ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ
Оценка 4.9

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Оценка 4.9
Исследовательские работы +2
docx
информатика
7 кл—11 кл
13.06.2017
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  ПО ИНФОРМАТИКЕ
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ОЛИМПИАДНАЯ ИНФОРМАТИКА 5 1.1 ИСТОРИЯ ОЛИМПИАДЫ 5 1.2 РАЗВИТИЕ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ 5 1.3 ОСОБЕННОСТИ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ 5 1.4 ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЛЕКТОВ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ 6 1.5 МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕШЕНИЙ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ 6 1.6 КЛАССИФИКАЦИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ: 6 1.7 МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ВСОШ ПО ИНФОРМАТИКЕ 7 ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСТВА ПРИ РЕШЕНИИ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ 8 ГЛАВА 3. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ 10 3.1 СПИСОК ТЕМ 10 3.2 ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ С++» 13 3.2.1 Пояснительная записка 13 3.2.2 Содержание курса 18 ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 23 ВЫВОД 25 ЛИТЕРАТУРА 27 ПРИЛОЖЕНИЯ 29 Приложение 1. Элективный курс «Язык программирования С++» 29 Приложение 2. ИНТРЕНЕТ-РЕСУРСЫ 32 Приложение 3. НАГРАДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 34ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ОЛИМПИАДНАЯ ИНФОРМАТИКА 5 1.1 ИСТОРИЯ ОЛИМПИАДЫ 5 1.2 РАЗВИТИЕ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ 5 1.3 ОСОБЕННОСТИ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ 5 1.4 ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЛЕКТОВ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ 6 1.5 МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕШЕНИЙ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ 6 1.6 КЛАССИФИКАЦИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ: 6 1.7 МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ВСОШ ПО ИНФОРМАТИКЕ 7 ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСТВА ПРИ РЕШЕНИИ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ 8 ГЛАВА 3. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ 10 3.1 СПИСОК ТЕМ 10 3.2 ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ С++» 13 3.2.1 Пояснительная записка 13 3.2.2 Содержание курса 18 ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 23 ВЫВОД 25 ЛИТЕРАТУРА 27 ПРИЛОЖЕНИЯ 29 Приложение 1. Элективный курс «Язык программирования С++» 29 Приложение 2. ИНТРЕНЕТ-РЕСУРСЫ 32 Приложение 3. НАГРАДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 34
диплом целлер.docx
ФИЛИАЛ АО "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ "ОРЛЕУ"" ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ  ПО МАНГИСТАУСКОЙ ОБЛАСТИ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  ПО ИНФОРМАТИКЕ Актау, 2017г. «Утверждено» ___________________________ Решением   Совета   центра   повышения квалификации «Орлеу» института повышения квалификации педагогических  работников по Мангистауской области № __________ От «______» ______________________ 2017г. Подготовила учитель информатики КГУ «СОШ № 12» города Актау Целлер Инна Адамовна 2 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................4 ГЛАВА 1. ОЛИМПИАДНАЯ ИНФОРМАТИКА...............................................................6 1.1 ИСТОРИЯ ОЛИМПИАДЫ....................................................................................6 1.2 РАЗВИТИЕ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ..................................6 1.3 ОСОБЕННОСТИ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ..........................6 1.4 ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЛЕКТОВ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ.............................7 1.5 МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕШЕНИЙ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ.....7 1.6 КЛАССИФИКАЦИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ:........7 1.7 МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ВСОШ ПО ИНФОРМАТИКЕ..............................8 ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСТВА ПРИ РЕШЕНИИ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ..............9 ГЛАВА 3. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ..........11 3.1 СПИСОК ТЕМ...................................................................................................11 3.2 ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ С++».............................14 3.2.1 Пояснительная записка..........................................................................14 3.2.2 Содержание курса..................................................................................19 ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ.....................................24 ВЫВОД.....................................................................................................................26 ЛИТЕРАТУРА.............................................................................................................28 ПРИЛОЖЕНИЯ.........................................................................................................30 Элективный курс «Язык программирования С++»...........................................30 ИНТРЕНЕТ-РЕСУРСЫ.............................................................................................34 НАГРАДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.....................................................................................36 3 ВВЕДЕНИЕ На современном этапе развития общества в психологических и педагогических кругах большой интерес вызывает важнейшее направление в работе современного педагога, а   именно:   проблема   развития   одарённых   детей   посредством   их   участия   в   предметных олимпиадах различного уровня. Перед   учителем   встает   вопрос:   "Как   организовать   подготовку   учащегося   к олимпиаде так, чтобы максимально раскрыть его интеллектуально­творческий потенциал, сохранить положительную мотивацию на всех этапах олимпиадного движения, сохраняя при   этом   здоровье   школьника?"   