Машут руками |
Пальчики – мальчики. |
Сжимают и разжимают кулаки |
Плечики — кузнечики |
дергают плечами вверх-вниз |
Грудочки — уточки |
выпячивают вперед грудь |
Пузик — арбузик |
гладят животик |
Спинка — тростинка |
вытягивают спину |
Ножки — топотожки |
топают ногами |
- Вот сколько у нас помощников. А теперь сели красиво, поставили ножки вместе, спинка должна быть прямая.
3.Объявление темы занятия.
- Ребята, сегодня мы поговорим о здоровье. Сегодня будем играть, и узнавать, какие у человека есть помощники. Такие помощники есть и у каждого из вас. Кто же они? Об этом, вы догадаетесь, если отгадаете загадку:
Есть у каждого лица
два красивых озерца,
Между ними есть гора,
что же это, детвора? (Глаза)
- Правильно, это глаза. Ведь не зря говорят:
Видеть маму, видеть папу
Видеть небо и леса
Помогают нам …(глаза)
Дидактическая игра «Сколько»
Цель: согласование существительных с числительными.
- Сколько у человека глаз? /Два глаза/.
- Каких частей тела у человека по две? /Две ноги, две руки, два уха, две брови…/
- А каких частей по одной? /Одна голова, один рот, один нос, одно сердце/.
Физкультминутка
Цель: дать детям физическую и эмоциональную разгрузку. Повысить и сохранить умственную активность и работоспособность детей; обеспечение непродолжительного динамичного отдыха
Дана одна мне голова, |
наклоны головы влево, вправо, назад, вперёд. |
А уха два, и глаза два |
оттягиваем мочки ушей, следим глазами за своим пальцем. |
И две брови, и две щеки, |
поглаживаем брови и щёки. |
И две руки, и две ноги. |
поднимаем руки, разводим в сторону, прыжки. |
4.Изучение и закрепление нового материала.
Задача: организация разных видов деятельности воспитанников для достижения цели занятия.
Воспитатель:
Разберемся
вместе, дети:
Для чего глаза на свете?
Почему у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Сенсорная игра «Что в ящике?».
Цель: Она позволяет ребенку получать ощущения от разных анализаторов. Развивает восприятие, сенсорный опыт. (дети берут предметы из ящика и узнают его с открытыми и закрытыми глазами).
Воспитатель: Когда предметы легко узнаются? (открытыми глазами)
Воспитатель: И не могут быть узнаны? (когда глаза закрыты)
Воспитатель: Что же помогает узнать предметы, действия, содержание картинок? (глаза)
Воспитатель. Ребята, а давайте попробуем выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза.
Воспитатель: А сейчас мы изучим, зачем нам нужны глаза? Какую пользу они приносят и что они умеют делать. Я вам предлагаю с помощью эксперимента убедиться, как трудно обходиться без зрения.
1. Эксперимент.
Воспитатель. Все закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу.
- Скажите, что у меня в руках? (ребенок не может ответить)
- А, что я сейчас делаю? (воспитатель делает 2-3 бесшумных действия - ребенок снова не может ответить)
- Скажите, что я сейчас делаю? (показать ручку – молчание).
- А теперь? (взять книгу – молчание).
- Откройте глаза. Вот что я делала (повторить свои действия).
- Показать карандаш, линейку, куклу, машинку.
- Что это? (ответы)
- Как узнали? (видим)
- А теперь закройте глаза и скажите, что я держу в руках (определить невозможно).
Воспитатель. Значит, что умеют делать глаза?
Ответы детей. Видеть.
2. Эксперимент.
- Что стоит к нам ближе, пирамидка или матрёшка?
- Как вы определили? (посмотрели глазами).
- Значит, что могут определить глаза? (расстояние).
3. Эксперимент.
- Что больше, кукла или кубик? (кукла).
- Кто вам об этом сказал? (глаза)
- Значит, что еще могут определять глаза? (размер)
4. Эксперимент.
- А могут ли они определить форму? (да).
- Как называется эта фигура? (квадрат).
- А эта? (треугольник). Показать треугольник, круг, квадрат, прямоугольник- определить форму каждой фигуры.
- Что могут определить глаза? (форму)
5. Эксперимент.
Воспитатель:
- А цвет предметов мы определяем с помощью глаз? (да).
- Какого цвета треугольник? Круг? Квадрат? прямоугольник?
- Что могут видеть глаза? (цвет)
- Назовите предметы, которые бывают красного цвета, зеленого цвета, желтого цвета (ответы детей).
