Подборка технологических карт экскурсий в мини-музей "Русская изба"
Оценка 4.8

Подборка технологических карт экскурсий в мини-музей "Русская изба"

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
28.05.2022
Подборка технологических карт экскурсий в мини-музей "Русская изба"
Материал поможет педагогам организовать экскурсии в мини-музей "Русская изба"
Подборка технологических карт экскурсий в мини.docx

Подборка технологических карт экскурсий в мини-музей «Русская изба»

Для детей старшего дошкольного возраста

 

https://smehden.club/wp-content/uploads/2019/11/kartinki_dlya_detey_russkaya_izba_31_10145657.jpg

Подготовила: Завялова Г.С.

 

ФИО: Завялова Г.С.

Тема: «Милости просим в нашу избу»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Возрастная группа: старшая 5-6 лет

Место проведения: мини-музей

Время проведения: вторая половина дня

Цель: Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о русской народной культуре посредством экскурсий в мини-музей «Русская изба»

Задачи:

Образовательные:

1.  Открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми.

2.   Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, кочерга и т. д.).

Воспитательные:

1.  Вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.

2.  Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке, воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.

3.   Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору;

Развивающие: развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при  помощи социо-игровых подходов и народных игр.

Форма совместной деятельности: экскурсия в мини-музей «Русская изба»

Форма организации: групповая

Словарная работа:  изба, печь, ухват, кочерга, чугун, икона.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок.

Оборудование:  «Русская изба», оснащённая  предметами  русского быта, запись  русской народная мелодии «Пряха», русский народный костюм для хозяйки, атласная ленточка для игры "Вышел Ваня…"

Ход:

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Методы, приемы, формы

Планируемый результат

Организационно-мотивационный

Создать

эмоциональный

настрой:

включить детей

в деятельность

на личностно -

значимом

уровне.

(Воспитатель, в русском народном костюме).

В. Здравствуйте, ребята.  Вы хотите отправиться в путешествие в старину? А поможет нам в этом волшебный клубочек. Давайте скажем ему волшебные слова!

Ты катись, катись клубок,

С овражка на мосток

Только сильно не спеши

Путь-дорожку укажи!

А мы пойдем за ним!

 

 

 

Дети приветствуют воспитателя.

- Да, хотим.

Слушают воспитателя.

 

Повторяют волшебные слова, идут за клубком.

 

Форма организации: фронтальная.

Методы: Словесный, наглядный.

Приемы: беседа, сюрпризный момент

Повышение интереса детей к предстоящей деятельности.

 

Эмоциональное включение                   в действие

 

Основной

Открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми.

2.   Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, кочерга и т. д.).

 

В. Вот мы и пришли! Догадались, ребята, куда мы с вами попали?

В. Правильно.

-Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.
Горница у меня небольшая. Да красивая какая!

- А для чего нужна печка?

 

 

В. Да, печку топили дровами, чтобы в избе тепло было. А еще в русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Послушайте загадку и скажите, в чем

хозяйка готовила еду.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где, там, в печке уголек

Кашу сварит....

- Да, это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. А какой?

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт

- Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки  со щами и вкусной кашей (воспитатель показывает, как нужно брать чугунок из печи).  Кто хочет попробовать, легко ли было хозяюшке доставать чугунок?

В. Ребята, а посмотрите дров-то маловато осталось. Давайте сходим в лес за дровами,

чтобы было, чем печку топить.

За дровами в лес пойдем

И пилу с собой возьмем,

Вместе пилим мы бревно

Очень толстое оно,

Чтоб дрова пролезли в печку

Их разрубим на дощечки.

Молодцы, ребята! Вот сколько дров нарубили.

В. Ой, ребята! Кто-то здесь плачет. Как выдумаете, кто там?

В. обращает внимание на люльку и куклу в ней.

Посмотрите, какой он. Раньше, в старину, ребята, не было кроваток,

колясок и малышей укачивали в люльках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее.

А как успокоить малыша?

Баю-баю-баиньки

Я скатаю валенки,

Я скатаю валенки

Небольшие, маленьки

Стёпушке по ноженьке,

Бегать по дороженьке.

Вот, молодцы, ребята!

В. Раньше в старину людям приходилось много трудиться, почти все делали своими руками. Как выдумаете, как они трудились, чем занимались?

В. Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Клали кудель (шерсть, лен)

и пряли с помощью веретена. Здесь же стояли гребни для чесания волокон шерсти.

Женщины пряли пряжу да приговаривали:

Ты помощница моя, прялочка родная,

Напряди ты пряжи мне, что не видно края.

В. А для чего пряжа нужна была?

В. Хозяин плел лапти. Такая обувь была в старину. Даже игрушки делали сами.

Посмотрите, какие куклы. Их делали только из ткани без ниток, иголок и ножниц. У каждой куклы свое название. Эта кукла веснянка. С ней встречали весну. Это травница.

Посмотрите, она пахнет целебными травами. Эта кукла отдарок на подарок. Ее дарили взамен на подарок. А эта кукла называется кормилица.

Люди в старину много работали, но любили и повеселиться, поводить хороводы, попеть

песни. А вы хотите поиграть? Предлагаю  поиграть в старинную русскую игру с ленточкой.

Вышел Ваня погулять 

Стал подружку выбирать

Стал подружку выбирать

Кому ленточку отдать 

Поклонись, поклонись 

Да за ленточку держись.

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Хорошо поиграли, а ленточку я в сундук положу.

- Для чего он был нужен?

 

 

 

В. А еще в каждой избе был «красный угол». Красный - значит, главный, красивый! В том углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем. Стояли лавки, стол, а на столе стоял, выпуская жаркий пар, древний чайник...

В. Да, любили люди из самовара чаю попить. Самовар - был символом семейного уюта и

дружеского общения.

 

- В русскую избу

 

Дети проходят, присаживаются у печи на лавках.

 

 

 

 

 

- Чтобы еду готовить, чтобы тепло было в доме от нее, чтобы спать на ней.

 

Слушают воспитателя

 

Отгадывают загадку

 

 

 

 

- Чугунок

 Слушают воспитателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ухват

Слушают воспитателя. Смотрят, как нужно брать чугунок.

Пробуют ухватом достать чугунок из печи.

 

 

 

 

Дети имитируют движения по словесному образцу

 

 

 

 

 

 

- Ребенок плачет

  Рассматривают малыша в люльке.

 

 

 

 

 

- Покачать, спеть колыбельную.

 

Поют колыбельную вместе с воспитателем

 

Слушают воспитателя

 

 

- Работали в полях, пряли пряжу, вязали…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Чтобы вязать носки, шить одежду. Ткать половики. Вышивать.

 

Слушают воспитателя.

 

 

Рассматривают кукол

 

 

 

 

 

 

 

Играют в русскую народную игру с ленточкой.

 

Ваня идет внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют.

 

Дети останавливаются

Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает. Ваня: «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и др.

(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется)

- В сундуке русские люди хранили одежду, ткани, ценные вещи, так же приданое для девочек: подушки, одеяла, перины, полотенца, посуду.

Слушают воспитателя

 

 

 

 

 

 

 

 

- Самовар

Форма: фронтальная

Словесный: беседа, рассказ о старинном быте, загадки, похвала.

Наглядный: предметы обихода русской избы

Практический: выполнение практик ориентированных заданий, динамической паузы.

 

Дети знакомы с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями русской народной музыки, играми.

Дети познакомились с избой-жилищем крестьянской семьи, русской печью.

Знают пословицы, поговорки, новые слова (ухват, чугун, кочерга и т.д.)

Заключительный

Подвести итоги занятия и закрепить полученные знания

В заключении проводится игра « Что стало - что было».

В. Я называю, что стало, а вы - что было.

В. Кастрюля.

В. Плита.

В. Туфли

В. Чайник

В. Шкаф.

В. Дом.

В.  Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях? А что вам больше всего запомнилось?

А сейчас я вам предлагаю вот что сделать, я  раздам вам ленты, если вам понравилось у меня в гостях, то повесьте свою ленту на красный венок, если не очень, то на синий.

- Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё ко мне в гости!

 

 

 

 

- Чугунок

- Печь

- Лапти

- Самовар

- Сундук

- Изба

- Да, понравилось. Играть с лентой, вытаскивать ухватом чугунок из печи…

 

дети выбирают ленту, весят на красный или синий венок.

 

Форма

организации:

фронтальная.

Методы: Словесный, игровой, наглядный, Приемы: наводящие вопросы, беседа, похвала

Формирование элементарных навыков самооценки.

 

Вызов у детей чувства соучастия, принадлежности к обществу.

 

 

 

 

ФИО: Завялова Г.С.

Тема: «Посуда в Древней Руси»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Возрастная группа: старшая 5-6 лет

Место проведения: мини-музей

Время проведения: вторая половина дня

Цель: Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о русской народной культуре посредством экскурсий в мини-музей «Русская изба», через ознакомление с  историей глиняной посуды, о том, как назывались и для чего использовались разные виды посуды.
Задачи:

Образовательные:

1.  Приобщать детей к культуре русского народа;

2.   Учить детей различать и правильно называть глиняную посуду, используемую в быту в древней Руси. Познакомить детей с назначением разных видов глиняной посуды.

Воспитательные:

1.  Вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.

2.   Воспитывать интерес к русским традициям; любовь к прошлому своего народа.

Развивающие: развить связную монологическую речь и коммуникативные, активизировать словарь за счёт использования пословиц, новых слов; развивать познавательный интерес, узнать что-то новое.

Форма совместной деятельности: экскурсия в мини-музей «Русская изба»

Форма организации: фронтальная

Словарная работа:   крынки, кувшин, жбан, кашник, крупник, опарница, рукомойник.

Предварительная работа: цикл бесед на тему «Народные промыслы»  отгадывание загадок, дидактические игры,  рассматривание иллюстраций по  данной теме.

Подготовка воспитателя: Подбор иллюстративного материала. Знакомство с литературой по теме «Гончарное ремесло». 

Оборудование:  «Русская изба», оснащённая  предметами  русского быта, Игрушка - домовенок Кузя, посуда: крынки, кувшин, жбан, кашник с длинной ручкой, кашник чернолощеная керамика, крупник, опарница, миска, рукомойник, горшок.

Ход:

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Методы, приемы, формы

Планируемый результат

Организационно-мотивационный

Создать

эмоциональный

настрой:

включить детей

в деятельность

на личностно -

значимом

уровне.

- Ребята, сегодня мы пришли с вами в наш мини-музей «Русская изба». Вы часто приходите сюда на экскурсии и много всего знаете о том, как жили люди в старину. Сегодня нам поможет узнать об этом наш домовенок Кузька.

- Смотрите, ребята, а вот и домовенок Кузька вышел вас встречать. Ой, а что он нам принес? Да это же волшебный сундучок с загадками. Давайте откроем его, и попробуем отгадать Кузины загадки, узнать, о чем он хочет нам сегодня рассказать.

Дети входят под музыку в «Русскую Избу», садятся на лавки.

Здороваются с воспитателем.

Слушают воспитателя.

Здороваются с Кузькой, смотрят, что он принес.

Вместе с воспитателем открывают сундучок.

Форма организации: фронтальная.

Методы: Словесный.

Приемы: беседа, сюрпризный момент домовенок Кузька.

Повышение интереса детей к предстоящей деятельности.

 

Эмоциональное включение                   в действие

 

Основной

Приобщать детей к культуре русского народа;

 Учить детей различать и правильно называть глиняную посуду, используемую в быту в древней Руси. Познакомить детей с назначением разных видов глиняной посуды

- Смотрите, Кузька нам принес в сундучке загадки. Давайте, попробуем их отгадать.

Загадка 1.

В земле родился,

В огне закалился,

В печке сгодился.

- Правильно, это горшок - самая старая посуда. Ее научились лепить из глины еще древние люди. Но просто вылепленные из глины изделия были не прочные, в них нельзя было наливать воду. Потом люди научились глиняную посуду обжигать. Так она становилась прочной, в ней было можно готовить. Поэтому в загадке и говорится «В земле родился», где берут глину?

-  «В огне закалился» Что это значит?

- «В печке сгодился»

- Обратите внимание на форму горшка - она напоминает репку. Это сделано для того, чтобы в печке удобно было обложить его дровами, и он равномерно нагревался, а зауженное горлышко не позволяло расплескиваться воде при закипании.

- Обожженная глиняная посуда называется «керамика». Глиняную посуду очень берегли, и если она разбивалась, ее не выбрасывали, а оплетали ивовыми прутиками или берестой. Воду наливать в такую посуду было уже нельзя, а хранить сыпучие продукты, например, крупу - было можно.

- Про такую посуду наша следующая загадка.

Загадка 2

Был ребенок - не знал пеленок,

Стал стар - пеленаться стал.

- Оплетенная глиняная посуда. Горшочки с ручкой назывались «кашник».  В нашем музее есть два разных кашника. Давайте мы с вами сравним: один с прямой ручкой, а другой с круглой, один маленький, такие в старину называли махотка, горшенятко, малыш, другой побольше и другого цвета, потому, что это чернолощеная керамика. Их изготовление отличается от изготовления обычной керамической посуды. Изделия формируют, обжигают и лощат (натирают) с помощью гладкого инструмента. Потом происходит самое интересное: их помещают в печь с тлеющими головешками и, без доступа воздуха долго остужают. Изделия как бы прокаливаются и пропитываются копотью насквозь. Они хорошо держат влагу и ароматы, в них получаются вкусные блюда. (Дать детям подержать и рассмотреть горшки — кашники, напомнить, что это экспонаты и обращаться с ними надо очень осторожно).

 - Еще один вид горшка - это опарница. В нем готовилась опара под кислое тесто. Наливали теплую воду, клали закваску, добавляли муку и оставляли киснуть в теплом месте. (Дать детям посмотреть опарицу)

 - А сейчас мы с вами превратимся в гончаров (мастеров, которые лепят глиняную посуду).

Пальчиковая гимнастика.

 Глину мы сейчас достанем,

 

 

Разминать ее мы станем,

 

Слепим мы горшки и миски,

 

 

Обожжем мы их для близких.

 

 

Кушать из посуды станем,

Мы трудиться не устанем!

- Ребята, а в Кузином сундучке есть еще загадки.

Загадка 3

Там хранится молоко

И не киснет там оно.

- Правильно, это крынка. Главное назначение крынки состояло в хранении молока: парного и холодного. Благодаря тому, что структура глиняной посуды пористая, в ней продукты как будто «дышат», и благодаря этому дольше остаются свежими. Особая конструкция крынки способствовала отстаиванию сливок в узкой части кувшина. Здесь их можно было легко собрать для последующего приготовления сметаны и сливочного масла. Крынку делали без крышки, поскольку посуду было принято закрывать только марлей или тканью. Крынка конструировалась по такому принципу, чтобы ее можно было легко обхватить рукою в узкой части. (Дать детям подержать крынки, напомнить, что это экспонаты и обращаться с ними надо очень осторожно)

- Открываем сундучок, а там новая загадка.

Загадка 4

Воду, квас или кисель,

И для взрослых, для детей,

Налить хозяин поспешил,

В пузатый глиняный…

- Правильно, кувшин, который есть у всех нас дома. А знаете ли вы, что у кувшина есть «брат» называют его жбан, он похож на кувшин, но отличается по форме, в нем в старину носили людям, работающим в поле воду или квас. (Дать детям посмотреть кувшин и жбан)

 -В нашем мини — музее есть еще «родственник» кувшина его называют крупник. Как вы думаете, почему его так называют? Воспитатель: Правильно, в таком глиняном крупнике очень хорошо хранилась любая крупа.

- Снова открываем сундучок и достаем новую загадку.

Загадка 5

Мастера ее слепли,

В жаркой печке закалили,

Наливают в нее суп,

Кто узнает?

Как зовут? (миска)

- Нет, тарелок в старину не было, а были миски, или как их еще называли — мисы.

