Почва как среда жизни. Роль растений, бактерий, грибов и животных в почвообразовании.
Оценка 4.6

Почва как среда жизни. Роль растений, бактерий, грибов и животных в почвообразовании.

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
5 кл
23.04.2020
Почва как среда жизни. Роль растений, бактерий, грибов и животных в почвообразовании.
11.docx

Дата

 

 

 

Завуч по УР    

Класс

____________З.И.Яндиева

 

Тема: Почва как среда жизни.

Роль растений, бактерий, грибов и животных в почвообразовании.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: изучить организмы, живущие в почве и роль растений, бактерий, грибов и животных в почвообразовании. Узнать какие же взаимоотношения существуют между растениями, животными, грибами, бактериями, населяющими такую среду жизни как почва между собой.

Задачи:

1.      Обучающие: сформировать у учащихся знания о видах организмов, обитающих в почве и изучить взаимоотношения между организмами, показать зависимость одних видов от других, развить и закрепить знания о них, об особенностях такой среды обитания как почва, выяснить роль растений, бактерий, грибов и животных в почвообразовании.

2.      Развивающие: развивать умение анализировать, делать выводы, работать самостоятельно и в группе, развивать познавательный интерес.

3.      Воспитательные: воспитание экологической грамотности и бережного отношения к природе.

Методы обучения: частично поисковый, проблемный, репродуктивный.

Формы организации урока: беседа, работа с текстом учебника.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

 

Ход  урока:

1.      Организационный этап (2мин). Взаимное приветствие учеников и учителя. Здравствуйте, ребята! Я приветствую всех и желаю успехов и хорошего настроения!

Фиксация отсутствующих. Проверка готовности к уроку.

 

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать виды животных и других организмов, обитающих в разных средах жизни.

Тема урока: Почва как среда жизни. Роль растений и животных в почвообразовании.

Актуализация опорных знаний (10 мин).

Сначала повторим и проверим домашнее задание. Ответьте на вопросы:

- Дайте определение наземно-воздушной среде обитания;

- Какие еще Вам известны среды обитания живых организмов на нашей планете?

- Почему в разных средах обитания обитают разные виды животных и растений?

- Какие условия необходимы для жизни живых организмов?

- Какие экологические факторы Вам известны?

- Какие виды растений и животных, населяющие водную среду вам известны? Приведите примеры.

- Какие виды растений и животных, населяющие наземно-воздушную среду вам известны? Приведите примеры.

- Докажите, что для таких животных как водомерка среда обитания - наземно-воздушная, а как паук-серебрянка - водная?

-Какие приспособления у животных Вам известны для обитания в водной среде?

-Установите соответствие между группами растений по отношению к свету и местами их произрастания.

Изучение нового материала:

Давайте посмотрим на тему и попробуем вместе определить цель сегодняшнего урока. А чтобы вам было легче, вспомним сказку «Дюймовочка». Напомните мне, где жил слепой жених Дюймовочки ?А какие еще животные могут всю жизнь жить под землей? Что Вы можете сказать? Вот на эти вопросы мы и постараемся ответить в ходе урока. Итак, какая же цель? Изучить видовой состав организмов, обитающих в самой молодой и наиболее заселенной среде жизни и изучить их роль в почвообразовании.



Почва действительно, ребята, является самой молодой и наиболее заселенной средой обитания, так как она возникла вместе с живыми организмами и их в ней действительно много. Давайте познакомимся с составом почвы:

hello_html_m2edd54ab.png

 

В почве создаются условия, не характерные для других сред:

 

hello_html_36092816.png

 

Для почвы характерна более или менее рыхлая структура, определенная водопроницаемость и аэрируемость. В верхних го­ризонтах почвы концентрируются вещества, содержащие элемен­ты, необходимые для питания растений, - фосфор, азот, кальций, калий и многие другие. В почвенной влаге содержатся газы, рас­творимые соли, питательные вещества, но иногда и токсичные для организмов соединения. Такие почвенные растворы могут быть кислыми, нейтральными или щелочными.

Почва обладает своеобразными биологическими особенностями, поскольку тесно связана с жизнедеятельностью организмов. Верхние слои содержат массу корней растений. В процессе роста, отмирания и разложения они разрыхляют почву, создавая определенную струк­туру, а вместе с тем и условия для жизни других организмов. Рою­щие животные перемешивают почвенную массу, а после смерти ста­новятся источником органического вещества для микроорганизмов.

Какая же роль бактерий, грибов и животных в почвообразовании?

Бактерии и грибы, разрушающие отмершие останки растительных и животных существ превращают органические вещества в неорганические вещества. Дождевые черви и другие землерои (кроты, слепыши), питаясь разлагающимися растительными остатками и опавшими листьями, рыхлят почву, прокладывают в ней ходы, вентилируя воздухом и делая более плодородной для растений.

