Подготовка к уроку "Серебряный век русской культуры"

  • pptx
  • 10.09.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала подготовка к уроку Серебряный век.pptx

Серебряный век русской культуры, который позволяет развить учебную самостоятельность школьников.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Данилов М.А., Есинов Б.П. (ред.) Обучение школьников приемам самостоятельной работы. Сборник научных статей./М.А. Данилов, Б.П. Есинов – Москва: Изд-во АПП РСФСР, 1963. – 177 с.

В статьях рассматривается широкий круг приемов организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории.
Б.П. Есин определил самостоятельную работу как «работу, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное время. При этом учащиеся сознательно стремятся к поставленной заданием цели, употребляя свои усилия и выражения результат умственных и физических действий».

Юсупова Ф.И. Приемы организации процесса самостоятельной работы учащихся [Текст] / Ф.И. Юсупова// Педагогика: традиции и инновации (III): материалы междунар. заоч. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 26-27.

В данной статье рассказывается об организации самостоятельной работы учащихся общеобразовательных школ.
Цель самостоятельной работы (по авт.) – научить всех учащихся, даже лодырей и лентяев, самостоятельно мыслить и выполнять предложенную работу.
Автор выделяет три типа самостоятельных работ:
выполнение задания в рамках изученного материала;
задания, направленные на углубление имеющихся знаний;
учебные задания, требующие от учащихся творческого труда.
Особо отмечена дидактическая ценность организации проблемного обучения, в процессе которого могут быть задействованы весь класс, группы учащихся и отдельные ученики.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование./П.И. Пидкасистый. – М.: педагогика, 1980. – 240 с.

В монографии исследуются основные вопросы теории самостоятельной познавательной деятельности учащихся. На основе анализа самостоятельной деятельности автор намечает перспективы ее совершенствования как условия формирования личности школьников. П.И. Пидкасистый выделяет 4 типа самостоятельных работ: по образцу (необходимы для формирования умений и навыков и их прочного закрепления.); реконструктивные (учат анализировать события, явления, факты); вариативные (формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца); творческие (закрепляют навыки самостоятельного поиска знаний).

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Бухаленко Н. П. Управление самостоятельной деятельностью учащихся в ходе учебных занятий // Молодой ученый. — 2014. - №6. - С. 676-678. [Электронный ресурс] http://moluch.ru/archive/65/10505/

В данном журнале рассказывается о том, что главной функцией самостоятельной деятельности является развитие самостоятельности, интеллектуальных умений (самоконтроль, умение выделять главное и так далее), наблюдательности, а также формирование таких черт личности как умение преодолевать трудности, любознательности, товарищеской взаимопомощи, владение базовыми знаниями, умениями и навыками, уверенности в своих силах.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XX – начала XXI века. 9 класс. § 8.

В параграфе рассматриваются:
духовное состояние общества;
просвещение;
наука;
литература;
живопись;
скульптура;
архитектура;
музыка, билет, театр, кинематограф.

Демиденко Е.В. Сайт учителя истории. Компьютерный учебник. – М.: «Клио Софт», 2001.

Документы 1,2.


ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Федеральный государственный стандарт основного общего образования, 2010 г.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
ученик должен уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Уметь самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

ОПЫТ

Все современные учебные программы по школьным предметам, в том числе и по истории, содержат требование воспитывать учебную самостоятельность и формировать умение учиться (то есть «учить себя»).
Учителя на своих уроках используют разные виды самостоятельных работ. Источниками знаний при организации самостоятельных работ с учащимися являются учебники, исторические документы, карты, фотодокументы, справочная и научно-популярная литература, материалы периодической печати и других средств массовой информации, Интернет.
Существует много различных видов самостоятельной деятельности. Из опыта работы учителей, чаще всего используются такие виды, как: составление планов, работа учащихся с историческими документами, работа над выводами как по отдельному уроку, так и по теме в целом, составление учащимися сравнительных таблиц.

Мазуренко Е.А. Методическая разработка по истории по теме: «Творческая работа «Самостоятельная работа учащихся на уроках истории и обществознания». Автор показывает различные виды самостоятельных работ с учащимися, прибегая к примерам по составлению таблиц и работе с историческими документами.     
Вагина О.А. Самостоятельная работа на уроках истории. Раскрывает теоретическую часть  самостоятельной работы, а также дает практическое применение на конкретных примерах.

