Подготовка к ЕГЭ по литературе
Краткий анализ стихотворений Пушкина
«Узник»
1822 г., «южная»
ссылка, Кишинев
Тема свободы (образ орла)
Идея – показать, что свобода – естественное состояние любого живого
существа.
Композиция – 2 части, отличаются интонацией и тоном. Во второй строфе
спокойный рассказ переходит в страстный призыв к свободе.
Лирический герой отождествляет себя с орлом.
«Песнь о вещем Олеге»
1822 г.
Жанр – легенда (баллада).
Сюжет – легенда из летописи «Повесть временных лет» о смерти киевского
князя Олега согласно предсказанию.
2 темы: 1 – тема рока, предначертанной судьбы; 2 – тема поэта-пророка,
провозвестника высшей воли (св. с образом волхва).
«Свободы сеятель пустынный»
1823 г., «южная» ссылка.
В это время Пушкин переживает глубокий кризис: состояние духовного упадка,
пессимизм.
В основе – сюжет евангельской притчи о сеятеле, которую произнес Иисус Христос
(суть: взошло только то семя, которое упало в добрую почву).
(Евангелие от Марка, от Матфея, от Луки)
Иисус Христос сказал:
"Вот вышел сеятель сеять. Когда он сеял, то иное семя упало при дороге и
было потоптано, и птицы поклевали его.
Иное же семя упало на каменистое место, где было мало земли; оно взошло, но
скоро засохло, потому что не имело корня и влаги.
Иное упало в терние (дикая, сорная трава), и терние заглушило его.
Иное же упало в хорошую добрую землю, оно выросло и принесло обильный плод.
Потом, когда ученики спросили Иисуса Христа: "что значит эта притча?"
- Он им объяснил:
Семя есть слово Божие
(Евангелие).
Сеятель – тот, кто сеет
(проповедует) слово Божие.
Земля - сердце
человеческое.
Земля при дороге, куда упало семя, означает невнимательных и рассеянных
людей, к сердцу которых слово Божие не имеет доступа. Диавол без труда похищает
и уносит его от них, чтобы они не уверовали и не спаслись.
Каменистое место означает
людей непостоянных и малодушных. Они охотно слушают слово Божие, но оно не
утверждается в их душе, и они при первом искушении, скорби или гонении на слово
Божие, отпадают от веры.
Терние означает людей, у которых
житейские заботы, богатство и разные пороки заглушают в душе слово Божие.
Хорошая, плодородная земля означает
людей с добрым сердцем. Они внимательны к слову Божию, сохраняют его в доброй
душе своей и с терпением стараются исполнять все, чему оно учит. Плоды их это
добрые дела, за которые они удостаиваются Царства Небесного.
Композиция
– 2 части. 1 – рассказ о сеятеле, тон – возвышенный, используются евангельские
образы; 2 – посвящена «мирным народам», которые сравниваются с покорным стадом.
Тон резко меняется, теперь это – гневное обличение.
Тема: столкновение поэта-пророка с толпой (традиционная тема для
романтизма).
Вывод лирического героя неутешителен. Л.Г. приходит к мысли, что его труды
напрасны: никакие призывы к свободе не в состоянии пробудить «мирные народы».
«К морю»
1824 г. Ст-е завершает романтический период. Оно стоит как бы на стыке двух
периодов, поэтому в нем есть и романтические черты и образы, и черты реализма.
Жанр – элегия. Но! Сочетает жанры послания и элегии. Жанр послания проявляется
уже в послании, но содержание чисто элегическое.
Тема – романтическое бегство героя.
1 строка – прощание с морем.
Это: 1) прощание с реальным Черным морем (в 1824 г. П. высылают из Одессы в
Михайловское); 2) с морем как с символом абсолютной свободы; 3) с романтизмом.
Центральное место занимает образ моря.
Сначала море предстает в традиционном романтическом духе: символизирует жизнь и
судьбу человека. Потом конкретизируется: море связано с судьбами двух великих
личностей: Байрона и Наполеона. В двух последних строках море перестает быть
романтическим символом и становится просто пейзажем (реализм).
Это символизирует прощание П. с идеалами романтизма и обращение к реализму.
Можно сопоставить со ст. «Погасло дневное светило»:
1. «П. дн. св.»
- герой стремится в какие-то неведомые края (романтическое неприятие
действительности)
«К морю»
- говорится о неудаче этого романтического путешествия («Не удалось навек
оставить…»)
2. «П. дн. св.»
