Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку в 9, 11 классах
Подготовка к ОГЭ 9 класс
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку в 9 классе включают в себя 9 заданий.
Задание 1 – написание сжатого изложения.
Учащимся предлагается прослушать текст (текст прослушивается 2 раза). При написании сжатого изложения требуется передать основное содержание текста, сохранив все микротемы и использовав приемы сжатия текста.
Объем изложения не менее 70 слов. Количество баллов за изложение 7.
Тестовая часть предполагает выбор правильных ответов.
Задание 2. Синтаксический анализ.
Задание 3. Пунктуационный анализ. Проверка умений постановки знаков препинания в различных синтаксических конструкциях.
Задание 4. Синтаксический анализ. Предполагает проверку о видах подчинительной связи в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание).
Задание 5. Орфографический анализ. Задание направлено на проверку знания орфографии.
Задание 6. Анализ содержания текста, которое направлено на понимание учащимися основного содержания текста. На основе предложенных высказываний ученик должен определить соответствие содержанию данного текста
Задание 7. Анализ выразительных средств, направлено на проверку умений определять средства выразительности:
Задание 8 проверяет знания лексики: умение находить в тексте, определять синонимы, антонимы, нейтральную и стилистически окрашенную лексику.
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Задание 9. Написание сочинения-рассуждения по выбору учащихся.
Сочинение 9.1. на основе лингвистического материала.
Сочинение 9.2. предполагает объяснение смысла фразы или фрагмента текста.
Сочинение 9.3. требует формулировки тезиса и ответа на вопрос.
При написании сочинения учащиеся должны привести два аргумента, объем сочинения не менее 70 слов. За написание сочинения ученик может получит 9 баллов.
Грамотность проверяется по 5 критериям, максимальное количество 10 баллов. (При проверке сочинения учитывается цельность, последовательность, связность текста; орфографические, пунктуационные ошибки; наличие речевых и грамматических ошибок;
соответствие фактической точности текста).
Итоговое собеседование 9 класс
Итоговое собеседование является формой допуска учащихся к итоговой аттестации по русскому языку и проводится в феврале.
Контрольно-измерительные материалы итогового собеседования состоят из двух частей, в которые включены 4 задания базового уровня:
Чтение текста.
Подробный пересказ текста с включение высказывания.
Монолог.
Диалог.
Все задания предполагают развернутый ответ
Задание 1. Чтение текста вслух
Для чтения предлагается текст публицистического стиля (время на подготовку 2 минуты)
Максимальное количество за выполнение данного задания – 2 балла
Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведенного высказывания
Учащимся предлагается подробно пересказать текст, включив в пересказ
высказывание, предложенное к тексту. Время на подготовку данного задания 2 минуты
Критерии оценивания задания 2
Все основные микротемы текста сохранены – 2 балла;
Отсутствуют фактические ошибки, связанные с пониманием текста – 1 балл
Приведенное высказывание употреблено в пересказе логично и уместно – 1 балл
Ошибки при цитировании отсутствуют – 1 балл
Если учащийся пересказал текст не подробно, а сжато, то количество баллов
снижается.
Оценивание правильности речи заданий 1 и 2
Задания 1 и 2 выполняются на основе одного текста и оцениваются по критериям:
соблюдение грамматических норм. соблюдение орфоэпических норм, соблюдение речевых норм, искажение слов.
При отсутствии ошибок по этим критериям – учащиеся получают 4 балла.
Задание 3. Монологическое высказывание
Учащемуся предлагается создание устного монологического
выказывания на одну из трех предложенных тем. Темы составлены в соответствии с типами речи: Высказывание на основе фотографии (описание); Высказывание на основе жизненного опыта (повествование); Высказывание по одной из проблем (рассуждение)
Время на подготовку задания 1 минута
При оценивании задания используются критерии: решение коммуникативной задачи, приведено не менее 10 фраз; учет речевой ситуации; высказывание должно характеризоваться смысловой цельностью, последовательностью, связностью, отсутствием логических ошибок, не должна быть нарушена последовательность изложения. Максимальное количество – 3 балла.
Задание 4. Диалог
Учащимся предлагается участие в беседе по теме задания 3. Должны быть даны ответы на все вопросы. На выполнение задания отводится не более 3 минут.
При оценивании задания должна быть выполнена коммуникативная задача и учтены условия речевой ситуации. Максимальное количество баллов – 2.
Критерии оценивания правильности речи заданий 3 и 4
Правильность речи оценивается за выполнение двух заданий
1. Соблюдение грамматических норм (отсутствие грамматических ошибок)
2 Соблюдение орфоэпических норм (отсутствие ошибок или допущено не более двух)
3. Соблюдение речевых норм (допускается наличие трех ошибок)
4. Речевое оформление (речь отличается богатством и точностью,
учащийся использует разнообразные синтаксические конструкции.
Максимальное количество баллов – 4
На выполнение заданий итогового собеседования учащемуся отводится 15 – 16 минут.
Общее количество баллов за всю работу – 20.
Для получения зачета за итоговое собеседование ученик должен набрать не менее 10 баллов.
Подготовка к ЕГЭ 11 класс
Экзаменационная работа состоит из двух частей (27 заданий). Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит 1 задание.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 30 минут (210 минут).
Задания 1-7, 9-25 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным правильно, если ответ записан в форме, указанной в инструкции, и полностью совпадает с эталоном ответа. В ответах 2-4, 9-12, 15-23 порядок записи ответа значения не имеет. Задание 8 оценивается в 3 балла. Задание 26 оценивается 3 баллами.
Задание 27 – написание сочинения-рассуждения.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Максимальный балл за задание 27 – 24 балла
Итоговое сочинение 11 класс
Итоговое сочинение является допуском учащихся к сдаче ЕГЭ.
Требования к написанию:
Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения, в бланке регистрации и бланке записи укажите номер выбранной темы, в бланке записи итогового сочинения перепишите название выбранной темы сочинения.
Напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём – от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе служебные), то за такую работу ставится «незачёт».
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка даётся в свободной форме). Объём цитирования не должен превышать объём Вашего собственного текста. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию, докажите её, подкрепляя аргументы примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), а также художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно- популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы. Достаточно опоры на один текст (количество привлечённых текстов не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые и орфографические нормы (разрешается пользоваться орфографическим словарём).
Сочинение пишите чётко и разборчиво.
При оценке сочинения особое внимание уделяется соблюдению требований объёма и самостоятельности написания сочинения, его соответствию выбранной теме, умениям аргументировать позицию и обоснованно привлекать литературный материал.
В 2022 – 2023 учебном году темы итогового сочинения формируются из закрытого банка ФИПИ на основе тем сочинений прошлых лет. Представлено 3 раздела. При формировании комплекта берутся 2 темы из каждого раздела.
1. Раздел Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека.
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.
Темы связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора; нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести; позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе; побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
2. Раздел Семья, общество, Отечество в жизни человека.
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
2.2. Человек и общество
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
Темы связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи; нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории; позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;
побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
3. Раздел Природа и культура в жизни человека.
3.1. Природа и человек.
3.2. Наука и человек.
3.3. Искусство и человек
Темы связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии; нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки; касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами); позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей; побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.
Использованный материал:
Демоверсии ОГЭ и ЕГЭ
Материалы ФИПИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.