Доклад на семинаре городского методического объединения учителей физики г. Мичуринска Тамбовской области о подготовке к олимпиадам и дистанционным конкурсам по физике в МБОУ "Гимназии" г.Мичуринска учителя физики и информатики Кострикиной Галины Владимировны, о работе по подготовке к интернет олимпиадам по физике и их значении для учащихся.
Подготовка к олимпиадам и конкурсам по физике
Физические олимпиады являются важным средством пропаганды знаний
среди учащейся молодёжи и играют большую роль в повышении уровня
преподавания физики в общеобразовательных школах.
Мы работам в «Гимназии» города Мичуринска у нас школа с
углубленным изучением английского языка, немецкого языка. Таким образом,
у нас обучаются дети с гуманитарным уклоном. Искать среди них будущих
физиков очень сложно. Мы настраиваем детей на то, чтобы развить свои
практические знания в области физики и техники, которые пригодятся нашим
ребятам в жизни.
Олимпиады по физике проводим в спокойном темпе «по желанию».
Участвуют те, кто хочет. Поэтому больших побед в городских олимпиадах у
нас пока нет. А вот в интернетолимпиадах наши ребята участвуют более
успешно. Очень сложно сейчас выявить ученика , одарённого в области
физики и технике у нас в Гимназии.
Возрастное развитее школьников происходит путем последовательных
переходов от одной его ступеньки к качественно другой. В процессе
возрастного развития важно обнаружить те или иные способности ученика.
Эти качества выявляющие способных учеников. Являются возрастными и в
какойто мере временными. Их нужно вовремя и в полной мере использовать
для подъёма развития способностей. Способный ученик всё схватывает « на
лету», ему одинаково легко дается что физика, что литература. Способных
детей много , одарённых –единицы. Нельзя нам, педагогам, упускать раннее
проявление одарённости. Нужно помнить. Что одарённость ребёнка не
исчезает при переходе к ному возрасту.
Одарённых детей на фоне ярко выраженных черт их возраста отличают такие
качества:
1) Самостоятельность;
2) Склонность к самообразованию;3) Избирательность в занятиях.
Тем не менее надо помнить, что выражение «одарённые дети» весьма
условно, потому, что рано проявившиеся у ребёнка способности могут не
получить ожидаемого результата, остаться не реализованными. А у других
детей выдающиеся способности могут обнаружиться позднее. Пример тому
Альберт Эйнштейн.
Таким образом наиболее правильная форма воспитания одарённых детей
обращаться с ними как с таковыми и в тоже время усиливать в них
стремление к дальнейшему развитию, самоопределению, закреплению
индивидуальных склонностей и проявлений. Необходимо, чтобы воспитание
и обучение оживляло и поддерживало чувство самостоятельности.
Любой учитель физики , исходя из своих потенциальных возможностей
учащихся, которых он обучает, составляет программу работы с будущими
олимпийцами. Цель программы построить обучение так. Чтобы максимально
развить заложенный природой способности ученика к определённым видам
деятельности, так как какими бы феноменальными ни были задатки, сами по
себе, вне обучения они развиться не могут. Конкретные задачи, стоящие перед
учителем физики:
включить учащихся в разнообразную деятельность: теоретическую,
практическую, аналитическую, поисковую;
выработать гибкие умения переносить знания и навыки на новые формы
учебной работы;
развить сообразительность, быстроту реакции при решении новых
различных физических задач, связанных с практической деятельностью.
Исходными принципами в реализации данных задач являются:
1) к творчеству ученика надо подводить постепенно, основываясь на уже
имеющихся у него знаниях по физике и математике. Задания, не
связанные с имеющимися знаниями, не только бесполезны ,но и вредны.Так как могут вызвать стресс, внести разлад в уже полученные знания и
навыки и создать хаос в уже имеющихся , но не закреплённых знаниях;
2) строгий отбор учебного материала по физике, так как всякая другая
информация, не имеющая прямого или косвенного отношения к четко
поставленной конечной цели, отодвигает её достижение;
3) многократность повторения.
Причем новые задачи физики
преподносятся с опорой на уже усвоенные, чтобы не снизить интерес к
знаниям и стимулировать творческую работу ученика;
4) разносторонне развитие ученика , то есть разностороння отработка
навыков, приёмов решения задач от анализа к синтезу и от синтеза к
анализу;
5) формирование устойчивого интереса к физике. Чтобы поддерживать
интерес и развивать ученика творчески, надо менять виды работы.
Переходить, от аналитических к задачам экспериментальным, от
качественных к расчетным, ставить проблемные вопросы и решать их;
6) обучение грамотному выполнению работ по физике. Грамота это
прежде всего правила . принципы, способы и приёмы решения задач.
Вооружать ученика рациональными способами деятельности при
решении физических задач, освобождая его от длительного пути проб и
ошибок;
7) индивидуальный подход, так как каждый ученик имеет свой багаж
знаний. Свой уровень умственного развития. Обладает своими
способностями и психическими качествами.
Исходя из поставленных методических задач и опираясь на исходные
принципы, можно добиться реальных успехов в работе с одарёнными
детьми.