Конспект урока русского языка в 9 классе
Тема урока: Устное собеседование. Работа с текстом при подготовке к устному собеседованию
Пояснительная записка
Данная методическая разработка урока развития связной устной речи предназначена для применения в 9 общеобразовательном классе при подготовке к устному собеседованию.
Уроки развития речи являются достаточно сложными
для восприятия учащихся, так как Итоговое
собеседование по русскому языку направлено на проверку навыков спонтанной
речи – на подготовку участнику будет даваться около минуты.
Все тексты для чтения, которые будут
предложены участникам собеседования, - это тексты о выдающихся людях России,
Данная работа помогает подготовить коммуникативную компетенцию обучающихся –
умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие
в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением
дополнительной информации. О степени сформированности языковой компетенции
говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм
(орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических).
Большое внимание на данном уроке уделено устной речи учащихся. Практика показывает, что подобная работа не только развивает творческие способности детей, но и успешно готовит к ОГЭ в 9 классе. Каждый учитель знает, что совершенствование речи учащихся - кропотливая, каждодневная работа. С введением устного собеседования первостепенной задачей учителей русского языка стало обучение детей правильной устной речи.
Данный урок разработан на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, развивает содержание базового курса “Русский язык”, позволяет удовлетворить познавательные потребности учащихся и совершенствует их учебно-языковые и коммуникативные умения, а также создает условия для дополнительной подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку.
Урок построен с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Цель урока: Подготовиться к устному собеседованию (допуску к ОГЭ)
Задачи урока:
Образовательные:
· формировать структурированное восприятие и содержание текста,
· формировать умение видеть логику рассуждения,
· формировать умение пользоваться устной речью
Развивающие:
· продолжить отрабатывать навыки говорения в рамках подготовки к ОГЭ,
· уметь выделять микротемы текста,
· расширять словарный запас.
Воспитательные:
· воспитывать интерес к предмету,
· воспитывать патриотизм, желание гордиться русским языком.
· воспитывать ответственность за свою работу
Планируемые результаты
· личностные результаты: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом учебном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена коллектива; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; уважительное отношение к родному языку, истории своей страны;
· метапредметные результаты: владение различными видами речевой деятельности; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения
· предметные результаты: знать определение текста, приемов компрессии текста, приемов цитирования, особенности монологической и диалогической речи; уметь анализировать текст, использовать приемы сжатия текста, перерабатывать информацию, содержащуюся в тексте
Тип урока: урок развития связной устной речи
Форма проведения урока: урок с использованием ИКТ.
Используемые технологии: информационно-коммуникационная технология.
Оборудование: персональный компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point.
Форма организации познавательной деятельности: коллективная, самостоятельная.
Методы соответствуют задачам занятия и его цели, а также характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся: проблемный, эвристический, аналитический, сравнительный, обобщающий.
Возраст обучающихся: 15 лет.
Эпиграф: Речевая культура – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. С.И. Ожегов (слайд 5)
План урока:
1. Организационный момент (2 минуты).
2. Работа с эпиграфом (3 минуты).
3. Работа с исходным материалом (35 минут):
5. Итог урока (5 минут).
Ход урока
1.Организационный момент.
Добрый день, уважаемые гости, девятиклассницы.
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть зима прохладой в окна дышит,
Нам здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить.
А урок – это и есть наше с вами совместное творчество. Сейчас посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я улыбнусь вам, вы – мне, вместе мы улыбнёмся нашим гостям.
2. Работа с эпиграфом: Эпиграфом к нашему уроку являются слова Сергея Ивановича Ожегова
«Речевая культура – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка.» Вы согласны с утверждением Ожегова? О какой речевой культуре можно говорить применительно к нашему уроку?
3.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала:
- Сегодня у нас очень важный урок, ведь скоро вам предстоит сдавать экзамен. И самая главная задача на данном этапе обучения- подготовиться к устному собеседованию.
А главное, эта форма работы может повысить вашу самооценку, а кому-то поможет избавиться от страха перед ОГЭ.
Задание: продолжите фразу «Чтобы добиться успеха в жизни, нужно …»
-не лениться; быть уверенным в себе; быть самокритичным; быть оптимистичным; стремиться к самосовершенствованию; заниматься тем, что нравится; избавляться от комплексов; быть целеустремленным; не завидовать; не опускать руки; работать качественно; не бросать начатое дело; уважать себя и других; быть коммуникабельным; грамотно строить речь
Я думаю, что результат нашей с вами работы будет успешным.
4.Актуализация изученного и пробное учебное действие.7 мин
«Профи». Итоговое собеседование по русскому языку направлено на проверку навыков спонтанной речи. Исходя из будущей профессии, пригодится ли вам в будущем правильно читать, выстраивать монолог, диалог.
Итак. Мы проходим с вами устное собеседование.
-Что оно из себя представляет? – ответы учащихся
Предлагаю посмотреть презентацию|
Презентация!
-Какие умения, на ваш взгляд, помогут пройти данную процедуру?
Конечно, это и умение отбирать главное для пересказа, умение включать цитату, умение применять полученные знания, умение вступать в диалог и др.
Сформировать все эти умения помогает комплексный анализ текста, что вам и предстоит сегодня сделать. Ключевыми на уроке будут следующие понятия:
Текст
Тема текста
Идея текста
Микротема
Ключевое слово
Тип речи
Монолог
Диалог
Цитата
Все ли термины вам известны? Если не все, то укажите, какие именно.