Многочисленные   примеры   убеждают   нас   в   том,   что подготовка   и   участие   в   предметной   олимпиаде   –   это   тяжелый,   напряженный   и ответственный   процесс,   который   зависит   от   четкой   и   согласованной   работы   тандема: учитель – ученик. Олимпиады   по   информатике   требуют   от   участника   достаточно   специфических навыков, не востребованных в повседневной учёбе и поэтому не вырабатываемых в ходе школьного обучения Для   решения   одних   задач   требуется   «знать   приём»,   другие   потребуют креативности. Большинство олимпиадных задач достаточно трудоёмки. Для их успешного решения   нужно   уметь   управлять   вниманием,   довести   до   автоматизма   выполнение рутинных операций. По этой причине подготовку к олимпиадам по информатике нельзя ограничивать разбором задач предыдущих олимпиад. Необходим именно тренинг, в том числе, на выполнение заданий на время, на выбор последовательности решения задач, на конкретные технические приёмы. Для   выполнения   олимпиадных   заданий   недостаточно   знаний   в   той   или   иной предметной области – необходимо умение быстро классифицировать задачу и оценивать её   сложность,   владение   приёмами   решения   типовых   задач,   умение   чётко   работать   в условиях стресса, планировать время работы. Главная задача Олимпиады – выявление и поддержка одаренных детей, способных к углубленному изучению и научному исследованию, выбор сильнейших из них. Среди  многочисленных   приемов   работы,  ориентированных   на  интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады. 4 В   основе   подготовки   к   Олимпиадам   должен   лежать   принцип   системности   и непрерывности: подготовка к Олимпиадам должна быть непрерывным процессом Целью   данной   работы   является   подведение   итогов   трехлетнего   исследования работы по программе подготовки учащихся к олимпиаде по информатике. 5 ГЛАВА 1. ОЛИМПИАДНАЯ ИНФОРМАТИКА 1.1 ИСТОРИЯ ОЛИМПИАДЫ Олимпиадное   движение   по   информатике,   в   отличие   от   таких   предметов,   как математика, физика и химия, имеет относительно недавнюю историю. Несмотря на то, что первый компьютер появился в 1949 году, понимание того, что с развитием компьютерной техники наступает эра новых информационных технологий, возникло только в конце 70­х годов. Рождение олимпиад по информатике было следующим важным шагом в создании инфраструктуры   преподавания   информатики   в   школе,   поскольку   для   интенсивного движения   страны   в   направлении   информатизации   нужны   высококвалифицированные специалисты, способные разрабатывать информационные технологии завтрашнего дня. Первая олимпиада по информатике, прошедшая с 13 по 20 апреля 1988 года в Свердловске, носила название еще не Всероссийской, а Всесоюзной, в ней приняли участие 80 школьников из всех союзных республик. В то время опыта в организации таких соревнований не было ни в стране, ни в мире.   Для   того   чтобы   определиться   с   методикой   и   содержанием   олимпиад   по информатике, в качестве членов жюри были приглашены лучшие в то время специалисты в области школьной информатики и олимпиадного движения. 1.2 РАЗВИТИЕ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ  Изменялся   характер   задач   (были   задачи   для   теоретического,   3­4   задачи,   и компьютерного, 2 задачи, туров)  Изменялась направленность задач (были задачи для компьютерных туров, но на 1­ом туре, 1­2 задачи, проверялась алгоритмическая подготовка, а на 2­м туре, 1 задача, – техника программирования)  Изменялось количество задач на туре  Изменялась форма решения задачи (решение в виде программы, интерактивной программы, набора выходных файлов) 1.3 ОСОБЕННОСТИ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ  Обязательное использование компьютера при решении задачи 6  Всем участникам олимпиады, в зависимости от класса обучения, предлагается один набор задач (5­6, 7­8, 9­11 классы)  Задачи   носят   алгоритмический   характер.   Решение   каждой   задачи   требует   от участников умения формализовать условие, разработать эффективный алгоритм и реализовать его на одном из допустимых языков программирования  Задачи являются многоуровневыми  Проверка решений участников осуществляется с использованием набора тестов 1.4 ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЛЕКТОВ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  Для школьного этапа ­ разные комплекты задач для 5­6, 7­8 и 9­11 классов   Для муниципального этапа – разные комплекты задач для 7­8 и 9­11 классов  Для регионального и заключительного этапов – один комплект задач для 9­11 классов   Количество задач в каждом комплекте – не менее трех для каждого тура    Задачи   в   каждом   комплекте   должны   быть   такой   сложности,   чтобы   дать возможность проявить себя как недостаточно подготовленным, так и сильным участникам  1.5 МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕШЕНИЙ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  Ручные методы.  Проверка с помощью командных файлов.   Методы,   основанные   на   использовании   систем   автоматической   проверки решений участников. 1.6 КЛАССИФИКАЦИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ:  Комбинаторика.  Сортировка и поиск.  Обработка последовательностей. 7  Перебор вариантов и методы его сокращения.  Алгоритмы на графах.  Динамическое программирование.  Элементы вычислительной геометрии.  Задачи на технику программирования.  Задачи на идею. 1.7 МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ВСОШ ПО ИНФОРМАТИКЕ  Содержание   примерной   программы   олимпиадной   подготовки, структурированное по трем уровням сложности: 5—6 классы, 7—8 классы и 9 — 11 классы.  Материалы   для   теоретической   подготовки,   представленные   в   печатных   и электронных изданиях, включая видеолекции.   Коллекции   олимпиадных   заданий   по   всем   уровням   и   темам   олимпиадной подготовки с краткими методическими указаниями по их решению.  Сайты с коллекциями олимпиадных заданий и возможностью автоматической проверки решений задач.  сайты интернет­олимпиад, обеспечивающие регулярное проведение онлайновых  соревнований по информатике и программированию. 8 ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСТВА ПРИ РЕШЕНИИ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ Научить школьника решать олимпиадные задачи – это сложная, хотя и интересная работа, которая предполагает применение педагогики, психологии, личного творчества и множество других аспектов.  