МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18 ИМЕНИ Р. С. РАМАЗАНОВА»
ГОРОДА МАХАЧКАЛЫ
Руководитель ШМО учителей Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СОШ № 18 русского языка и литературы _____________/Маммаева К.Г./ имени Р. С. Рамазанова» ____________/Османова А.О./ ________/Абдулкадыров С.А./ «___»______________2020г. «___»________________2020г. «___»________________2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Подготовка к ЕГЭ»
10 класс
(базовый уровень)
Количество часов: 35 часа /1 час в неделю/
УМК: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина
2020 - 2021 учебный год
Содержание
Тестовый контроль в настоящее время становится наиболее актуальным в связи с тем, что выпускные экзамены в школе третьей ступени общего образования и вступительные испытания в большинстве вузов проводятся в форме ЕГЭ, а учащиеся старших классов недостаточно владеют навыками выполнения заданий в данной форме.
Предлагаемая программа элективного учебного предмета «Русский язык: подготовка к ЕГЭ» предназначена для учащихся 10 классов, поддерживает содержание курса русского языка, изучение которого осуществляется на базовом уровне. Программа ориентирована на формирование языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций, интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Содержание данного предмета углубляет знания учащихся об особенностях функционирования языковых единиц и средств в речи, расширяет представление о стилистических ресурсах и изобразительно-выразительных средствах языка, формирует умение оценивать языковые явления и факты, помогает избегать речевых, грамматических, стилистических ошибок в собственной речи. Элективный учебный предмет «Русский язык: подготовка к ЕГЭ» способствует эффективной подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по русскому язык и удовлетворению их познавательных потребностей.
Планируемые результаты: оказание помощи учащимся в освоении системы русского языка и овладении нормами литературного языка
Программа направлена на решение следующих задач:
- анализ и классификация языковых фактов с целью обеспечения различных видов речевой деятельности;
- оценка языковых фактов с точки зрения нормативности;
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- использование основных приемов информационной переработки текста;
- оценивание письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- проведение лингвистического анализа текстов различных функциональных стилей;
- создание собственного речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами;
- осуществление речевого самоконтроля;
- использование нормативных словарей и справочной литературы.
Основными организационными формами проведения занятий являются лекции, практикумы, лабораторные занятия.
Основными видами деятельности на занятиях элективного учебного предмета являются следующие: выполнение тестовых заданий; классификация речевых и грамматических ошибок с точки зрения их источников и способов устранения; лингвостилистический анализ; редактирование текстов.
На изучение курса в 10 классе отводится 35 часа.
2.СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Введение. Особенности выпускных и вступительных экзаменов по русскому языку. Основные разделы языка, основные языковые единицы. Понятие о тестовой форме контроля.
Тестовые задания с выбором ответа:
Фонетика. Графика. Орфоэпия. Звук. Буква. Звуки гласные (ударные и редуцированные) и согласные (звонкие (сонорные и шумные) и глухие; твердые и мягкие; парные и непарные). Ударение. Орфоэпические нормы.
Лексика, фразеология. Слова. Лексическое значение. Паронимы. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Устаревшая лексика. Неологизмы. Заимствования. Диалектизмы. Просторечия. Термины. Фразеологизмы. Словари.
Морфемика. Морфема. Значимая часть слова. Словообразующие и формообразующие морфемы.
Словообразование. Словообразование. Словообразовательные модели. Способы словообразования. Словообразовательные цепочки.
Орфография.
-Правописание гласных в корнях.
-Правописание согласных в корнях.
-Правописание приставок. Употребление Ъ и Ь.
-Правописание окончаний.
-Правописание суффиксов.
-Правописание Н и НН
-Слитное, дефисное и раздельное написание слов.
-НЕ и НИ с различными частями речи.
Тестовые задания с кратким ответом
Морфология. Именные части речи. Глагольные части речи.
Наречие. Слова категории состояния. Служебные части речи.
Синтаксис. Словосочетание. Способы связи. Синтаксис простого предложения. Синтаксис сложного предложения
Тестовые задания с развернутым ответом.
Текст. Анализ текста. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Композиция текста. Особенности построения текста с доминированием описания: общее представление о предмете, отдельные признаки предмета, авторская оценка (вывод, заключение). Языковые средства (доминирование существительных и прилагательных, глаголы в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой изобразительности – в форме настоящего времени, согласованные и несогласованные определения, ряды однородных членов, назывные и неполные предложения и т.д.).
