Подборка задач, содержащих региональный компонент.
Оценка 4.6

Подборка задач, содержащих региональный компонент.

Оценка 4.6
Занимательные материалы
doc
математика +1
Взрослым
12.01.2017
Подборка задач, содержащих региональный компонент.
В последние годы в нашей стране проблема учета особенностей региона в образовании становится все более актуальной во многих отношениях. Региональный аспект образования несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей, он усиливает роль человеческого фактора в образовании, актуализируя вопросы развития духовной культуры школьника, его самостоятельности, творчества, активности, имиджа, интеллигентности.
регион компонент.doc

В последние годы в нашей стране проблема учета особенностей региона в образовании становится все более актуальной во многих отношениях. Региональный аспект образования несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей, он усиливает роль человеческого фактора в образовании, актуализируя вопросы развития духовной культуры школьника, его самостоятельности, творчества, активности, имиджа, интеллигентности.
          Традиционные методики преподавания школьных предметов (в том числе математики) не позволяют полностью раскрыться индивидуальности ребенка. Содержание школьных учебников математики (теоретический и задачный материал) носит абстрактный характер, не учитывающий особенностей культуры, образа жизни и восприятия детей разных национальностей, в том числе, Республики Казахстан.
         Таким образом, налицо противоречие между необходимостью использования принципа региональности в обучении математике учащихся нашей Республики и его слабой реализацией в современной  школе из-за отсутствия соответствующей базы. Поиск и разработка эффективных дидактических средств, содействующих разрешению указанного противоречия, представляется достаточно актуальной проблемой. Одним из таких дидактических средств может служить система прикладных задач с региональным содержанием.
Использование системы прикладных задач с региональным содержанием позволит учащимся повысить:
1) интерес к обучению математике;
2) качество их математических знаний и умений.
 Использование в обучении математике системы прикладных задач с региональным содержанием способствует усилению практической направленности школьного курса математики.
Региональность характеризуют следующие особенности:
- исторические и национально-культурологические (традиции, нравы, особенности образа жизни и характерные ценности);
— природно-географические (ландшафт, климат, полезные ископаемые, проблемы экологии);
- социально-географические (плотность населения, характер поселений, традиционные занятия, удаленность от других регионов, средства сообщения);
- социально-демографические (национальный состав, миграционные процессы, половозрастная структура, характер воспроизводства населения, типы семьи и др.);
- социально-экономические (типы и характер воспроизводства, профессиональная структура, уровень жизни населения, перспективы экономического развития и др.);
- экономические отрасли региона (сельскохозяйственные, строительные, химико-технологические и др.), промышленные и сельскохозяйственные производства;
- административно-политические (территориальное расположение и границы региона, тип инфраструктуры, организация и функционирование органов управления);
- политические (роль политических факторов в жизни региона, тенденции суверенизации, межрегиональные и межгосударственные связи и т.д.)

      Нет научно обоснованной, адаптированной и комплексной программы реализации национально-регионального компонента в образовательной практике на различных ступенях обучения, отсутствуют технологии реализации национально-регионального компонента в общеобразовательной школе при преподавании естественных и математических дисциплин. Современные требования к введению национально-регионального компонента в содержание образования, связаны с необходимостью решение сложной противоречивой проблемы приобщения ребенка к общецивилизационным знаниям и ценностям с одновременным обеспечением его национальной самоидентификации. Современная школа ставит задачу разработки и реализации на практике национально- регионального компонента образования, в котором отразятся особенности культуры данного региона, традиции, обычаи, язык народа, способного формировать его менталитет.

      Поэтому учителю математики необходимо разрабатывать задания к урокам и домашние задания с учетом вышеперечисленных положений. При изучении материалов 5-7 классов имеются большие возможности включения прикладных задач с региональным содержанием. Это активизирует учащихся и открывает возможность применения математических знаний на повседневной практике и в жизни. 

      Прекрасно, если у нас есть доступное для детей изложение нового материала, отличное от приведенного в учебнике. И вовсе не потому, что в учебнике плохо. Но именно для того, чтобы дать возможность ученику увидеть применение полученных знаний для его условий жизни.

     Есть две возможности в повседневной работе учителя:

-ведение уроков по учебнику и по задачникам;

-проявить творчество и строить уроки в интеграции с другими предметами, раскрытием прикладной сущности предмета «математика».

      Творчество учителя вознаграждается повышением творческих способностей его учеников и положительной эмоцией на уроке. В полной мере достигаются образовательные, развивающие и воспитательные цели урока.