У ученика должно быть сформировано устойчивое умение создавать множество различных взаимосвязей между элементами своего познания, в результате чего рождаются различные идеи, и увеличивается возможность выбора наилучшего решения проблемы. Подготовка к решению олимпиадных задач предполагает творчество, мышление в высшем его виде, как для учителя, так и для ученика. Рассмотрим взаимосвязь между структурой творческого процесса и структурой решения задачи. Исследования Я.А. Пономарева, М.Г. Гарунова, Л.Б. Ительсона и др., доказывают, что творческая деятельность характеризуется несколькими этапами. Я.А. Пономарев выделяет следующие этапы: 1. Подготовка. 2. Созревание. 3. Вдохновение. 4. Развитие идеи, её окончательное оформление и проверка. М.Г. Гарунов рассматривает пять стадий: 1. Ознакомительная. 2. Поисковая. 3. Оперативно­реконструктивная. 4. Варьирующая. 5. Контрольная. Следует   заметить,   что   все   работы,   направленные   на   изучение   творческого   выделяют   практически   одинаковую   последовательность. процесса, закономерность рассматривают при решении задач Л.М. Фридман, Е.Н. Турецкий и др.:   Подобную 1. Анализ задачи. 2. Схематическая запись задачи. 3. Поиск способа решения. 4. Осуществление решения задачи. 5. Проверка решения. 9 6. Исследование задачи. 7. Формулирование ответа задачи. 8. Анализ решения. Таким   образом,   хорошо   видно,   что   процесс   творческого   мышления   и   процесс решения   задачи,   аналогичны   по   своей   сути.   Значит,   можно   выделить   следующую последовательность творческой деятельности при решении задачи: 1. Постановка вопроса (умение увидеть проблему). 2. Мобилизация необходимых знаний (личного опыта, или опыта, обобщенном в специальной   литературе)   для   постановки   гипотезы,   определения   путей   и способов решения задачи. 3. Специальные исследования и эксперименты, их обобщения в виде выводов и гипотез. 4. Оформление   различных   мыслей   (образов)   в   виде   алгоритмических, математических, графических, программных структур. 5. Проверка социальной ценности продукта. Эти этапы наглядно отображают процесс творчества при решении задачи. 10 ГЛАВА 3. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ Для качественной подготовки ученика к участию в олимпиаде по информатике недостаточно   знания   школьного   курса.   Необходимо   рассматривать   множество дополнительного материала в различных областях знания. Для этого используются кружки, факультативы и элективные курсы.  Список тем, необходимых для изучения при подготовке к олимпиаде, достаточно обилен. При этом нужно учитывать особенности языка программирования. В связи с этим, остановимся  на языке  программирования  С++, т.к. на сегодняшний день  он полностью удовлетворяет требованиям к подготовке к олимпиаде. Введение в программирование 3.1 СПИСОК ТЕМ 1. Средства разработки программ на C++ 2. Запуск среды MinGW 3. Первая программа 4. Алгоритм, программа, блок­схема алгоритма 5. Операторы ввода­вывода 6. Квадратное уравнение 7. Теорема Виета 8. Программа решения квадратного уравнения Переменные и типы 1. Понятие переменной 2. Целые и вещественные типы данных 3. Структура программы 4. Стандартные библиотеки 5. Программа «Генератор сказок» Стандартные функции 1. Стандартные функции 2. Примеры арифметических выражений 3. Теорема Пифагора 4. Вычисление параметров прямоугольного треугольника 5. Длина окружности и площадь круга 6. Отладка программ в MinGW 7. Целочисленное деление и остаток от деления 8. Извлечение цифр из целого числа Условный оператор 1. Алгоритм ветвления 11 2. Условный оператор «if» 3. Логические выражения 4. Условный оператор «?» 5. Программы «Знак числа» и «Сортировка трех чисел» 6. Задача «Шахматы» 7. Введение в олимпиадное программирование 8. Сокращенные операции присваивания в C++ Циклы 1. Циклический алгоритм 2. Типы циклов 3. Оператор цикла с параметром 4. Программа, возводящая в квадрат числа от 1 до 10 5. Программа, переводящая дюймы в сантиметры 6. Программа, вычисляющая AB без использования функции pow 7. Поиск счастливых билетов 8. Операторы циклов с предусловием и постусловием 9. Чтение данных до конца потока 10. Программа «Ввод пароля» 11. НОД и НОК 12. Реализация алгоритма Евклида 13. Программа «Сокращение дроби» 14. Генератор случайных чисел 15. Программы «Угадай число» и «Угадай число­2» 16. Программы «Таблица умножения» и «Шахматная доска» 17. Форматированный ввод­вывод 18. Использование манипуляторов форматирования 19. Функции printf и scanf 20. Программа «Таблица умножения в 16­й системе счисления» 21. Программа «Калькулятор» 22. Работа с файлами Символьные типы данных 1. Тип данных char 2. Таблица ASCII­кодов 3. Тип данных string 4. Функции библиотеки string 5. Проверка строки на палиндром 6. Подсчет количества слов в предложении Бинарный поиск 1. Понятие бинарного поиска 2. Алгоритмы вычисления квадратного корня Системы счисления 1. Позиционная система счисления 12 2. Формы записи числа 3. Примеры и алгоритмы перевода чисел 4. Перевод из десятичной системы счисления в двоичную и обратно Массивы 1. Понятие массива 2. Программы «Магазин №1» и «Магазин №2» 3. Заполнение и вывод массива в обратном порядке 4. Поиск максимального и минимального элемента в массиве 5. Среднее арифметическое, квадратическое и геометрическое Структуры 1. Понятие структуры 2. Битовые поля, объединения и перечисления 3. Программы «Список учащихся» и «Точки на плоскости» Функции 1. Понятие функции 2. Примеры описания функций 3. Программы «Автомобильный номер» и «Системы счисления» 4. Задачи «Простые операции над массивом» и «Треугольник» 5. Механизм параметров 6. Библиотека ctime 7. Клавиатурный тренажер 8. Реализация функций Delay, Randomize и Random Сортировка 1. Сортировка выбором 2. Сортировка пузырьком 3. Сортировка подсчетом 4. Сортировка в C++ 5. Реализация и анализ алгоритмов сортировки 6. Сортировка структур в C++ Двумерные массивы 1. Понятие двумерного массива 2. Поиск строки с максимальной суммой элементов 3. Транспонирование матрицы 4. Сумма и произведение матриц 5. Задачи «Миша и негатив» и «Спираль» Рекурсия 1. Понятие рекурсии 2. Рекурсивные алгоритмы сортировки 3. Задача о Ханойской башне 13 4. Перебор перестановок 5. Задача о восьми ферзях 6. Задача о рюкзаке Рассмотрим   подготовку   учеников   к   решению   олимпиадных   задач   на   примере элективного курса «Язык программирования С++». В основе данного курса работа Беляева Сергея Николаевича. Данный курс применяется мною в практике в течение трех лет. 3.2 ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ С++» Возраст детей: 12­17 лет. Срок реализации: 3 года.  3.2.1 Пояснительная записка В   настоящее   время   мы   находимся   на   этапе   бурного   роста   информационных технологий. Практически все сферы человеческой деятельности связаны с использованием вычислительной   техники.   