3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п.п. |
Наименование разделов |
Всего часов |
В том числе контрольных работ |
1 |
Введение |
1 |
|
2 |
Тестовые задания с выбором ответа |
16 |
1 |
3 |
Тестовые задания с кратким ответом |
9 |
1 |
4 |
Тестовые задания с развернутым ответом. |
6 |
|
5 |
Итоговый зачёт |
3 |
|
|
Итого: |
35 |
2 |
4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
В результате изучения учебного предмета учащиеся должны
знать:
· орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, стилистические и др. нормы современного русского литературного языка;
· основные приемы информационной переработки текста;
· алгоритм лингвистического анализа текстов различных стилей и типов речи;
· основные виды лингвистических словарей и справочников.
уметь:
· анализировать и классифицировать языковые фактов для обеспечения различных видов речевой деятельности;
· оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;
· анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
· использовать основные приемы информационной переработки текста;
· оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
· производить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
· создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
· осуществлять речевой самоконтроль.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№ |
Тема |
Основное содержание |
Формы работы |
Дата |
1 |
Введение. Понятие о тестовой форме контроля. |
Особенности выпускных и вступительных экзаменов по русскому языку. Основные разделы языка, основные языковые единицы. |
Беседа. Постановка целей и задач курса.
|
|
Выполнение тестовых заданий с выбором ответа (15) |
|
|||
2 |
Фонетика, графика, орфоэпия |
Фонетика. Графика. Орфоэпия. Звук. Буква. Звуки гласные (ударные и редуцированные) и согласные (звонкие (сонорные и шумные) и глухие; твердые и мягкие; парные и непарные). Ударение. Орфоэпические нормы. |
Лекция. Беседа. Практическая работа. Проверочный тест по фонетике, графике и орфоэпии |
|
3 |
Лексика, фразеология. |
Слова. Лексическое значение. Паронимы. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Устаревшая лексика. Неологизмы. Заимствования. Диалектизмы. Просторечия. Термины. Фразеологизмы. Словари. |
Лекция. Беседа. Практическая работа. Проверочный тест по лексике и фразеологии |
|
4 |
Морфемика. |
Морфема. Значимая часть слова. Словообразующие и формообразующие морфемы. |
Практикум. Проверочный тест по морфемике. |
|
5 |
Словообразование |
Словообразование. Словообразовательные модели. Способы словообразования. Словообразовательные цепочки. |
Практикум. |
|
6 |
Орфография. Правописание гласных в корнях. |
Орфография. Орфограмма. Безударная проверяемая гласная. Безударная непроверяемая гласная. Безударная чередующаяся гласная. О-Ё после шипящих. |
Практикум.
|
|
7 |
Правописание согласных в корнях. |
Сомнительная согласная в корне. Непроизносимая согласная в корне. Удвоенная согласная. |
Словарный диктант. Практикум. Проверочный тест по правописанию гласных и согласных в корнях |
|
8 |
Правописание приставок. Употребление Ъ и Ь. |
Приставка. Правописание гласных и согласных в приставках. ПРЕ- и ПРИ-. Приставки на –З, -С. Гласные Ы-И после приставок. Роль Ъ и Ь в слове. |
Практикум. Словарный диктант. |
|
9 |
Правописание окончаний. |
Окончание. Склонение. Спряжение. И и Ы после Ц. |
Практикум. |
|
10 |
Правописание суффиксов. |
Суффикс. Правописание суффиксов имен существительных, прилагательных, глаголов, причастий, наречий. |
Практикум. Проверочный тест на написание окончаний и суффиксов. |
|
11 |
Правописание Н и НН |
Суффикс. Имя прилагательное. Причастие. Краткая и полная форма. Наречие. |
Практикум. Проверочный тест на правописание Н и НН. |
|
12 |
Слитное, дефисное и раздельное написание слов. |
Сложные слова. Слитное и дефисное написание имен существительных, прилагательных, наречий. Слитное, дефисное, раздельное написание отрицательных и неопределенных местоимений и наречий. |
Практикум. Беседа. Словарный диктант. |
|
13 |
НЕ и НИ с различными частями речи. |
Отрицательные частицы. Их значение. Приставки НЕ- и НИ-
|
Практикум. Проверочный тест на написание НЕ и НИ с различными частями речи |
|
14 |
Грамматические ошибки. |
Типы грамматических ошибок: ошибки в словообразовании; неправильное образование грамматических форм; ошибки в синтаксическом оформлении предложений. |
Лабораторная работа. Проверочный тест на нахождение грамматических ошибок. |
|
15 |
Речевые ошибки. |
Типы речевых ошибок: ошибки, связанные с неправильным выбором слова (тавтология, плеоназм, смешение разностильных элементов, ошибки в употреблении устойчивых сочетаний слов, в выборе паронима, нарушение нормы сочетаемости слов, употребление слова в несвойственном ему значении). |