Загадка 6

- Есть последняя загадка,

Удивит ее отгадка.

С двумя носиками чайник,

На веревочке качальник.

В него воду наливают,

Всем умыться обещают. (Рукомойник)

- Правильно, ребята - это умывальник или, как его еще называли - рукомойник или рукомой. Его тоже чаще всего делали из глины. В него наливали воду, которую приносили из колодца. Под ним ставили деревянную лохань, куда сливалась вода. Считают, что два носика нужны, чтобы быстро помыть руки ребятишкам, которых в семьях было много. (Дать детям рассмотреть рукомойник)

Слушают воспитателя.

- Давайте, попробуем.

Слушают загадку, отгадывают:

- Горшок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В земле

- Значит, его обожгли в печи

- Значит, в нем можно готовить

 

Слушают воспитателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети не могут ответить на загадку

Слушают рассказ воспитателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети держат и рассматривают горшки-кашники

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают опарицу.

 

 

 

Дети выполняют пальчиковую гимнастику.

Хватательными движениями «достают» глину.

Сжимают и разжимают кулачки

«Лепят» складывают вместе согнутые ладошки.

Сжимают и разжимают ладошки от себя

«Кушают»

Грозят пальчиком

 

 

 

 

-Крынка

 

Слушают воспитателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассматривают, держат крынку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Кувшин

 

Слушают воспитателя, рассматривают жбан

 

 

 

 

 

 

- Потому, что в нем хранили крупу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Тарелка.

Дети рассматривают миску

 

 

 

 

 

 

 

- Умывальник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассматривают рукомойник

Форма: фронтальная

Словесный: беседа, загадки о посуде, используемой в быту древней Руси, похвала.

Наглядный: предметы обихода русской избы: глиняная посуда

Практический: выполнение практик ориентированных заданий, динамической паузы.

 

Дети приобщились к культуре русского народа. Умеют различать и правильно называть глиняную посуду, используемую в быту древней Руси. Знают назначение разных видов глиняной посуды.

Заключительный

Подвести итоги занятия и закрепить полученные знания

- Благодаря Кузькиным загадкам мы с вами узнали много нового о керамической посуде, которую использовали люди в деревнях. Давайте попрощаемся с домовенком. Следующий раз он приготовит для вас новые загадки.

- Ребята, наша экскурсия в мини-музей «Русская изба» подошла к концу. О чем, мы с вами говорили сегодня на экскурсии, с чем познакомились?

 

 -Какие новые слова мы сегодня узнали?

 

 

 

 

- Вам понравилась экскурсия? Захотите ли вы снова прийти в музей «Русская изба»? Почему?

 

 

 

- Молодцы, предлагаю вернуться в группу.

Слушают воспитателя.

 

Прощаются с домовенком Кузькой.

 

 

- Мы познакомились с  историей глиняной посуды, о том, как назывались и для чего использовались разные виды посуды.

- Мы узнали такие слова крынки, кувшин, жбан, кашник, крупник, опарница, рукомойник.

- Да, понравилась. Мы снова хотим прийти в музей, чтобы узнать много нового о быте русского народа.

Форма

организации:

фронтальная.

Методы: Словесный, наглядный, Приемы: наводящие вопросы, беседа, похвала

Формирование элементарных навыков самооценки.

 

Вызов у детей чувства соучастия, принадлежности к обществу.

 

 

ФИО: Завялова Г.С.

Тема: «Хлеб в обрядах и традициях русского народа»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие»

Возрастная группа: старшая 5-6 лет

Место проведения: мини-музей

Время проведения: вторая половина дня

Цель: Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о русской народной культуре посредством экскурсий в мини-музей «Русская изба», через ознакомление с обрядами и традициями, связанными на Руси с хлебом, о том, как выращивали хлеб в старину.

Задачи:

Образовательные:

1.  Приобщать детей к культуре русского народа;

2.   Познакомить детей с обрядами и традициями, связанными с хлебом, прививать любовь к национальным традициям;

Воспитательные:

1.  Вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.

2.  Упражнять детей в применении полученных знаний в типичных ситуациях, развитие умения поддерживать беседу;

3.   Воспитывать интерес к русским традициям; бережное отношение к хлебу, интерес к труду людей, выращивающих хлеб.

Развивающие: развить связную монологическую речь и коммуникативные, активизировать словарь за счёт использования пословиц, новых слов.

Форма совместной деятельности: экскурсия в мини-музей «Русская изба»

Форма организации: фронтальная

Словарная работа:   квашня, русская печь, ступка, хлебная лопата, рушник и т. д.

Предварительная работа: беседа о сборе урожая хлеба, рассматривание иллюстраций о хлебе, заучивание пословиц, поговорок, стихотворений; рассматривание колосьев, пшеницы, муки, теста; изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста, чтение произведений К. Паустовского «Теплый хлеб», К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

Оборудование:  «Русская изба», оснащённая  предметами  русского быта, народные костюмы, музыкальное сопровождение.

Ход:

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Методы, приемы, формы

Планируемый результат

Организационно-мотивационный

Создать

эмоциональный

настрой:

включить детей

в деятельность

на личностно -

значимом

уровне.

Хозяйка встречает гостей.

Хозяйка: «Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, яхонтовые мои! Заходите скорей! Я сегодня вам расскажу и покажу, как раньше хлеб пекли, а потом и вместе тесто замесим, да пышный каравай испечем».

Хозяйка: У народа есть слова: Хлеб – всей жизни голова!

Славится он первым на земле,

Ставится он первым на столе!

 

Дети входят под музыку в «Русскую Избу», садятся на лавки.

Здороваются с воспитателем.

Слушают воспитателя.

 

 

Форма организации: фронтальная.

Методы: Словесный.

Приемы: беседа, сюрпризный момент

Повышение интереса детей к предстоящей деятельности.

 

Эмоциональное включение                   в действие

 

Основной

Приобщать детей к культуре русского народа;   Познакомить детей с обрядами и традициями, связанными с хлебом, прививать любовь к национальным традициям.

В каждой избе раньше была печь-печка-матушка, печка-кормилица (Показ русской печи). Печь не только обогревала жилище, в ней пекли хлеб, пироги, запаривали кашу, варили щи. А еще печь лечила людей!

Хозяйка: Ребята, а может, вы знаете стихи или поговорки о хлебе?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хозяйка: Молодцы, ребята. А откуда же берется хлеб?

 

Хозяйка: Верно ребята. Вот они зернышки пшеничные.

- А вот те самые колоски, что вырастают на полях.

- Колоски собирали, везли на мельницу, там выбивали зерна из колосков. А потом растирали зерна в ступке или между жерновами и получалась мука. Вот так (показ растирания зерен в ступке).

Хозяйка: Мука ребята была пшеничная, из пшеницы – она была белая и использовали ее для выпечки пирогов, булок, калачей. А еще была ржаная мука, делали ее из ржи. Она была темная, и пекли из нее ржаной хлеб (показ пшеничной и ржаной муки).

Хозяйка: В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступили к работе. Рецепты теста были разные, но основными компонентами оставались мука и вода. Если муки не хватало, то покупали на базаре. Для проверки качества муку пробовали «на зуб». Брали щепотку муки и разжевывали. Если получившееся «тесто» хорошо тянулось и не очень липло к рукам, значит, мука хорошая. Возьмите по щепоточке муки и попробуйте ее на зубок. Ну как годится наша мука для выпечки хлеба?

Хозяйка (показывает сито) – Ребята, что это?

Хозяйка: Для чего оно нужно?

Хозяйка: Перед замесом теста муку просеивали через сито, чтобы хлебушек получился пышный и ароматный. Хотите попробовать просеять муку через сито?

Хозяйка: А замешивали тесто вот в такой деревянной кадушке. А называлась она – квашня.

 

 

 

Физкультминутка «Мы зернышки»

В землю зернышко попало,

Прорастать на солнце стало,

 

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал,

К свету…и теплу тянулся

И красавцем обернулся.

Хозяйка: Размялись, молодцы.