- герой стремится к «отдаленному берегу», который представляется ему
идеальным миром (романтическое «там»)
«К морю»
- герой сомневается в его существовании («Мир опустел…»).
«Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»)
1825 г. Михайловское.
9-е, заключительное стихотворение цикла «Подражания Корану», вольное
переложение сур (глав) Корана.
Жанр – притча.
Цикл представляет собой не просто отдельные эпизоды из жизни пророка, но
важнейшие этапы человеческой судьбы.
Сюжет: Путник томится от жажды. Он ропщет на Бога, потерял надежду на
спасение. Тут он видит колодец с водой и утоляет жажду. После этого засыпает на
долгие годы. Просыпается стариком. Но Бог возвращает ему молодость.
П. использовал мифологический сюжет «смерти-возрождения», но придал ему
обобщающий смысл. Путник – это человек вообще. Его путь – от заблуждения к
истине, от неверия к вере, от мрачного разочарования к оптимизму. «Воскрешение»
героя – это его духовное возрождение.
«К***» («Я помню чудное
мгновенье»)
1825 г., «северная ссылка».
Посвящено Анне Петровне Керн. П. познакомился с Керн в СПб в 1819 г. Летом
1825-го она гостила в Тригорском, неподалеку от Михайловского.
Тема любви. Любовь для ЛГ – это смысл жизни. Он придает облику
возлюбленной «небесные черты», связывает с ее появлением божественное начало.
Годы, проведенные без любимой, прожиты напрасно. И только ее появление
пробуждает ЛГ.
Композиция: 3 части. 1 строфа – воспоминание о встрече; 2-3 строфы –
годы «без»; 4-5 – пробуждение души героя, связанное с появлением возлюбленной.
«19 октября» 1825 года
(«Роняет лес багряный свой убор»)
Жанр – дружеское послание.
Тема дружбы. Стихотворение проникнуто чувством любви к друзьям, это
клятва верности лицейскому братству. (Вспомнить историю лицея!)
«Лицейский дух» - дух дружбы, верности, братства, чести, уважения к личности. С
теплотой обращается к лицейским друзьям, вспоминает дни лицея, говорит о том,
что они стали одной семьей. Поэт подчеркивает, что настоящих друзей обрел
именно в лицее, «иные» же друзья разочаровали его.
Сюжет. Начало – описание осеннего пейзажа, и сразу же возникает тема
одиночества. ЛГ с тоской вспоминает о друзьях, размышляет о тех, кого еще
недосчитались. В его воспоминаниях лицейские друзья – единственные надежные и
верные, а Лицей – родной дом. Затем вспоминает о тех, кто не оставил его в
ссылке (пишет о посещении Михайловского Пущиным).
Заканчивается ст-е печальными размышлениями о том, что с каждым годом круг
друзей редеет. Но выражает надежду, что в следующем году будет отмечать этот
день вместе со всеми.
Послание проникнуто подлинной нежностью, искренним чувством любви к друзьям.
«Няне»
1826 г., Михайловское.
Жанр – послание.
Няня Арина Родионовна разделила с П. изгнание и оказала большое влияние на его
тв-во (фольклор, народная поэзия, сказки). Время, проведенное с няней, П.
неоднократно воспел в ст-ях, ее черты воплотил в образах няни Татьяны Лариной,
Дубровского, женских образах романа «Арап Петра Великого» и т.д.
Тема самоотверженной материнской любви. Ее воплощением является няня.
Ст. проникнуто нежность, любовью и бесконечной благодарностью ЛГ к ней. Это
образ женщины, все мысли и чувства которой посвящены питомцу.
«Зимняя дорога»
1826 г.
Тема дороги. Эта тема традиционна для лирики П., однако, в отличие от
ст. романтического периода, осмысливается иначе. Романтический герой – вечный
скиталец, он бежит из отчего дома, тема дороги связана в первую очередь с темой
свободы. Здесь же, наоборот, герой стремится домой. Долгому и утомительному
пути, скучной дороге противопоставлен домашний уют.
«Во глубине сибирских руд»
Декабрь 1826 – январь 1827.
Жанр – дружеское послание. П. передал это ст-е декабристам в Сибирь через
Муравьеву.
Тема свободы. Речь идет не только о свободе вообще, но и о свободе от деспотии
царской власти. Декабристы получают полное нравственное признание («Ваш
скорбный труд не пропадет»). Хотя П. и не разделял полностью политические
взгляды декабристов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.