Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Игра «Обгонялки». – Я задумала слово, приготовила подсказки для вас. Кто первый догадается, что это за слово, тот запишет его на доске. 1. а) В этом слове 4 слога, 10 букв, но 9 звуков, один из которых долгий [м]. б) В нём спряталась единица массы. в) Этим словом называют раздел науки о языке. г) Так назывался учебник, который обиделся на Витю Перестукина за то, что он не знал правила о безударных гласных. (Грамматика.) 2. а) В этом слове 3 орфограммы. б) В нём спрятался кросс, но слово к спорту не относится. в) Часто этот род загадок встречается на последних страницах газет, журналов. (Кроссворд.)
Иконка файла материала konsp_rus_3kl_ur50_+.doc
Русский язык УДВОЕННЫЕ БУКВЫ СОГЛАСНЫХ НА СТЫКЕ ПРИСТАВКИ И КОРНЯ Урок 50 (45). Тема: Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня. Цель:    –  развитие   умений   анализировать   слова   с   удвоенной   буквой  согласных,   находить   орфограмму­удвоенную   букву согласного на стыке приставки и корня, графически её обозначать, отличать эту орфограмму от орфограммы­буквы удвоенного согласного в корне. Символы: П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».  3  5  1. Чистописание. Образец есть в тетрадях и на доске (строчные  м  и  л  одиночные и двойные). –  Какие элементы общие в написании строчных букв  м  и  л? Что надо Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов  © ООО «Баласс», 2013 1соблюдать при написании этих букв? (Наклон, высоту…) – Одинаковая ли высота у данных букв? – Отметьте точкой на образце место, откуда начинаем писать букву. – Напишите буквы. (Ученики по образцу пишут до конца строки.) 2. Актуализация изученного. –  Вспомните слова с удвоенной буквой согласного  н. (Ванная, Анна, Инна…) – В какой части слова находятся буквы удвоенных согласных? (В корне.) – Какие ещё знаете орфограммы в корне? – Что такое корень? – Какая часть слова стоит перед корнем? –  Какую   орфограмму   в   приставках   вы   знаете?   (Буквы   безударных гласных в приставках.) 3. Словарная работа. Игра «Обгонялки». –  Я   задумала   слово,   приготовила   подсказки   для   вас.   Кто   первый догадается, что это за слово, тот запишет его на доске. 1. а) В этом слове 4 слога, 10 букв, но 9 звуков, один из которых долгий [м]. б) В нём спряталась единица массы. в) Этим словом называют раздел науки о языке. г) Так назывался учебник, который обиделся на Витю Перестукина за то, что он не знал правила о безударных гласных. (Грамматика.) 2. а) В этом слове 3 орфограммы. б) В нём спрятался кросс, но слово к спорту не относится. делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать  своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. © ООО «Баласс», 2013 2II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.  Открытие новых  знаний. в) Часто этот род загадок встречается на последних страницах газет, журналов. (Кроссворд.) 3. а) Этим именем звали красивого юношу. б) Он был так влюблён в себя, что никого и ничего не замечал, а всё время смотрел на своё прекрасное лицо, отражённое в воде. В наказание боги его превратили в цветок. (Нарцисс.) 4. а) Литературный жанр, в котором описан один эпизод, одно событие из жизни героев. б)   В   этом  произведении   мало   героев,   оно   небольшое   по   объёму. (Рассказ.) 3  4  1  3  3  –  В   какой   части   слова   находится   удвоенная   буква   согласного   в записанных словах? (В корне.) – А теперь запишите слова рассказ и рассвет. – Как вы думаете, в какой части слова находятся буквы согласного? – Как это можно доказать? (Подобрать однокоренные слова.) Выполните работу. – Какой возникает вопрос? (Удвоенная буква согласного – это одна и та же   орфограмма   или   разные?   Почему   появляется   удвоенная   буква согласного? Как правильно написать букву согласного в слове?) – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)  Поиск решения.   