Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Урок русского языка в 9 классе.
Оценка 4.7

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Урок русского языка в 9 классе.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
26.09.2019
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Урок русского языка в 9 классе.
Урок предназначен для обучающихся 9 класса. Подготовка к государственной итоговой аттестации - первостепенная задача и для учителя, и для ученика. На уроке расширяем и углубляем представления учащихся о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему, продолжаем работать над созданием устных и письменных высказываний в форме рассуждения на основе прочитанного текста.
Урок русского языка в 9 классе..docx
Урок русского языка в 9 классе по теме  «Подготовка к написанию сочинения­рассуждения на лингвистическую тему по материалам ГИА» Цели: ­ расширить и углубить представление обучающихся о сочинении­               рассуждении  на лингвистическую тему, продолжить работу по              созданию устных и письменных речевых высказываний в форме              рассуждения на основе прочитанного текста;            ­ развивать навыки написания сочинения­рассуждения на               лингвистическую тему, развивать умение излагать собственную              мысль;             ­ воспитывать любовь к русскому слову, русскому языку.  Ход урока. I. Организационный момент. Постановка целей урока.       Сегодня на уроке мы должны расширить и углубить представление о  сочинении­рассуждении на лингвистическую тему, продолжить работу по  созданию устных и письменных речевых высказываний в форме рассуждения  на основе прочитанного текста; развивать навыки написания сочинения­ рассуждения, умение излагать собственную мысль.  Эпиграф на доске.  Слайд. Эпиграф.                                                            Когда суть дела обдумана заранее,                                                                           Слова приходят сами собой.                                                                                                      Гораций. ­ Как вы понимаете эпиграф, исходя из целей нашего урока? II. Чтение текста учителем. У всех обучающихся тексты на партах.           1) Серёжа весь вечер думает про людей, про то, от чего счастье зависит.       2) Ему кажется: из всех его взрослых знакомых тётя Нина  ­ самая счастливая. 3)  Отчего? 4) Ну, во­первых, она красивая. 5) Серёжа даже в неё немножко влюблён. 6) Он от этого с тётей Ниной долго говорить стесняется, если они бывают один на один. 7)  При других – пожалуйста, потому что при других  только с ним тётя Нина говорить не  станет, обязательно отвлечётся. 8) С ней ведь все поговорить хотят. 9) Всякий, кто мимо неё пройдёт, непременно остановится, что­нибудь скажет или спросит, если он с ней  знаком, конечно. 10) Тётя Нина не только красивая, она обаятельная. 11) Так мама  говорит. 12) И это правда. 13) Если все к ней тянутся, значит, и в самом деле  обаятельная.      14) Глаза у тёти Нины всегда блестящие, а голос на мамин похож, такой же грудной.      15) Она, как и мама, стихи очень любит. 16) Мама её хвалит за стихи. 17) А тётя Нина  маму хвалит. 18) Мама её обрывает, говорит:      ­ 19) Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку!      20) Они смеются обе. 21) Действительно, что поделать? 22) Они подруги, и не просто  подруги, а товарищи по работе. 23) У них одна профессия – дикторы, только одна –  радиодиктор, другая – теледиктор. 24) Но разница между ними всё­таки есть. 25) Про эту разницу мама любит тёте Нине  рассказывать.      ­ 26) Возраст – раз. 27) Вывеска – два. ­ 28) Это мама лицо вывеской называет. ­ 29)  Три – характер. 30) А на трёх китах, как известно, держится мир.      31) Характеры у них действительно разные. 32) Мама иногда такая, как камень  раскалённый, плесни воды – взорвётся.       33) Да что там говорить… 34) Счастливая – несчастливая. 35) Это же не только от  везения зависит, от выигрыша какого­то, это ведь не лотерея.       36) Счастливый человек счастлив потому, что он такой, а не другой. 37) Был бы  другим, стал бы несчастливым. 38) Была бы тётя Нина как мама, тоже, наверное,  несчастливой оказалась.       