Лабораторная работа. Проверочный тест на нахождение речевых ошибок. |
|
16 |
Конструирование предложений и текста. |
Структура текста. Связь предложений в тексте. |
Лабораторная работа. |
|
17 |
Контрольный тест. |
|
Контрольный тест (часть 1 ЕГЭ) |
|
Тестовые задания с кратким ответом (9 часов) |
|
|||
18 |
Морфология. Именные части речи |
Морфология, часть речи, самостоятельные и служебные части речи, лексико-грамматические разряды имен существительных, имя числительное, местоимение, разряды местоимений, морфологические признаки. Умение находить в тексте слово заданной части речи и заданной формы. Средства связи предложений в тексте. |
Практикум |
|
19 |
Глагольные части речи. |
Глагол, причастие, деепричастие, морфологические признаки. Умение находить в тексте слово заданной части речи и заданной формы. |
Практикум |
|
20 |
Наречие. Слова категории состояния. |
Наречие. Слова категории состояния. Умение находить в тексте слово заданной части речи и заданной формы. |
Практикум. Проверочный тест |
|
21 |
Служебные части речи. |
Служебные части речи. Предлог. Производные и непроизводные предлоги. Союз. Сочинительные и подчинительные союзы. Союзы и союзные слова. Частицы. Разряды частиц. Умение находить в тексте слово заданной части речи и заданной формы. Средства связи предложений в тексте. |
Практикум. Проверочный тест по морфологии |
|
22 |
Синтаксис. Словосочетание. Способы связи. |
Синтаксис. Словосочетание. Виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная). Способы подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). |
Практикум. |
|
23 |
Синтаксис простого предложения |
Предложение. Виды предложения по цели высказывания. Виды предложения по эмоциональной окраске. Грамматическая основа. Виды предложения по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами. Обособленные и уточняющие члены предложения. Обращения. Вводные слова и вставные конструкции. |
Практикум. Проверочный тест (синтаксис простого предложения) |
|
24 |
Синтаксис сложного предложения |
Сложное предложение. Союзные (сложносочиненное и сложноподчиненное) и бессоюзные предложения. Средства связи в сложносочиненном предложении. Сложноподчиненное предложение (главная и придаточная части, виды придаточных, последовательное подчинение, однородное соподчинение, неоднородное соподчинение, смешанное соподчинение). Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. |
Практикум. |
|
25 |
Средства связи в сложном предложении |
Средства связи в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова. |
Лабораторная работа. Проверочный тест по синтаксису. |
|
26 |
Контрольный тест. |
|
Контрольный тест (часть 1 ЕГЭ) |
|
Тестовые задания с развернутым ответом (6 часов) |
|
|||
27 |
Особенности построения текста с доминированием повествования. |
Текст. Анализ текста. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Композиция текста. Особенности построения текста с доминированием повествования: экспозиция, завязка, развитие действия (прямая, хронологическая последовательность и обратная), кульминация, развязка. Языковые средства (роль глаголов, диалог и т.д.) |
Лабораторная работа. |
|
28-29 |
Особенности построения текста с доминированием описания. |
Текст. Анализ текста. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Композиция текста. Особенности построения текста с доминированием описания: общее представление о предмете, отдельные признаки предмета, авторская оценка (вывод, заключение). Языковые средства (доминирование существительных и прилагательных, глаголы в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой изобразительности – в форме настоящего времени, согласованные и несогласованные определения, ряды однородных членов, назывные и неполные предложения и т.д.). |
Лабораторная работа. |
|
30 |
Особенности построения текста с доминированием рассуждения |
Текст. Анализ текста. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Композиция текста. Особенности построения текста с доминированием рассуждения: тезис, доказательства (аргументы), вывод. Языковые средства (вводные слова, сложные союзы и союзные слова, риторические вопросы и т.д.) |
Лабораторная работа. |
|
31 |
Проблематика текста и позиция автора. |
Проблематика текста и позиция автора. |
Лабораторная работа. Проверочный тест (часть 1 ЕГЭ) |
|
32 |
Критерии оценивания сочинения. Композиция сочинения. Абзацное членение текста. |
Критерии оценивания сочинения. Композиция сочинения (вступление, формулирование и комментарий проблемы текста, формулирование авторской и собственной позиции, аргументы, вывод). Абзацное членение текста. |
Лабораторная работа |
|
Итоговый зачёт (2ч.) |
|
|||
33 34 |
Итоговый зачёт |
|
Контрольный тест (в форме и по материалам ЕГЭ) |
|
35 |
Анализ ошибок |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.