При   появлении   новых   технологий   и   сфер   деятельности   при использовании компьютера возникает потребность в новых программах для ЭВМ, а значит и в специалистах, которые должны реализовывать это программное обеспечение.  С++   является   одним   из   наиболее   распространенных   современных   языков программирования.   Язык   С++   хорошо   зарекомендовал   себя   эффективностью, лаконичностью   записи   алгоритмов,   логической   стойкостью   программ.   С++   имеет   ряд существенных   особенностей, программирования.    которые   выделяют   его   среди   других   языков Знание   этого   языка   позволит   создавать   эффективные   программы.   В   процессе обучения используется программная среда Borland C++ 3.1 Полученные знания позволят легко освоить в дальнейшем более современные языки программирования под Windows, такие как Visual C и C++ Builder.  С++ является основой для массы других популярных платформ программирования – JavaScript, PHP, Perl, Macromedia Flash и др. Помимо   изучения   самого   языка,   в   программу   входит   рассмотрение   различных алгоритмов, часто применяемых в программировании. Чем же популярен С++? Несмотря на сложность программы нельзя не отметить массу плюсов в его изучении. В   связи   с   повышением   использования   компьютера   людьми   вырос   спрос   на специалистов   в   данной   области.   Квалифицированному   программисту   легко   найти высокооплачиваемую работу. Изучение С++ поможет при поступлении и обучении в ВУЗе. В настоящее время масса  предметов  в ВУЗах требует навыков  программирования,  которые в большинстве 14 случаев студентам приходится приобретать самостоятельно, на что уходит масса времени. Именно С++ наиболее предпочтителен в ВУЗах. С++ является основой для изучения более специализированных   платформ   с   различными   возможностями   и   направлениями компьютерной деятельности.  Методические   пособия,   созданные   в   рамках   настоящей   образовательной программы, облегчают освоение языка и экономят время. Программа С++ состоит из трех модулей, каждый из которых рассчитан на 1 год обучения. Первый модуль:  С++   для   начинающих:   программа   рассчитана   на   детей,   не   имеющих   опыта программирования, здесь требуется знать компьютер на уровне пользователя (Windows, система каталогов, копирование, создание файлов). Второй модуль: С++ для продолжающих: дети должны знать один из языков программирования (любой).   Рекомендуется   предварительное   освоение   модуля   «С++   для   начинающих». Программа   рассчитана   на   детей   с   повышенными   интеллектуальными   способностями.   В частности,   важен   математический   склад   ума   и   способности   к   решению   нестандартных задач. Учащиеся проходят предварительное тестирование перед записью на данный модуль. Третий модуль: Решение   олимпиадных   задач:   учащиеся   должны   хорошо   знать   один   из   языков программирования   (желательно   С++),   а   также   владеть   базовыми   алгоритмами,   иметь хорошую   математическую   базу.   Данная   программа   предназначена   для   узкой   группы одаренных   детей,   имеющих   способности   к   олимпиадному   программированию. Рекомендуется предварительное освоение модуля «С++ для продолжающих». Учащиеся проходят   предварительное   тестирование   перед   записью   на   данный   модуль.   На   данном этапе   учащиеся   не   изучают   языков   программирования,   наибольшая   часть   времени уделяется   изучению   сложных   алгоритмов   и   практическим   занятиям.   Здесь   учащиеся получают   профессиональные   навыки,   позволяющие   успешно   выступать   на   районных   и краевых предметных олимпиадах по информатике. Программа   каждого   из   модулей   представляет   собой   отдельную   логическую единицу.   Переход   учащихся   из   одного   модуля   в   другой   является   желательным,   но   не обязательным.   По   завершении   обучения   каждому   из   модулей   в   отдельности   учащиеся 15 получают   достаточный   объем   знаний,   соответствующих   определенному   уровню   и требованиям данного модуля. Предусматривается профильное групповое обучение по 8­12 человек в группе, что обусловлено необходимостью использования вычислительной техники в классе, количество которой,   как   правило,   ограничено,   а   также   некоторыми   особенностями   программы, которая требует индивидуального подхода к учащимся, что накладывает ограничения на ресурсы педагога. Программа каждого модуля рассчитана на 144 часа при нагрузке 4 часа в неделю (2 занятия по 2 часа). Для проведения занятий необходимо помещение, оснащенное компьютерами (по одному на каждого учащегося), объединенных в локальную сеть. Для третьего модуля обучения требуется подключение компьютеров к Internet на скорости не менее 128 Кбит / сек. Основные цели образовательной программы:  формирование у учащихся практических навыков применения компьютерной  техники для решения задач различного рода;  компьютерное моделирование процессов.  подготовка учащихся к обучению в ВУЗах по следующим специализациям и  направлениям: o информатика и вычислительная техника; o информатика и системы управления; o системы компьютерной безопасности; o системный анализ и исследование операций (и др.). Для достижения этих целей решаются следующие задачи:  изучение синтаксиса языка С++;  формирование навыков разработки алгоритмов для решения практических  задач;  ознакомление с существующими на данный этап стандартными алгоритмами и  подходами (сортировка, поиск, шифрование данных, понятие сжатия данных и  др.).  