Тема: Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
Личностные: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Метапредметные:
М/п: извлекать информацию из текста, пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), адекватно понимать основную и дополнительную информацию в тексте.
М/к: стремиться к координации различных действий в сотрудничестве, слушать и слышать других, формулировать собственное
мнение и аргументировать его, осуществлять взаимный контроль.
Предметные:
Научиться создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста:
- применять навыки практической грамотности – владение орфографическими, пунктуационными, языковыми нормами
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. |
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. |
|
II. Актуализация изученного |
Проблемно-диалогическая технология 1. Знакомство с темой урока. 2. Вспоминаем то, что знаем о рассуждении
Тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть;Доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами;Вывод, заключение
|
Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, классифицировать (подводить под понятие), обобщать, делать выводы. Коммуникативные УУД 1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию. |
III. Постановка проблемного вопроса урока.
|
Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика - как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Степанова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком – Прочитайте ключевые слова урока. – Какую новую информацию вы получили из этих слов? – Сформулируйте проблемный вопрос урока. (Что представляет собой сочинение на лингвистическую тему?- Что является тезисом в сочинении? - Из скольких частей состоит сочинение? - Какие доказательства нужно привести в сочинении? -Задачи (планирование работы по достижению целей) Научиться создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста:- научиться писать комментарий, обоснование к высказыванию;- научиться находить нужные примеры в тексте, используя навыки изучающего чтения текста;- научиться ясно, композиционно стройно, логично излагать свои мысли;- уметь пользоваться в письменной речи словарным богатством, разнообразием грамматических форм, выразительными средствами родного языка;- применять навыки практической грамотности – владение орфографическими, пунктуационными, языковыми нормами. |
Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока.
|
IV. Открытие новых знаний.
|
Работа над композицией сочинения План-схема рассуждения (композиция сочинения) Тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть;Комментарий, обоснование высказанной мысли;Доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами из текста;Вывод, заключение Алгоритм работы над сочинением1. Внимательно прочитайте высказывание.2. Найдите ключевые слова и выражения.3. Вспомните теоретический материал, объясните значение лингвистических терминов.4. Прокомментируйте высказывание, данное в качестве тезиса, поясните цитату.5. Найдите в тексте языковые явления, ярко иллюстрирующие вашу мысль (аргументов должно быть два: лексический и грамматический);6. Продумайте композицию сочинения.Композиция сочинения-рассуждения на лингвистическую тему1. Тезис.Мнение, выказанное автором цитаты и предложенное в качестве темы сочинения.2. Комментарий этого высказывания, рассуждение о смысле высказывания.3. Пример лексического явления в тексте, его роль.4. Пример грамматического явления в тексте, его роль.5. Вывод. |
Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Выявлять необходимую информацию в тексте и соотносить её с проблемой урока. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД 1. Пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим). 2. Адекватно понимать основную и дополнительную информацию в тексте.
|
V. Развитие учебноязыковых умений. Работа с текстом.
|
Лексические явленияМорфемы (корень, приставка, суффикс)Однозначные словаМногозначные словаФразеологизмыСинонимыАнтонимыОмонимыПрофессионализмы, диалектизмы, неологизмы, заимствованные слова, историзмы, архаизмы и т.д.Изобразительно-выразительные средства языка.Грамматические явления – это те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения из любых слов, с любым значением.Грамматика – это раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразования),словоизменения (морфология),видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис).ГрамматикаСловообразование(приставки, суффиксы)Морфология (словоизменения), синтаксис (словосочетание и типы предложений)Грамматика. Словообразование Суффиксы (их роль) создают оценочные значения, помогают передать авторскую идею:уменьшительно-ласкательные – оценочное или разговорное значение (братец, ручка)оттенок негативной оценки - с помощью увеличительных суффиксов (домина, домище)шутливая окраска (бумаженция, старушенция),со значением пренебрежения (солдатня, пацаньё, суетня, кислятина)имеют разговорную окраску или выражают негативную оценку (воображала, кривляка, бородач)оценочные значения или разговорную окраску (вертлявый, высоченный)Грамматика (морфология и синтаксис)Союз грамматики с лексикой (взаимодействие)Чистый, и, наш, богатый, А. П. Сумароков, сладкий, язык, и, пышный.Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат. А. П. Сумароков.Иметь, замок, ключ, много, значит, знать, язык, много, к, один.