Газообмен почвенного воздуха с атмосферным, при котором почвенный воздух обогащается кислородом, а приземный - угле­кислотой, называется аэрацией (от греч. аег - воздух). На аэра­цию почвы, которая возможна только благодаря ее пористости, влияет много факторов. Например, повышение влажности пре­пятствует проникновению в почву кислорода. С глубиной количе­ство углекислого газа в почве увеличивается, а кислорода - уменьшается. При повышении температуры воздух расширяется и выходит из почвы, а при понижении он более интенсивно прони­кает в промежутки между почвенными частицами.

Органическое вещество почвы играет важную роль в росте и развитии растений. Оно состоит из продуктов гумификации (аэроб­ное разложение) и неполного разложения растительных остатков и трупов почвенных животных. Перегной, или гумус, для всех поч­венных обитателей является основным источником необходимых для жизни минеральных соединений и энергии. Он обусловливает плодородие почв и их структуру. Гумус служит источником физио­логически активных соединений (витамины, органические кислоты, полифенолы и др.), которые стимулируют рост растений.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u144886/t1515472676ag.jpg

Наиболее древними почв образователями являются микро­организмы. Они функционировали задолго до появления на Земле высших растений и животных. Синтез физиологически активных соединений, гумус образование и полная минерализация органи­ческих остатков - вот главная функция микроорганизмов в поч­вообразовательных процессах.

В числе почвенных микроорганизмов имеются представители и растительного, и животного мира. Прежде всего это однокле­точные и многоклеточные водоросли. Многие из них обладают пигментами типа хлорофилла и отличаются от других микроорга­низмов тем, что способствуют обогащению почвы органическим веществом и кислородом. Однако наиболее многочисленны в почвенной микрофлоре грибы, актиномицеты (лучистые грибы, близкие к бактериям) и бактерии. В почвенной микрофауне осо­бое значение имеют амебы и ресничные, а также многочисленные микроскопические круглые черви - нематоды. Есть сведения о присутствии в почве также неклеточных форм микроорганизмов - бактериофагов (бактериальных вирусов) и вирусов.

Почвенные организмы по степени связи со средой обитания разделяются на три основные группы:

Геобионты - постоянные обитатели почвы, весь цикл их развития протекает в почве (дождевые черви, многие первично­бескрылые насекомые).

Геофилы - животные, часть цикла развития которых прохо­дит в почве. К ним относится большинство насекомых: саранчо­вые, ряд жуков, комары-долгоножки. Личинки их развиваются в почве, а во взрослом состоянии это типичные наземные обитатели.

Геоксены - животные, иногда посещающие почву для временного укрытия или убежища (таракановые, многие полу­жесткокрылые, грызуны, млекопитающие, живущие в норах).

Запишите определения:

Гумус- органические вещества почвы, образующиеся в результате разложения организмами - редуцентами растительных и животных остатков.

Редуценты – организмы (бактерии и грибы), разрушающие отмершие останки живых существ (органические вещества), превращая их в неорганические вещества.

Минеральные (неорганические вещества)-химические вещества, не имеющие углеродного скелета.

Плодородный слой почвы - верхний слой почвы, содержащий гумус и являющийся наиболее благоприятным для роста растений.

3.      Закрепление материала Что нового узнали на уроке? Что понравилось? Что не понятно? Так какие животные могут жить в почве? Что такое почва? Какая роль у дождевых червей в почвообразовании?

4.      Оценка. Домашнее задание: параграф 8 выучить, параграф 6-7 повторить.

Все молодцы! Спасибо за урок! Запишите домашнее задание в дневники.

Все свободны.


 

Дата Завуч по

Дата Завуч по

Дюймовочки ?А какие еще животные могут всю жизнь жить под землей?

Дюймовочки ?А какие еще животные могут всю жизнь жить под землей?

Для почвы характерна более или менее рыхлая структура, определенная водопроницаемость и аэрируемость

Для почвы характерна более или менее рыхлая структура, определенная водопроницаемость и аэрируемость

Газообмен почвенного воздуха с атмосферным, при котором почвенный воздух обогащается кислородом, а приземный - угле­кислотой, называется аэрацией (от греч

Газообмен почвенного воздуха с атмосферным, при котором почвенный воздух обогащается кислородом, а приземный - угле­кислотой, называется аэрацией (от греч

Геобионты - постоянные обитатели почвы, весь цикл их развития протекает в почве (дождевые черви, многие первично­бескрылые насекомые)

Геобионты - постоянные обитатели почвы, весь цикл их развития протекает в почве (дождевые черви, многие первично­бескрылые насекомые)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.