Почему надо давать детям проигрывать
От правильного поведения родителей зависит, научится ли ребенок справляться с неудачей и захочет ли он продолжать игру.
Наверное, каждый родитель может вспомнить ситуацию, когда ребенок, проигравший
в какой-нибудь соревновательной игре, со злости швыряет мяч в кусты или сметает
карты и фишки со стола.
Очень важный вопрос: как вести себя родителям, играя с детьми в настольные
игры, например, в «Монополию» – поддаваться, чтобы не расстраивать, или же приучать
их к возможности проигрыша? Ведь в жизни победы редки, а поражения, увы,
случаются гораздо чаще. Опрошенные The Wall Street Journal эксперты советуют
выбрать нечто среднее – играть так, чтобы, с одной стороны, научить ребенка
справляться с неудачами, а с другой стороны, не дать ему совершенно отчаяться
от невозможности выиграть.
По мнению детского психиатра Мэтью Била, учить детей проигрывать можно уже
начиная с 4-летнего возраста. А примерно с 5-6 лет дети начинают активно
интересоваться соревновательными настольными играми, узнавая о существовании
правил, учась честной игре и тому, как рассчитывать свои шансы на выигрыш. В
сущности, так они утверждают свое место в этом мире.
«Для детей ставки в игре всегда очень высоки. И это не потому, что они
еще психически незрелы, а потому, что относятся к игре очень и очень серьезно.
Именно поэтому с ними так интересно играть», – отметил Бил.
Не стоит стараться, чтобы дети всегда выигрывали, подчеркнул эксперт.
Если вы начнете нарочно поддаваться, дети школьного возраста легко
это заметят и расценят такое ваше поведение, как знак того, что вы
не верите в их силы.
Но и
обратная ситуация – когда игра с вами всегда заканчивается для ребенка полным
разгромом — тоже плоха. В этом случае ребенок будет чувствовать свою полную
беспомощность – у него, как бы он ни играл, нет ни малейших шансов на выигрыш –
потеряет веру в себя, и вообще не захочет больше играть.
Эксперты советуют родителям проявлять гибкость и договариваться. Хвалить,
если дети проявляют спортивный характер и делают остроумные тактические ходы. И
не бояться останавливать игру, если ситуация идет в разнос и маленькие игроки
начинают слишком горячиться. В этом случае необходимо сделать паузу и напомнить
детям о тех качествах, которые помогут им продолжить игру – стойкости,
терпении, умении уступать.
«На самом деле у вас всегда должен быть план, – советует специалист по детской
психологии Кеннет Бэриш. – Перед началом игры его следует изложить пред
игроками: «Послушайте, мы сейчас будем играть в Монополию. Это жесткая игра.
Бизнес – это такая же жесткая вещь, как сама жизнь. Вы можете выиграть. Вы
можете проиграть. Но если вы проиграете, чур не плакать»».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.