- Как вы думаете, как бы мы жили, если бы не было глаз? Хотите попробовать? (предлагаю 2-3 детям закрыть глаза и даю задание: подойти к книжной полке и взять книгу со сказкой и т.д.).
- Как вы себя чувствовали? Почему не справились с заданием? Почему трудно?
- Как вы думаете, зачем нам глазки? (выслушиваются ответы детей). /Чтобы видеть предметы, их цвет, форму, перемещение предметов. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении/.
- Правильно, ребята. Да, глаза – самые главные наши помощники. Они помогают видеть всё, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину. Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем нас мире. По глазам можно определить, какой человек, добрый или злой. А как наши глаза могут передавать наше настроение, мы сейчас покажем.
Психогимнастика «Глаза и настроение»
· Если нас что-то удивило – раскрываем широко глаза и делаем удивленный вид.
· А если нам грустно, печально – опускаем глаза вниз.
· Ну, а если нам хорошо, весело и мы радуемся – глаза поднимаем вверх и улыбаемся.
- А сейчас повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие у вас красивые глазки! Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? /Прекрасные, ясные, лучистые, чистые, нежные, заботливые, добрые, ласковые, счастливые, веселые/.
- Сколько ласковых и нежных слов вы назвали.
- Какого цвета бывают глаза? Что умеют делать наши глазки? (плакать, смеяться, щуриться, смотреть, грустить, закрываться, открываться, мигать)
- Если человек грустит, какие у него глаза? (грустные).
- А если злится? (злые).
- Если сердится? (сердитые).
- А если человек удивляется? (удивлённые).
- Если думает? (задумчивые).
- Если человек веселится? (весёлые).
- Вот видите, какими разными могут быть глаза у человека и у вас тоже.
- От чего нужно беречь глаза? (от острых предметов, переутомления)
-Как зрение сохранить хорошим, что для этого нужно делать? (делать гимнастику для глаз)
- Глаза трудятся целый день: мы читаем, рисуем, смотрим телевизор, играем в компьютерные игры. Наши глаза устают. Поэтому необходимо давать им отдых. Кроме сна, когда они отдыхают, можно сделать гимнастику. Давайте и наши глаза отдохнут. Для этого выполним гимнастику для глаз.
Офтальмологическая пауза «Солнышко».
Цель. Предупреждение нарастающего утомления глаз, укрепление глазных мышц и укрепление зрения.
Солнышко с тучками в прятки играло |
закрыть, открыть глаза |
Солнышко тучки-летучки считало: Серые тучки, черные тучки |
глазки вправо, глазки влево |
Легких – две штучки, |
глаза вверх |
Тяжелых – три штучки. |
глаза вниз |
Тучки попрощались, тучек не стало. |
закрыть глаза ладонями |
Солнце на небе вовсю засияло. |
широко открыть глаза |
- Но чтобы сохранить глаза и зрение этой защиты недостаточно, нужно делать гимнастику для глаз – это тоже полезно. Как только почувствуете, что глаза устали, сразу начинайте делать такие упражнения (показ).
Физкультурная минутка.
Цель: дать детям физическую и эмоциональную разгрузку. Повысить и сохранить умственную активность и работоспособность детей; обеспечение непродолжительного динамичного отдыха.
1.Приступили. Для начала
Только глазками вращаем.
А теперь покрутим шеей,
Это мы легко умеем.
2.Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать,
Прочь усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать.
3.Поворот за поворотом,
То к окну, а то к стене.
Выполняем упражнение.
Чтобы отдых дать спине.
4.Напоследок пошагаем,
Выше ноги поднимаем.
5.Отдохнули мы чудесно,
А теперь пора на место.
5. Практическая часть занятия.
Воспитатель. Глаза способны защитить себя, но если о них плохо заботиться, с ними могут случиться разные неприятности. Нам необходимо самим заботится о своем зрении, и беречь глаза.
• Умываться по утрам.
• Смотреть телевизор не более 1 часа в день.
• Сидеть не ближе 3м. от телевизора.
• Оберегать глаза от попадания в них инородных предметов.
• Не тереть глаза грязными руками.
• Делать гимнастику для глаз.
• Не читать лёжа и при слабом освещении.
• Употреблять в пищу продукты (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий красный перец) .
