Структура КИМ ЕГЭ по литературе
КИМ по литературе можно разделить на три части
Часть1. Задания 1-9. Эпические и драматические произведения.
1-7 задания - краткие ответы на вопросы словом или словосочетанием.
8-9 задание - Развернутый ответ из 5-10 предложений.
Часть 2. 10-16 задания – Лирическое произведение.
10-14 задания – краткие ответы
15-16 задания – развернутый ответ из 5-10 предложений.
Часть 3. Включает три задания 17.1-17.3 , из которых нужно выбрать одно и дать развернутый ответ в жанре сочинения объемом на менее 200 слов.
Задание 1
К какому роду литературы относится данное произведение?
Ответ : эпос
Род литературы:
Эпос
Драма
Лирика
Лиро-эпический
Роды и жанры произведения
1. Эпос :рассказ, повесть, роман, роман-эпопея, басня, былина, миф, сказка
2. Лирика: стихотворение, элегия, сонет, песня, романс, эпиграмма, ода, гимн, инвектива, мадригал, послание, стансы, стихотворение в прозе, эпитафия, пастораль.
3. Лиро-эпический: поэма, баллада, роман в стихах
4. Драма: трагедия, драма, комедия
Произведение | жанр | направление |
1. Фонвизин «Недоросль» | комедия | классицизм |
2. Грибоедов «Горе от ума» | реализм | |
3. Гоголь «Ревизор» | ||
4. Островский «Гроза» | драма | |
5. Чехов «Вишневый сад» | комедия | |
6. Горький «На дне» | драма |
Драматургия
Лирика
ОДА (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня. ГИМН (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера. ЭПИГРАММА (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э. ЭЛЕГИЯ – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». ПОСЛАНИЕ – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание, признание. СОНЕТ (от провансальского sonette – «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами.
Задание 3
Часть приведенного фрагмента выстроена как обмен персонажей репликами. Как называется эта форма?
Ответ: диалог
Формы построения речи героев
1. Диалог – разговор двух и более лиц
2. Монолог – речь от первого лица, разговор с самим собой
3. Реплика – 1) ответ, замечание на слова собеседника.
2) в сценическом диалоге - слова одного из действующих лиц.
4. Ремарка - авторское указание об обстановке действия, о внутреннем состоянии героя, мимике, жестах.
5. Полилог – жанр речи, возникающий при непосредственном общении нескольких лиц
6. Сквозные обороты речи, крылатые выражения
Задание 4
Кем были герои «Одного дня Ивана Денисовича» А.И. Солженицына в жизни до лагеря?
Персонажи Судьба
А) Цезарь 1) баптист
Б) Алеша 2) крестьянин
В) Шухов 3) библиотекарь
4) столичный интеллигент
Ответ: 412
Задание 5
К какому фрагменту композиции произведения относится приведенный отрывок? А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»?
Ответ: развязка
Требует знания композиционных частей произведения.
Задание 6
К какому литературному направлению принято относить творчество
А. И. Солженицына?
Ответ: реализм
Литературные направления
Направления | Представители |
1. Классицизм | Ломоносов, Сумароков, Державин, Фонвизин |
2. Сентиментализм | Карамзин |
3. Романтизм | Жуковский, Ранний Пушкин, Лермонтов, Горький |
4. Реализм | Пушкин, Тургенев, Толстой, Достоевский, Чехов, литература 20 века |
5. Модернизм : | Мережковский, Брюсов, Бальмонт, Блок |
Акмеизм | Гумилев, Ахматова, Городецкий, Мандельштам |
Имажинизм | Есенин |
6. Авангардизм: | Северянин, Хлебников, Бурлюк, Маяковский |
Задание 7
Как называлась система взглядов Базарова?
Назовите имя главного героя рассказа Шолохова «Судьба человека»?
Как называется значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность?
Назовите средство характеристики героя, основанное на описании его внешнего облика?
Средство создания литературного героя
Название произведения
Эпиграф к литературному произведению
Портрет героя
Пейзаж
Художественная деталь
Предыстория жизни героя (если есть)
Система взглядов литературного героя
нигилизм
Задания 8 и 15 с развернутым ответом
8 задание – это анализ эпизода
15 задание – анализ стихотворения
Должен быть лаконичный, связный аргументированный ответ в объеме 5-10 предложений.
