Подбор, проведение и анализ музыкально-ритмических игр
Музыкально-ритмические игры помогают прививать детям двигательные навыки и умения, необходимые при передаче в движениях музыкальных впечатлений; коммуникативные черты характера, умение действовать в команде сообща. Каждая игра имеет не только двигательные, но и музыкальные задачи:
Отдельно хочется сказать о ритме. Формирование чувства ритма у детей, в том числе у детей с общим недоразвитием речи, является одной из наиболее важных и сложных задач. В работе необходима регулярность и систематичность. Вообще, основным принципом в работе над музыкально-ритмическими играми является принцип «от простого к сложному». Сначала надо научить ребенка основным видам движений под музыку. Это различные виды ходьбы, бега, поскоков, танцы, хороводы, игры с пением, драматизации с пением, инсценировки.
Музыкально-ритмические игры с пением позволяют тренировать различные группы мышц и развивают координацию движений. Музыкальное сопровождение влияет на качество исполнения: улучшает пластичность движений, придает им мягкость и выразительность. Создание определенного образа развивает фантазию и слуховое внимание детей. Важно развивать умение детей выполнять движения в ритме музыки.
Музыкально-ритмические игры с предметами развивают статическую и динамическую координацию движений, целевую точность и пластику движений. Можно использовать разные предметы - палки, ленты, обручи, мячи, платочки.
Рассмотрим и проанализируем несколько музыкально-ритмических игр
Игра «Дождик-солнышко»
Цель: Побуждать детей ритмично играть на музыкальных инструментах, развивать быстроту реакции.
Эмоциональность проведения игры : игра вызывает такие эмоции, как интерес, удивление, радость, огорчение, грусть; все они появляются во время игры при прослушивании музыки и процесса передачи ее восприятия с помощью раздаточного материала
Ход игры: Дети делятся на две группы, раздаются музыкальные инструменты: одним колокольчики, другим бубны.
Ведущий: Дождик (дети играют на колокольчиках)
Солнышко (дети играют на бубнах)
Повторяется 4 раза.
Далее звучит музыка, дети кладут инструменты на пол и свободно перемещаются по залу. В это время ведущий убирает один музыкальный инструмент. Когда музыка заканчивается, дети должны взять любой музыкальный инструмент, ребенок, которому не хватило выбывает из игры.
Примечание: Если время на игру ограничено или детей много, можно убирать сразу по 2-3 музыкальных инструмента.
Игра «Дорожка»
Цель: учить дошкольников передавать несложный ритмический рисунок на детском музыкальном инструменте.
Эмоциональность проведения игры : игра вызывает такие эмоции, как интерес, удивление, радость, огорчение, грусть; все они появляются во время игры при прослушивании музыки и процесса передачи ее восприятия с помощью раздаточного материала
Ход игры: дети выбирают себе музыкальные инструменты (бубен, молоточек, барабан, садятся по кругу. В центре круга — ведущий (педагог или ребенок).
Ведущий: Я гуляю по дорожке (марширует)
Дети на своих инструментах выполняют ритм стиха, выделяя сильную долю.
И мои шагают ножки.
А потом, а потом (бежит на месте)
Все бегом, бегом, бегом.
Через лужи прыг-скок.
Прыг-скок, прыг-скок (прыжки с ноги на ногу).
А теперь на бугорок,
Стоп (притоп)
Надоело мне стоять,
Лучше буду танцевать (исполняет простые движения: нога на носок, на пятку, ковырялочка и т. п.).
Игра «Погуляем»
Цель: развитие движений, перемещение и перестроение в пространстве в соответствии с ритмом и темпом музыки.
Ход игры: дети двигаются по залу для музыкальных занятий в разных направлениях.
Ведущий: Погуляем, погуляем
В садике своем.
Дети: Погуляем, погуляем
И дружка найдем. (Находят себе пару — дружка.)
Пока! (Отходят спиной назад на два шага и машут рукой, прощаясь.)
Хлоп-хлоп! (Останавливаются друг перед другом и делают два хлопка.)
Привет! (Вновь подходят друг к другу, здороваются.)
Пока! (Делают два хлопка, отходят назад на два шага и машут рукой, прощаясь.)
При повторении игры ребенок находит нового дружка. Можно предложить разные варианты игры: гулять парами, перестраиваться в круг (возможно перестроение по первой букве имени) и т. д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.