Хозяйка: Готовое тесто отправляли в печь на специальной хлебной лопате. Хотите попробовать? 

Хозяйка: Как я уже говорила, печи на Руси были особенные. Они обогревали помещения, на них пекли хлеб, готовили пищу, спали, иногда даже мылись и лечились.

Хозяйка: Ставили хлеб в печь с молитвой. Ни в коем случае, пока хлеб в печи, нельзя было ругаться или ссориться с кем-нибудь. Хлеб тогда не получится. И вы ребята, не ссорьтесь, не ругайтесь, друг друга не обижайте, пока ваш хлеб печется в печи»!

Пальчиковая гимнастика «Хлеб»

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А потом обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

 

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место.

 

Вырос он под синим небом,

А пришел на стол к нам – хлебом.

 

Хозяйка: Хлеб был кормильцем русского народа, главным лакомством на столе. Поскольку хлеб был основным продуктом питания, а хлеборобство – основным занятием славян, то с хлебом связано много традиций и обычаев, а уже стихов, песен, пословиц и поговорок не счесть.

Хозяйка: Встретить гостя с хлебом - солью означало проявить уважение и почет гостю. Разделить хлеб – признать человека другом».

 

Слушают воспитателя, рассматривают печь

 

Дети рассказывают стихи.

Из чего печется хлеб,

Что едим мы на обед?

Хлеб печется из муки,

Что дают нам колоски.

 

До чего же вкусен хлеб,

Хлеб водой запил - обед,

А на ужин две горбушки

С молоком по полной кружке,

Что осталось, все в ладошку,

Птицам кинуть на дорожку.

Пословицы:

« Худ обед, коли, хлеба нет»

«Без хлеба не сытно, а без соли не сладко»

« Хлеба не куска, так и в тереме тоска,

А хлеба каравай - и под елью рай»

«Горька работа…да хлеб сладок!»

«Хочешь, есть калачи, не сиди на печи!»

- Зерно сеют на полях, из них вырастают колоски

 

 Рассматривают пшеничные зерна

Рассматривают колоски

 

 

Смотрят, как растирают зерна в ступке.

 

 

 

 

 

Рассматривают пшеничную ржаную муку.

Слушают воспитателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Берут по щепотке муки, пробуют на вкус.

- Да, годится.

- Сито!

- Для просеивания муки

Слушают воспитателя.

 

 

- Да, хотим.

Дети по очереди подходят и с помощью хозяйки просеивают муку через сито. Выполняют физминутку по словесному образцу.

Наклоны вниз

Подтягиваются вверх на носочках

Приседают

Подпрыгивают

Тянутся вверх на носочках, улыбаются.

Берут хлебную лопату, отправляют «тесто» в печь.

Слушают воспитателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Слегка покачивают поднятыми руками вверх,

Постукивают кулаками друг о друга.

Выполняют упражнение «Пальчики здороваются» Сжимают и разжимают кулаки. Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.

Поднимают руки вверх.

Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх

 

Слушают воспитателя.

Форма: фронтальная

Словесный: беседа, рассказ о обрядах и традициях, связанных с хлебом, стихи, пословицы, похвала.

Наглядный: предметы обихода русской избы: русская печь, ступка, сито, кадушка, хлебная лопата.

Практический: выполнение практик ориентированных заданий, динамической паузы.

 

Дети знакомы с обрядами, традициями, связанные с хлебом. Знают пословицы, поговорки о хлебе…

Заключительный

Подвести итоги занятия и закрепить полученные знания

Хозяйка: Теперь вы знаете, сколько труда нужно вложить, чтобы испечь хлеб. Хлебом надо дорожить! Хлеб надо беречь! Хлеб – наше богатство!

- Ребята, наша экскурсия в мини-музей «Русская изба» подошла к концу. О чем, мы с вами говорили сегодня на экскурсии?

 

 

-Что, вам больше всего запомнилось, понравилось?

 

-Какие новые слова мы сегодня узнали?

 

 

- Вам понравилась экскурсия? Захотите ли вы снова прийти в музей «Русская изба»? Почему?

 

 

 

- Молодцы, все хорошо сегодня поработали. А теперь я предлагаю пойти в группу и собираться на прогулку.

 

Слушают воспитателя.

 

 

 

 

- Мы говорили о русских традициях, обрядах, связанных с хлебом.

- Месить муку через сито, пробовать ставить тесто в печь…

- квашня,  ступка, хлебная лопата, рушник, жернова и т. д.

-Да, понравилась. Мы снова хотим прийти в музей, чтобы узнать много нового о традициях русского народа.

Форма

организации:

фронтальная.

Методы: Словесный, наглядный, Приемы: наводящие вопросы, беседа, похвала

Формирование элементарных навыков самооценки.

 

Вызов у детей чувства соучастия, принадлежности к обществу.

 

 

ФИО: Завялова Г.С.

Тема: Знакомство с русской народной сказкой «Мужик и медведь»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Возрастная группа: старшая 5-6 лет

Место проведения: мини-музей

Время проведения: вторая половина дня

Цель: Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о русской народной культуре посредством экскурсий в мини-музей «Русская изба», через ознакомление с русской народной сказкой.

Задачи:

Образовательные: Приобщать детей к культуре русского народа, через ознакомление с русской народной сказкой; учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей;

Воспитательные: формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого, ответы других детей;

учить отвечать на вопросы, уметь слушать ответы других детей, не перебивать;

Развивающие: развивать у детей слуховое и зрительное внимание, умение отгадывать загадки, умение оценивать поступки героев сказки.

Форма совместной деятельности: экскурсия в мини-музей «Русская изба»

Форма организации: фронтальная

Словарная работа:    вершки, дуброва, ботва, воз, рожь, урожай, сеять, пахать, жать, заломать, накопать, натаскать, срезать, народная.

Предварительная работа: посещение музея «Русская изба», подготовка картинок и художественной литературы к занятию.

Оборудование и материалы:  «Русская изба», книга со сказкой «Мужик и медведь», картинки, костюм Хозяюшки.

Ход:

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Методы, приемы, формы

Планируемый результат

Организационно-мотивационный

Создать

эмоциональный

настрой:

включить детей

в деятельность

на личностно -

значимом

уровне.

 Воспитатель приглашает детей в Русскую избу. Пока дети рассаживаются, воспитатель переодевается  «хозяйкой».

- Ребята, сегодня мы поговорим об одном из жанров литературы. А о каком, вы сможете узнать, когда отгадаете загадку:

Легенда, предание народное,

Ребята ее обожают.

Родители, если свободные,

Ее тебе на ночь читают. 

- С давних времен люди рассказывали сказки своим детям, те вырастали и рассказывали своим, и так далее. Вот так сказки и дошли до наших дней. Эти старые сказки стали печатать в книгах, рисовать к ним картинки. Сегодня я познакомлю вас с русской народной сказкой «Мужик и медведь».

- Слушайте внимательно. Я буду задавать вопросы.

 

 

Дети проходят в «Русскую избу», рассаживаются на лавки.

 

Слушают педагога

 

 

 

 

- Это сказка.

Форма организации: фронтальная.

Методы: Словесный.

Приемы: беседа, сюрпризный момент

Повышение интереса детей к предстоящей деятельности.

 

Эмоциональное включение                   в действие

 

Основной

Приобщать детей к культуре русского народа, через ознакомление с русской народной сказкой; учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей, развивая связную речь.

Чтение сказки.

- В тексте нам встретилось такое слово «вершки», что оно означает? 

 

-  А слово «ботва» вам приходилось когда-нибудь слышать? Листочки у растений, которые нельзя есть, и называют ботвой. Показываю картинку (Морковь).

 Беседа по содержанию сказки

-Как называется сказка?

-Кто ее сочинил? 

-Значит это русская народная сказка.

-Каким вам показался в сказке медведь? Какими словами можно сказать о нем? 

-А что можно сказать о мужике? 

 

 

-Чем он занимался в сказке?

 

 

 

 

-Как одним словом назвать все, что он делал? 

-Вспомните, как разделил мужик урожай в первый раз? А во второй?