!!! Приступая к выполнению задания необходимо в формулировке вопроса выявить ключевые слова, которые не позволят уйти в сторону от ответа на вопрос. Они могут вводиться как в тезис, так и в аргументы при ответе.
Нужно обратить внимание на глагол в задании. Если НАМЕЧАЕТСЯ, то необходимо искать именно начало конфликта.
Если ИЗОБРАЖАЕТСЯ, то говорить следует о средствах, при помощи которых выражается позиция автора.
Следует вспомнить проблематику, конфликт, героев и идею произведения.
Структура развернутого ответа 8 и 15
Тезис – прямой краткий ответ на вопрос
Аргументы – последовательное обоснование своего ответа с опорой на приведенный фрагмент. Нужно учесть авторскую позицию.
Вывод – должен соотноситься с вопросом
Составляющие для успешного ответа
Прямой связный ответ
Опора на текст (анализ, цитирование)
Выявление авторской позиции
Использование теоретико-литературных понятий
Обобщение наблюдения над текстом
Отсутствие фактических ошибок
Соблюдение норм речи
Задание 8
Какие черты характера Ивана Денисовича раскрываются в приведенном отрывке? (эпизод, когда И.Д. надеется докурить сигарету Цезаря)
Тезис. В приведенном отрывке в Иване Шухове раскрываются уважительное отношение к «однобригаднику», терпеливость и чувство собственного достоинства.
Аргументы. Солженицын противопоставляет Шухова Фетюкову, который готов унижаться ради «недокурка». Иван Денисович же не просто ждет, когда Цезарь ему предложит окурок, он проявляет такт, уважение, стараясь своим присутствием не надоедать, не прерывать мысли Цезаря. Психологическая деталь, подчеркивающая благодарность героя, выражена в движении руки: «Шухов встрепенулся, одной рукой поспешно благодарно брал окурок».
Вывод. Таким образом, в приведенном отрывке в герое раскрываются черты, позволяющие ему выживать в тяжелых условиях лагерной жизни, не теряя человеческого достоинства.
Задание 15.
Каково внутреннее состояние лирического героя, ожидающего Прекрасную Даму?
Тезис. Внутреннее состояние лирического героя, ожидающего Прекрасную даму, описать не сложно. Он видит себя в роли рыцаря, давшего обет вечного служения своей возлюбленной.
Аргументы. Лирический герой взволнован так, что от одной только мысли, что сейчас появится Она, дрожь пробегает по его телу:
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей…
Герой А.А.Блока далек от реальности: он погружен в свои «сказки и сны». Покорно склоняя перед возлюбленной колена, он готов безропотно выполнять волю «Величавой Вечной Жены», чей земной образ неотделим от того, который мерцает на иконах в сиянии лампад.
Вывод. Таким образом, душевное состояние лирического героя стихотворения можно охарактеризовать несколькими словосочетаниями: романтический восторг, беспрекословное преклонение, божественное почитание Возлюбленной.
Задание 9 и 16: сопоставление произведений
В заданиях 9 и 16 требуется написать развернутый ответ на вопрос о связи прозаического фрагмента или предложенного стихотворного текста с произведениями других русских писателей и поэтов.
Задания 9 и 16 состоят из двух связанных между собой вопросов.
Первая часть задания требует обосновать выбор того или иного произведения в русле предложенного вопроса, а вторая проверяет умение сопоставлять литературные явления, находить тематические, образные, персонажные и т. д. параллели.
Задание 9 и 16
9. В каких произведениях отечественной литературы описано ограничение свободы героев и в чем их можно сопоставить с «Одним днем Ивана Денисовича» А.И. Солженицына?
16.В каких произведениях русских поэтов авторы размышляют о предназначении поэта и в чем эти произведения можно сопоставить с приведенным фрагментом «Поэта и гражданина»
Н. А.Некрасова?
Структура ответа заданий 9 и 16
Вопрос состоит из двух частей:
1 часть вопроса – нужно указать и обосновать (т.е. объяснить, доказать)
2 часть – нужно сопоставить (найти сходство или различие в зависимости от вопроса)
Позиции сопоставления:
Авторы (представители какого времени, направления, взгляды).
Название стихотворений.
Жанр.
Тема, идея.
Настроение лирического героя.
Построение: размер, рифма, способы рифмовки
Употребление тропов и стилистических фигур, лексика.
Задание 9.