Намного интереснее ребятам решать на уроке задачи с использованием местного материала. Например: итоговый урок по теме «Задачи на проценты» в 5 классе можно провести в форме деловой игры «Город деловых людей». На этом уроке ребята занимают посты начальников и директоров предприятий своего города, готовят  рассказ о своем предприятии, решают финансовые вопросы по своему предприятию в виде задач на проценты.

На развитие творческих способностей направлены нестандартные домашние задания на составление и решение задач с использованием национально-регионального компонента. Многие учащиеся не всегда могут в процессе обучения на уроке проявить себя в силу своих личных особенностей. Когда же они работают самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, то могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме. А если у ребенка есть возможность выбора, то есть самостоятельность и ответственность. Это могут быть задания на составление задач, кроссвордов с использованием краеведческого материала, составление плана своего дома, диаграмм по результатам опроса и т.д.

Применение национально-регионального компонента в обучении математике позволяет увидеть «живую математику», «математику с человеческим лицом»,  а не сухую бездушную науку. Изучение математики в органической связи с  окружающим, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом. Поиск, творческая деятельность позволяют сделать математическое содержание личностно-значимым для ученика.

 

       Процесс формирования поликультурной личности, гражданских качеств школьников актуализирует в современных условиях проблему разработки регионального компонента Содержание некоторых тем и разделов требуют от учителя привлечения сведений из местного окружения. Именно он должен решить вопрос о том, в какой последовательности, в каком звене учебного процесса, на каком этапе будет использован местный материал. Предмет «Математика» в этом отношении вызывает наибольшую трудность у многих учителей.

        Задачи, представленные в пособии, направлены на  развитие математических знаний, умений и навыков; составлены с учетом действующей программы по математике для начальной школы и соответствуют Государственному Стандарту Образования Республики Казахстан. 

  Сборник содержит материал, направленный на формирование региональных знаний. Включение природоведческих материалов будет способствовать развитию кругозора учащихся. Ряд задач составлен с опорой на жизненный опыт учащихся, что позволит сделать материал доступнее и интереснее детям. Кроме того, ряд задач содействует экологическому воспитанию. В сборник включены задачи на развитие логического мышления, внимания, памяти.

    Сборник полезен в качестве дополнительного материала  на уроках математики. Задачи, представленные в сборнике, могут быть предложены как для коллективной работы, так и для индивидуальной.

     В задачах использованы цифровые данные различных сайтов Интернета, газетные данные.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)      Чай с булочкой в столовой  стоит 35 тенге. Цена булочки – 25 тенге. Сколько стоит чай?

 

2)      Маркаколь называют жемчужиной Восточного Казахстана. Протяженность озера составляет 38 км, а ширина — 19 км. Что меньше протяженность озера или его ширина и на сколько километров?

 

3)      Озеро Маркаколь питают 27 рек, но из озера вытекает на 26 рек меньше. Сколько рек вытекает из Маркаколя?

Эта река называется Кальжир . Сколько всего рек связано с озером?

 

4)      В Восточном Казахстане водится 22 вида пресмыкающихся, а земноводных на 17 видов меньше. Сколько  видов пресмыкающихся  и земноводных водится в Восточном Казахстане?

 

5)      Средняя глубина озера Алаколь 22 м. А его наибольшая глубина – 54 м. На сколько метров меньше средняя глубина озера, чем его самое глубокое место?

 

6)   В Маркакольском заповеднике встречается около 55 видов млекопитающих. Из них занесены в Красную книгу красный волк и 2 вида кошачьих: снежный барс, который лишь изредка заходит сюда, и рысь. Сколько видов животных не занесены в Красную книгу? Означает ли это, что этих животных можно не охранять?

 

7) Тарбагатайский государственный природный заказник насчитывает 2 вида земноводных, 8 – пресмыкающихся, 51 –млекопитающих. Сколько всего видов насчитывает заказник? Сможешь ли ты посчитать эти виды вместе с птицами, которых там 151 вид?   Из всех видов животных (без птиц) 14 видов занесено в Красную книгу. Сколько видов животных не занесено в Красную книгу?

 

8) В Восточном Казахстане произрастает пихта сибирская (кедр). Отдельные    

    деревья достигают возраста 90 лет. Ель обыкновенная, которой тоже немало в  

    Восточном Казахстане, живет на 10 лет дольше. Сколько лет живет ель?

 

 9) В нашей области встречается очень редкий зверь – снежный барс (ирбис). Он

    занесен в Красную книгу. Длина тела барса примерно 100 см, длина головы -       

    11,81 дюймы, хвоста — 90 см. Какова длина барса от головы до кончика

    хвоста?