Знать много языков - значит иметь много ключей к одному замку. ВольтерВыводСледовательно, для того чтобы выразить мысль, нужно не только разобраться в значении отдельных слов, но и понять, в какие связи между собой они вступают в самом процессе выражения мысли.Чтение текста Образец сочинения-рассуждения (чтение и анализ) «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика - как они думают», - писал известный лингвист Г. Степанов. О чём заставляет задуматься автор данного высказывания? Мне кажется, что речь идёт о содержании мысли человека и форме её выражения. Содержание мысли определяется словарным запасом (лексикой). Чтобы говорить и даже думать о каких-то предметах, явлениях, событиях, необходимо их именовать, называть. Для этого и существует слово. Иначе говоря, мысли человека находят выражение благодаря слову, его лексическому значению. По словарному запасу человека можно судить о его воспитанности, культуре, степени интеллигентности, психологической уравновешенности. Обратимся к тексту Б. Васильева. Чтобы выразить «вызывающую агрессию», грубость, «невероятное презрение», коварство, сквозившие в мыслях одной из школьниц, её нескрываемое недовольство тем, что не удаётся взять открыто подлинные фронтовые письма для музея, автор использует в речи ученицы соответствующую экспрессивную и разговорную (сниженную) лексику: «трус несчастный» (предложение 34), «пикни только» (предложение 35), «такое устроим, что наплачешься» (предложение 38). В высказывании Г. Степанова также речь идёт о грамматике как форме выражения мыслей. Известно, что грамматика - это раздел лингвистики, который изучает строение слов (словообразование), правила словоизменения (морфология), правила построения словосочетаний и предложений (синтаксис). Грамматика устанавливает законы (правила) строения, функционирования (с точки зрения его грамматических свойств), употребления слов и синтаксических единиц: словосочетаний и предложений. Чтобы быть понятым, нужно выражать свои мысли грамотно, то есть в соответствии с правилами грамматики. Снова обратимся к тексту. Героиня, чтобы выразить мысль, побуждающую детей к действию («Откройте верхний ящик комода. Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне» (предложения 15-16), использует побудительные односоставные определённо-личные предложения, в которых сказуемые выражены формой повелительного наклонения глагола. При этом предложения построены в соответствии с правилами грамматики: использован прямой порядок слов. Например, в предложении 15 на первом месте стоит глагол-сказуемое («откройте»), далее прямое дополнение («ящик») с принадлежащими ему согласованным («верхний») и несогласованным («стола») определениями. Всё имеет своё содержание и форму выражения. Если говорить о мысли человека, то можно сказать, что язык определяет её содержание и форму. |
Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. 2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль. |
VI. Самост. работа. |
Самостоятельная работа над сочинением. |
|
VII. Итог урока |
Задайте вопросы по теме урока. – Что нового узнали на уроке? Чему научились? – Какие трудности встретились? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок, успешно преодолеть трудности? – Дайте самооценку своей работы (по желанию, т.к. изучался новый материал). |
Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Опираясь на критерии самооценки, определять степень успешности работы.
|
VIII. Задание на дом. |
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания (на выбор ПРИЛОЖЕНИЕ №3 или ПРИЛОЖЕНИЕ №4). |
|
Приложение №1.
Приложение №2.
Грамматические явления
Грамматика – это раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразования), словоизменения (морфология), видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис).
Словообразование
· Образование с помощью суффиксов существительных, имеющих уменьшительно-ласкательное значение - в зависимости от контекста слова могут приобретать различные оценочные значения или разговорную окраску (братец, ручка)
· Образование существительных, имеющих оттенок негативной оценки, с помощью увеличительных суффиксов (домина, домище)
· Образование слов с различной экспрессивной окраской с помощью суффиксов - шутливая окраска (бумаженция, старушенция), со значением пренебрежения (солдатня, пацаньё), отвлечённые существительные с отрицательным оценочным значением (суетня, кислятина)
· Образование слов с помощью суффиксов, указывающих на лицо - имеют разговорную окраску или выражают негативную оценку (воображала, кривляка, бородач)
· Образование прилагательных с помощью суффиксов субъективной оценки - в зависимости от контекста слова могут приобретать различные оценочные значения или разговорную окраску (вертлявый, высоченный)
· Образование экспрессивных форм числительных с помощью суффиксов (тысчонка, миллиончик)
· Образование экспрессивных форм местоимений с помощью суффиксов (всяческий, таковский)
· Образование экспрессивных наречий с помощью аффиксации тех частей речи, с которыми они соотносятся (рядком, давненько)
· Образование сниженных глаголов на -ничать, -ить, -уть - значение неодобрение, разговорно-просторечная окраска (насмешничать, температурить, тормознуть)
· Образование междометий и частиц с помощью суффиксов - сильная экспрессивная окраска (баюшки, агушки)
Морфология
Обращаясь к особенностям морфологии, следует обратить внимание на то, какие части речи обращают на себя внимание в тексте - больше ли в нем существительных, глаголов или прилагательных? Может быть, наоборот автор намеренно избегает какой-то части речи? Попробуйте понять причины такого выбора.