введение базовых понятий из области аналитической геометрии ознакомление  с алгоритмами машинной графики  подготовка к соревнованиям по олимпиадному программированию  16 Реализация   этих   задач     будет   способствовать   развитию   определенного   стиля мышления,   который   необходим   для   эффективной   работы   в   условиях   динамически развивающегося   информационного   общества,   а   также   получению   базовых   знаний, необходимых для дальнейшего развития и повышения эффективности работы. Программа   построена   на   основе   концепции   модульного   обучения,   которая предусматривает активное участие каждого учащегося в процессе обучения и его (процесса обучения) индивидуализацию. Требование   к   уровню   образования   (7­11   класс)   связано   с   общеобразовательной школьной программой, так как некоторые элементы настоящей программы предполагают определенную   базу   знаний,   а   наличие   сложных   тем   накладывает   дополнительное ограничение на возраст учащихся. Помимо изучения языка программирования, программа включает в себя элементы прикладного и системного программирования, а также моделирования процессов, которые не входят в школьную программу по информатике. Методические особенности программы  При проведении занятий используются следующие формы работы:  лекционная (получение учащимися нового материала);  самостоятельная (выполнение индивидуальных заданий в течении части  занятия или одного­двух занятий);  проектная деятельность (получение новых знаний, реализация личных  проектов)  олимпиады (практическое участие в Internet­олимпиадах, использование  Internet­технологий в процессе обучения) Условия реализации данной программы: Для проведения занятий можно использовать любые виды школьных компьютеров, удовлетворяющих санитарно­гигиеническим требованиям. Программное обеспечение:   операционная система Window 2000 и выше;  оболочка – файловый менеджер (Far Manager, Total Commander или аналог);  среда программирования Borland C++ 3.1;  MinGW Developer Studio 2.0; 17  среда программирования Microsoft Visual Studio 2005 (включая Microsoft Visual С++ 8.0);  Borland Delphi 7.0;  Internet Explorer 6.0 и выше. Методическое обеспечение:  учебное пособие для учащихся «Borland C++ 3.1 для начинающих» (76 стр.), Беляев С.Н. 2004г.;  учебное пособие для учащихся «Borland C++ 3.1 для продолжающих» (80 стр.), Беляев С.Н. 2005г.;  методическое пособие «Олимпиадные задачи по программированию» (108 стр.), Беляев С.Н., 2007г.;  Региональные   олимпиады   по   информатике   ­   2008/2009:   учебно­методическое пособие   /   Беляев   С.Н.,   Лалетин   Н.В.   ­   Краснояр.   гос.   пед.   ун­т   им.   В.П. Астафьева. ­ Красноярск, 2009. ­ 192 с.;   авторский Internet­ресурс http://acmp.ru, предназначенный как для очного, так и для дистанционного обучения школьников. По окончании первого модуля учащийся должен:  знать синтаксис языка С++;  владеть основами алгоритмизации;  знать основные алгоритмы решения стандартных задач. По окончании второго модуля учащийся должен:  знать синтаксис языка С++;  уметь разработать алгоритм решения поставленной задачи средней сложности и составить реализацию этого алгоритма на языке программирования С++;  знать базовые алгоритмы решения задач. По окончании третьего модуля учащийся должен:  иметь высокий уровень знаний одного из языков программирования;  владеть большой алгоритмической базой;  уметь решать олимпиадные задачи по информатике. Виды и формы контроля знаний, умений и навыков:  индивидуальные задания; 18  компьютерное тестирование;  контрольное задание;  личный проект.  участие в олимпиадах различного уровня Способы оценки достижений:  рейтинг   (по   результатам   компьютерного   тестирования   и   выполнения контрольных работ и самостоятельных заданий);  результаты участия в олимпиадах, конкурсах и НОУ.  рейтинг   на   сайте   http://acmp.ru,   результаты   участия   в   личных   и   командных олимпиадах 3.2.2 Содержание курса Модуль 1 Раздел: Введение. (22 часа) Основные понятия. Техника безопасности. Структура ЭВМ.   данных. Интегрированная среда BC. Понятие алгоритма. Алгоритм. Связь алгоритма с программой. Блок­схема алгоритма. Оболочка Borland C++ 3.1. Редактирование, работа с меню.  Горячие клавиши. Типы Переменные. Стандартные функции. Выражения. Примеры. Понятие переменной. Базовые типы данных. Структура программ. Первая программа. Операторы   ввода   ­   вывода.   Арифметические   выражения. Математические   функции   библиотеки   math.h.   Решение   задач. Отладка   программ.   Операции   над   целыми   типами.   Задача   о счастливых билетах. Раздел: Операторы ветвления. (20 часов) Условный оператор Ветвление. Вариации условного оператора. Примеры. Решение задач с использованием условного оператора Понятие цикла. Виды циклов. Примеры Понятие цикла с параметром. Блок­схема цикла. Примеры. Решение задач. Понятие   цикла   с   предусловием.   Блок­схема   цикла.   Примеры. Решение задач. Понятие   цикла   с   постусловием.   Блок­схема   цикла.   Примеры. Решение задач с использованием функций библиотеки conio.h  Оператор варианта. Практическое использование оператора switch в программах. Понятие   символьного   типа.   Типы   char   и   char*.   Обработка символьных переменных. Решение задач со строками Понятие   массивы.   Описание   массива.   Работа   с   элементами   типа массив. Решение задач с массивами. Комбинированный   тип   struct.   Примеры.   Решение   задач   с 19 Циклы. Цикл с параметром Цикл с  предусловием Цикл с  постусловием Оператор switch Массивы Структуры Раздел: Типы данных. (20 часов) Символьные типы использованием структур. Двумерные массивы. Определение двумерных массивов. Работа с матрицами. Примеры. Повторение пройденного материала. Раздел: Графика. (22 часа) Графический режим Основные графические операторы Текст в графике Динамическая память. Спрайты. График функции Графический   режим.   Библиотека   graphics.h.   Инициализация графики. Операторы putpixel, line, setcolor, circle, getpixel Заливка и текстуры: setfillstyle, floodfill. Прямоугольные объекты: rectangle,   bar,   bar3d.   Графические   режимы:   installuserdriver, getmaxx, getmaxy. Использование текста в графике. Операторы settextstyle, outtextxy. Тип  данных  pointer.  Спрайты.  Операторы  imagesize,   getimage, putimage. Построение графика функции в декартовой и полярной системах координат. Функции. Общая структура функций. Примеры. Решение задач. Раздел: Функции. (20 часов) Понятие   функции. Механизм параметров Рекурсия Алгоритмы сортировки массива Раздел: Файлы. (20 часов) Файловые переменные и типы Операции   вывода Текстовые файлы ввода­ Раздел: Проекты. (20 часов) Таймер. Графический редактор Динамические переменные Рекурсия. Механизм написания рекурсивных подпрограмм. Решение задач по теме “Подпрограммы” Сортировка   массива.   