Автор-составитель Мальцева Юлия Павловна, учитель русского языка и литературы ОГБОУ «№20 с УИОП г. Старого Оскола»
Мальцева, Ю. П. Подготовка учащихся старших классов к всероссийской олимпиаде школьников по литературе [Текст]; методическая разработка/Ю. П. Мальцева. – Старый Оскол: МБОУ «СОШ №20 с УИОП» 2018. – 30 с.
Методическое пособие содержит рекомендации по организации и проведению занятий с учащимися старших классов при подготовке к всероссийской олимпиаде по литературе с целью сформировать у школьников представление об основных явлениях и тенденциях развития новейшей русской литературы в контексте современной культуры, познакомить их с приемами литературно-критической оценки разнохарактерных литературных явлений, совершенствовать умения и навыки по написанию сочинений разных типов и жанров. В разработке представлена система занятий с пояснением и методическими рекомендациями по их проведению, фрагменты уроков. Пособие предназначено для учителей русского языка и литературы
Рецензент: Семененко Н. Н., доцент, доктор филологических наук, профессор СОФ НИУ «БелГУ»
Практическое занятие №1
Проза Е. Водолазкина: пластичность и рельефность воспоминаний, осязаемость движения времени и его прозрачная многослойность, цикличность времени и связь всех событий (рассказ «Совсем другое время»)
1. Подготовить индивидуальные сообщения о творчестве Е. Водолазкина, основных произведениях писателя и литературных наградах. Роман «Лавр» как книга о судьбе средневекового целителя, жизнь которого превращается в житие (премия «Большая книга» и «Ясная Поляна»). Роман «Авиатор» - история возвращения человека к самому себе, путь от беспамятства к обретению себя через детали быта, фразы, запахи, звуки («Большая книга»). Роман «Брисбен» - о герое, утратившем возможность заниматься любимым делом, его попытке найти новую точку опоры, иной смысл жизни, собрать воедино воспоминания («Книга года»).
2. Сформулируйте свое мнение по следующим позициям, высказанным в критике в связи с творчеством Е.Водолазкина, согласитесь с суждением критика или опровергните его).
а) «Книга жестоких деяний и чудесных явлений, составляющих всеобщую историю – о чём же всё-таки этот роман? О времени? О современности? О современности! – то есть со-бытийности всех времён, бывших и будущих, открывающихся разуму в исчезающем настоящем. Действие отнесено к XV–XVI векам, периоду перехода от Руси к России, от летописного времени к историческому. Однако в структуре текста минувшее и грядущее таинственно соприкасаются: топология времени не сводится к хронологии. Как утверждает один из прозорливых персонажей, в ходе событий старое не теряется, но входит в новое. Возлюбив геометрию, движение времени уподоблю спирали. Это повторение, но на каком-то новом, более высоком уровне. Или, если хочешь, переживание нового, но не с чистого листа. С памятью о пережитом прежде. (Ермаков В. Осадок дня. Орловский вестник. № 15 (1029), 24/04/2013. – С. 14.)
б) У Е. Водолазкина нет ни одного романа, где главный герой не оказывался бы в пути: сначала герои покидают семейное гнездо, а затем, каждый по определённым причинам и с определёнными целями, отправляются странствовать. Как правило, путешествия героев Водолазкина – это поиск себя. (Из Интернета)
в) Войны, революции, все те катаклизмы, которые происходили со времен сотворения мира и происходят сейчас, Водолазкин объясняет «потерей личной ответственности каждого человека за все». «Идея главенства персонального над всем остальным в нашей жизни» [«Лавр» …] становится основной для всего его творчества. А в фокусе авторского изображения оказывается именно личная, персональная история — сам человек, грех которого в нем самом, и в нем же — спасение. (Маглий А. Времени нет. Вопросы литературы. №2 (2016), март-апрель 2016. – С.18-33)
г) Пересказывать роман бесполезно. Он очень сложно построен и насыщен таким количеством ярких деталей средневекового народного и церковного быта, что при всей вымышленности становится своего рода "энциклопедией русской жизни" данной эпохи. Этот роман нельзя прочитать быстро, он требует медленного чтения. Порой детали здесь куда важнее развития сюжета, но еще важнее - точная настройка зрения, не побоюсь этого, духовная настройка. - https://rg.ru/2012/11/26/basinskij.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.