Участники (субъекты)

Учащиеся – активное вовлечение в работу урока, участие в групповых и индивидуальных заданиях.
Педагог – составление подробного плана конспекта, форм и видов работ, критериев оценивания, подведение итогов.

План действий, стратегия действий педагогов в решении задачи

Временные рамки: разработка - 1 неделя; проведение – 1 академический час.
Этапы разработки урока:
2.1 подготовительный:
учет особенностей учащихся в классе (темп работы, отношение к разным видам деятельности, отношение учащихся к предмету и т.д.);
учет индивидуальных особенностей учащихся (коммуникативность, управление восприятием нового материала учащимися; умение пользоваться различными средствами обучения);
изучение литературы об обучении приемам самостоятельной работы учащихся; изучение материала, в том числе дополнительного по теме будущего урока;
разработка плана-конспекта урока по данной теме;
подбор содержания урока и дополнительных источников информации;
разработка групповых и индивидуальных заданий на уроке;
подготовка материала для выполнения групповых и самостоятельных заданий учащимися на уроке;
разработка мультимедийной презентации.
2.2 деятельностный:
- проведение урока с проведение групповых и индивидуальных заданий.
- 2.3 итоговый:
- подведение итогов уроков (рефлексия), обсуждение качества урока, оценка своего вклада на пути к достижению поставленной цели, свою целенаправленной активность, эффективность работы в класса в целом.

Цель урока:

Сформировать у учащихся представление о «Серебряном веке русской культуры», охарактеризовать основные достижения культуры конца XIX – начала XX века, показав влияние процессов происходивших в стране на ее развитие.

Задачи урока:

Образовательная: формирование представлений о том, почему начало XX века вошло в российскую культуру под названием «Серебряного века» на примерах научных достижений и направлений в искусстве конца XIX – начале XX века.
Развивающая: развить умение самостоятельно работать с учебной информацией и репродукцией картин (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), а также объяснять и проводить поиск информации из различных источников.
Воспитательная: воспитание взаимопомощи, толерантности. Стимулировать интерес учащихся к самообучению и саморазвитию. Воспитывать чувства гордости за великую русскую культуру, уважение к культурному наследию.

Структура урока

Организационный момент.
Целеполагание и мотивация.
Актуализация знаний и умений. Изучение нового материала и первичное закрепление.
Проверка уровня усвоения новых знаний.
Подведение итогов урока (рефлексия).
Домашнее задание.

План урока (содержание)

Состояние духовной жизни российского общества.
Образование, просвещение, наука.
Литература.
Скульптура.
Живопись.
Архитектура.
Театр и музыка.

Форма работы

Фронтальная (активное слушание, фронтальный опрос);
индивидуальная;
коллективная;
инновационная (использование мультимедийной презентации).

Визитная карточка урока

Ожидаемый результат самостоятельной работы учащихся

В области знаний: сформулировать представления о том, почему начало XX века вошло в русскую культуру под названием «Серебряного века» на примерах научных достижений и направлений в искусстве конца XIX – начала XX века. Раскрыть мировое значение достижений русской культуры, как составной части мировой культуры.
В области умений и навыков проявить: умение создавать оптимальные условия для развития личности и ее способностей. Развить познавательную активность, творческую самостоятельность. Показать активную работу в командах, стараясь задействовать каждого ученика. Показать умение и навык работы с ПК.
В области качеств, отношений, ценностей проявить: развитие критического мышления посредством интерактивного включения в образовательный процесс. Чувство гордости за великую русскую культуру, уважение к культурному наследию России.

Групповые или индивидуальные формы самостоятельной работы учащихся

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные способности ученика, поэтому урок был построен таким образом, чтобы каждый мог поработать с разными формами работы на уроке, чтобы каждый был включен в работу и занят каким либо решением проблемной задачи.