39) Но тётя Нина красивая, весёлая, лёгкая, добрая. 40) Серёжа задумывается. 41) А  мама, что же, не добрая? 42) Ещё какая добрая!      43) Серёжа припоминает утренний разговор. 44) Вон она какая добрая, мама. 45)  Подумала, что Серёже из­за её решения хуже будет, и отказалась от того, что решила.  46) Для него отказалась, для Серёжки. 47) А ей, он понял, нелегко это было.      48) Выходит, несчастным и от доброты  тоже стать можно.      49) Серёже делается жалко маму. 50) Он берёт её под руку, заглядывает ей в глаза.  51) Сердце у него щемит от жалости. 52) Он хочет сказать что­нибудь хорошее, выбрать  какое­то необыкновенное слово, светлое и прозрачное, чтобы маме сделалось хорошо,  чтобы она не когда­нибудь, а вот теперь, тотчас, почувствовала себя счастливой. 53) Но  придумать ничего не может.                                                                                                   (По А. Лиханову) ­ Каким мы видим героя текста? (Ответы учащихся) III. Работа над словом.  Слайд Сочинение­рассуждение на лингвистическую тему      Итак, на основе прочитанного текста нам нужно написать сочинение­ рассуждение на лингвистическую тему.  ­ Посмотрите на слайд. Какие слова в этой фразе являются ключевыми?  (рассуждение, лингвистическая) ­ Что такое лингвистика? (наука о языке) ­ Что будет являться предметом анализа в таких сочинениях? (языковые  явление, лингвистические термины, понятия, имеющие отношения к русскому  языку)      Основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический  материал. Придётся рассуждать о языке, языковых явлениях, о понятиях,  имеющих отношение к русскому языку). ­ Как строится такой тип речи, как рассуждение? (Ответы учащихся) 1. Тезис (положение, которое необходимо доказать) 2. Аргументы (доказательства), примеры. 3. Вывод. Слайд IV. Работа над тезисом.       Вернёмся к нашему заданию части С. Слайд Напишите сочинение­рассуждение, раскрывая смысл высказывания И.А. Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». ВЫСКАЗЫВАНИЯ БУДУТ РАЗНЫЕ!      Имейте в виду: высказывания и тексты, на основе которых вы будете  писать сочинения, будут разные.      Итак, начинаем писать сочинение с тезиса. Слайд Тезис. Начать сочинение можно словами автора высказывания. Фамилию автора высказывания и само высказывание пишем без ошибок! Абзац!      ­ Напишите тезис. Прочитаем тезис.      И.А. Гончаров писал: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ  всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».                              V. Работа над аргументацией.  Слайд Напишите сочинение­рассуждение, раскрывая смысл высказывания И.А. Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». ­ К какой тематической группе можно отнести высказывание Гончарова? Слайд ­ Лексика и фразеология                          ­ Пунктуация ­ Лексика и грамматика                           ­ Язык и речь ­ Синтаксис                                               ­ Язык художественной литературы,                                                                       средства речевой выразительности Слайд Напишите сочинение­рассуждение, раскрывая смысл высказывания И.А. Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». ­ Внимательно прочитайте высказывание.  ­ Подчеркните, выделите ключевые слова цитаты.  ­ Как вы понимаете эту фразу? Объясните. Напишите объяснение, используя речевые клише. Слайд ­ Эту фразу я понимаю так. ­ С высказыванием Гончарова трудно не согласиться. ­ Несомненно, утверждение Гончарова верно.  ­ Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.      Язык и речь – две стороны одного и того же явления. Язык – это речь,  способность говорить. Речь – один из видов общения. Язык присущ любому  человеку, а речь – конкретному.       Язык не только говор, речь, а ещё и чуткий показатель интеллектуального и нравственного развития человека, его общей культуры.       По тому, как человек говорит, мы легко можем определить уровень  образованности и воспитанности.       Речь человека может продемонстрировать внутреннее богатство или,  наоборот, внутреннюю пустоту.        Иногда достаточно просто послушать, и сразу ясно, кто стоит перед тобой.      Когда человек начинает говорить, он раскрывается перед собеседником.       