Алгоритмы:   пузырька,   выбора,   вставки   и быстрой сортировки. Решение задач Файлы. Файловые переменные и типы. Операции над файлами Операторы   ввода­вывода:  read,  write.   Перемещение   по   файлу. Задача о шифровке файла. Текстовые   файлы.   Обработка   текстовых   файлов.   Работа   с текстовыми файлами без текстовых переменных. Решение задач по теме “Файлы” Стандартные   библиотеки   в  BC.   Использование   таймера   в программах Модуль  MS_MOUSE.H.   Работа   с   мышью.  Реализация   программы «Графический редактор» Динамические переменные. Решение задач по теме «Динамические переменные» Модуль 2 Раздел: Структура языка. (12 часов) Введение. Интегрированная среда BC Стандартные библиотеки Базовые   типы   и операторы Раздел: Операторы циклов и условия. (6 часов) Условный оператор Техника безопасности. Введение. Достоинства и недостатки языка C++. Структура программы. Интегрированная среда  BC. Работа с меню. “Горячие клавиши” Стандартные   библиотеки   языка:   «stdio.h»,   «stdlib.h»,   «conio.h», «math.h» и «graphics.h» Базовые   типы   данных.   Объявление   переменных.   Инициализация. Операторы ввода­вывода. Операции над целыми типами Запись условий в C++. Условный оператор. Примеры 20 Циклы в С++. Операторы циклов: for, while, do…while Текстовый режим. Функции библиотеки conio.h Операторы циклов Текстовый режим Раздел: Структуры данных. (28 часов) Указатели ASCIIZ­строки Указатели. Объявление указателей и ссылочных переменных ASCIIZ­строки. Динамическое выделение памяти. Решение задач с использованием строк Комбинированные   типы   данных.   Спецификатор   структуры   struct. Оператор объединения union. Операторы switch и break Структуры комбинированные типы Работа с массивами Массивы.   Одномерные   и   двумерные   массивы.   Решение   задач   с и   массивами Функции. Аргументы функции main Раздел: Функции. (10 часов) Функции. Аргументы   функции main Полиморфные функции Функции с переменным   числом аргументов Системы счисления   Раздел: Графика. (26 часов) Графический режим Инициализация   графического   режима   в   С++.   Определение полиморфизма. Полиморфные функции Функции   с   переменным   числом   аргументов.   Реализация   функции суммы и максимума от многих аргументов Определение и свойства систем счисления. Перевод чисел из одной системы в другую   Отображение графических   элементов.   Текстура   и   заливка:   setfillstyle,   floodfill. Работа   с   текстом   в   графике:   settextstyle,   outtextxy.   Спрайты: операторы getmem, getimage, putimage Графические   страницы.   Операторы   setvisualpage   и   setactivepage. Технология   движения   графических   объектов   с   использованием графических страниц Построение полигонов. Операторы grawpoly, fillpoly. Решение задач по теме «Графика» Алгоритмы Брезенхама построения линии и окружности по точкам Движение  точки  на  плоскости.  Вращение,   параллельный  перенос. Перемещение многоугольника на плоскости Понятие   проволочной   модели   объекта.   Движение   проволочной модели куба в пространстве Отображение   выпуклого   тела   в   пространстве. перспективы. Перспективное отображение тела в пространстве   Понятие Графические страницы Построение полигонов Алгоритмы Брезенхама Раздел: Движение графических объектов. (18 часов) Движение   точки   на плоскости Проволочная модель куба Выпуклое   тело   в пространстве. Удаление невидимых линий Раздел: Файлы. (16 часов) Файловые переменные и типы Задачи с файлами Раздел: Рекурсия. (28 часов) 21 Файлы.   Файловые   переменные   и   типы.   Операции   над   файлами. Операции ввода­вывода. Текстовые файлы Перемещение по файлу. Задача о шифровке файлов. Решение задач Виды рекурсий стеки,   Списки, очереди Бинарные деревья Решение олимпиадных задач Рекурсия.   Виды   рекурсий.   Вычисление   факториала   и   чисел Фибоначчи. Задача о ханойской башне. Задача о шахматном коне. Быстрая сортировка Хоара Динамические структуры данных. Списки, стеки, очереди Бинарные деревья. Сортировка бинарным деревом Обзор олимпиад по программированию. АСM ­ олимпиады. Разбор олимпиадных задач Раздел: Введение в олимпиадное программирование. (28 часов) Введение Модуль 3 Языки программирования Типы данных. Работа с файлами Базовые алгоритмы Acm.timus.ru Olympiads.ru Neerc.ifmo.ru   Виды   и   типы   олимпиад   по   спортивному Введение. программированию Обзор языков программирования семейства С++: Borland C++ 3.1, Microsoft   Visual   C++   8.0,     Java   2   SDK   1.5   .   Обзор   языков программирования   семейства   Pascal:   Borland   Pascal   7.0,   Borland Delphi 7.0, Free Pascal 2.0 Базовые   типы   данных:   целые,   вещественные,   строки,   массивы. Работа с файлами: чтение и вывод данных. Структура олимпиадной задачи. Классификация задач. Порядок сложности задач Алгоритмы   сортировки   массивов:   пузырьком,   выбором,   быстрая сортировка,   цифровая   сортировка.   Алгоритм   двоичного   поиска. Решение задач Принципы   работы   системы   самотестирования.   Системы:   T­Run, Checker Федора Меньшикова, система от olympiads.ru Знакомство   с   сайтом     http://acmp.ru.   Отправка   задач   в   разделе «Архив задач». Участие в личных и командных олимпиадах Знакомство с Timus Online Judge ­ архивом задач с проверяющей системой.   Рейтинговая   система,   статистика,   форум.   Система командных олимпиад Олимпиадная информатика olimpiads.ru: структура сайта, система проведения internet­олимпиад Раздел   сайта   для   школьников:   http://neerc.ifmo.ru/school:   архив задач и результатов официальных олимпиад. Участие в личных и командных олимпиадах базового уровня Раздел: Системы автоматического судейства. (20 часов) Системы самотестирования Acmp.ru Раздел: Структуры данных. (16 часов) Элементарные структуры данных C++ Standard  Template Library Стеки   и   очереди.   Словари   и   множества.   Бинарные   деревья. Использование указателей для формирования структур Понятие шаблона в C++. Основные объекты: стек, очередь, словарь в STL. Использование функций STL для работы со структурами. Преимущества. Примеры Разбор   алгоритмов   решения   задач   «Карточная   колода», «Покраска карты», «Скобки». Алгоритмы, использующие структуры Раздел: Теория чисел. (20 часов) Системы счисления Свойства   систем   счисления.   