 

 

 

-Как думаете, почему мужик не захотел делиться с медведем по-честному, обхитрил его?

 

 

 

-Кто в сказке вышел победителем? 

 

 

-Почему сильного медведя победил слабый мужик?

 

 

-В жизни тоже так бывает, что ум побеждает силу. В народе есть такая пословица: «Разум силу победит». Что такое «разум»? 

 Кто повторит пословицу?

 

Что она означает?  

 

 

А другая пословица говорит: «Не потрудиться, так и хлеба не добиться». Как вы ее понимаете?

 

 

 Физминутка: речь с движением «В огороде»

- У мужика в сказке каждый раз был хороший урожай. Давайте и мы в огород пойдем, урожай соберем.

В огород пойдем,

 

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем,

И картошки накопаем,

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный,

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

 

-В сказке медведь показан глупым, а был бы чуть-чуть поумнее, знал бы у каких овощей съедобные вершки, а у каких - корешки, с ним бы такого не случилось. А вам знакомы все вершки и корешки? Сейчас проверим.

Подвижная  игра «Вершки и корешки»

Посмотрите, на столе лежат вершки и корешки овощей. Давайте разделимся на две команды: одна команда будет называться "Вершки", а другая - "Корешки".

"Вершки",   берут себе в руку по вершку, а - "Корешки" - по корешку. Все взяли? А теперь по сигналу  вы будете бегать врассыпную, а когда услышите  "Раз, два, три - свою пару найди!", быстро найдите себе пару: к  вершку - корешок, а к корешку - вершок.

Слушают сказку.

 

- Это то, что у растений находится над землей.

 

 

 

 

 

- Мужик и медведь

- Ее сочинил народ

 

- Он жадный, злой, ленивый, глупый

 

- Мужик умный, обхитрил медведя, трудолюбивый

- Репу сеет. Пашет да работает. Репу копает, возит в город продавать. На другой год посеял рожь. Приехал жать.

- Он трудился

- Медведю - вершки, себе - корешки

-А во второй: медведю – корешки, а себе – вершки

 

- Мужик не захотел делиться с медведем по-честному, потому что тот ему не помогал

- Победителем в сказке оказался мужик

- Потому, что мужик был умным. А еще, в сказке добро побеждает зло

 

 

 

- Разум, это ум

Повторяют пословицу

- Она означает, что умный может победить сильного

 

- Для того, чтобы добиться хлеба и любой другой еды, надо потрудиться

 

Дети выполняют физминутку:

 

 

Идут по кругу, взявшись за руки

Имитация движений

 

 

Показывают круг

Имитируют

 

Идут по кругу, взявшись за руки

 

 

 

 

 

 

 

Дети играют в подвижную игру по правилам

 

 

 

 

 

 

 Игра повторяется 2-3 раза, каждый раз дети меняются вершками и корешками.

 

 

Форма: фронтальная

Словесный: сказка, беседа по сказке.

Наглядный: картинки

Игровой: динамическая пауза, подвижная игра.

 

Дети знакомы с культурой русского народа. Знают русскую народную сказку «Мужик и медведь». Умеют осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Развита связная речь.

Заключительный

Подвести итоги занятия и закрепить полученные знания

- Ребята, какие вы молодцы! Что нового вы сегодня узнали?

 

 

 

- Во что мы играли сегодня?

 

 

- Что вам больше всего понравилось?

Нам пора прощаться. Приходите еще в гости. До свидания!

(Хозяюшка выходит, переодевается)

- Ребята, нам пора возвращаться в группу, но мы скоро опять навестим добрую «Хозяюшку» и послушаем ее сказки.

- Мы узнали новую сказку «Мужик и медведь». Что такое вершки, корешки, ботва…

 - Мы играли в игру «Урожай», «Вершки и корешки»

- Находить вершки и корешки.

Прощаются с хозяюшкой, идут в группу.

Форма

организации:

фронтальная.

Методы: Словесный, наглядный, Приемы: наводящие вопросы, беседа, похвала

Формирование элементарных навыков самооценки.

 

Вызов у детей чувства соучастия, принадлежности к обществу.

 

ФИО: Завялова Г.С.

Тема: «Русская народная игрушка»

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»

Возрастная группа: старшая 5-6 лет

Место проведения: мини-музей

Время проведения: вторая половина дня

Цель: Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о русской народной культуре посредством экскурсий в мини-музей «Русская изба», через изготовление традиционной народной куклы.

Задачи:

Образовательные:

1.  Приобщать детей к культуре русского народа;

2.  Научить детей изготавливать народную куклу. Обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы;

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле. Воспитывать эстетический вкус.

2. Воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему, совершенствовать речь как средство общения.

Развивающие: развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани;

Форма совместной деятельности: экскурсия в мини-музей «Русская изба»

Форма организации: фронтальная

Словарная работа:   кукла-оберег, обрядовая кукла, игровая кукла.

Предварительная работа: посещение выставки «Русская изба», рассматривание альбомов «Русская народная игрушка», презентаций, чтение пословиц и поговорок о труде, изучение литературы по теме «Народная кукла», музыкальное сопровождение.

Оборудование и материалы:  «Русская изба», экспозиция народных кукол; инструменты и материалы для практической работы (Лоскуты хлопчатобумажной ткани круглой формы трёх размеров, синтепон, кусочек белой ткани прямоугольной формы, белые нитки); запись с русской народной музыкой; образец куклы (изготовленной педагогом ранее).

 

Ход:

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Методы, приемы, формы

Планируемый результат

Организационно-мотивационный

Создать

эмоциональный

настрой:

включить детей

в деятельность

на личностно -

значимом

уровне.

Педагог приглашает детей в «избу», рассаживает гостей на лавки.

Воспитатель:

Вы знаете ребята, куда мы пришли?

Кто знает, что такое музей? (Воспитатель даёт определение. Это помещение, где хранятся старинные предметы, которыми пользовались наши прабабушки, прадедушки или даже прапрабабушки и прапрадедушки.)

А сегодня здесь открылась выставка старинных игрушек, которыми играли ваши бабушки и дедушки.

А как нужно вести себя в музее?

Дети входят под музыку в «Русскую Избу», садятся на лавки.

- В музей

- Куда ходят рассматривать что-то интересное.

 

 

 

 

 

 

 

- Не шуметь, не трогать предметы-экспонаты руками.

Форма организации: фронтальная.

Методы: Словесный.

Приемы: беседа, сюрпризный момент

Повышение интереса детей к предстоящей деятельности.

 

Эмоциональное включение                   в действие

 

Основной

Приобщать детей к культуре русского народа;   Научить детей изготавливать народную куклу Колокольчик. Обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы.

Развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани.

 

- Сегодня в нашем музее открывается выставка старинных кукол.

Хотите познакомиться с игрушками, в которые играли ваши бабушки и дедушки?

Отгадайте загадку:

Расскажу ей сказку -

Она закроет глазки,

Поиграем - будем спать,

Уложу ее в кровать.

Что за милая игрушка:

Утром - дочка, днем - подружка?

Воспитатель:

Предлагает детям пройти вместе с ним рассмотреть экспозиции музея.

Сопровождая рассматривание словесным рассказом о народных куклах.

- На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.

Кукол никогда не оставляли на улице, не разбрасывали

по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики.

Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.

А кто знает, что символизирует, означает красный цвет?

Красный – цвет крови, заката, красоты и т.п.

Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.

Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет?

Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.

Народные куклы делились на три группы:

Куклы-обереги;

Обрядовые куклы;

Игровые куклы.

Кто может объяснить значение этих кукол? А хотите подробнее узнать об этих куклах?

Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.

Кукла на счастье. Своё назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.

Пеленашка. Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша.

«Кубышка-травница». Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни.

Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.

Считалось раньше, что кукла «Плодородие» помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу.

Неразлучники. Это свадебная кукла. Мужская и женская фигура символично объединены общим плечом, чтобы дела вместе делались, и друг на друга положиться можно было.

