Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русский язык
9 кл
24.09.2019
В последнее время широко обсуждаются вопросы качества образования. Качество образования - важнейший показатель успеха школы и педагогов, работающих в ней. Качество образования - задача и направление деятельности всего педагогического коллектива в целом и каждого педагога. Повышение качества образования - первостепенная задача.
Повышение качества образования.docx
Повышение качества образования
на уроках русского языка и литературы.
Карачёва Е.В., учитель русского языка
и литературы МБОУ ООШ № 1
н.п. Африканда Мурманской области
Под качеством образования понимаю соотношение цели и результатов
образовательного процесса.
Часто цели поставлены, а результаты не очень радуют и учителя, и
учеников. Что делать? Как повысить качество образования? Думаю, что
такие вопросы задаёт себе любой творчески работающий учитель.
В первую очередь, на мой взгляд, необходимо формировать интерес к
предмету. «Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силою
принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не
уйдёт. Интерес является действенным, реальным мотивом учения», писал
К.Д. Ушинский. Учение же, опирающееся на интерес учащихся к предмету,
становится более лёгким и плодотворным, способствует активному
получению ими осознанных и прочных знаний. А вот слова А.Франца,
французского писателя: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с
аппетитом». Таким образом, для того чтобы школьники стали активными
участниками процесса обучения, необходимо так организовать учебную
деятельность, чтобы им было интересно приобретать новые ЗУН.
Я делаю это через сам урок русского языка литературы, используя
различные образовательные технологии.
Идея вовлечения ученика в учебную деятельность лежит в основе
деятельностного подхода в обучении. Деятельностный подход – это метод
обучения, при котором ребёнок добывает знания в процессе собственной
Проблемное обучение – один из
учебнопознавательной деятельности.
способов применения деятельностного подхода. Проблемная ситуация может
возникнуть на любом этапе урока. Всё зависит от учителя, как он решит, где
более уместна и эффективна будет постановка проблемной задачи,
проблемного вопроса. Приведу пример проблемного вопроса на этапе
изучения нового материала по теме «Правописание приставок на З и С».
Учитель диктует слова, ученики записывают их на доске и в тетради:
безбрежный, бессовестный, возвышать, воссоединить, излагать, искажать. Во
время записи слов ученики испытывают затруднения. Учитель: «Ребята, вы
обратили внимание, что слово «…» Серёжа написал с приставкой БЕЗ, а
Дима с приставкой БЕС. Как надо писать. Почему?» Ученики думают и сами
пытаются сформулировать правило.
Проблемное обучение использую и на уроках литературы. Придерживаюсь
мнения Е.Н. Ильина, который утверждал, что «анализ литературного Например,
произведение А.П.
произведения должен вырастать в этическую проблему. Школьная книга,
прежде всего и в большей степени, нравственная тема, а не отрезок теории и
истории литературы». Изучая художественное произведение, стремлюсь
связывать его с современностью или обсуждать вопросы, побуждающие к
размышлению учащихся.
Платонова
«Возвращение» (8 кл.). Герой возвращается с войны к жене и детям. Узнаёт,
что без него к ним приходил дядя Семён, играл с детьми, приносил еду. Герой
уходит из семьи, собирается уехать. Уже садится в поезд и видит, как двое
его детей бегут по дороге к переезду, падают, но бегут, бегут за поездом, в
котором их отец. Алексей Алексеевич, главный герой, спускается на нижнюю
ступеньку вагона и сходит с поезда на ту песчаную дорожку, по которой бегут
его дети. Задаю вопрос: «Почему рассказ называется «Возвращение»?».
Ученики сразу отвечают – герой возвратился с войны домой. Вновь задаю
вопрос: «А ещё о каком возвращении говорит автор?». И только поразмыслив,
дети говорят, что это возвращение не только к жене и детям, а возвращение к
человечности и состраданию. Герой переступил через себя. Сердце его
наполнилось теплом и содроганием.
Подводя итог разговору о проблемном обучении, мне хочется
процитировать слова Э.И. Александровой (автор учебника для начальной
школы): «Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься
сам. Дайте возможность ему самому сделать своё маленькое открытие».
На уроках русского языка и литературы активно использую элементы
технологии интерактивного обучения, технологии критического мышления,
технологии концентрированного обучения на основе блоков, объединённых
общей темой, информационнокоммуникативные технологии.
Придерживаюсь принципа «Лучше один раз увидеть, чем сто раз
услышать». Урок становится интересным ученикам, когда учитель сочетает
традиционное обучение и новые современные информационные технологии,
благодаря которым можно совершить экскурсию на родину писателя или
поэта, услышать мастерское чтение любимых классических произведений.
Включаю в урок готовые презентации или презентации, сделанные
самостоятельно мной или учениками. На этапе закрепления или контроля
знаний использую интерактивные тесты. Это оперативный контроль знаний,
что даёт значительную экономию учительского времени и элемент
занимательности, повышающий интерес учащихся к обучению. С
использованием ИКТ уроки становятся более разнообразными, насыщенными.
Вся эта работа способствует осознанию учащимися своих возможностей,
формированию устойчивых интересов к изучению русского языка и
литературы.