Целеполагание:
-Отработать структуру проведения устного собеседования и оценки.
- Выявить проблемы, чтобы было над чем работать.
- Проверить свои возможности, повторить изученное, отработать задания ОГЭ в ходе анализа текста
5.Работа с текстом.
1 задание. (КИМы у каждого)
Презентация «Задание№ 1» Правила выразительного чтения.
Образец чтения. Читает учитель – ученицы отмечают стрелочками интонацию!
Самостоятельная работа с текстом
Уделяем особое внимание заданиям № 1 и № 2. (На апробации они дались далеко не всем ученикам).
- нужно исправлять ошибки при прочтении — тогда они не будут засчитаны.
- при подготовке к чтению вслух уделить внимание ударениям и именам собственным.
- подготовка к чтению — это уже часть подготовки к пересказу, поэтому не нужно паниковать из-за регламентированной 1 минуты.
Пример выполнения заданий. № 1 и № 2. Как рационально использовать время на подготовку
Текст
Книги Пушкин любил с детства. По словам его младшего брата, он, еще будучи мальчиком, проводил бессонные ночи, тайком забираясь в кабинет отца. И без разбора «пожирал» все книги, попадавшиеся ему под руку.
Обладая необыкновенной памятью, Пушкин уже на одиннадцатом году великолепно знал французскую литературу. Девяти лет он читал «Илиаду» и «Одиссею». Своей начитанностью мальчик впоследствии поразил своих лицейских товарищей.
Большую любовь к книге Пушкин сохранил до конца своих дней. Находясь в изгнании, поэт часто обращался к друзьям с просьбой прислать ему ту или иную книгу. Почти с каждой почтой он получал книжные посылки.
Уезжая в путешествия, Пушкин всегда брал с собой книгу. К книгам поэт относился очень бережно. В одном из писем с дороги поэт писал, что он очень сердит и расстроен, так как книги, взятые им в дорогу, в сундуке перебились и перетерлись.
После дуэли Пушкин лежал в кабинете, окруженный
книгами своей библиотеки. Рядом с кабинетом, в гостиной, собрались его близкие
друзья. С ними поэт трогательно и взволнованно простился. Состояние его
ухудшилось. Он попросил привести детей и простился с ними. Потом он окинул
угасавшим взглядом книжные полки и тихо промолвил: «Прощайте, друзья!»
Работа с текстом:
- Прочитать внимательно (дважды и по слогам) собственные наименования, которые употребляются в тексте: Пушкин, Одиссея, Илиада.
- Прочитать текст, определить его тему и основную мысль.
Читает Мадреева Л.
Тема — о Пушкине, основная мысль — Пушкин испытывал необыкновенное чувство любви к книгам.
Сосчитать число абзацев. Определить, о чем говорится в каждом.
Подготовка к ОГЭ. Выполните задания по тексту.
1.Найдите ключевые слова в данном тексте (Пушкин, книги)
2.Замените разговорное слово «пожирал»( из 3 предложения) стилистически нейтральным синонимом ( читал, прочитывал)
3.Из предложений 1-5 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом «В конце приставки пишется буква, обозначающая глухой согласный звук, если за приставкой следует буква, обозначающая глухой согласный» (бессонные)
4.Замените словосочетание «книжные полки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью «управление».( полки с книгами)
5.Среди предложений 4-5 абзацев найдите сложное предложение с подчинительной связью.
Презентация «Задание №2» Пересказ текста о Пушкине.
Рефлексия: оцените свою работу на данном этапе
А теперь составим краткий план:
-С
детства Пушкин читал тайно по ночам.
- В 11 лет прекрасно знал французскую литературу, читал «Илиаду» и «Одиссею».
- Друзья присылали книги Пушкину в изгнание.
-Бережно относился к книгам во время путешествий.
- Простился с книгами, как со своими друзьями, перед смертью.
Выполнить первое задание.
Окончательно определить для себя логику подачи материала автором.
Подумать о вставке в пересказ цитаты А.С. Пушкина: «Чтение — вот лучшее учение». Подготовиться к пересказу.
Пересказ текста о Пушкине.
-Согласны ли вы с высказыванием А.С.Пушкина: «Чтение – вот лучшее учение»?
-Какое произведение Пушкина вы бы взяли с собой на необитаемый остров?
6.Физминутка. Зарядка для ума.
7.Монологическое высказывание. Диалог. Умение строить монологическое высказывание важно в жизни любого человека.
Пример монолога – письмо. Перед вами письма с фронта нашего погибшего односельчанина. По письму танкиста Федурина мы можем понять, что этот человек был образован, грамотно строит высказывания, соблюдая стилистические, орфографические и грамматические нормы русского языка.
Приведу пример – прочесть отрывок из письма.
-Какие проблемы возникают у вас при выполнении 3 задания?
Постараемся решить эти проблемы, а чтобы исправить ошибки, обратимся к рекомендациям выполнения задания № 3
Презентация «Задание №3,4» Презентация №4
Выполнение заданий из КИМ .
9. Итог урока.
Итак, мы с вами рассмотрели рекомендации к Устному собеседованию и выполнили все задания.
Оцените свою работу, как вы справились?
Что далось легко?
Какое задание вызывает у вас затруднение при выполнении?
Что необходимо сделать, чтобы выполнить его без ошибок?
Самооценка.
10 . Рефлексия(на слайде)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.