Сёмик и Семичиха. Народные обрядовые куклы, олицетворяли собой хозяйственность, гостеприимство, порядочность. На праздник Троицы их вручали самым гостеприимным хозяевам.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок

Прежде чем нам продолжить экскурсию хотите поиграть

Игра песня:

Я приглашаю вас в круг, повторяйте за мной слова и движения:

- У Маланьи у старушки

- Жили в маленькой избушке

 

- Семь сыновей

 

- Все без бровей

 

- Вот с такими ушами

 

 

- Вот с такими носами

 

 

 

- Вот с такими усами

 

 

- Вот с такой головой

 

- Вот с такой бородой

 

 

- Ничего не ели

 

- На нее глядели

 

 

 

- И все делали вот так… Воспитатель:

- Вы знаете ребята, в каждом музее кукол есть мастерская, где реставрируют и изготавливают их и в нашем музее она тоже есть.

Теперь я приглашаю вас в мастерскую. Проходите и садитесь за стол.

- Мы с вами сегодня будем делать куклу Колокольчик.

Эта куколка – веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Колокольчик – оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Посмотрите, у вас есть три круга разных размеров цветной ткани, лоскут ткани прямоугольной формы белой ткани, лоскут треугольной формы и небольшой кусочек синтепона.

За работу! Берём кусочек синтепона и скатываем в небольшой шарик. Берем самый большой круг. В центр кладем шарик, это будет голова куклы. Теперь сожмем в кулак, образуя шар, замотаем ниткой. Это - первый слой тряпичной куклы.

Возьмите второй круг меньшего размера и кладем поверх первого. Снова обматываем ниткой. Теперь возьмите третий, самый маленький круг и положите его на поверхность всех тканей, обматываем вокруг ниткой. Напоследок возьмите белую ткань и положите поверх всех тканей, обматываем вокруг головы куклы. Нужно сделать руки у нашей куклы. Для этого подворачиваем ткань вовнутрь и закрепляем ниткой.

Теперь берем в руки лоскут ткани треугольной формы и повязываем на головку куклы, завязываем.

Ребята, теперь кукла готова! Молодцы! Вы настоящие мастера и рукодельницы!

Слушают воспитателя.

 

 

- Да, хотим

 

 

 

 

 

 

Отгадывают загадку:

- Кукла

 

Проходят вместе с воспитателем, рассматривают экспозиции музея, слушают рассказ о народных куклах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Закат, солнце…

 

 

 

 

 

 

 

 

- У них нет лица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Куклы-обереги, значит оберегают. Обрядовые куклы, для каких-то обрядов, а игровые куклы, чтобы с ними просто играть.

 

 

 

Дети продолжают слушать рассказ о куклах, рассматривая презентацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Да, давайте поиграем.

Дети встают в круг, повторяют за воспитателем слова и движения.

Хлопают в ладоши

Приседают, сложив руки домиком

Показывают семь пальцев

Очерчивают брови пальцем

Растопыривают ладони, подносят к ушам.

Показывают нос двумя растопыренными руками

Рисуют пальцем усы, разводят руки в стороны

Очерчивают большую голову

Показывают с руками с наклоном вниз

Подносят ко рту руку-чашку, другую-ложку

Держат руки у глаз, похлопывают пальцами, как ресницами.

Выполняют любое движение.

 

 

 

Слушают воспитателя, садятся за стол.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют практическую часть, изготавливают куклу Колокольчик по наглядному и словесному образцу при помощи воспитателя.

 

 

 

Форма: фронтальная

Словесный: беседа, рассказ о обрядах и традициях, связанных с хлебом, стихи, пословицы, похвала.

Наглядный: предметы обихода русской избы: русская печь, ступка, сито, кадушка, хлебная лопата.

Практический: выполнение практик ориентированных заданий, динамической паузы.

 

Дети знакомы с культурой русского народа. Умеют изготавливать народную куклу Колокольчик. Знают историю возникновения и разнообразии народной куклы. Развита мелкая моторика, внимание, усидчивость, глазомер, умеют работать с лоскутами.

Заключительный

Подвести итоги занятия и закрепить полученные знания

-  Когда возникли первые народные игрушки?

-  Из чего их делали?

 

 

- Почему на самодельных тряпичных куклах не рисовали лицо?

 

- Названия, каких кукол вы запомнили?

 

- Как называется кукла, которую мы сегодня научились изготавливать?

-  Для чего она служила, какое было её назначение?

- Кукла не рождается сама:

ее создает человек.

Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.

В этом главная ценность

традиционной народной куклы!

- Спасибо, ребята. На этом наша экскурсия подошла к концу, все молодцы.

Дальнейшая работа:

- Приобщать детей к культуре и традициям народа через цикл занятий по ознакомлению с народными промыслами на Руси;

- Знакомить с новыми приемами над созданием лоскутной куклы.

- Очень давно, в Древней Руси

- Их делали из  тряпок, ткани, соломы, дерева, бересты…

- Считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.

- Кукла Колокольчик, кукла-оберег, кукла Пеленашка, игровая кукла…

- Кукла Колокольчик

- Она приносила в дом веселье, радостные новости, хорошее настроение.

 

Форма

организации:

фронтальная.

Методы: Словесный, наглядный, Приемы: наводящие вопросы, беседа, похвала

Формирование элементарных навыков самооценки.

 

Вызов у детей чувства соучастия, принадлежности к обществу.

 

ФИО: Завялова Г.С.

Тема: «Русский народный костюм – хранитель истории»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Возрастная группа: старшая 5-6 лет

Место проведения: мини-музей

Цель: Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о русской народной культуре посредством экскурсий в мини-музей «Русская изба», через знакомство с народным костюмом, развитие интереса к народной культуре.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей.

2.  Дать представление о костюме как элементе традиционной культуры русского народа, его культурной ценности.

Воспитательные:

1.     Воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России, чувство гордости за её богатство.

2.     Воспитывать музейную культуру средствами экскурсионной работы.

3.     Воспитывать бережное отношение к произведениям народного творчества - музейным экспонатам.

Развивающие:

1.       Развивать познавательный интерес к истории России, народным промыслам.

2.       Обогащать речь, развивать активный словарь детей за счёт формирования у детей определенного объема информации о музейном пространстве.

3.       Развивать навык общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Форма совместной деятельности: экскурсия в мини-музей «Русская изба»

Форма организации: фронтальная

Словарная работа:   рубаха-косоворотка, кафтан, кокошник, чепец, телогрея, душегрея, порты, зипун, онучи, лапти, тулуп, передник, понёва, гашник, венчик, кичка, сорока, колпак, картуз.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы, чтение детских энциклопедий - разделы о русской народной одежде; рассматривание одежды на репродукциях известных художников; разучивание с детьми коротких рассказов о старинной русской одежде, оформление выставки «Кокошник».

 Ход:

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Методы, приемы, формы

Планируемый результат

Организационно-мотивационный

Создать

эмоциональный

настрой:

включить детей

в деятельность

на личностно -

значимом

уровне.

1 слайд

- Сегодня мы отправимся с вами в историю русской одежды.

2 слайд.

- А встречает нас девица - красавица!

Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно очень знать!

Костюм о людях призовёт подумать,

О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем  мы растить невежду,

По выставке пройдёмся не спеша,

Рассмотрим русскую одежду:

Не правда ли, проста и хороша!

-А где мы с вами можем увидеть русский народный костюм?

- Теперь садитесь по удобней. Мы с вами поговорим о старинном русском костюме. Я постараюсь вам о нем рассказать что-то интересное, то, что вы еще не знаете.
Ребята, сегодня мы поговорим об истории русского народного костюма.
Что означает «одежда вообще»? Как называли древние славяне «одежду вообще»?
В Древней Руси одежду называли «одежа». Слово одеяние, имеющее для нас некий торжественный смысл, тоже часто употреблялось древними славянами в значении «одежда вообще». Действительно, давайте вслушаемся: одеяние – то, что одевает.
- История русского народного костюма насчитывает многие столетия. - Откуда мы можем узнать, какой была одежда раньше? Источниками для изучения истории одежды служат музейные коллекции, фрески, иконы, летописные источники.