Писатели при помощи слов раскрывают внутренний мир героев.   ­ Прочитайте объяснение высказывания Гончарова. VI. Работа над примерами.  Слайд 1. Внимательно перечитайте текст. 2. Приведите 2 примера, которые могут подтвердить аргументацию. 3. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или      применяйте цитирование.  ­ Как вы думаете, какие можно привести примеры? Про кого будем писать?  (Про Серёжу и про тётю Нину) ­ Вы уже отвечали на вопрос о главном герое. Обобщим характеристику и  приведём примеры. Каков Серёжа? Какие предложения говорят о его  характере, душе?  Слайд 1 пример внутренний мир героя (предложения 49, 51, 52)) ­ В подтверждении тезиса приведу пример из текста. ­ Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению… ­ В качестве примера приведу предложение… текста. ­ Рассмотрим предложение. В нём… ­ Проиллюстрировать это можно на примере … предложения. ­ В справедливости этой мысли можно убедиться на примере … предложения Абзац!        Язык помогает понять внутреннее состояние человека: «Серёже делается  жалко маму», «Сердце у него щемит от жалости» (предложения 49, 51). О  роли слова в жизни человека говорится в предложении 52: «Он хочет сказать  что­нибудь хорошее, выбрать какое­то необыкновенное слово, светлое и  прозрачное, чтобы маме сделалось хорошо…». Эти мысли Серёжи позволяют  сделать вывод, что герой душевный, чуткий человек.  ­ Напишите первый пример. Прочитайте. ­ Что вы можете сказать о тёте Нине? Слайд 2 пример внутренний мир тёти Нины (предложения 10, 13, 39) ­ Ещё одним примером может стать предложение … ­ В качестве второго примера я хотел (а) бы привести … Абзац!      С помощью языка можно подчеркнуть душевные качества человека.  Предложения 10, 13 показывают нам, что тётя Нина умеет обаять людей:  «Если все к ней тянутся, значит, и в самом деле обаятельная». Рассказчик  размышляет о состоянии души героини в предложении 39. Эпитеты весёлая,  лёгкая, добрая подчёркивают обаятельность тёти Нины.  ­ Напишите второй пример. Прочитайте.  VII. Работа над выводом. Вывод ­ Таким образом, прав был Гончаров, утверждавший, что «язык…» ­ Таким образом, утверждение Гончарова справедливо. ­ Таким образом, предложенное для анализа высказывание справедливо. ­ Из всего выше сказанного следует… ­ Напишите вывод. Абзац! VIII. Актуализация знаний. ­ Итак, ещё раз вспомним алгоритм план нашего сочинения­рассуждения. Слайд План. 1. Тезис. Ключевые слова. Объяснение высказывания.  2. Первый пример на основе прочитанного текста.  3. Второй пример на основе прочитанного текста. 4. Вывод. Должно быть 4 абзаца! Объём сочинения не менее 70 слов.  Слайд Медленно прочитайте своё сочинение. Проверьте: ­ правильно ли разделён текст на абзацы; ­ не нарушена ли логика, связь слов; ­ нет ли ошибок (орфографических, пунктуационных, речевых,                                                     грамматических); ­ перепишите сочинение на чистовик аккуратным, разборчивым почерком. IX. Подведение итогов.  ­ Итак, сегодня на уроке мы обдумали ход работы над сочинением­ рассуждением на лингвистическую тему. Гораций прав. Перед написанием  сочинения и после него необходимо всё обдумать .  Слайд Спасибо за работу!

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Урок русского языка в 9 классе.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Урок русского языка в 9 классе.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Урок русского языка в 9 классе.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Урок русского языка в 9 классе.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Урок русского языка в 9 классе.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Урок русского языка в 9 классе.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Урок русского языка в 9 классе.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Урок русского языка в 9 классе.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Урок русского языка в 9 классе.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Урок русского языка в 9 классе.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Урок русского языка в 9 классе.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Урок русского языка в 9 классе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.09.2019