Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.9

Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русский язык
9 кл
24.09.2019
Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы
В последнее время широко обсуждаются вопросы качества образования. Качество образования - важнейший показатель успеха школы и педагогов, работающих в ней. Качество образования - задача и направление деятельности всего педагогического коллектива в целом и каждого педагога. Повышение качества образования - первостепенная задача.
Повышение качества образования.docx
Повышение качества образования  на уроках русского языка и литературы.                                                                  Карачёва Е.В., учитель русского языка                                                                  и литературы МБОУ ООШ № 1                                                                  н.п. Африканда Мурманской области           Под качеством образования  понимаю соотношение цели и результатов образовательного процесса.            Часто   цели   поставлены,   а   результаты   не   очень   радуют   и   учителя,   и учеников. Что делать?  Как повысить качество образования?  Думаю, что такие вопросы задаёт себе любой творчески работающий учитель.           В первую очередь, на мой взгляд, необходимо формировать  интерес к предмету.   «Учение,   лишённое   всякого   интереса   и   взятое   только   силою принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт. Интерес является действенным, реальным мотивом учения», ­ писал К.Д. Ушинский. Учение же, опирающееся на интерес учащихся к предмету, становится   более   лёгким   и   плодотворным,   способствует   активному получению   ими   осознанных   и   прочных   знаний.   А   вот   слова   А.Франца, французского   писателя:   «Чтобы   переварить   знания,   надо   поглощать   их   с аппетитом».  Таким образом, для того чтобы школьники стали активными участниками   процесса   обучения,   необходимо   так   организовать   учебную деятельность, чтобы им было интересно приобретать новые ЗУН.            Я делаю  это   через   сам   урок   русского   языка   литературы,   используя различные образовательные технологии.           Идея   вовлечения   ученика   в   учебную   деятельность   лежит   в   основе деятельностного подхода в обучении. Деятельностный подход – это метод обучения,   при   котором   ребёнок   добывает   знания   в   процессе   собственной  Проблемное   обучение  –   один   из учебно­познавательной   деятельности. способов применения деятельностного подхода. Проблемная ситуация может возникнуть на любом этапе урока. Всё зависит от учителя, как он решит, где более   уместна   и   эффективна   будет   постановка   проблемной   задачи, проблемного   вопроса.   Приведу   пример   проблемного   вопроса   на   этапе изучения нового материала по теме «Правописание приставок на ­З и ­С». Учитель   диктует   слова,   ученики   записывают   их   на   доске   и   в   тетради: безбрежный, бессовестный, возвышать, воссоединить, излагать, искажать. Во время записи слов ученики испытывают затруднения. Учитель: «Ребята, вы обратили внимание, что слово «…»   Серёжа написал с приставкой ­БЕЗ, а Дима с приставкой ­БЕС. Как надо писать. Почему?» Ученики думают и сами пытаются сформулировать правило.       Проблемное обучение использую и на уроках литературы. Придерживаюсь мнения   Е.Н.   Ильина,   который   утверждал,   что   «анализ   литературного Например,         произведение   А.П. произведения   должен   вырастать   в   этическую   проблему.   Школьная   книга, прежде всего и в большей степени, нравственная тема, а не отрезок теории и истории   литературы».   Изучая   художественное   произведение,   стремлюсь связывать   его   с   современностью   или   обсуждать   вопросы,   побуждающие   к размышлению   учащихся.   Платонова «Возвращение» (8 кл.). Герой возвращается с войны к жене и детям. Узнаёт, что без него к ним приходил дядя Семён, играл с детьми, приносил еду. Герой уходит из семьи, собирается уехать. Уже садится в поезд и видит, как двое его детей бегут по дороге к переезду, падают, но бегут, бегут за поездом, в котором их отец. Алексей Алексеевич, главный герой, спускается на нижнюю ступеньку вагона и сходит с поезда на ту песчаную дорожку, по которой бегут его   дети.   