Дети входят под музыку в «Русскую Избу», садятся на лавки.

Здороваются с воспитателем.

Слушают воспитателя. Смотрят презентацию.

 

 

 

 

 

 

-  В музеях, на выставках, на картинах, в сказках, в фильмах, на народных праздниках.

 

 

Форма организации: фронтальная.

Методы: Словесный, наглядный (презентация)

Приемы: беседа, сюрпризный момент

Повышение интереса детей к предстоящей деятельности.

 

Эмоциональное включение                   в действие

 

Основной

Приобщать детей к культуре русского народа, через  знакомство с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей.

 

3 слайд

- Посмотрите на картинку, что на ней изображено? Как называется эта одежда? 

- Чем они отличаются? Чем украшены? Какие детали украшены вышивкой?

Рубаху традиционно украшали ручной вышивкой или узорным тканьем. Полосы орнамента, а в более позднее время ленты, тесьмы, цветного кружева располагались обязательно по подолу, краям рукавов, на оплечье, по вороту и вдоль разреза на груди.
Но самой красивой по праву считалась свадебная рубаха. Ее расшивали многоцветными узорами, где главное место занимал красный цвет. Молодая жена еще несколько лет надевала ее по большим праздникам, а затем бережно хранила. Прядением и ткачеством полотна занимались женщины. Верили, что только добрым женским рукам, не державшим оружия, можно доверять изготовление одежды. Владели этим ремеслом практически все женщины в сельских, а на первых порах и в городских семьях.

- Основной одеждой, причем как у мужчин, так и у женщин, считалась рубаха. Мужские рубахи всегда шили свободного покроя. Рубаха доходила до колен и имела у ворота разрез – либо посредине груди, либо сбоку (косоворотка). Воротника у рубахи не было. Носили рубаху с  поясом.

Женская рубаха отличалась от мужской длиной, которая доходила до щиколотки, они шились из льняных тканей и украшались вышивкой.  Носили рубаху с нешироким поясом.

Детская одежда в Древней Руси, как у мальчиков, так и у девочек, состояла из одной рубашонки. Право на взрослую одежду мальчики и девочки получали, не просто достигнув определенного возраста, а только тогда, когда могли делом доказать свою «взрослость», то есть надо было выдержать определенное испытание

4 слайд

-А что же носили с рубахой?

Поверх рубахи  замужние женщины обычно надевали понёву – юбку не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии шнуром – гашником. Понёва самая древняя деталь женского гардероба. Поверх понёвы повязывали передник, важную часть женского костюма.                       

- Как вы думаете, почему он так называется?

5 слайд

А вот красивый и удобный наряд – сарафан.  Его носили и молодые девушки, и замужние женщины. Сарафан распашная, широкая длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.

Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу. Летняя - более длинная, на зиму шили утепленную и более короткую.

 6 слайд

А что же носили мужчины? Давайте посмотрим.

Обязательной частью одежды русских мужчин служили порты – неширокие, длинные штаны, суживающиеся к низу и доходящие до щиколоток.

- Для чего нужен был пояс?  Пояс был обязательной частью костюма.  Он оберегал хозяина, к нему подвешивались нож, ложка, гребень и специальная сумка, заменявшая карманы.

Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника.

7 слайд

А когда становилось холоднее, доставали из сундуков теплую одежду, готовились к зиме.

- Какую же одежду носили на Руси зимой? (душегрея, телогрея, кафтан, шуба, тулуп). Давайте, повторим. Кафтан надевали поверх зипуна, был он до колен и длиннее, его застегивали на крючки и подпоясывали кушаком. Телогрея утеплялась сукном или мехом. Шубы носил  все и мужчины, и женщины, и дети.

8 слайд

Два сапога – пара, и оба на левую ногу. В те времена сапоги шились одинаковыми на обе ноги и приобретали нужную форму только, когда их разнашивали.

-Какая еще обувь вам знакома?

«В дорогу идти - пять пар плети», - говорили в народе, носились лапти очень не долго. Почему?

 

 

 

 

 

Хороводная игра «Колпачок и палочка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 слайд

Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу – соскочу, привечу! О чем эта загадка? Эта шапка называется колпак с отворотами и без. Шапку носили мужчины и при встрече, было принято снимать головной убор. А как называется фуражка с козырьком?

 - Во  внешнем облике русской женщины велика была роль головного убора. Поскольку девушке позволялось появляться на людях с непокрытой головой, с волосами либо распущенными, либо заплетенными  в косу, форма ее головного убора предполагала оставлять волосы открытыми. Голова же замужней женщины должна была быть покрыта даже дома. Девушки носили кокошник, венчик, замужние женщины - кокошник, кичку, сороку.

10 слайд

По одежке встречают!

По одежде встречные узнавали, откуда происходит женщина, крестьянка или горожанка, богата или бедна. Выходной одежде придавали особое значение все.  Достаточно было один раз взглянуть на одежду человека, чтобы понять, кто он, из какой местности. Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомым человеком.

11 слайд

Ценилась одежда в старину очень высоко. Ее берегли, многократно чинили. Как мужская, так и женская дорогие одежды лежали в сундуках.

Она переходили по наследству из поколения в поколение. Одежда являлась предметом богатства дома.

Ее доставали только по большим праздникам и торжественным случаям, когда нужно было себя показать. Костюм был в старину показным.

По степени изношенности все её разделяли на  ветшалое  платье (старое, изношенное), вседневное (повседневное - на каждый день) и лучшее (нарядное). Даже если эти вещи изнашивались, то их чинили.

- Как вы думаете, что значит чинили? 

12 слайд

Во все времена люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она выглядела красиво и опрятно. Стиральных машин тогда не было. Как вы думаете, где и как стирали белье?  Сначала белье замачивали, чтобы оно лучше отстиралось.

- Посмотрите на картинку, как вы думаете, где стирают белье? Складывали белье на большой камень и стучали по белью специальной палкой, а затем полоскали в речке, отжимали вручную и складывали в корзины.

13 слайд

На Руси были своеобразные приспособления для стирки, глажки и хранения белья. Наши предки издавна придумывали разные способы, чтобы вещи после стирки не оставались мятыми. Рубель называли катальной палкой, он служил для разглаживания складок на белье после его стирки. Одна сторона у него плоская, а другая в рубчик. Для глажки еще использовали валек, на который белье наматывали, а рубелем его прокатывали. Валек и рубль - два неразлучных друга.

           В полотняной стране

           По реке Простыне

           Плывет пароход:

           То назад, то вперед.

           А за ним такая гладь –

           Ни морщинки не видать.  

Утюги появились  позднее. Уже в те времена утюги были разными. Самым старым, наверное, можно считать цельнолитой чугунный. Он был очень тяжелым, потому что был цельнолитым из чугуна или бронзы и разогревался на открытом огне. А складывали в сундуки.

- Давайте покажем, как стирали и гладили белье.

 

Смотрят презентацию, слушают воспитателя.

- Рубахи

- Они отличаются размером: длинная и короткая, женская и мужская. Они украшены узорами, бисером, вышивкой.

 

Слушают рассказ воспитателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Потому что, надевается спереди.

 

Продолжают слушать рассказ воспитателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают мужскую одежду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Душегрея, телогрея, кафтан, шуба, тулуп.

 

 

 

Продолжают слушать рассказ воспитателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Лапти, сапоги

- Потому что раньше дорога считалась очень долгой, лапти изнашивались, поэтому в дорогу брали около пяти пар лаптей.

Хороводная игра

Один из детей выходит в центр круга с палкой в руках, надевает на голову колпачок так, чтобы он спускался до самого носа, прикрывая глаза. Остальные дети держаться за руки, образуя круг. Идут по кругу, говоря:

Раз, два, три, четыре, пять –

Будет палочка стучать

(ведущий стучит палочкой, показывает на одного из детей, стоящих в кругу)

Тот говорит, три последних слова: Скок, скок, скок,

Угадай, чей голосок.

Говорят все дети, после этого ведущий отгадывает (если отгадал, выбирает того, кто пойдет в середину)

 

- Эта загадка о шапке.

