ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ - ВАЖНЫЙ ЭТАП В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

  • docx
  • 02.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 29.docx

Адаптация детей к детскому саду - важный этап в жизни ребенка

Детский сад - серьезный вызов в жизни ребенка, большое испытание для малыша. Любое испытание делает человека сильнее, продвигает вперед в развитии или наоборот, отбрасывает назад. Поэтому а сегодняшний день актуальна тема организации педагогического процесса в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Адаптация рассматривается как приспособление организма к новой обстановке, которая включает широкий спектр индивидуальных реакций, зависящих от психологических и личностных особенностей ребенка, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в саду. От того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как смогут организовать его жизнь в группе, зависит многое в его поведении. Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша – это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать. Своеобразие адаптации малыша к новым условиям обусловлены специфическими особенностями раннего возраста. Этот период является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются основные умения малыша, так необходимые для его успешного развития. В это время складываются такие доминантные качества как познавательная активность, самостоятельность, инициативность, коммуникабельность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности. Но их формирование требуют адекватных действий со стороны взрослых, определенных форм общения и активного взаимодействия с ребенком. В раннем детстве происходит интенсивное развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности, формирование целенаправленности и настойчивости действий ребенка. Для развития действий используют конструктивные игры и игрушки. Особенностью раннего детства становится и специфичный режим жизнедеятельности малыша. Как правило, этот важный период своего развития ребенок проводит в семье. Семейная обстановка является оптимальной для ребенка – любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение являются необходимым условием его нормального развития и хорошего эмоционального самочувствия. В современных условиях семья очень часто вынуждена прервать гармонию развития малыша в условиях дома и воспользоваться услугами детского сада. Главная задача, которую решают в это время работники детского сада и родители – сделать детский сад для ребёнка желанными. Необходимо чтобы отрыв от дома, от близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми сверстниками не стали для ребёнка серьезной психологической травмой. Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками. Рекомендации по адаптации детей в детском саду Большинство детей начинают посещать детское учреждение в возрасте 2,5 —3 лет. Для некоторых из них переход от домашней обстановки, знакомых и любимых игрушек, близких взрослых дается более или менее легко, и через 2—3 месяца они привыкают к детскому саду. Для других же он превращается в трагедию, чреватую нарушениями поведения, резким ухудшением здоровья, постоянными дисфориями (пониженный эмоциональный фон, плохое настроение), а в дальнейшем даже ранней невротизацией, ведущей к появлению множественных психологических и неврологических нарушений. В возрасте 2 —3 лет ребенок не в состоянии играть с игрушками, даже очень привлекательными, он еще не умеет общаться с другими детьми, не понимает их и не может выразить свои желания, мысли, чувства так, чтобы его поняли. Посторонних же взрослых некоторые дети просто могут испугаться. Для любого педагога период, когда в группу приходит много новичков, является большим испытанием. Особенно важно в это время заложить основы благожелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Все дальнейшие задачи, связанные, например, с обучением, самообслуживанием и т. д., являются вторичными, так как их реализация может быть возможна чуть позже, когда дети успокоятся и пойдут на контакт. Работа с родителями детей, поступающих в детский сад, должна начинаться задолго до того, как они приведут ребенка. Еще при записи малыша в учреждение мама должна получить четкую информацию о периоде адаптации и о том, что лично она может сделать для того, чтобы этот период прошел для ребенка как можно легче. Родители и воспитатели должны знать о специфике адаптационного периода, его стрессогенном влиянии на ребенка, продолжительности (1,5—3 месяца), о возможных нарушенияхСписок литературы 1.Жердева Е.В.Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня).- Изд.3-е.-Ростов на /Д: Феникс, 2008.- 186с. 2.Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста.- М., 1977 3.Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Практическое пособие- Воронеж, «Учитель», 2006.-236с 4. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кибитина И.И. Старший воспитатель детского сада. – М.: Просвещение, 1990. -143 с. 5. Васюкова Н Е, Чехонина О И Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности // Детский сад от А до Я -2004 -№6 (12) -С 8-14 (0,3 пл)