Задаю   вопрос:   «Почему   рассказ   называется   «Возвращение»?». Ученики сразу отвечают – герой возвратился с войны домой. Вновь задаю вопрос: «А ещё о каком возвращении говорит автор?». И только поразмыслив, дети говорят, что это возвращение не только к жене и детям, а возвращение к человечности   и   состраданию.   Герой   переступил   через   себя.   Сердце   его наполнилось теплом и содроганием.   Подводя   итог   разговору   о   проблемном   обучении,   мне   хочется   процитировать   слова   Э.И.   Александровой   (автор   учебника   для   начальной школы): «Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Дайте возможность ему самому сделать своё маленькое открытие».         На уроках русского языка и литературы активно использую элементы технологии   интерактивного   обучения,   технологии   критического   мышления, технологии  концентрированного  обучения  на основе   блоков,  объединённых общей темой, информационно­коммуникативные технологии.            Придерживаюсь   принципа   «Лучше   один   раз   увидеть,   чем   сто   раз услышать». Урок становится интересным ученикам, когда учитель сочетает традиционное обучение и новые современные информационные технологии, благодаря   которым   можно   совершить   экскурсию   на   родину   писателя   или поэта,   услышать   мастерское   чтение   любимых   классических   произведений. Включаю   в   урок   готовые   презентации   или   презентации,   сделанные самостоятельно   мной   или   учениками.   На   этапе   закрепления   или   контроля знаний использую интерактивные тесты. Это оперативный контроль знаний, что   даёт   значительную   экономию   учительского   времени   и   элемент занимательности,   повышающий   интерес   учащихся   к   обучению.   С использованием ИКТ уроки становятся более разнообразными, насыщенными. Вся   эта   работа   способствует   осознанию   учащимися   своих   возможностей, формированию   устойчивых   интересов   к   изучению   русского   языка   и литературы.       Экзамен по русскому языку в 9 классе включает тестовую работу. К этому готовимся с 5 класса. Родители покупают книгу­тренажёр Г.А. Богдановой «Тестовые задания по русскому языку». Концентрированное обучение на основе блоков, объединенных общей темой,   опорных   конспектов­схем  помогает   обучающимся   комплексно,   в системе, более глубоко усвоить большее количество учебной информации без увеличения   урочного   времени   за   счет   её   классифицирования   и упорядочивания. Применяемые на уроках карточки­опоры, карточки­схемы помогают   успешному   усвоению   материала   (например,   при   изучении   тем «Прямая речь» (5 кл.), «Разряды местоимений»  9 (6   кл.),   «Обособленные   определения»   (8   кл.),   «Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными» (9 кл.) и т.д.            Технология интерактивного обучения, основанная на диалоговых формах познания – это обучение, погружённое в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Этот метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (В.С. Дьяченко). На   уроках   создаю   условия   для   инициативности   учащихся.   Ученики становятся   активными   участниками   учебного   процесса.   Побуждаю обучающихся   к   самостоятельному   поиску   информации.   Этому способствуют  логические   и   творческие   задания,   групповые   дискуссии, работа в малых группах, «мозговой штурм», круглый стол.         Например, при анализе  стихотворения С.А. Есенина «Пороша» каждая группа получает задания.  Задания для I группы. 1. О чём это стихотворение? Какова его тема? 2. Почему автор начинает стихотворение с двух коротких, в одно слово,  предложений? 3. В какое время суток едет герой по зимнему лесу? Как вы догадались? 4. Что это за «невидимка» заколдовал лес? 5. Почему лес «дремлет», а не спит? Задания для II группы. 1. Найдите в стихотворении аллитерацию. Что хочет передать этим приёмом автор? 2. Найдите олицетворения, сравнения. Для чего использует их автор? 3. С кем сравнивает поэт сосну? С какой целью использует именно такое  сравнение – «как старушка»? 1. Из каких звуков складывается жизнь зимнего леса? Какие строки  указывают на то, что в лесу жизнь «кипит»? Задания для III группы. 2. Какие слова передают движение?          