Почему ребенку с РАС очень важно общаться со сверстниками.

  • docx
  • 12.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья 1.docx

Почему ребенку с РАС очень важно общаться со сверстниками?

С какими трудностями может столкнуться ребенок с РАС в инклюзивном детском саду?

Когда дети с особенностями развития приходят в детский сад, педагогам очень важно следить за тем, насколько удачно складываются его отношения со сверстниками. Если общение ребенка с РАС ограничивается взаимодействием со взрослыми (тьюторами и другими помогающими специалистами), это может привести к изоляции. Малышам с аутизмом, как правило, не хватает социальных навыков для того, чтобы самим инициировать и поддерживать общение с другими детьми, поэтому им нужно оказать своевременную помощь.

Исследования и практический опыт показывают, что аутичным детям трудно функционировать в неструктурированной среде, когда нет четкого графика: например, во время прогулок, переменок или свободных игр. Некоторые из них просто теряются: слоняются по комнате или игровой площадке, занимаясь различными самостимуляциями.

Психологи провели интересное исследование. Целью было выяснить, какой тип вмешательства наиболее эффективен для вовлечения детей с РАС в игру на детской площадке. В нем принимали участие дети в возрасте от 4 до 9 лет, обучающиеся в инклюзивных группах. Сравнивались следующие виды вмешательства:

  • Сопровождение аутичного ребенка тьютором, который обучает его игровым навыкам и вовлекает во взаимодействие с нейротипичными сверстниками во время перерывов или прогулок (этот вид вмешательства наиболее распространен).
  • Вовлечением ребенка в игру с РАС занимаются сверстники, прошедшие специальное обучение.

Результаты оказались впечатляющими: каждый раз, когда во

вмешательстве участвовали сверстники, показатели вовлеченности аутичных детей были очень высокими. Еще один любопытный вывод: даже если у аутичного ребенка в группе был друг, то такой ребенок оказывался вовлечен в коллективную игру наравне с другими детьми с РАС, у которых друзей не было.

От отношения типично развивающихся детей к ребенку с аутизмом в группе во многом зависит успех инклюзивного образования. Для аутичного ребенка понимание и принятие со стороны сверстников чрезвычайно важны, они способствуют улучшению его социальных навыков.

Некоторые формы и приемы, которые в своей работе может использовать любой педагог.

1. Игра – наиболее эффективное средство специальной помощи ребенку раннего и дошкольного возраста с аутизмом. Эмоциональная связь с близкими людьми, общение, игровое взаимодействие – те условия нормального развития, которые необходимо воссоздать в воспитании ребенка с аутизмом.

2. Эмоционально-смысловое комментирование. Любое присоединение взрослого к аутостимуляции аутичного ребенка должно сопровождаться эмоционально-смысловым комментарием. Более того, взрослый не всегда может (и не всегда должен) включаться в игру аутичного ребенка на уровне конкретных действий; его задача, прежде всего, – постоянно комментировать ситуацию, придавая ей положительную эмоциональную окраску и определенный игровой смысл.

3. Визуальная поддержка является методом предоставления информации в более понятной, по сравнению с устной речью, форме. Визуальные подсказки дают шаги или указания в том, что ребенок будет делать в рамках определённого занятия. Использование данного инструмента визуальной поддержки позволяет ребенку видеть, каковы шаги выполнения конкретной активности. Визуальные подсказки могут быть: визуализацией времени, границей для хранения обиходно-бытовых и игровых предметов, схемой последовательности мытья рук, читки зубов, посещение туалета.

4. Положительное поощрение Событие, занятие или другие условия, которые следуют за желательным поведением со стороны ученика и которые приводят к учащению такого поведения в будущем.

5. Техника угасания. Отмена или устранение поощрения мешающего поведения с целью уменьшения частоты этого поведения. Хотя эта техника может применяться как отдельный метод, часто она используется в рамках функционального анализа поведения, дифференциального поощрения.

6. Физические упражнения. Повышенные физические нагрузки с целью уменьшить проблемное поведение и увеличить уместное поведение.

7. Музыка является уникальным способом взаимодействия людей друг с другом, ведь она может обеспечить мощный мультисенсорный опыт. Особенно это полезно для детей с аутистическим спектральным расстройством. Она предоставляет детям возможность общаться с другими, испытывать новые формы расслабления, способствует самовыражению.

8. Видеомоделирование или аудиомоделирование. Визуальное или аудимоделирование целевого поведения или навыка (как правило, в области поведения, речи, коммуникации, игровых и социальных навыков), которое демонстрируется с помощью видеозаписи или воспроизводящего оборудования для облегчения обучения или инициации желательного поведения или навыка.

Это лишь некоторые из приемов работы с детьми с расстройством аутистического спектра. Тем, кто хочет помочь детям с расстройствами аутистического спектра, хочется пожелать терпения в понимании того, кто так не похож на нас. Ведь в нашу с вами жизнь эти дети приходят проверить нас на человечность.

 

Источник: ИНТЕРАКТИВНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ

1.https://io.nios.ru/articles2/102/12/metody-i-priemy-raboty-s-detmi-s-rasstroystvom-autisticheskogo-spektra

2.https://nakedheart.online/articles/davai-druzhit-sem-voprosov-o-vzaimodeistvii-detei-s-ras-c-tipichno-razvivauschimisya-sverstnikami


 

Скачано с www.znanio.ru