 

10)     В зоопарке  г. Усть – Каменогорска 4 медведя, верблюдов на 2 меньше, чем медведей, а кабанов столько, сколько медведей и верблюдов вместе. Сколько кабанов в городском зоопарке?

 

11)           В водах Иртыша водится промысловая рыба. В том числе такая рыба, как лещ и плотва. Рыбак поймал  6 лещей и 7 плотвиц. Когда  сварили уху, осталось 5 рыб. Из скольких рыб сварили уху?

  

12)           Для ремонта класса требуется  18 кг краски. Для пола требуется – 9 кг, для покраски панелей – 6 кг, а остальное идет на покраску парт. Сколько кг краски нужно для окрашивания парт?

 

13)           Река Ульба – это приток Иртыша. Она образуется от слияния двух рек – Громотуха и Тихая Ульба. От устья реки до с. Черемшанка  22 км, от Черемшанки до с.Тарханка – на 43 км   больше. От  с.Тарханка до места слияния с Иртышом в Усть-Каменогорске еще 13 км.  Какова протяженность реки Ульба от устья до слияния с Иртышом?

 

14)           Эмблемой Маркакольского государственного заповедника является рыба – ускуч. Научное название рыбы – ленок. Довольно крупная и сильная рыба. Известны случаи, когда ускуч весил 8 кг. Можно еще встретить уникальную рыбу таймень. Таймень - типичный хищник, его вес достигает 30 кг. Какова разница в массе этих рыб? Сколько вместе весят самый большой ускуч и самый большой таймень?

 

15)             Таймень растет быстро: средняя длина годовалых рыб в Восточном Казахстане - 16 см, трехгодовалых - 44 см,  пятигодовалых – 73 см . Посчитай на  сколько см  вырастает в среднем таймень от года до 3 лет, от 3 лет до 5 лет.

 

16)  В нашей области отмечено 114 видов млекопитающих и 388 видов птиц. Сколько всего видов птиц и млекопитающих водится в Восточном Казахстане?

 

17) Самые крупные озера Восточного Казахстана - Зайсан (площадь 5000 км2) и Маркаколь (площадь 455 км2). На сколько площадь  озера Зайсан больше площади озера Маркаколь? Какова общая площадь этих озер?

 

18) А) В вагоне поезда  36 купейных мест. Сколько купе в вагоне поезда, если в каждом купе по 4 места?

     Б)  Сколько всего пассажирских мест в вагоне, если напротив каждого купе еще по 2 пассажирских  места?

     Сколько железнодорожных вокзалов в городе Усть-Каменогорске?

 

19) От Усть-Каменогорска до станции Бухтарма поезд едет 4 ч 30 мин. На станции Бухтарма он стоит 15 минут, потом до Зыряновска идет еще 2 часа. За какое время можно доехать на  поезде от Усть- Каменогорска до Зыряновска?

 

20) Какие хвойные деревья можно встретить у нас в селе? У сосны хвоинки живут 2 года, а у ели в 6 раз больше. Сколько лет живут хвоинки ели?

 

21) В городе Усть-Каменогорске есть замечательный театр. Он носит имя Джамбула, одного из великих деятелей искусства Казахстана. В 3 передних рядах этого театра 51 кресло. Сколько кресел в 5 рядах театра?

 

22)  Одной из первых перелетных птиц к нам возвращается скворец. Скворец-самец носит корм скворчатам наравне с мамой-самкой. Скворец принес в гнездо скворчатам 15 червячков, а гусениц в 3 раза меньше. На сколько гусениц меньше съели скворчата, чем червячков?

 

23) В кинотеатре «Юбилейный» 3 дневных сеанса и 2 вечерних. В день премьеры на каждый  дневной сеанс продали по 100 билетов, а на каждый вечерний – на 20 билетов больше. Сколько всего билетов продано в этот день?

 

24) В театральной кассе продали 60 билетов на субботний спектакль и 90 билетов на воскресный спектакль. Все билеты были куплены 3 школами поровну. Сколько билетов купила каждая школа?

25)  Обеденная перемена в нашей школе длится  часть часа. Сколько длится эта перемена?

 

26) В области отмечено обитание 114 видов млекопитающих, 388 видов птиц, 22 вида пресмыкающихся, 5 видов земноводных, 37 видов рыб, более 15 000 видов насекомых.     

     Сколько всего видов животных обитает в Восточном Казахстане?

