Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Урок русского языка в 9 классе.
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
26.09.2019
Урок предназначен для обучающихся 9 класса. Подготовка к государственной итоговой аттестации - первостепенная задача и для учителя, и для ученика. На уроке расширяем и углубляем представления учащихся о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему, продолжаем работать над созданием устных и письменных высказываний в форме рассуждения на основе прочитанного текста.
Урок русского языка в 9 классе..docx
Урок русского языка в 9 классе по теме
«Подготовка к написанию сочинениярассуждения на лингвистическую
тему по материалам ГИА»
Цели: расширить и углубить представление обучающихся о сочинении
рассуждении на лингвистическую тему, продолжить работу по
созданию устных и письменных речевых высказываний в форме
рассуждения на основе прочитанного текста;
развивать навыки написания сочинениярассуждения на
лингвистическую тему, развивать умение излагать собственную
мысль;
воспитывать любовь к русскому слову, русскому языку.
Ход урока.
I. Организационный момент. Постановка целей урока.
Сегодня на уроке мы должны расширить и углубить представление о
сочинениирассуждении на лингвистическую тему, продолжить работу по
созданию устных и письменных речевых высказываний в форме рассуждения
на основе прочитанного текста; развивать навыки написания сочинения
рассуждения, умение излагать собственную мысль.
Эпиграф на доске.
Слайд. Эпиграф.
Когда суть дела обдумана заранее,
Слова приходят сами собой.
Гораций.
Как вы понимаете эпиграф, исходя из целей нашего урока?
II. Чтение текста учителем. У всех обучающихся тексты на партах.
1) Серёжа весь вечер думает про людей, про то, от чего счастье зависит.
2) Ему кажется: из всех его взрослых знакомых тётя Нина самая счастливая. 3)
Отчего? 4) Ну, вопервых, она красивая. 5) Серёжа даже в неё немножко влюблён. 6) Он
от этого с тётей Ниной долго говорить стесняется, если они бывают один на один. 7)
При других – пожалуйста, потому что при других только с ним тётя Нина говорить не
станет, обязательно отвлечётся. 8) С ней ведь все поговорить хотят. 9) Всякий, кто мимо
неё пройдёт, непременно остановится, чтонибудь скажет или спросит, если он с ней
знаком, конечно. 10) Тётя Нина не только красивая, она обаятельная. 11) Так мама
говорит. 12) И это правда. 13) Если все к ней тянутся, значит, и в самом деле
обаятельная.
14) Глаза у тёти Нины всегда блестящие, а голос на мамин похож, такой же грудной.
15) Она, как и мама, стихи очень любит. 16) Мама её хвалит за стихи. 17) А тётя Нина
маму хвалит. 18) Мама её обрывает, говорит:
19) Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку!
20) Они смеются обе. 21) Действительно, что поделать? 22) Они подруги, и не просто
подруги, а товарищи по работе. 23) У них одна профессия – дикторы, только одна –
радиодиктор, другая – теледиктор. 24) Но разница между ними всётаки есть. 25) Про эту разницу мама любит тёте Нине
рассказывать.
26) Возраст – раз. 27) Вывеска – два. 28) Это мама лицо вывеской называет. 29)
Три – характер. 30) А на трёх китах, как известно, держится мир.
31) Характеры у них действительно разные. 32) Мама иногда такая, как камень
раскалённый, плесни воды – взорвётся.
33) Да что там говорить… 34) Счастливая – несчастливая. 35) Это же не только от
везения зависит, от выигрыша какогото, это ведь не лотерея.
36) Счастливый человек счастлив потому, что он такой, а не другой. 37) Был бы
другим, стал бы несчастливым. 38) Была бы тётя Нина как мама, тоже, наверное,
несчастливой оказалась.
39) Но тётя Нина красивая, весёлая, лёгкая, добрая. 40) Серёжа задумывается. 41) А
мама, что же, не добрая? 42) Ещё какая добрая!
43) Серёжа припоминает утренний разговор. 44) Вон она какая добрая, мама. 45)
Подумала, что Серёже изза её решения хуже будет, и отказалась от того, что решила.
46) Для него отказалась, для Серёжки. 47) А ей, он понял, нелегко это было.
48) Выходит, несчастным и от доброты тоже стать можно.
49) Серёже делается жалко маму. 50) Он берёт её под руку, заглядывает ей в глаза.
51) Сердце у него щемит от жалости. 52) Он хочет сказать чтонибудь хорошее, выбрать
какоето необыкновенное слово, светлое и прозрачное, чтобы маме сделалось хорошо,
чтобы она не когданибудь, а вот теперь, тотчас, почувствовала себя счастливой. 53) Но
придумать ничего не может.
(По А. Лиханову)
Каким мы видим героя текста? (Ответы учащихся)
III. Работа над словом.
Слайд
Сочинениерассуждение на лингвистическую тему
Итак, на основе прочитанного текста нам нужно написать сочинение
рассуждение на лингвистическую тему.
Посмотрите на слайд. Какие слова в этой фразе являются ключевыми?
(рассуждение, лингвистическая)
Что такое лингвистика? (наука о языке)
Что будет являться предметом анализа в таких сочинениях? (языковые
явление, лингвистические термины, понятия, имеющие отношения к русскому
языку)
Основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический
материал. Придётся рассуждать о языке, языковых явлениях, о понятиях,
имеющих отношение к русскому языку).
Как строится такой тип речи, как рассуждение? (Ответы учащихся)
1. Тезис (положение, которое необходимо доказать)
2. Аргументы (доказательства), примеры.
3. Вывод.
Слайд IV. Работа над тезисом.
Вернёмся к нашему заданию части С.