4  5 1. Коллективная работа на доске. – Понаблюдаем над словами рассказ и рассвет. Попробуйте объяснить, почему в этих словах пишется удвоенная буква согласного с. –  Что   для   этого   мы   уже   знаем?   (При   подборе   однокоренных   слов Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. © ООО «Баласс», 2013 3выяснили, что в этих словах есть приставка и корень.) –  Предположите,   откуда   появились   две   буквы   рядом.   (На   одну  с оканчивается приставка, а с другой с начинается корень.) 2. Работа по учебнику. – Найдите рассмотренные нами слова в упр. 158. – Какие ещё слова здесь приведены? Попробуйте определить, почему в них также пишется удвоенная буква согласного с. – Как вы думаете, это орфограмма? Почему? –  Как   она   называется?   Найдите   нужную   информацию   в   учебнике   и прочитайте   её.   (Могут   прочитать   в   названии   параграфа/темы   или выбрать из правила.) –  Что   значит   стык?   (Место,   где   вплотную   соединяются   приставка   и корень.) 3. Работа над правилом. – Прочитайте ещё раз правило в рамке на с. 128. Подтвердились ли ваши предположения? – Как обозначается орфограмма? – Только ли буква с может быть удвоенной на стыке приставки и корня? 4. Ответ на проблемный вопрос урока. –  Вспомните начало урока. Какая орфограмма встретилась нам в игре «Обгонялки»? – А в словах рассказ и рассвет – та же орфограмма? (Нет.) Докажите, что   это   другая   орфограмма.   (Она   находится   не   в   корне,   а   на   стыке частей слова, её можно проверить, а в корне проверить нельзя.) – Что же нужно, чтобы найти орфограмму­букву согласного и правильно © ООО «Баласс», 2013 4её написать? (Сначала выделить части слова, потом вспомнить правило.) П. Дополнительно: – Бывают ли в словах утроенные согласные? (Нет.) рас + ссориться = ? – Как поступить, чтобы «не обидеть» приставку и корень? Одна из трёх букв пропадает, остаётся одна в приставке, одна в корне. Это слово – исключение из правила. (Рассориться.) IIΙ . Развитие  умений –  применение  знания.  1  3  5  1  3  Работа в учебнике. 1.  Упр. 159 – развивается умение  объяснять графически написание удвоенной буквы согласного на стыке приставки и корня. – Что значит объяснить орфограмму графически? (Сделать необходимые обозначения, чтобы было понятно написание: подчеркнуть последнюю букву приставки и первую букву корня, обозначить части слова.) – Рассмотрите образец. Ученики выполняют самостоятельно. Проверка коллективная. –  Какие   буквы   удвоенных   согласных   вы   подчеркнули?   Какая   буква «удваивается» чаще? Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям, выражать  свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. 2. Игра «Исследователи­лингвисты». – Объектами исследования лингвистов будут слова из упр. 160. Мальчики   должны   выписать   слова   с   удвоенной   буквой   согласного   в © ООО «Баласс», 2013 5корне.   А   девочки   –   слова   с   удвоенной   буквой   согласного   на   стыке приставки и корня. Чья исследовательская лаборатория работает лучше? Взаимопроверка. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.   – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)  4 4 – Запишите ключевые слова, которые отражают тему и проблему урока. (Орфограмма, удвоенная буква согласных, приставка, корень, стык.) –  Нарисуйте   схему   слова.   Обозначьте   орфограмму­удвоенную   букву согласного на стыке корня и приставки: – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  VΙ . Итог урока. © ООО «Баласс», 2013 6V. Домашнее  задание. – За что? Упр. 5, с. 131. Деятельность учеников:  – Находить в словах корень, суффиксы, приставки, различать омонимичные приставки и предлоги.   –  Мотивировать  слитное – раздельное написание (по­  – это приставка, так как ... поэтому пишется слитно;  по  – это предлог, так как ... поэтому пишется раздельно; это орфограмма­пробел).  – Различать приставки по­ и па­, про­ и пра­. © ООО «Баласс», 2013 7

Посмотрите также