 

27) Гора Белуха является самой высокой точкой Алтайских гор. Ее высота – 4506 м. С ней соседствует гора Беркутаул (Жилище Орла), ее высота – 3.373 м. Найди, на сколько м Белуха выше Беркутаул.

 

 28) В целях охраны природы - редких зверей и растений Восточного Казахстана - был организован Маркакольский заповедник.  В заповеднике взяты под охрану предгорная степь Алтая, лиственные, еловые леса. Здесь находятся: растений 1400 видов, млекопитающих - в 280 раз меньше, чем видов растений, а  птиц – на 200 видов больше, чем млекопитающих. Сколько всего природных видов растений и животных находятся под охраной в Маркакольском заповеднике?

 

29)  В Восточном Казахстане насчитывается более 2000 озер. Крупных озер из них 18.  Среди них – Зайсан, Маркаколь, Алаколь, Сибинские и др. сколько мелких озер  насчитывает Восточный Казахстан?

 

30) Город Усть-Каменогорск основан в 1720 году. Посчитай, сколько лет исполнилось Усть-Каменогорску  в текущем году.

 

31) А) Южный Алтай расположен между рекой Бухтарма на севере, озером Зайсан и рекой Черный Иртыш  на юге. Горные хребты Тарбагатай (2739 м), Сарымсакты (3373 м), Нарын (2400 м) входят в северную горную часть, а хребты Южный Алтай (3483 м), Сарытау (3300 м), Курчум (2644 м) образуют южную часть. Найди высоту всех хребтов южного Алтая вместе.

Б) Рудный Алтай состоит из Ульбинского (2300 м), Ивановского (2775 м), Убинского  (2100 м) горных хребтов, которые находятся на северо-западе Южного Алтая. Найди общую высоту всех хребтов Рудного Алтая. Определи на сколько весь Рудный Алтай ниже, чем  весь Южный Алтай.

 

32)  Иртыш является одной из крупнейших рек Казахстана. Его длина с учетом Черного Иртыша составляет 4248 км. На протяжении 618 километров Иртыш протекает по китайской территории, а на  протяжении 1174 км река течёт в пределах Омской области (Россия). Какова протяженность Иртыша  по территории Казахстана?

 

33)   Расстояние от Усть-Каменогорска до Астаны – 1038 км. С какой скоростью должен двигаться автомобиль, чтобы доехать до Астаны за 6 часов? Возможна ли такая скорость автомобиля? Почему? За какое время до Астаны можно добраться на самолёте, скорость которого 519 км/ч?

34) От  Усть-Каменогорска до Глубокого велосипедист едет  4 часа. Каково расстояние от Усть-Каменогорска до Глубокого, если скорость велосипедиста 10 км/ч ?

 

35)  Какое расстояние можно проплыть по течению Иртыша  на участке между Усть-Каменогорском и Семем на моторной лодке, скорость которой 30 км/ч,  за 4 часа если скорость течения реки на этом участке 6 км/ч. За какое время можно вернуться обратно (против течения реки), если двигаться с такой же скоростью?

 

36)  Расстояние от Усть-Каменогорска до Астаны 1038 км. Из этих двух городов одновременно выехали навстречу друг другу два автомобиля. Скорость первого – 90 км/ч. Какова скорость второго автомобиля, если они встретились через 6 часов?

 


Скачано с www.znanio.ru

В последние годы в нашей стране проблема учета особенностей региона в образовании становится все более актуальной во многих отношениях

В последние годы в нашей стране проблема учета особенностей региона в образовании становится все более актуальной во многих отношениях

Нет научно обоснованной, адаптированной и комплексной программы реализации национально-регионального компонента в образовательной практике на различных ступенях обучения, отсутствуют технологии реализации национально-регионального компонента в общеобразовательной школе…

Нет научно обоснованной, адаптированной и комплексной программы реализации национально-регионального компонента в образовательной практике на различных ступенях обучения, отсутствуют технологии реализации национально-регионального компонента в общеобразовательной школе…

Применение национально-регионального компонента в обучении математике позволяет увидеть «живую математику», «математику с человеческим лицом», а не сухую бездушную науку

Применение национально-регионального компонента в обучении математике позволяет увидеть «живую математику», «математику с человеческим лицом», а не сухую бездушную науку

Маркаколь называют жемчужиной Восточного

Маркаколь называют жемчужиной Восточного

Для ремонта класса требуется краски

Для ремонта класса требуется краски

Одной из первых перелетных птиц к нам возвращается скворец

Одной из первых перелетных птиц к нам возвращается скворец

Южного Алтая. Найди общую высоту всех хребтов

Южного Алтая. Найди общую высоту всех хребтов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2017