Перевод   числа   из   одной   системы   в другую Виды   чисел   и Простые   числа.   Поиск   простых   чисел.   Разложение   числа   на 22 последовательностей множители. Совершенные числа.  Числа Фибоначчи Целочисленная арифметика Длинная арифметика Понятие длинной арифметики. Структуры для хранения длинных чисел. Арифметические операции с длинными числами: сложение, умножение, деление и извлечение корня Наибольший   общий   делитель   и   наименьшее   общее   кратное. Свойства НОД и НОК. Алгоритм Евклида Раздел: Комбинаторика. (16 часов) Базовые   методики счета Биномиальные коэффициенты Рекурсия и перебор Классификация   комбинаторных   задач.   Перебор   с   помощью двоичных   чисел.   Перестановки.   Обратная   перестановка.   Поиск циклов и порядка перестановки. Задача о счастливых билетах Факториал.   A(k,n)   и   C(k,n).   Биномиальные   коэффициенты. Вычисление количества комбинаций с использованием сочетаний. Задача «Великий комбинатор». Прямая и косвенная рекурсия. Примеры. Рекурсивный перебор всех перестановок. Решение задач Раздел: Динамическое программирование. (12 часов) Математическая индукция Рекуррентные соотношения Решение задач Принцип   математической   индукции.   Понятие   динамического программирования. Примеры Понятие рекуррентного соотношения. Примеры Решение   задач:   «Гвоздики»,   «Покраска   забора»,   «Лесенка», «Скобочки» Раздел: Графы. (16 часов) Введение Структуры   данных для графов Обход   графа   в ширину Обход   графа   в глубину Алгоритмы графами с   Раздел: Геометрия. (16 часов) Аналитическая геометрия Вычислительная геометрия Разбор геометрических задач Введение: понятие графа, определения. Классификация графов Матрица смежности и таблица ребер. Примеры Волновой алгоритм. Пример поиска кратчайшего пути в лабиринте Рекурсивная   реализация   обхода   графа   в   глубину.   Задача коммивояжера Алгоритмы   Дейкстры   и   Флойда   поиска   наикратчайшего   пути   в графе.   Алгоритм   Форда­Беллмана   релаксации   вершин   графа. Алгоритм Каскала и Примы построения остова графа Векторное и скалярное произведения и их свойства. Вычисление площади   треугольника.   Принадлежность   точки   треугольнику. Расстояние от точки до прямой Пересечение   отрезков.   Площадь   многоугольника.   Выпуклая оболочка. Теорема Пика Разбор задач: «Треугольные страны», «Целые точки» и «Дремучий лес» 23 ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ Один   из   важнейших   факторов,   определяющих   успешность   будущего   участника олимпиады   –   психологический   настрой   и   поддержка.   Прежде   всего,   научить   ребёнка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать». Учителя и родители имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать школьнику свое   удовлетворение   от   его   достижений   или   усилий.   Поддерживать   ребенка   –   значит верить в него. Активная   и   сознательная   деятельность   человека   по   переработке   информации препятствует фиксации его внимания на собственных проблемах, переживаниях. Процесс подготовки к олимпиаде требует от ученика максимальной самоотдачи. Время, которое ученик посвящает развитию своих навыков и поиску дополнительного материала, зачастую значительно превышает время, которое он тратит на усвоение школьной программы по всем   предметам.   Это   может   привести   как   к   психическому,   так   и   к   физическому истощению. На этом этапе необходимо как школе, так и семье проявлять особое внимание к ребенку. В   связи   с   тем,   что   олимпиадные   задания   по   информатике   выходят   далеко   за пределы   школьной   программы,   каждый   ученик   сталкивается   с   огромным   количеством ошибок,  невозможностью   нахождения   путей   решения  самостоятельно.   Данные   факторы сильно снижают мотивацию, понижают самооценку ребенка. Чтобы этого не произошло, учитель должен правильно подбирать задания, постепенно усложняя их. Для исключения физиологических и психических неблагоприятных последствий перевозбуждения   желательно   несколько   ослабить   мотивацию.   С   этой   целью   можно произвольно перенести внимание не на значимость результата, а на технические детали и тактические приемы. Неадекватность   самооценки,   завышенный   или   заниженный   уровень   притязаний, повышенная личностная тревожность ребенка могут отрицательно повлиять на результат подготовки участия его в олимпиаде.  Ситуация   олимпиад   стрессовая   сама   по   себе,   но   усугубляется   незнакомой обстановкой, ограниченностью времени на выполнение заданий, ответственностью.  24 Школьники нуждаются в информированности о том, что их ждет на олимпиаде. Важно, чтобы ученик владел информацией о том, как будет проходить день олимпиады, каковы   требования   к   оформлению   и   сдачи   работы,   какого   типа   задания   будут   там представлены, какое количество этапов олимпиады, какова их продолжительность и т.д. Информирование ребят об этих моментах значительно снимает тревожность перед мероприятием. Большую   роль   имеет   работа   с   детьми   не   только   в   период   подготовки   к интеллектуальным   соревнованиям,   но   и   после   них,   особенно   для   тех,   кто   не   оказался победителем. Эта работа способствует решению аналитических и реабилитационных задач. Использование рефлексивного подхода позволит проанализировать успехи и трудности, с которыми столкнулись  участники, выявить условия, позволившие обеспечить победу, и причины трудностей, выработать рекомендации ребятам и педагогам по дальнейшей работе и   использованию   полученного   опыта   участия   в   олимпиадах.  Не   забывайте   о   том,   что участие   в   олимпиаде   –   это   всего   лишь   проверка   знаний,   а   не   приговор   жизненным перспективам. Главным   психологическим   фактором   в   работе   с   одаренными   детьми   является постоянная   работа   над   формированием   и   поддержанием   позитивного   мышления   и устойчивого желания дальнейшего роста. 