Дидактическая игра «Что полезно, а что вредно для глаз». Набор картинок «Продукты» - морковь, черника, лук, петрушка, помидор, красный перец, шиповник и т.д. Воспитатель предлагает детям взять по одной карточке внимательно рассмотреть, подумать и решить, что для глаз вредно , а что полезно. Объясняют свой выбор.
- Ребята, а вы знаете, какие продукты наиболее полезны для глаз?» /Морковь, черника, перец…/
- А ещё очень
полезны для глаз укроп, шиповник, рябина, тыква, черная смородина, петрушка,
капуста, лимоны, печень, сливочное масло, рыба, молоко и т. д.
- На картинке спрятались овощи (зашумленный рисунок). Назовите овощи и обведите по контуру тот, в котором много витамина «А» (морковь).
Ответы детей. Рис.1. Капуста, брокколи, перец, огурец, тыква, лук, баклажан, репка, морковь.
Рис.2. Перец
острый, перец болгарский, тыква, репка, огурец, помидор, картофель, лук,
морковь.
Воспитатель:
Помни истину простую,
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или пьет морковный сок.
Воспитатель: Что ещё нужно делать, чтобы сберечь зрение, глаза?
- Если глаза чешутся, сказать об этом взрослым.
- Если соринка попала в глаз, немедленно её удалить, промыть глаз.
- Не тереть глаза, особенно грязными руками.
- Не бегать с острыми предметами.
- Читать, рисовать, писать при хорошем освещении.
- На солнце надевать тёмные очки.
- Включить в рацион питания печень и морковь
- Не сидеть долго у телевизора. Это очень вредно.
Беседа о слепых.
Опыт с закрыванием и открыванием глаз.
Воспитатель: Попробуем закрыть глаза, можем ли мы что-нибудь наблюдать?
Ты
закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко —
Сразу сделалось темно:
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно —
Ничего вокруг не видно.
- Ребята, а как бы мы жили, если бы у человека не было глаз? /Было бы тяжело/.
- Конечно, мы и представить себе не можем, как бы мы узнавали мир без зрения, но есть люди, которые по некоторым причинам видят плохо или не видят совсем.
- Как называется такой человек? /Слепой/.
- Наше государство заботится о таких людях. Для слепых детей построены школы, где их учат читать с помощью пальцев.
- Как вы думаете, легко ли жить слепым людям?
- Если мы увидим слепого человека на улице, как можно помочь ему?
/Можно помочь перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт,
купить продукты в магазине, лекарства т т.д./
6. Итог занятия.
- Глаза наши - незаменимые помощники. С их помощью мы видим окружающий мир, наш прекрасный цветной мир и любуемся им. Поэтому берегите и охраняйте глаза.
Ты
прочтёшь про все на свете:
Как летают на ракете,
Кто живёт на дне морском,
Как построен школьный дом
О
животных и о птицах,
И о пчёлах-мастерицах.
Но
чтоб книгу прочитать,
Нужно зреньем обладать.
Если хочешь ты в кино —
Тоже зрение нужно,
Да и в цирке представление
Посмотреть нельзя без зрения.
Значит,
каждому из нас
Нужна пара зорких глаз!
- Ну, что ребята, вот и подошло наше занятие к завершению. Вам оно понравилось? А кто напомнит мне, о чём мы сегодня говорили?
- Нужно беречь глаза? Зачем? Почему? /Это наши помощники, помогают видеть и т.д./
-Через что мы видим? Как называется чёрная точка в середине глаза? Из чего состоит глаз? Что бывает у всех разного цвета?
- Какие помощники есть у наших глаз?
- Как брови, ресницы, веки защищают глаза? /Брови задерживают капельки пота и воды, стекающие со лба, и не дают им попасть в глаза. От пыли спасают ресницы, если попадает пыль, соринки в глаза их смывает слеза. Если рядом с глазом появляется опасный предмет, веко закрывает глаз/.
- Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье дают человеку…глаза! Берегите свои глаза.
Чтоб глаза твои, дружок
Могли надолго сохраниться,
Запомни два десятка строк
На заключительной странице:
Глаза поранить очень просто –
Не играй предметом острым!
Глаза не три, не засоряй
Лёжа книгу не читай;
На яркий свет смотреть нельзя –
Тоже портятся глаза.
Телевизор в доме есть,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану,
И смотри не всё подряд,
А передачи для ребят.
Не рисуй, склонившись низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся как от ветра –
От стола до ваших глаз
Должно быть 40 сантиметров.
Я хочу предостеречь
Нужно всем глаза беречь.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.