Тема ограничения свободы героев в русской литературе не редка. К ней обращались и Пушкин, и Толстой, и Достоевский, и многие другие. В романе-эпопее Л.Н. Толстого мы знакомимся с Платоном Каратаевым, который оказался в плену у французов. Он, как и герой повести Солженицына Иван Шухов, крестьянин, миролюбивый, трудолюбивый, со свойственной мужицкой смекалкой и умением приспосабливается к условиям плена, ему не зазорно и подработать, он шьет рубашку французскому солдату, что-то латает. Но есть в этих образах и коренное отличие: Шухов активен, сознателен, имеет чувство собственного достоинства, тогда как Каратаев пассивен, не вдумывается в смысл происходящего.
В рассказе М.Шолохова «Судьба человека» также звучит мотив плена. Андрей Соколов во время войны оказался в немецком плену. Никакие «нелюдские муки» не сломили героя, он не теряет силы духа и бежит из плена. Этот герой – олицетворение самого лучшего, что есть в русском человеке, он воплощение национальной гордости, мужества, трудолюбия.
Толстой, Солженицын, Шолохов показали нам поведение человека в момент ограничения свободы. Главное для героев – это сохранить внутреннюю свободу, выжить в нечеловеческих условиях.
16. В каких произведениях русских поэтов отображена тема поэта и назначения поэзии и в чем эти произведения созвучны произведению Г.Р.Державина «Памятник»?(примерный вариант ответа)
В стихотворении Г.Р. Державина «Памятник» получает развитие тема поэта и назначения поэзии, ставшая впоследствии традиционной в русской литературе. О месте и роли поэта и поэзии размышляли все великие поэты. Вслед за Державиным А.С.Пушкин пишет свое стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный …», в котором так же, как Державин, подводит итог творчеству и обозначает свои литературные приоритеты:
Долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Многие поэты видели в литературе мощное средство пропаганды, воспитания гражданского сознания. Об этом очень убедительно пишет Н.А.Некрасов в стихотворениях «Элегия», «Поэт и гражданин», которые можно назвать поэтической декларацией поэта. Автор убежден, что тема народа, его страданий и бед актуальна во все времена, и именно этой теме он посвятил свое творчество: «Я лиру посвятил народу своему».
Державин, Пушкин, Некрасов – очень разные поэты, но они сошлись в том, что поэзия должна быть близкой народу, что ее долг: «к народу обращать вниманье сильных мира» , «истину царям с улыбкой говорить» и «чувства добрые» лирой пробуждать.
Задание 10
Назовите течение модернизма, к которому относится А.Блок?
Ответ: символизм
Жанр «Анчара» Пушкина определяют как лирическое стихотворение, однако наличие в нем сюжета позволяет в нем увидеть признаки повествовательной песни с драматическим развитием сюжета. Укажите название этого жанра?
Ответ: баллада
Задание 11
Укажите номер строфы (порядковое числительное в И.п.), в которой поэт использует риторическое восклицание?
Ответ: двенадцатая
Синтаксические фигуры поэтической речи
Антитеза
Инверсия
Повтор
Градация
Риторический вопрос, обращение, восклицание
Алогизм
анаколуф
Задание 12.Укажите тип рифмовки в данном стихотворении?
РИФМОВКА
Существует три основных типа рифмовки:
1. парная (иначе — смежная), когда рифмуются между
собой две соседние строчки:
Пружина чести — наш кумир,И вот на чем вертится мир
2. перекрестная, когда первая строчка рифмуется
с третьей, вторая с четвертой и т. д.:
3. кольцевая (иначе — опоясывающая), когда первая
строка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей:
Задание 13
Из приведенного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, используемых поэтом в пятой строфе данного стихотворения. Запишите цифрами.
1. гипербола
2. повтор
3. эпитет
4. риторическое восклицание
5. анафора
Ответ: 235
Фонетические приемы
Анафора - единоначалие
Эпифора - одинаковые конструкции в конце последующих строк
Аллитерация – повторение сходных по звучанию согласных звуков
Ассонанс – повторение однородных гласных звуков
Задание 17.1, 17.2, 17.3
Выбрать одну тему. Написать сочинение объемом не менее 150 слов.
17.1 Какие мотивы наиболее ярко проявляются в лирике Лермонтова?
17.2 Какова роль Сони Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание»
17.3 В чем идейно-художественное своеобразие поэмы Есенина «Черный человек»?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.