Имя существительное
Категория рода существительного обладает наибольшими выразительными возможностями. Употребление в речи существительных женского, мужского, среднего и общего родов различается:
· слова среднего рода наиболее употребительны в книжных стилях. Слова с продуктивными суффиксами -ние-, -ство- указывают на состояния, действия, собирательность;
· в просторечии формы среднего рода искажаются за счет окончаний мужского или женского рода (полотенец, в училищу);
· личные существительные женского рода имеют разговорную или просторечную окраску, что не позволяет использовать их в официальной обстановке;
· разговорные иронические названия (критикесса, директриса), слова с резко сниженной окраской (учителка, воспитателка);
· существительные общего рода, имеющие значение лица, выражают эмоционально-оценочное значение;
· сочетание существительных разного грамматического рода, указывающих на одно и то же лицо, придает речи комическую окраску;
Имя прилагательное
Имена прилагательные характеризуются следующими особенностями:
· обладают широкими изобразительно-выразительными возможностями;
· выполняют эстетическую функцию;
· выполняют информативную функцию.
· прилагательные позволяют в деталях обрисовать внешность персонажа;
· прилагательные используются для создания психологического портрета персонажа;
· использование прилагательных-эпитетов при описании пейзажей;
Глагол
Глагол обладает широкими изобразительными возможностями, так как он представляет действие как процесс в грамматических формах времени, лица, наклонения. Для художественной речи характерно широкое использование глаголов, которые выполняют следующие функции:
· используется для передачи движения при описании окружающего мира и духовной жизни человека;
· речь, насыщенная глаголами, выразительно передаёт стремительно разворачивающиеся события, создаёт энергию и напряжённость повествования;
· использование глагола в речи является ярким образным средством;
· использование целого ряда глаголов детализирует описание
· Преобладание глагольных конструкций над именными в художественной речи придает ей эмоциональность и динамичность.
· повелительное наклонение в основном используется в разговорной речи;
· в публицистике повелительное наклонение используется для воспроизведения диалога;
частица пускай, используемая при образовании форм 3-го лица повелительного наклонения, придает речи разговорную окраску;
· разговорные частицы (да, же), присоединяемые к формам повелительного наклонения совершенного вида, придают им оттенок настойчивости, нетерпения;
· экспрессивно окрашенным является глагол в повелительной форме 2-го лица единственного числа, обращенный ко многим лицам;
· повелительное наклонение может обозначать вынужденную необходимость действия.
Синтаксис
Использование всех типов простых предложений в речи характеризуется следующими особенностями:
определенно-личные предложения:
· придают речи лаконизм, динамичность;
неопределённо-личные предложения:
· используются в основном в разговорной речи;
· применяются для акцентирования внимание на действии;
обобщенно-личные предложения:
обладают наибольшей экспрессией;
в поэтической речи приобретают народнопоэтический оттенок;
в основном используются в разговорном, художественном и публицистическом стилях;
инфинитивные предложения:
· придают речи эмоциональность и афористичность;
номинативные (назывные) предложения:
обладают большими изобразительными возможностями;
используются в различных описаниях;
придают речи динамизм;
неполные предложения:
являются характерной особенностью диалога;
Приложение №3
(1)Охотничий сезон уже близился к концу, когда Ян в одно ветреное морозное утро встретил знакомого дровосека. (2)Дровосек рассказал ему о том, что видел в лесу гигантского оленя, у которого «был целый лес рогов на голове».
(3)Ян понял, что это именно тот олень, которого он уже давно выслеживает, и быстро пошёл по направлению, что указал ему дровосек. (4)Вскоре он напал на следы, принадлежавшие, несомненно, оленю Песчаных холмов.
(5)Целый день охотник гнался по следам и отмечал каждую мелочь, радуясь, что следы на этот раз отпечатались на снегу особенно резко. (6)Он освободился от лишней одежды и мешавших ему вещей, и теперь ничто не препятствовало ему бесшумно передвигаться вперёд и вперёд.
(7)Внезапно вдали что-то мелькнуло среди кустов, растущих здесь особенно густо. (8) «Может быть, это птица?» – подумал Ян. (9)Но, внимательно всмотревшись, он понял: серое пятно в кустах – это олень Песчаных холмов!
(10)Какой он был величественный! (11)Ян глядел на него с благоговейным восторгом.
(12)Стрелять в него теперь, когда он отдыхал, не подозревая об опасности, было бы преступлением... (13)Но Ян ведь жаждал этой встречи уже давно, он должен выстрелить!
(14)«Стреляй, стреляй скорей! (15)Ведь ты этого добивался!» – говорил ему внутренний голос. (16)Но голос этот звучал так неуверенно, так слабо... (17)И ружьё дрогнуло в руке Яна....
(18)В этот момент олень повернул голову и посмотрел прямо на охотника. (19)Ян и олень Песчаных холмов встретились наконец лицом к лицу. (20)Олень стоял, как изваяние. (21)Он стоял и смотрел прямо в глаза Яну.
