Почва

  • docx
  • 09.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Почва 6 класс урок.docx

Тема: «Почва»

Урок географии в 6-м классе по учебнику А.А. Лобжанидзе «Сфера»

Цель урока: сформировать у учащихся представления о почвах, её составе и типах

Задачи урока:

1. Образовательные:

·        Сформировать представление о почве, её главном качестве – плодородии, типе почв и их составе и строении.

2. Развивающие:

·        Развивать внимание, речь и мышление путем беседы, ответов на вопросы, расширять кругозор, логическое мышление, совершенствовать коммуникативные компетенции. 

3. Воспитательные:

·        Воспитывать бережное отношение к почвенным ресурсам Земли

Методы и приемы:

•        словесный (рассказ учителя, сообщения учеников, беседа);

•        наглядный (компьютерный);

Межпредметные связи: с биологией, историей, экологией

Средства обучения: учебник, атлас, демонстрационная карта «Почвы мира», видео ролика «Русский чернозем».

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: фронтальная

Структура урока:

1. Организационный момент – 3 мин

2. Актуализация знаний – 5 мин

3. Изучение нового материала – 20 мин

4. Закрепление изученного материала – 10 мин

5. Рефлексия – 5 мин

6. Домашнее задание – 2 мин

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Учитель: на прошлом уроке мы узнали, что биосфера – среда обитания живых организмов, среда жизни человека. Какая главная задача стоит сегодня перед человеческой цивилизацией?

Важный компонент биосферы – почвенный покров. Без почвы невозможно существование растений и животных, которые необходимы для жизни человека. Почва – мать и дочь жизни. Мать, потому что даёт растениям все необходимое для их роста. Растениями питаются животные и люди; почва наша кормилица . Почва рождается жизнью и порождает жизнь!

3. Изучение нового материала

Она богаче всех на свете.

По ней бегут, несутся дети.

А по весне стоит вся в цвете.

И так красива на рассвете.

И кормит всех людей на свете.

Что это? Подскажите, дети! (земля –кормилица)

Почва – тонкий (от 2 – 3 см до 2 метров) поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием. Плодородие - главное качество, отличающее почву от горной породы. Слово «плодородный» состоит из двух слов «плоды» и «родить». Знакомясь с почвами нельзя ни вспомнить ученого, который свою жизнь посвятил изучению почв и создал науку о почвах – Василий Васильевич Докучаев ( рассмотреть рис.107 стр.159 и дать краткую информацию жизненного пути русского ученого, основателя науки о почвах, учителя В.И.Вернадского)

«Всё прекрасное в мире – от солнца, всё хорошее – от человека»

М.М.Пришвин

Условия почвообразования:

1.     Неживая природа ( свет, тепло ,воздух, вода, рыхлые горные породы).

2.     Живая природа (растения, животные, микроорганизмы, деятельность человека).

Важная роль в почвообразовательном процессе принадлежит растениям. Чтобы образовалась почва, необходима работа микроорганизмов и обитающих в почве мелких животных – червей. Остатки отмерших растений и животных разлагаются и постепенно превращаются в перегной ( гумус) , от которого зависит плодородие.

Состав почвы:

1. Минеральная часть – песок, глина, известняк, другие горные породы и минералы.

2. Органическая часть – гумус ( перегной).

3. Вода, воздух, проникающие по полостям и пустотам.

4. Живые организмы – бактерии ,черви, личинки, жуки, землеройки и т.п.

На земном шаре живут разные растения и животные, потому что каждая территория отличается своим климатом. На Земле существуют разные типы почв. Чем больше органических веществ попадает в почву, тем почва более плодороднее. Гумус – перегной, основная часть органического вещества почвы, окрашенная обычно в темный цвет. Например, мы живем на Крымском полуострове в природной зоне степей, где ежегодно огромное количество однолетних степных злаков попадает в почву, образуя самые плодородные черноземные почвы. Почвенный покров поглощает и нейтрализует многие техногенные загрязнители. Недаром ученые сравнивают почву с «кожей» нашей планеты Земля!

Тип почв зависит от растительного покрова, количества осадков, поступления в почву органических веществ.

Анализ рисунка 108, стр.160 «Типы почв». Объяснить понятие «почвенный разрез».

Демонстрация видео ролика «Русский чернозем» продолжительностью 43.45мин (показать учащимся 7.37мин).

4. Закрепление изученного материала.

Приём «Азбука»: назвать слова из новой темы на букву «п»

Ответ: почва, плодородие, почвовед, почвообразование, перегной, почвенные ресурсы, почвенный разрез, почвенный горизонт.

Вопросы по просмотренному отрывку из документального фильма «Русский чернозём»

1. Почему в конце XIX века в России началась «борьба» за чернозёмные почвы?

2. Почему русский чернозём дороже золота?

3. Какая наука возникла в России в связи с изучением почв?

4. Кто из ученых сыграл большую роль в изучении почв?

Вопросы по новому материалу с элементами беседы:

1.     Что называется почвой?

2.     Какие условия необходимы для почвообразовательного процесса и кто в этом процессе играет главную роль?

3.     Какой состав имеют почвы?

4.     Почему на Земле сформировались различные типы почв, и что влияет на это различие?

5. Рефлексия

6. Домашнее задание: параграф 49; подумайте: почему почву иногда называют «памятью» природных комплексов (ландшафтов)?