Тема: «Почва»
Урок географии в 6-м классе по учебнику А.А. Лобжанидзе «Сфера»
Цель урока: сформировать у учащихся представления о почвах, её составе и типах
Задачи урока:
1. Образовательные:
· Сформировать представление о почве, её главном качестве – плодородии, типе почв и их составе и строении.
2. Развивающие:
· Развивать внимание, речь и мышление путем беседы, ответов на вопросы, расширять кругозор, логическое мышление, совершенствовать коммуникативные компетенции.
3. Воспитательные:
· Воспитывать бережное отношение к почвенным ресурсам Земли
Методы и приемы:
• словесный (рассказ учителя, сообщения учеников, беседа);
• наглядный (компьютерный);
Межпредметные связи: с биологией, историей, экологией
Средства обучения: учебник, атлас, демонстрационная карта «Почвы мира», видео ролика «Русский чернозем».
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: фронтальная
Структура урока:
1. Организационный момент – 3 мин
2. Актуализация знаний – 5 мин
3. Изучение нового материала – 20 мин
4. Закрепление изученного материала – 10 мин
5. Рефлексия – 5 мин
6. Домашнее задание – 2 мин
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Учитель: на прошлом уроке мы узнали, что биосфера – среда обитания живых организмов, среда жизни человека. Какая главная задача стоит сегодня перед человеческой цивилизацией?
Важный компонент биосферы – почвенный покров. Без почвы невозможно существование растений и животных, которые необходимы для жизни человека. Почва – мать и дочь жизни. Мать, потому что даёт растениям все необходимое для их роста. Растениями питаются животные и люди; почва наша кормилица . Почва рождается жизнью и порождает жизнь!
3. Изучение нового материала
Она богаче всех на свете.
По ней бегут, несутся дети.
А по весне стоит вся в цвете.
И так красива на рассвете.
И кормит всех людей на свете.
Что это? Подскажите, дети! (земля –кормилица)
Почва – тонкий (от 2 – 3 см до 2 метров) поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием. Плодородие - главное качество, отличающее почву от горной породы. Слово «плодородный» состоит из двух слов «плоды» и «родить». Знакомясь с почвами нельзя ни вспомнить ученого, который свою жизнь посвятил изучению почв и создал науку о почвах – Василий Васильевич Докучаев ( рассмотреть рис.107 стр.159 и дать краткую информацию жизненного пути русского ученого, основателя науки о почвах, учителя В.И.Вернадского)
«Всё прекрасное в мире – от солнца, всё хорошее – от человека»
М.М.Пришвин
Условия почвообразования:
1. Неживая природа ( свет, тепло ,воздух, вода, рыхлые горные породы).
2. Живая природа (растения, животные, микроорганизмы, деятельность человека).
Важная роль в почвообразовательном процессе принадлежит растениям. Чтобы образовалась почва, необходима работа микроорганизмов и обитающих в почве мелких животных – червей. Остатки отмерших растений и животных разлагаются и постепенно превращаются в перегной ( гумус) , от которого зависит плодородие.
Состав почвы:
1. Минеральная часть – песок, глина, известняк, другие горные породы и минералы.
2. Органическая часть – гумус ( перегной).
3. Вода, воздух, проникающие по полостям и пустотам.
4. Живые организмы – бактерии ,черви, личинки, жуки, землеройки и т.п.
На земном шаре живут разные растения и животные, потому что каждая территория отличается своим климатом. На Земле существуют разные типы почв. Чем больше органических веществ попадает в почву, тем почва более плодороднее. Гумус – перегной, основная часть органического вещества почвы, окрашенная обычно в темный цвет. Например, мы живем на Крымском полуострове в природной зоне степей, где ежегодно огромное количество однолетних степных злаков попадает в почву, образуя самые плодородные черноземные почвы. Почвенный покров поглощает и нейтрализует многие техногенные загрязнители. Недаром ученые сравнивают почву с «кожей» нашей планеты Земля!
Тип почв зависит от растительного покрова, количества осадков, поступления в почву органических веществ.
Анализ рисунка 108, стр.160 «Типы почв». Объяснить понятие «почвенный разрез».
Демонстрация видео ролика «Русский чернозем» продолжительностью 43.45мин (показать учащимся 7.37мин).
4. Закрепление изученного материала.
Приём «Азбука»: назвать слова из новой темы на букву «п»
Ответ: почва, плодородие, почвовед, почвообразование, перегной, почвенные ресурсы, почвенный разрез, почвенный горизонт.
Вопросы по просмотренному отрывку из документального фильма «Русский чернозём»
1. Почему в конце XIX века в России началась «борьба» за чернозёмные почвы?
2. Почему русский чернозём дороже золота?
3. Какая наука возникла в России в связи с изучением почв?
4. Кто из ученых сыграл большую роль в изучении почв?
Вопросы по новому материалу с элементами беседы:
1. Что называется почвой?
2. Какие условия необходимы для почвообразовательного процесса и кто в этом процессе играет главную роль?
3. Какой состав имеют почвы?
4. Почему на Земле сформировались различные типы почв, и что влияет на это различие?
5. Рефлексия
6. Домашнее задание: параграф 49; подумайте: почему почву иногда называют «памятью» природных комплексов (ландшафтов)?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.