Экзамен по русскому языку в 9 классе включает тестовую работу. К этому
готовимся с 5 класса. Родители покупают книгутренажёр Г.А. Богдановой
«Тестовые задания по русскому языку». Концентрированное обучение на основе блоков, объединенных общей
темой, опорных конспектовсхем помогает обучающимся комплексно, в
системе, более глубоко усвоить большее количество учебной информации без
увеличения урочного времени за счет её классифицирования и
упорядочивания. Применяемые на уроках карточкиопоры, карточкисхемы
помогают успешному усвоению материала (например, при изучении тем
«Прямая речь» (5 кл.), «Разряды местоимений»
9
(6 кл.), «Обособленные определения» (8 кл.), «Сложноподчинённое
предложение с несколькими придаточными» (9 кл.) и т.д.
Технология интерактивного обучения, основанная на диалоговых
формах познания – это обучение, погружённое в общение, в ходе которого
у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Этот метод,
при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (В.С. Дьяченко).
На уроках создаю условия для инициативности учащихся. Ученики
становятся активными участниками учебного процесса. Побуждаю
обучающихся к самостоятельному поиску информации.
Этому
способствуют логические и творческие задания, групповые дискуссии,
работа в малых группах, «мозговой штурм», круглый стол.
Например, при анализе стихотворения С.А. Есенина «Пороша» каждая
группа получает задания.
Задания для I группы.
1. О чём это стихотворение? Какова его тема?
2. Почему автор начинает стихотворение с двух коротких, в одно слово,
предложений?
3. В какое время суток едет герой по зимнему лесу? Как вы догадались?
4. Что это за «невидимка» заколдовал лес?
5. Почему лес «дремлет», а не спит?
Задания для II группы.
1. Найдите в стихотворении аллитерацию. Что хочет передать этим приёмом
автор?
2. Найдите олицетворения, сравнения. Для чего использует их автор?
3. С кем сравнивает поэт сосну? С какой целью использует именно такое
сравнение – «как старушка»?
1. Из каких звуков складывается жизнь зимнего леса? Какие строки
указывают на то, что в лесу жизнь «кипит»?
Задания для III группы. 2. Какие слова передают движение?
Элементы технологии критического мышления также легли в основу
моей работы. Использую такие приёмы, как создание кластера (групповая
работа) на стадии вызова, синквейн, «данетки» (верные – неверные
утверждения), задания «Лови ошибку», «Найди ошибку» на стадии
рефлексии.
Теоретический материал по таким темам, как «Классицизм»,
«Романтизм», «Стихотворные размеры», «Основные мотивы лирики М.Ю.
Лермонтова» и другие, я представляю в виде презентаций, готовых или
созданных мной. Это даёт возможность преподнести порой скучный
лекционный материал более интересно и наглядно.
Очень интересно проходят урокисеминары по теме «Н.В. Гоголь
«Мёртвые души». Система образов. Рассказ о литературных типах» в 9
классе. Перед уроком класс разбивается на группы, каждая получает
карточки с заданиями. На уроке учащиеся знакомятся с образами помещиков,
анализируют героев произведения. Урок сопровождается просмотром фильма.
Обучающиеся сравнивают описание помещиков у Гоголя с образами,
созданными режиссером.
Работа с фрагментами кинофильмов на моих уроках литературы
используется часто. Это не просто замена изучения произведения просмотром
фильма, а сравнение экранизации с текстом произведения. Методическая
литература предлагает нам большой материал, описывающий работу с
видеофрагментами на уроке.
Так, например, при изучении произведения В.Г. Распутина «Уроки
французского» (6 класс) я знакомлю школьников с важными фрагментами:
«Игра в «чику», «Учительница и герой», «Занятия с Лидией Михайловной»,
«Посылка с макаронами», «Игра на деньги с учительницей». На уроках мы
детально изучаем данные фрагменты по тексту, анализируем эпизоды, а затем
сравниваем фрагменты кинофильма с текстом произведения В.Г. Распутина.
Задаю такие вопросы:
Понравились ли вам эпизоды фильма? Что именно привлекло ваше
внимание?
Как музыка передаёт состояние героя? Какова тональность? Соответствует
ли тональность строкам Распутина?
Сравните иллюстрацию к произведению (художник – И.Пчелко) с эпизодом
кинофильма.
Интересно проходят уроки изучения биографии писателей. В моей
личной коллекции
они представлены в виде презентаций. Просмотр
биографии в виде презентации сопровождается разными заданиями: записать
основные факты биографии писателя, или написать проверочную работу
"Личность писателя", или ответить на вопрос логического задания (например, В чём заключается идейная позиция писателя…), или провести игру по
фактам биографии.
На уроке литературы в 9 классе по теме «М.Ю. Лермонтов. Жизнь и
творчество» применила фрагменты нового, вышедшего в 2014 году,
историкодокументального фильма «Лермонтов».
С помощью презентации я организовываю контроль усвоения материала,
преподнесённый в игровой форме в виде теста или игры. Учащиеся могут
создавать такие тесты самостоятельно. Презентация содержит триггеры
(фигуры анимированы по клику на саму фигуру). Правильные ответы
выделяются цветом, а неправильные – исчезают.
Работа с детьми продолжается и во внеурочное время. Оставляю детей
после уроков и провожу с ними дополнительные занятия при подготовке к
экзаменам. Есть дети, у которых не сформированы память и мышление. У них
низкая грамотность. С такими детьми требуется индивидуальная работа.
Вот такая работа проводится мной для повышения качества образования.
Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы
Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы
Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы
Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы
Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.