Подготовка к ЕГЭ по литературе. Краткий анализ стихотворений Пушкина
Оценка 5

Подготовка к ЕГЭ по литературе. Краткий анализ стихотворений Пушкина

Оценка 5
doc
25.02.2020
Подготовка к ЕГЭ по литературе.  Краткий анализ стихотворений Пушкина
Краткий анализ стихотворений Пушкина.doc

Подготовка к ЕГЭ по литературе

Краткий анализ стихотворений Пушкина

«Узник»
1822 г., «южная» ссылка, Кишинев
Тема свободы (образ орла)
Идея – показать, что свобода – естественное состояние любого живого существа.
Композиция – 2 части, отличаются интонацией и тоном. Во второй строфе спокойный рассказ переходит в страстный призыв к свободе.
Лирический герой отождествляет себя с орлом.

«Песнь о вещем Олеге»
1822 г.
Жанр – легенда (баллада).
Сюжет – легенда из летописи «Повесть временных лет» о смерти киевского князя Олега согласно предсказанию.
2 темы: 1 – тема рока, предначертанной судьбы; 2 – тема поэта-пророка, провозвестника высшей воли (св. с образом волхва).

«Свободы сеятель пустынный»
1823 г., «южная» ссылка.
В это время Пушкин переживает глубокий кризис: состояние духовного упадка, пессимизм.
В основе – сюжет евангельской притчи о сеятеле, которую произнес Иисус Христос (суть: взошло только то семя, которое упало в добрую почву).

        (Евангелие от Марка, от Матфея, от Луки)
Иисус Христос сказал: "Вот вышел сеятель сеять. Когда он сеял, то иное семя упало при дороге и было потоптано, и птицы поклевали его.
Иное же семя упало на каменистое место, где было мало земли; оно взошло, но скоро засохло, потому что не имело корня и влаги.
Иное упало в терние (дикая, сорная трава), и терние заглушило его.
Иное же упало в хорошую добрую землю, оно выросло и принесло обильный плод.
Потом, когда ученики спросили Иисуса Христа: "что значит эта притча?" - Он им объяснил:
Семя есть слово Божие (Евангелие).
Сеятель – тот, кто сеет (проповедует) слово Божие.
Земля - сердце человеческое.
Земля при дороге, куда упало семя, означает невнимательных и рассеянных людей, к сердцу которых слово Божие не имеет доступа. Диавол без труда похищает и уносит его от них, чтобы они не уверовали и не спаслись.
Каменистое место означает людей непостоянных и малодушных. Они охотно слушают слово Божие, но оно не утверждается в их душе, и они при первом искушении, скорби или гонении на слово Божие, отпадают от веры.
Терние означает людей, у которых житейские заботы, богатство и разные пороки заглушают в душе слово Божие.
Хорошая, плодородная земля означает людей с добрым сердцем. Они внимательны к слову Божию, сохраняют его в доброй душе своей и с терпением стараются исполнять все, чему оно учит. Плоды их это добрые дела, за которые они удостаиваются Царства Небесного.

Композиция – 2 части. 1 – рассказ о сеятеле, тон – возвышенный, используются евангельские образы; 2 – посвящена «мирным народам», которые сравниваются с покорным стадом. Тон резко меняется, теперь это – гневное обличение.
Тема: столкновение поэта-пророка с толпой (традиционная тема для романтизма).
Вывод лирического героя неутешителен. Л.Г. приходит к мысли, что его труды напрасны: никакие призывы к свободе не в состоянии пробудить «мирные народы».

«К морю»
1824 г. Ст-е завершает романтический период. Оно стоит как бы на стыке двух периодов, поэтому в нем есть и романтические черты и образы, и черты реализма.
Жанр – элегия. Но! Сочетает жанры послания и элегии. Жанр послания проявляется уже в послании, но содержание чисто элегическое.
Тема – романтическое бегство героя.
1 строка – прощание с морем.
Это: 1) прощание с реальным Черным морем (в 1824 г. П. высылают из Одессы в Михайловское); 2) с морем как с символом абсолютной свободы; 3) с романтизмом.
Центральное место занимает образ моря.
Сначала море предстает в традиционном романтическом духе: символизирует жизнь и судьбу человека. Потом конкретизируется: море связано с судьбами двух великих личностей: Байрона и Наполеона. В двух последних строках море перестает быть романтическим символом и становится просто пейзажем (реализм).
Это символизирует прощание П. с идеалами романтизма и обращение к реализму.
Можно сопоставить со ст. «Погасло дневное светило»:
1. «П. дн. св.»
     - герой стремится в какие-то неведомые края (романтическое неприятие       действительности)
     «К морю»
    - говорится о неудаче этого романтического путешествия («Не удалось навек оставить…»)
2. «П. дн. св.»
    - герой стремится к «отдаленному берегу», который представляется ему идеальным миром (романтическое «там»)
     «К морю»
    - герой сомневается в его существовании («Мир опустел…»).

«Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»)
1825 г. Михайловское.
9-е, заключительное стихотворение цикла «Подражания Корану», вольное переложение сур (глав) Корана.
Жанр – притча.
Цикл представляет собой не просто отдельные эпизоды из жизни пророка, но важнейшие этапы человеческой судьбы.
Сюжет: Путник томится от жажды. Он ропщет на Бога, потерял надежду на спасение. Тут он видит колодец с водой и утоляет жажду. После этого засыпает на долгие годы. Просыпается стариком. Но Бог возвращает ему молодость.
П. использовал мифологический сюжет «смерти-возрождения», но придал ему обобщающий смысл. Путник – это человек вообще. Его путь – от заблуждения к истине, от неверия к вере, от мрачного разочарования к оптимизму. «Воскрешение» героя – это его духовное возрождение.

«К***» («Я помню чудное мгновенье»)
1825 г., «северная ссылка».
Посвящено Анне Петровне Керн. П. познакомился с Керн в СПб в 1819 г. Летом 1825-го она гостила в Тригорском, неподалеку от Михайловского.
Тема любви. Любовь для ЛГ – это смысл жизни. Он придает облику возлюбленной «небесные черты», связывает с ее появлением божественное начало. Годы, проведенные без любимой, прожиты напрасно. И только ее появление пробуждает ЛГ.
Композиция: 3 части. 1 строфа – воспоминание о встрече; 2-3 строфы – годы «без»; 4-5 – пробуждение души героя, связанное с появлением возлюбленной.

«19 октября» 1825 года («Роняет лес багряный свой убор»)
Жанр – дружеское послание.
Тема дружбы. Стихотворение проникнуто чувством любви к друзьям, это клятва верности лицейскому братству. (Вспомнить историю лицея!) «Лицейский дух» - дух дружбы, верности, братства, чести, уважения к личности. С теплотой обращается к лицейским друзьям, вспоминает дни лицея, говорит о том, что они стали одной семьей. Поэт подчеркивает, что настоящих друзей обрел именно в лицее, «иные» же друзья разочаровали его.
Сюжет. Начало – описание осеннего пейзажа, и сразу же возникает тема одиночества. ЛГ с тоской вспоминает о друзьях, размышляет о тех, кого еще недосчитались. В его воспоминаниях лицейские друзья – единственные надежные и верные, а Лицей – родной дом. Затем вспоминает о тех, кто не оставил его в ссылке (пишет о посещении Михайловского Пущиным).
Заканчивается ст-е печальными размышлениями о том, что с каждым годом круг друзей редеет. Но выражает надежду, что в следующем году будет отмечать этот день вместе со всеми.
Послание проникнуто подлинной нежностью, искренним чувством любви к друзьям.

«Няне»
1826 г., Михайловское.
Жанр – послание.
Няня Арина Родионовна разделила с П. изгнание и оказала большое влияние на его тв-во (фольклор, народная поэзия, сказки). Время, проведенное с няней, П. неоднократно воспел в ст-ях, ее черты воплотил в образах няни Татьяны Лариной, Дубровского, женских образах романа «Арап Петра Великого» и т.д.
Тема самоотверженной материнской любви. Ее воплощением является няня.
Ст. проникнуто нежность, любовью и бесконечной благодарностью ЛГ к ней. Это образ женщины, все мысли и чувства которой посвящены питомцу.

«Зимняя дорога»
1826 г.
Тема дороги. Эта тема традиционна для лирики П., однако, в отличие от ст. романтического периода, осмысливается иначе. Романтический герой – вечный скиталец, он бежит из отчего дома, тема дороги связана в первую очередь с темой свободы. Здесь же, наоборот, герой стремится домой. Долгому и утомительному пути, скучной дороге противопоставлен домашний уют.

«Во глубине сибирских руд»
Декабрь 1826 – январь 1827.
Жанр – дружеское послание. П. передал это ст-е декабристам в Сибирь через Муравьеву.
Тема свободы. Речь идет не только о свободе вообще, но и о свободе от деспотии царской власти. Декабристы получают полное нравственное признание («Ваш скорбный труд не пропадет»). Хотя П. и не разделял полностью политические взгляды декабристов.


 

 


Подготовка к ЕГЭ по литературе

Подготовка к ЕГЭ по литературе

К морю» 1824 г. Ст-е завершает романтический период

К морю» 1824 г. Ст-е завершает романтический период

Композиция : 3 части. 1 строфа – воспоминание о встрече; 2-3 строфы – годы «без»; 4-5 – пробуждение души героя, связанное с появлением возлюбленной

Композиция : 3 части. 1 строфа – воспоминание о встрече; 2-3 строфы – годы «без»; 4-5 – пробуждение души героя, связанное с появлением возлюбленной
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2020