(22)Мысль об убийстве теперь казалась невозможной. (23)Ян смотрел на оленя, и олень не сводил с него своих умных, ясных глаз. (24)Казалось, они читали в глазах и сердцах друг друга. (25)Ян не мог отнять у него жизнь, и то, что давно уже зарождалось в нём, что незаметно укреплялось и зрело, заговорило вдруг властно и громко:
(26)«Бедное, прекрасное животное! (27)Долго мы были врагами: я был преследователем, ты – жертвой, но теперь всё переменилось. (28)Много дней я преследовал тебя, а теперь ты можешь без страха стоять передо мною. (29)Никогда рука моя не поднимется, чтоб убить тебя. (30)Ступай, без страха броди по лесистым холмам – никогда более не стану я преследовать тебя. (31)Чем больше я узнаю жизнь, тем ближе становишься ты мне, и я не могу смотреть на тебя как на добычу.
(32)Ступай спокойно, без страха. (33)Мы никогда с тобой не встретимся. (34)Прощай!»
(По Э. Сетон-Томпсону)*
* Эрнест Сетон-Томпсон (1860 – 1946) – канадский писатель. Известность ему принесла серия рассказов о диких животных и жизни леса с собственными иллюстрациями.
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе задание (15.1).
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского лингвиста
А. А. Зеленецкого: «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А.А. Зеленецкого.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Приложение №4.
(1)Я резко обернулась и увидела дикое: молча, злобно, неумело Сева Агапов колотил Аллочку Ощепкову, а та сопротивлялась точно кошка – так же молча, злобно и неумело.
(2)Я подскочила к Севе, встряхнула его, чтобы он опомнился, пришёл в себя, дёрнула за руку, и без всякого перехода, с той же яростью Сева стал бить по моей руке свободным кулаком, грязно ругаясь.
(3)Я, ошеломлённая, приговаривала на его удары:
– (4)Сева! (5)Севочка! (6)Сева!
(7)Сильным драчливым движением он обрушился всем телом на мою руку и вырвался.
(8)Дверь хлопнула, а я заплакала. (9)От неожиданности, страха, бессилия. (10)Завыла в полный голос.
(11)Что делать, я тогда была начинающим учителем и часто плакала. (12)Мне многое было внове, а это – страшней всего – недетская детская брань.
(13)Теперь-то, десять лет спустя, пройдя многое и хлебнув разного, отвыкнув от слёз и привыкнув к жёсткости подлинной правды, я твёрдо знаю, что учитель должен уметь погрузиться в человека и не всегда – далеко не всегда! – там, в глубине, найдёт он благоухающие цветы, порой бывает как раз наоборот. (14)Но не надо пугаться! (15)Надо браться за дело, закатав рукава. (16)Надо брать в руки мотыгу и, несмотря на тягость и грязь, спотыкаясь, заходя в тупики и снова возвращаясь, осушать болото, пока на его месте не зацветут сады!
(17)Нет стыдных положений, есть стыдное – или стыдливое – отношение к делу, и я не раз ощущала особый прилив чистоты и ясности, с упоением вышвыривая из самых потайных закоулков детских душ дрянное, подлое, низменное, которого, кстати сказать, не так уж и мало едва ли не в каждом человеке.
Испуг и паника не самый лучший выход из положения для учителя, который услышал ругань или увидел гадость. (19)Давай-ка за дело, да лучше втихомолку, но по-настоящему, без суеты и восклицаний!
(20)Самое тяжкое в учителе, самое неизлечимое – коли он трясётся за свой престиж, боится признать ошибку да ещё в ошибке упрямится. (21)Этот камень тяжек, и самый для учителя тяжкий грех валить, пользуясь авторитетом профессии, с больной головы на здоровую, да ещё ежели голова эта малая, ученическая...
(22)Повторю снова, что это – моё нынешнее понимание проблемы, когда слёзы мои пересохли, но не оттого, что иссяк родник, а оттого, что стала сдержаннее, а любовь моя разумней и сердце, выходит, опытней.
(23)Тогда же Севина брань – точно залпы расстрела.
(24)Но я отревела своё, подсунула снова лицо под ледяную струйку, приложила мокрый платок к Аллочкиным синякам, и вышли мы с ней в коридор, чтобы отвечать перед педсоветом. (25)Алла – за пожар, я – за судьбу первого «Б».
(По А. Лиханову)
* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – писатель, журналист, председатель Российского детского фонда. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе задание15.1 .
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Используемая литература
1. Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И. Современный русский язык: Учебник. Под ред. Н.С.Валгиной. Изд.6-е, перераб. и доп./ Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И.Фомина, - М.: «Логос», 2002
· 2. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э.Розенталь, - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2008
3. Столярова, Е.А. Стилистика русского языка (конспект лекций)/ Е.А.Столярова, - М.: ООО «Приор-издат», 2006
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.