Индивидуальное задание
Вниманию учащихся предлагаются два документа, изучив которые, они должны дать ответы на следующие вопросы:
1. Как данные документы характеризуют духовное
состояние русского общества начала XX в.?
2. Почему период развития русской культуры в начале
XX в. назван «Серебряным веком»?

Документ № 1
Документ № 2


Документы

Групповое задание
Учащиеся делятся на две группы путем жеребьевки и рассаживаются командами за свои столы. Перед каждым учеником лежит конверт в котором находится индивидуальное задание.
Суть задания: необходимо из букв находящихся в конверте собрать фамилию художника и выложить ее на столе. После того как каждый справиться с индивидуальным заданием, учащиеся всей группой должны расположить репродукции картин под фамилиями художников и назвать произведения.

Р Е И Х Р

И П Н Р Е

Б Р Ь Е В Л У

В А И Л Н Е Т

Достать буквы из конверта и
составить фамилии художников.

2. Расположить репродукции картин
под фамилиями художников и назвать
произведения.

Н.К. Рерих «Заморские гости»

И.Е. Репин «Дуэль Онегина с Ленским»

М.А. Врубель «Царевна-Лебедь»

И.И. Левитан «Золотая осень»

Групповое (парное) задание
На каждой парте перед учащимися предоставляется таблица «Основные направления в культуре в начале XX века», разрезанная на части.
Суть задания: учащимся необходимо из частей составить таблицу, пользуясь дополнительной литературой и учебником.

Таблица «Основные направления в культуре в начале XX века»

Индивидуальное задание
Учащимся дается следующее задание: на экране вы видите 5 вопросов, ваша задача ответить на положенные вопросы и записать ответы в тетрадь. На выполнение работы дается 5 минут, затем учащиеся меняются тетрадями, учитель открывает правильные ответы и ребята сравнивают результаты одноклассников с правильными ответами. Затем считают количество правильных ответов и ставят оценку. После этого идет обсуждение.


Пример оценивания:
Без ошибок: «5»;
1 ошибка: «4»;
2 ошибки: «3».

Молодцы!

Домашнее задание

Учащимся дается следующие домашние задание: каждый из ребят выбирает для себя сам. Учащимся предлагаются задания, выполнив которые можно получить «3», «4», «5».
На «3» - необходимо необходимо письменно ответить на вопросы из §8.
На «4» - нужно будет написать доклад на одну из тем:
«Вклад в науку выдающихся деятелей Серебряного века»;
«Многообразие художественных жанров в литературе XX века»;
«Новый вид искусства XX века – кинематограф».
На «5» - составить таблицу «Достижения Серебряного века в русской культуре» используя §8.

Вывод

Такая форма работы класса имеет ряд достоинств.
Во-первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников.
Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным в решении задачи.
В-третьих, в группе выше обучаемость, при совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свой вклад в общую работу. Но при этом важно учесть условие, максимально задействовать всех учеников в группе. Это будет работать если, например, в начале предложить решить задачу самостоятельно, а затем обсудить в группе каждое индивидуальное решение и в конце выработать одно решение от группы. Именно тогда работа в группах принесет положительный результат для всех учащихся в классе.

Работу на уроке необходимо строить на разных уровнях сложности, причем уровень сложности должен постепенно повышаться. Но при этом важно учитывать индивидуальные особенности учащихся.

Возможные риски

Может затянуться время выполнения заданий, в следствие этого, возможно не успеть пройти всю обозначенную программу. Детям необходимо четко регламентировать время на каждое задание.
Ребенок может не справиться с индивидуальным заданием. После выполнения индивидуального задания, работа последовательно строиться в работе с группой, поэтому одноклассники выступают помощниками друг другу.

Критерии эффективности решения задачи


Эффективность на уровне:
1) личности ребенка – мотивация интереса обучающегося к конкретной теме; активное вовлечение в самостоятельную работу всех учащихся.
2) пед.процесса – использование проблемных творческих заданий, основанных на самостоятельной работе учащихся (индивидуальных и групповых); возможность выбора домашних заданий учащимися, основываясь на самоанализе.
3) профессиональной компетентности учителя – получение опыта в использовании заданий, направленные на самостоятельность учащихся на уроке, работе в группе и самоанализ на заключительном этапе урока и выбора домашнего задания.