Подготовка к сжатому изложению
Оценка 4.6

Подготовка к сжатому изложению

Оценка 4.6
doc
02.06.2021
Подготовка к сжатому изложению
доп. материал к уроку.doc

Приложение 2

Елена Андреевна

(1)Ко всем своим родным Некрасов относился тепло и сердечно. (2)Он искренне любил своих братьев и сестру, всегда им помогал словом и делом, когда это было необходимо. (3)«Милый и добрый брат!» – так неизменно начинал он свои письма к Федору. (4)Но самые теплые чувства великий русский поэт испытывал к матери.

(5)Елена Андреевна была удивительно мягкой, доброй, прекрасно образованной женщиной. (6)Она – полная противоположность своему мужу, который был человеком грубым и ограниченным.

(7)Все женщины, когда не было дома барина, шли к Елене Андреевне за советами, лекарством. (8)Она с каждой крестьянкой поговорит, поможет решить любую проблему.

(9)Всю свою нерастраченную любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. (10)Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепиано. (11)Некрасов писал, что она была певицей с удивительным голосом. (12)Ей приходилось предпринимать почти героические усилия, чтобы оградить детей от дурного влияния отца-деспота.

(13)Маленький Николай был горячо привязан к матери. (14)Елена Андреевна стала и первой ценительницей его ранних стихов. (15)Маме хотелось, чтобы ее сын стал образованным человеком. (16)Она посоветовала ему поступить в университет. (17)Елена Андреевна считала, что образованность приобретается именно в университете, а не в специальных школах, куда его намеревался определить отец.

(18)На всю жизнь сохранил Некрасов в душе светлый облик матери. (19)В своих стихах он запечатлел ее образ. (20)Он замечает печальный ее взор, тихий шаг, бледную руку, ласкающую его. (21)О ней писал поэт в стихотворениях «Родина», «Рыцарь на час», незаконченной поэме «Мать». (22)С нежностью говорил о маме: «Ангел, ангел она у меня была. Все, что есть хорошего во мне, от нее».

(Н.Якушин) (245 слов)

     

Памятка «Способы и приемы сжатия текста».

 

             1. Исключение:

   Приемы:

          - исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов,

          - исключение повторов,

          - исключение предложения, имеющего менее существенное значение или дублирующее предыдущее,

          - исключение одного или нескольких синонимов,

          - исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком широко и полно.

              2. Обобщение:

      Приемы:

          - замена однородных  членов обобщающими словами,

          - замена фрагмента предложения синонимичным выражением,

          - замена предложения или его части указательным, определительным или отрицательным местоимением.

          - замена сложноподчиненного предложения простым,

          - замена прямой речи косвенной,

          - образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи. 

             3. Слияние:

          - слияние нескольких предложений в одно;

          - образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений,      повествующих об одном и  том же предмете речи

 

 

Задание № 1: воспользуйтесь приемами сжатия текста и исправьте предложения.

1.      Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело, мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть еще одна важная сфера воспитания – воспитание души. (Ю.М.Лотман)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.      Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С.Газарян)

_______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

   3.   Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства    жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс. (Из периодической печати)

 

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание № 2: используя приемы сжатия, исправьте текст Н.Якушина «Елена Андреевна»

 

АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

         Внимательно прослушать (прочитать) текст.

         Записать опорные слова в каждом абзаце (микротексте).

         Сформулировать главную мысль каждого абзаца (микротекста), стараясь в тексте найти точную фразу. (Можно сформулировать самостоятельно, если в тексте не удается найти конкретной фразы).

         Осознанно убирая всё несущественное, неглавное, составить каждый абзац, используя основные приемы компрессии текста.

         Записать полученные предложения.

 

 

Справочный материал.

Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация и др.

 

Тема текста – это то, о чем (или о ком) в нем говорится.

 

Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать.


Приложение 2 Елена Андреевна (1)Ко всем своим родным

Приложение 2 Елена Андреевна (1)Ко всем своим родным

Задание № 1: воспользуйтесь приемами сжатия текста и исправьте предложения

Задание № 1: воспользуйтесь приемами сжатия текста и исправьте предложения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2021