Подготовка к ОГЭ по географии "На пути к вершине"

  • doc
  • 29.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала На пути к вершине.doc

 

Тема урока: «На пути к вершине»

Цель урока.

Образовательная: подготовиться к сдаче экзамена по географии.  Формирование умения работы с атласом.

Воспитательная: воспитание познавательного интереса.

Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, дидактический материал, горные породы, компьютер или ноутбук.

 

Тип урока: занятие-практикум

План урока.

I. Организационный момент- 5 минут

II. Ознакомление школьников с учебными средствами, необходимыми для выполнения практических заданий – 2 мин.

III.Инструкции по овладению приемами учебной работы и оформлению результатов -30 мин

IV. Подведение итогов – 3 мин

 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

 – Здравствуйте, ребята!

На нашем уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их. Садитесь.

Скоро вам предстоит сдавать экзамены. Одни ждут экзаменов с нетерпением и азартом, другие – со страхом и обреченностью, третьи – с надеждой на удачу и везение. И большинство понимает, что успех на экзамене зависит от подготовки.

Слайд 1

«Хорошая подготовка – это половина победы», - говорил великий писатель Мигель де Сааведра.

 

Ответьте на вопрос: Хорошая подготовка к экзаменам – что это значит для вас?  (устные ответы учащихся)

Я думаю, что ваши ответы близки к моим. Найдите их на стенах класса

·        собирать и анализировать географическую информацию;

·        хорошо ориентироваться на карте;

·        читать климатограмму, графики, диаграммы;

·        пользоваться статистической информацией;

·        решать элементарные географические задачи;

·        делать прогнозы на основе исходной информации;

·        сопоставлять факты из разных курсов географии;

·        применять географические знания на практике, в разных обстоятельствах.

Согласны ли вы со мной? (да)

 

Мне бы хотелось, чтобы сегодняшнее занятие помогло вам еще лучше подготовиться к сдаче экзамена по географии. Для начала проведем разминку  на знание терминов.

Кто знает поднимает руку и отвечает

Урбанизация— процесс роста городов и распространения городского образа жизни на всю сеть населенных мест.

Антициклон– область повышенного давления воздуха в атмосфере

Иммиграция— въезд в страну на постоянное или временное проживание граждан других стран.

Циклон– область низкого атмосферного давления.

Естественный прирост населения— разница между величинами рождаемости и смертности в расчете на 1000 жителей в год.

Эмиграция— выезд граждан из своей страны в другую на постоянное жительство или на длительный срок.

Специализация производственная— выпуск предприятиями отдельных деталей и узлов, определенных видов изделий, выполнение одной или нескольких технологических операций.

Горы – обширные территории с абсолютными высотами до нескольких тысяч метров и резкими колебаниями высот в своих пределах.

Молодцы!

Слайд 2

Сегодня каждому предстоит подняться на свою вершину. 

Перед вами лежит карта прохождения маршрута. Горные перевалы - это задания, которые вам предстоит выполнить и получать за это баллы. С каждым выполненным заданием вы подниметесь  выше. Оценивать себя будете сами.  Итак, в путь.

1 пункт

На первом этапе выполним небольшой тест. Что необходимо для выполнения теста? (атласы)  10 мин

(Приложение №1)

 

 

Взаимопроверка  по правильным ответам  на доске. Слайд 3

Ребята, каждый правильный ответ 1-10 оценивается  в 1 бал. 11 – 2 балла. Проставьте баллы в маршрутном листе.

 

2 пункт

5 мин. 

Передвигаемся дальше. Слайд 4

Ребята, прочитайте текст и найдите в атласе географические объекты.  

В данной местности очень жарко и причинами, препятствующими выпадению атмосферных осадков, проходящее у берегов материка, являются холодное океаническое течение, и проходящий южный тропик.

 

Данное задание оценивается в 2 балла.

Ребята, поднимите руки, кто выполнил это задание.

Проверяем выполнение заданий. Предлагаю ребятам показать их на карте пустыню Намиб и Атакама.

 

Проставьте баллы на  этапе. Второй  перевал  пройден.

 

3 пункт

 

Переходим к следующему этапу нашего восхождения.

Стихи из песни Высоцкого

Прощание с горами (из фильма "Вертикаль") (В.Высоцкий)

В суету городов и в потоки машин
Возвращаемся мы - просто некуда деться!
И спускаемся вниз с покоренных вершин,
Оставляя в горах, оставляя в горах свое сердце.

Так оставьте ненужные споры!
Я себе уже все доказал -
Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал.

Ребята о чем говориться в песне Владимира Высоцкого? (ответ учащихся)

Вспомните, какие горные системы есть на материках. (я показываю на карте, а ребята говорят)

 г.Кордильеры, г.Анды, г. Гималаи, г.Кавказские,  Восточно-Африканское нагорье, Большой водоразделительный хребет, Уральские горы и многие другие)

 

Следующий этап восхождения, географические координаты.

3 пункт   5  мин

Определите по географическим координатам вершины  горных систем.

27°  с.ш.   86° в.д.     г. Джомолунгма   8848м

63 ° с.ш. 151° з.д.     г.Мак- Кинли   (6194м) 

 

 

– Ребята, внимательно посмотрите на доску, я предлагаю вам почеркнуть правильные ответы.