Слайд
Напишите сочинениерассуждение, раскрывая смысл высказывания
И.А. Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего
внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».
ВЫСКАЗЫВАНИЯ БУДУТ РАЗНЫЕ!
Имейте в виду: высказывания и тексты, на основе которых вы будете
писать сочинения, будут разные.
Итак, начинаем писать сочинение с тезиса.
Слайд
Тезис.
Начать сочинение можно словами автора высказывания.
Фамилию автора высказывания и само высказывание пишем без ошибок!
Абзац!
Напишите тезис. Прочитаем тезис.
И.А. Гончаров писал: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ
всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».
V. Работа над аргументацией.
Слайд
Напишите сочинениерассуждение, раскрывая смысл высказывания
И.А. Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего
внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».
К какой тематической группе можно отнести высказывание Гончарова?
Слайд
Лексика и фразеология Пунктуация
Лексика и грамматика Язык и речь
Синтаксис Язык художественной литературы,
средства речевой выразительности
Слайд
Напишите сочинениерассуждение, раскрывая смысл высказывания
И.А. Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего
внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».
Внимательно прочитайте высказывание.
Подчеркните, выделите ключевые слова цитаты.
Как вы понимаете эту фразу? Объясните. Напишите объяснение, используя речевые клише.
Слайд
Эту фразу я понимаю так.
С высказыванием Гончарова трудно не согласиться.
Несомненно, утверждение Гончарова верно.
Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
Язык и речь – две стороны одного и того же явления. Язык – это речь,
способность говорить. Речь – один из видов общения. Язык присущ любому
человеку, а речь – конкретному.
Язык не только говор, речь, а ещё и чуткий показатель интеллектуального и
нравственного развития человека, его общей культуры.
По тому, как человек говорит, мы легко можем определить уровень
образованности и воспитанности.
Речь человека может продемонстрировать внутреннее богатство или,
наоборот, внутреннюю пустоту.
Иногда достаточно просто послушать, и сразу ясно, кто стоит перед тобой.
Когда человек начинает говорить, он раскрывается перед собеседником.
Писатели при помощи слов раскрывают внутренний мир героев.
Прочитайте объяснение высказывания Гончарова.
VI. Работа над примерами.
Слайд
1. Внимательно перечитайте текст.
2. Приведите 2 примера, которые могут подтвердить аргументацию.
3. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или
применяйте цитирование.
Как вы думаете, какие можно привести примеры? Про кого будем писать?
(Про Серёжу и про тётю Нину)
Вы уже отвечали на вопрос о главном герое. Обобщим характеристику и
приведём примеры. Каков Серёжа? Какие предложения говорят о его
характере, душе?
Слайд
1 пример
внутренний мир героя (предложения 49, 51, 52))
В подтверждении тезиса приведу пример из текста.
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению…
В качестве примера приведу предложение… текста.
Рассмотрим предложение. В нём… Проиллюстрировать это можно на примере … предложения.
В справедливости этой мысли можно убедиться на примере … предложения
Абзац!
Язык помогает понять внутреннее состояние человека: «Серёже делается
жалко маму», «Сердце у него щемит от жалости» (предложения 49, 51). О
роли слова в жизни человека говорится в предложении 52: «Он хочет сказать
чтонибудь хорошее, выбрать какоето необыкновенное слово, светлое и
прозрачное, чтобы маме сделалось хорошо…». Эти мысли Серёжи позволяют
сделать вывод, что герой душевный, чуткий человек.
Напишите первый пример. Прочитайте.
Что вы можете сказать о тёте Нине?
Слайд
2 пример
внутренний мир тёти Нины (предложения 10, 13, 39)
Ещё одним примером может стать предложение …
В качестве второго примера я хотел (а) бы привести …
Абзац!
С помощью языка можно подчеркнуть душевные качества человека.
Предложения 10, 13 показывают нам, что тётя Нина умеет обаять людей:
«Если все к ней тянутся, значит, и в самом деле обаятельная». Рассказчик
размышляет о состоянии души героини в предложении 39. Эпитеты весёлая,
лёгкая, добрая подчёркивают обаятельность тёти Нины.
Напишите второй пример. Прочитайте.
VII. Работа над выводом.
Вывод
Таким образом, прав был Гончаров, утверждавший, что «язык…»
Таким образом, утверждение Гончарова справедливо.
Таким образом, предложенное для анализа высказывание справедливо.
Из всего выше сказанного следует…
Напишите вывод.
Абзац!
VIII. Актуализация знаний.
Итак, ещё раз вспомним алгоритм план нашего сочинениярассуждения.
Слайд
План. 1. Тезис. Ключевые слова. Объяснение высказывания.
2. Первый пример на основе прочитанного текста.
3. Второй пример на основе прочитанного текста.
4. Вывод.
Должно быть 4 абзаца!
Объём сочинения не менее 70 слов.
Слайд
Медленно прочитайте своё сочинение. Проверьте:
правильно ли разделён текст на абзацы;
не нарушена ли логика, связь слов;
нет ли ошибок (орфографических, пунктуационных, речевых,
грамматических);
перепишите сочинение на чистовик аккуратным, разборчивым почерком.
IX. Подведение итогов.
Итак, сегодня на уроке мы обдумали ход работы над сочинением
рассуждением на лингвистическую тему. Гораций прав. Перед написанием
сочинения и после него необходимо всё обдумать .
Слайд
Спасибо за работу!
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Урок русского языка в 9 классе.
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Урок русского языка в 9 классе.
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Урок русского языка в 9 классе.
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Урок русского языка в 9 классе.
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Урок русского языка в 9 классе.
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Урок русского языка в 9 классе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.