Элементы  технологии критического мышления  также легли в основу моей работы. Использую   такие приёмы, как создание кластера (групповая работа)   на   стадии   вызова,   синквейн,   «данетки»   (верные   –   неверные утверждения),   задания   «Лови   ошибку»,   «Найди   ошибку»   на   стадии рефлексии.                     Теоретический  материал  по   таким   темам,   как   «Классицизм», «Романтизм»,  «Стихотворные   размеры»,    «Основные   мотивы   лирики   М.Ю. Лермонтова»   и   другие,   я   представляю   в   виде   презентаций,  готовых   или созданных   мной.   Это   даёт   возможность   преподнести   порой   скучный лекционный материал более интересно и наглядно.           Очень   интересно   проходят  уроки­семинары  по   теме   «Н.В.   Гоголь «Мёртвые   души».   Система   образов.   Рассказ   о   литературных   типах»   в   9 классе.   Перед   уроком   класс   разбивается   на   группы,   каждая   получает карточки с заданиями. На уроке учащиеся знакомятся с образами помещиков, анализируют героев произведения. Урок сопровождается просмотром фильма. Обучающиеся   сравнивают   описание   помещиков   у   Гоголя   с   образами, созданными режиссером.            Работа   с   фрагментами   кинофильмов  на   моих   уроках   литературы используется часто. Это не просто замена изучения произведения просмотром фильма,   а   сравнение   экранизации   с   текстом   произведения.   Методическая литература   предлагает   нам   большой   материал,   описывающий   работу   с видеофрагментами на уроке.           Так,   например,   при   изучении   произведения   В.Г.   Распутина   «Уроки французского» (6 класс) я знакомлю школьников с важными фрагментами: «Игра в «чику», «Учительница и герой», «Занятия с Лидией Михайловной», «Посылка с макаронами», «Игра на деньги с учительницей». На уроках мы детально изучаем данные фрагменты по тексту, анализируем эпизоды, а затем сравниваем фрагменты кинофильма с текстом произведения В.Г. Распутина. Задаю такие вопросы: ­   Понравились   ли   вам   эпизоды   фильма?   Что   именно   привлекло   ваше внимание? ­ Как музыка передаёт состояние героя? Какова тональность? Соответствует ли тональность строкам Распутина? ­ Сравните иллюстрацию к произведению (художник – И.Пчелко) с эпизодом кинофильма.            Интересно  проходят  уроки  изучения биографии писателей. В  моей личной   коллекции     они   представлены   в   виде   презентаций.   Просмотр биографии  в виде презентации сопровождается разными заданиями: записать основные   факты   биографии   писателя,   или   написать     проверочную   работу "Личность писателя", или ответить на вопрос логического задания (например, В   чём   заключается   идейная   позиция   писателя…),   или   провести   игру   по фактам биографии.          На уроке литературы в 9 классе по теме «М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество»   применила   фрагменты   нового,   вышедшего   в   2014   году, историко­документального фильма «Лермонтов».       С помощью презентации я организовываю  контроль  усвоения материала, преподнесённый в игровой форме в виде теста или игры. Учащиеся   могут создавать   такие   тесты   самостоятельно.   Презентация   содержит   триггеры (фигуры   анимированы   по   клику   на   саму   фигуру).   Правильные   ответы выделяются цветом, а неправильные – исчезают.      Работа с детьми продолжается и во внеурочное время. Оставляю детей после уроков и провожу с ними дополнительные занятия при подготовке к экзаменам. Есть дети, у которых не сформированы память и мышление. У них низкая грамотность. С такими детьми требуется индивидуальная работа.      Вот такая работа проводится мной для повышения качества образования.

Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы

Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы

Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы

Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы

Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы

Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы

Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы

Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы

Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы

Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.09.2019