г.Эльбрус

г. Аконкагуа

г.Косцюшко

г.Мак-Кинли

вкл. Килиманджаро

г. Эверест (Джомолунгма)

г.Белуха

г. Пик Коммунизма

 

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Проставьте полученные баллы в своем маршруте.

 

 

4 пункт

5мин

«Человека, - говорил академик А. Е. Ферсман, – всегда влечёт к камню». Первобытного человека привлекали особые свойства камня – прочность, твёрдость, способность высекать огонь. Современного человека камень привлекает как разнообразный по свойствам и красоте природный материал. Чем глубже мы его изучаем, тем больше нового и оригинального даёт нам каменный мир. Камни – немые свидетели прошлого. Изучая их, мы узнаём, как на протяжении многих миллионов лет менялся рельеф, климат, как образовались залежи полезных ископаемых. Камни могут рассказать о многом, нужно только суметь изучить и понять их «молчаливый язык».

 

Я предлагаю вам расположить горные породы в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего)

1.      ВАБ

2.      АБВ

3.      БАВ

 

Проставляем 1 балл  в маршрутный лист.

 

5 пункт

Ребята

Прочитайте описание, которое у вас на столе и определите страну по этому описанию.

3 мин.

Эта страна – одна из крупнейших по территории и численности населения стран мира. Имеет выход к трём морям одного океана. По её территории протекают две великие реки. Страна является родиной многих культурных растений: риса, проса, сои, чая. Добывают уголь, руды железа и многих цветных металлов.


Ребята эта страна - (китай). За правильный ответ поставьте 2 балла.

 

Теперь вы сами можете определить гору, на которой мы находимся. (г. Эверест (Джомолунгма). Правильно, ребята. Молодцы.

 

2 мин.

Вот и подошло к концу наше восхождение на гору знаний.

Давайте посмотрим, на какой высоте вы оказались?

Возьмите магнитики и поставьте  их на своей вершине.

 

Ребята, оказались ли мы на вершине горы? (нет)

А чтобы  добиться отличных результатов  нам необходимо набрать 32 балла. И у нас есть еще куда стремиться.

 

И в заключение хочу сказать,

Что лучше географии предмета не сыскать.

Мир географии огромен,

Стремитесь вы его познать.

 

На этом наше занятие окончено. Успехов вам!

·      собирать и анализировать географическую информацию;

 

·      хорошо ориентироваться на карте;

 

 

·      читать климатограмму, графики, диаграммы;

 

·      пользоваться статистической информацией;

 

 

·      решать элементарные географические задачи;

 

·      делать прогнозы на основе исходной информации;

 

 

·      сопоставлять факты из разных курсов географии;

·       

·      применять географические знания на практике, в разных обстоятельствах.

 

Приложение 1

1.  Какой из перечисленных действующих вулканов Евразии является самым высоким?

1)  Этна

2)  Везувий

3)  Фудзияма

4)  Ключевская Сопка

2.  Запишите название государства, пропущенного в тексте.

Одним из приграничных субъектов РФ является Оренбургская область, которая имеет выход к государственной границе РФ с _______________.

3.  Расположите регионы России по степени уменьшения естественного плодородия почв на их территории. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

1)  Ростовская область

2)  Тверская область

3)  Республика Коми

4.  К традиционным занятиям какого из перечисленных народов России относится оленеводство?

1)  ненцы

2)  чуваши

3)  башкиры

4)  кабардинцы

Карта составлена по состоянию на 01.01.2014

5.  Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия антициклона?

 

1)  Мурманск

2)  Петрозаводск

3)  Сыктывкар

4)  Омск

6.  Карта погоды составлена на 15 января 2013 года. В каком из перечисленных населенных пунктов, показанных на карте, на следующий день вероятно существенное потепление?

1)  Нижний Новгород

2)  Воронеж

3)  Тюмень

4)  Ямбург

7.  Определите, какая горная вершина имеет географические координаты 46° с. ш. и 7° в. д.

8.  Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве у берега реки.

 

Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.

А)  серый песок

Б)  глина

В)  суглинок

9.  Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до точки с высотой 128,2. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.

10.  Определите по карте, в каком направлении от точки А находится точка с высотой 128,2.

11.  Школьники выбирают место для катания на санках. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п/п

Ответ

1

4

2

Казахстаном|Казахстан

3

123

4

1

5

4

6

3

7

Монблан

8

ВАБ

9

470|480|490|500

10

на юге|в южном|южном|юг|ю

11

Участок 2.

1.  Есть склон холма, что необходимо для катания на санках.

2.   Нет растительности на склоне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карта прохождения маршрута

 

 

На пути к вершине

Баллы

№1

 

12

№2

 

2

№3

 

2

№4

 

1

№5

 

2

 Итого

 

19

Оценка

 

 

 

Карта прохождения маршрута

 

 

На пути к вершине

Баллы

№1

 

12

№2

 

2

№3

 

2

№4

 

1

№5

 

2

 Итого

 

19

Оценка

 

 

 

Карта прохождения маршрута

 

 

На пути к вершине

Баллы

№1

 

12

№2

 

2

№3

 

2

№4

 

1

№5

 

2

 Итого

 

19

Оценка

 

 

 

 

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

11

12

13

14

15

16

17

18

19

10

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

11

12

13

14

15

16

17

18

19

10

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

11

12

13

14

15

16

17

18

19

10