Почему нельзя унижать человеческое достоинство?

  • doc
  • 02.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала занятие 7.doc

Занятие № 7.

«Почему нельзя унижать человеческое достоинство?»

Цели занятия:

-       Раскрыть понятия «честь», «достоинство», «чувство собственного достоинства»;

-       Развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев оценки своих поступков;

-       Развитие навыков личностного общения в группе сверстников.

Оборудование: таблички «достоинство», «честь», «чувство собственного достоинства».

Ход проведения.

Ι. Приветствие.

Дети садятся в круг.

Ребята! Давайте начнём наше сегодняшнее занятие с того, что выскажем друг другу пожелания на день и сделаем мы это так… Первый участник встанет, подойдет к любому, поздоровается с ним, и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошёл первый участник, в свою очередь подойдет к следующему и т.д. до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день.

II. Связь с предыдущим занятием.

-       О каком качестве мы говорили в прошлый раз?

-       О честности и правдивости.

-       От какого слова происходит слово «честный»?

-       От слова «честь».

III. Словарная работа.

«Честь» - почет, уважение, достоинство человека.

«Достоинство» - отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, уважение к себе, осознание человеком своей значимости.

А теперь, ребята, попробуйте определить, что означают слова «чувство собственного достоинства»?

-       Верно, это чувство «себя», чувство своего «я».

А что главное в этом чувстве?

Какова его основа?

-       Самоуважение. Но и уважение к другому человеку, уважение чужого достоинства.

IV. Задание «Мой портрет в лучах солнца».

Цель: побудить детей выделить качества, заслуживающие уважения.

Ребята! Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите своё имя или нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, всё хорошее, что вы о себе знаете.

Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей.

Это будет ответ на вопрос: «Почему я заслуживаю уважения?»

Обсуждение:

-       Трудно ли вам было выполнить задание?

Ребята, мы видим, что каждому из вас есть, за что уважать своих товарищей и себя.

 

Обсуждение ситуаций.

-       В какой из ситуаций унижено достоинство персонажа?

-       Коротко объясните, почему вы так думаете?

Ситуация № 1.

Вася получал по математике средние баллы, но старался знать этот предмет лучше. Поэтому он не только старательно выполнял домашние задания, но решал дополнительные примеры, часто обращался к учителю за консультацией, забегал в кабинет математики после уроков. Поэтому итоговую контрольную мальчик написал хорошо. Однако, когда объявляли оценки, кто-то из Васиных одноклассников начал возмущаться. Мол, Вася не мог так хорошо написать работу, все знают, что он не умеет думать, обе задачи парень просто списал.

Ситуация № 2.

Катя только что перешла из другой школы. Через несколько дней девочке выпало дежурить в классе, однако своих обязанностей она не выполнила, так как считала, что вытирать доску, поливать цветы, проветривать помещение – вредит здоровью. Одноклассники возмутились и сказали, что Катя кривляка и лентяйка и просто хочет, чтобы не очень-то приятные обязанности за неё выполняли другие.

Обсуждение.

VI. Игра «Скульптура».

Группа делится на 2 части. Одна должна «вылепить» скульптуру человека с чувством собственного достоинства, другая – человека без чувства собственного достоинства. Фигура «лепится» из одного из участников, которому все участники группы придают необходимую позу, «создают» ему мимику. Каждая группа объясняет, что выражает вылепленная ими скульптура.

VII. Чувство собственного достоинства надо отличать от высокомерия, заносчивости. Человек, уважающий себя, никогда не будет унижать других. Заносчивый человек всегда разделяет людей на равных себе и тех, кто ему не ровня. О таких народ говорит: «Напыжился, как жаба перед волом».

VIII. Вывод.

Каждый человек – уникальная личность. Быть достойным человеком – это быть верным своему слову и отвечать за свои слова. Достойный человек и в другом человеке видит личность. Не всегда легко сказать правду или удержаться от грубого слова. Но быть достойным человеком – это быть честным всегда, всю жизнь.