 

 

 

- Картуз

 

Слушают рассказ воспитателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Делали заплатку, зашивали.

 

 

 

 

- В корыте, кадке

 

 

 

- Белье стирают на речке.

 

 

Слушают рассказ воспитателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Это утюг

 

 

 

 

 

 

 

 

Имитация движений   «Стирка» (замочили, постирали, прополоскали, отжали, встряхнули, повесили, сняли, погладили, сложили)  

Форма: фронтальная

Словесный: беседа, рассказ о обрядах и традициях, народным костюмом, стихи, пословицы, похвала.

Наглядный: русский народный костюм; презентация

Игровой: хороводная игра

 

Дети приобщены к культуре русского народа. Знакомы с русским народным костюмом, с его отдельными частями

Заключительный

Подвести итоги занятия и закрепить полученные знания

14 слайд

Отгадайте загадки старого бабушкиного сундучка!

-Из лыка свито                                                   

Дырявое корыто.                                                - Дуйся не дуйся,                                                         А через голову суйся.

- По дороге шёл,

Две дороги нашёл,

По обеим пошёл.

-Надену - ободом сведёт,                                                        Сниму - змеёю упадет.                                                         

15 слайд   16 слайд

Дидактическая игра «Чем похожи и чем отличаются?»

- Давайте сравним рубаху с рубашкой. Народный сарафан и современный.

 

 - Что вы узнали сегодня на нашей беседе?

 

 


- Какие новые слова вы услышали?


- Мы сегодня узнали много интересного о русском костюме, о традициях, обычаях на Руси. Вы молодцы! Мы ещё много будем узнавать нового о русском человеке, о жизни нашего народа.

Слушают воспитателя.

 

 

- лапти

 

- рубаха

 

- порты

 

 

-пояс

 

Дети играют в дидактическую игру, сравнивают рубаху с рубашкой, народный сарафан и современный.

- Мы узнали о русском народном костюме, о традициях, обычаях на Руси.

- косоворотка, понева, душегрея, порты, зипун…

Форма

организации:

фронтальная.

Методы: Словесный, наглядный (презентация), игровой (загадки) Приемы: наводящие вопросы, беседа, похвала

Формирование элементарных навыков самооценки.

 

Вызов у детей чувства соучастия, принадлежности к обществу.

 

 

 

 

 

 

 


 

Подборка технологических карт экскурсий в мини-музей «Русская изба»

Подборка технологических карт экскурсий в мини-музей «Русская изба»

ФИО: Завялова Г.С. Тема: «Милости просим в нашу избу»

ФИО: Завялова Г.С. Тема: «Милости просим в нашу избу»

Оборудование: «Русская изба», оснащённая предметами русского быта, запись русской народная мелодии «Пряха», русский народный костюм для хозяйки, атласная ленточка для игры "Вышел

Оборудование: «Русская изба», оснащённая предметами русского быта, запись русской народная мелодии «Пряха», русский народный костюм для хозяйки, атласная ленточка для игры "Вышел

Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью

Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью

Давайте сходим в лес за дровами, чтобы было, чем печку топить

Давайте сходим в лес за дровами, чтобы было, чем печку топить

В. Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках

В. Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках

Стал подружку выбирать Стал подружку выбирать

Стал подружку выбирать Стал подружку выбирать

Основной Открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми

Основной Открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми

ФИО: Завялова Г.С. Тема: «

ФИО: Завялова Г.С. Тема: «

Оборудование: «Русская изба», оснащённая предметами русского быта,

Оборудование: «Русская изба», оснащённая предметами русского быта,

Руси. Познакомить детей с назначением разных видов глиняной посуды -

Руси. Познакомить детей с назначением разных видов глиняной посуды -

Стал стар - пеленаться стал. -

Стал стар - пеленаться стал. -

Дать детям посмотреть опарицу) -

Дать детям посмотреть опарицу) -

Здесь их можно было легко собрать для последующего приготовления сметаны и сливочного масла

Здесь их можно было легко собрать для последующего приготовления сметаны и сливочного масла

Как вы думаете, почему его так называют?

Как вы думаете, почему его так называют?

Основной Приобщать детей к культуре русского народа;

Основной Приобщать детей к культуре русского народа;

ФИО: Завялова Г.С. Тема: «

ФИО: Завялова Г.С. Тема: «

Этапы Задачи этапаДеятельность педагогаПредполагаемая деятельность детейМетоды, приемы, формыПланируемый результат

Этапы Задачи этапаДеятельность педагогаПредполагаемая деятельность детейМетоды, приемы, формыПланируемый результат

Хозяйка: Молодцы, ребята. А откуда же берется хлеб?

Хозяйка: Молодцы, ребята. А откуда же берется хлеб?

Вот так (показ растирания зерен в ступке)

Вот так (показ растирания зерен в ступке)

Хотите попробовать просеять муку через сито?

Хотите попробовать просеять муку через сито?

Пальчиковая гимнастика « Хлеб »

Пальчиковая гимнастика « Хлеб »

Основной Приобщать детей к культуре русского народа;

Основной Приобщать детей к культуре русского народа;

ФИО: Завялова Г.С. Тема: Знакомство с русской народной сказкой «Мужик и медведь»

ФИО: Завялова Г.С. Тема: Знакомство с русской народной сказкой «Мужик и медведь»

Воспитатель приглашает детей в

Воспитатель приглашает детей в

Чтение сказки. - В тексте нам встретилось такое слово « вершки », что оно означает? -

Чтение сказки. - В тексте нам встретилось такое слово « вершки », что оно означает? -

Что такое «разум»? Кто повторит пословицу?

Что такое «разум»? Кто повторит пословицу?

Подвижная игра « Вершки и корешки »

Подвижная игра « Вершки и корешки »

ФИО: Завялова Г.С. Тема: «

ФИО: Завялова Г.С. Тема: «

Ход : Этапы

Ход : Этапы

Развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани

Развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани

Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед

Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед

Пеленашка. Самый первый оберег младенца

Пеленашка. Самый первый оберег младенца

На праздник Троицы их вручали самым гостеприимным хозяевам

На праздник Троицы их вручали самым гостеприимным хозяевам

Ничего не ели - На нее глядели -

Ничего не ели - На нее глядели -

За работу! Берём кусочек синтепона и скатываем в небольшой шарик

За работу! Берём кусочек синтепона и скатываем в небольшой шарик

Названия, каких кукол вы запомнили? -

Названия, каких кукол вы запомнили? -

ФИО: Завялова Г.С. Тема: «

ФИО: Завялова Г.С. Тема: «

Этапы Задачи этапаДеятельность педагогаПредполагаемая деятельность детейМетоды, приемы, формыПланируемый результат

Этапы Задачи этапаДеятельность педагогаПредполагаемая деятельность детейМетоды, приемы, формыПланируемый результат

Действительно, давайте вслушаемся: одеяние – то, что одевает

Действительно, давайте вслушаемся: одеяние – то, что одевает

Прядением и ткачеством полотна занимались женщины

Прядением и ткачеством полотна занимались женщины

А что же носили с рубахой? Поверх рубахи замужние женщины обычно надевали понёву – юбку не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии…

А что же носили с рубахой? Поверх рубахи замужние женщины обычно надевали понёву – юбку не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии…

А что же носили мужчины? Давайте посмотрим

А что же носили мужчины? Давайте посмотрим

Два сапога – пара, и оба на левую ногу

Два сапога – пара, и оба на левую ногу

Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу – соскочу, привечу!

Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу – соскочу, привечу!

Девушки носили кокошник, венчик, замужние женщины - кокошник, кичку, сороку

Девушки носили кокошник, венчик, замужние женщины - кокошник, кичку, сороку

Даже если эти вещи изнашивались, то их чинили

Даже если эти вещи изнашивались, то их чинили

Валек и рубль - два неразлучных друга

Валек и рубль - два неразлучных друга

Заключительный Подвести итоги занятия и закрепить полученные знания 14 слайд

Заключительный Подвести итоги занятия и закрепить полученные знания 14 слайд
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2022