25 ВЫВОД Представленный   элективный   курс   был   апробирован   мной   на   базе   средней общеобразовательной школы №12 г. Актау на протяжении трех лет и показал высокую продуктивность обучения. Ребята, с которыми я занималась, впервые приняли участие в городской олимпиаде уже на втором году работы по вышеуказанной программе и показали следующие результаты: 2015/2016 учебный год 1. Гринев Илья (8 класс, юниор)   Город ­ 1 место  Область ­ 2 место 2. Мельник Дмитрий (9 класс)  Город ­ 2 место  Область ­ призер 3. Ким Виктор (9 класс)  Город ­ 3 место; 2016/2017 учебный год 1. Гринев Илья (9 класс)   Город ­ 3 место 2. Мельник Дмитрий (10 класс)  Город ­ 1 место  Область ­ 3 место 3. Ким Виктор (10 класс)  Город ­ 3 место; 4. Габдуллин Нурболат (8 класс, юниор)   Город ­ 1 место  Область – олимпиада запланирована на май. Я   считаю,   что   эти   результаты   подтверждают   правильность   выбранного   пути подготовки учеников к олимпиаде по информатике. Причем, стоит отметить, что речь идет об   учениках   обычной   средней   образовательной   школы,   один   из   которых,  Габдуллин Нурболат,   является   инвалидом   детства,   имеющий   ограниченные   двигательные возможности.  26 Подводя   итоги,   можно   сказать,   что   осуществление   целенаправленной   системы работы по подготовке к олимпиадам дает следующие результаты:   олимпиада,   воздействуя   на   мотивационную   сферу   детей,   способствует осознанию ценности полученных знаний;   происходит изменение в личностном развитии детей, которое сопровождается их общей успешностью в различных видах учебной деятельности;   занятия   олимпиадной   информатикой   обогащают   внутренний   мир   детей, расширяет круг их интересов.  В процессе работы у ребят формируются и развиваются ряд познавательных и творческих способностей и навыков:   установление причинно­следственных связей;   критичность мышления;   пытливость ума;   стремление открывать и исследовать новое;   интерес к импровизациям и восприятию неоднозначных идей и др. 27 ЛИТЕРАТУРА 1. Гарунов   М.Г. Самостоятельная работа   как   средство   накопления   опыта творческой деятельности. Советская педагогика. 1973, № 4 2. Пономарев Я.П. психология творческого мышления. АПН РСФСР. 1960 3. Фридман   Л.М.,   Турецкий   Е.Н.   Как   научиться   решать   задачи:   книга   для учащихся старших классов средних школ. Просвещение. 1989 4. Дроздина   В.В.,   Дильман   В.Л.   механизм   творчества   решения   нестандартных задач. Руководство для тех, кто хочет научиться решать нестандартные задачи. Бином. 2008 5. Кирюхин В. М. Методика проведения и подготовки к участию в олимпиадах по информатике.   Всероссийская   олимпиада   школьников.   –   М.:   БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 271 с.   Кирюхин   В.М.  Информатика.   Всероссийские   олимпиады.   Вып.   3.   –   М.: 6. Просвещение, 2011. – 222 с. – (Пять колец).  7. Кирюхин   В.М.,   Окулов   С.М.  Методика   решения   задач   по   информатике. Международные олимпиады. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 600 с.  Подготовка   школьников   к   олимпиадам   по 8. Алексеев   А.В.,   Беляев   С.Н. информатике с использованием веб­сайта: учебно­методическое пособие для учащихся 7­11 классов. Ханты­Мансийск: РИО ИРО, 2008 9. Алексеев   А.В.,   Беляев   С.Н.   Дистанционная   подготовка   школьников   к олимпиадам по информатике: учебно­методическое пособие для учащихся 7­ 11­х классов. Екатеринбург: Сред.­Урал. кн. изд­во, 2009.  10. Беляев   С.Н.,   Лалетин   Н.В.   Региональные   олимпиады   по   информатике   – 2008/2009:   учебно­методическое   пособие;   Краснояр.  гос.   пед.   ун­т   им.   В.П. Астафьева. – Красноярск, 2009. – 192 с. 11. Дьюхарст С., Старк К. Программирование на С++, 1993.  12. Бочков С.О., Субботин Д.М. Язык программирования Си для персонального компьютера. ­ М.: Радио и связь, 1990. 13. Язык С для профессионалов. ­ М.: Н.В.К ­ СОФТ, 1992  14. Белецкий Я. Турбо Си++. Новая разработка. ­ М.: Машиностроение, 1994. 15. Бочков С.О., Субботин Д. М. Язык программирования Си для персональных компьютеров. –М.: Радио и связь, 1990. 16. Фигурнов В. Э. IBM PC для пользователя. Изд. 6­ е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА–М, 1995. 28 17. Шилдт   Г.   Теория   и   практика   С++:   пер.   с   англ.   –   СПб.:   BHV   –   Санкт­ Петербург, 1996. 18. Страуструп Б. Введение в Си++. Электронный вариант книги разработчика Си+ +  19. Федор Меньшиков. Олимпиадные задачи по программированию  + CD – СПб.: Питер 20. Скиена   С.С.,   Ревилла   М.А.   Олимпиадные   задачи   по   программированию. Руководство по подготовке к соревнованиям – М.: КУДИЦ­ОБРАЗ, 2005.  21. Селиванова   Е.А.,   Андреева   Н.Ю.   психолого­педагогическое   сопровождение одаренных   старшеклассников   и   педагогов­тьюторов   при   подготовке   к олимпиаде. Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. 22. Комарова Т. В. Организация и проведение школьных предметных олимпиад как средство   выявления   и   развития   способностей   личности   школьника//Вестник ПСТГУ: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 3. С. 13­19. 23. Загорский В. В. Этюды о предметных олимпиадах. ­ [Электронный ресурс] 29 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение1. Элективный курс «Язык программирования С++» Учебно­тематический план Модуль 1 Наименование темы № Введение.  1 Основные понятия. 2 Интегрированная среда BC. 3 Понятие алгоритма. 4 Типы данных. Переменные. 5 Стандартные функции. Выражения. Операторы ветвления.  6 Условный оператор. 7 Циклы. 8 Цикл с параметром. 9 Цикл с предусловием. 10 Цикл с постусловием. 11 Оператор switch. Типы данных.  12 Символьные типы. 13 Массивы. 14 Структуры. 15 Двумерные массивы Графика.  16 Графический режим. 17 Основные графические операторы. 18 Текст в графике. 19 Динамическая память. Спрайты.  20 График функции. Функции.  21 Понятие функции. Механизм параметров. 22 Рекурсия. 23 Алгоритмы сортировки массива. Файлы.  24 Файловые переменные и типы. 25 Операции ввода­вывода. 26 Текстовые файлы. Проекты.  27 Таймер. 28 Графический редактор. 29 Динамические переменные. Итого: Модуль 2 Теория Практика Всего 1 2 2 2 4 2 1 1 1 1 2 2 2 1 2 1 4 1 1 2 3 4 2 4 3 2 2 4 4 63 1 2 2 2 4 2 1 1 1 1 6 6 4 1 2 1 4 1 1 6 3 4 4 4 3 4 2 4 4 4 8 4 2 2 2 2 8 8 6 2 4 2 8 2 2 8 6 8 6 8 6 6 2 4 4 81 4 8 8 144 № Наименование темы Теория Практика Всего 30 Структура языка.  1 Введение. Интегрированная среда BC. 2 Стандартные библиотеки. 3 Базовые типы и операторы. Операторы циклов и условия.  4 Условный оператор. 5 Операторы циклов. 6 Текстовый режим. Структуры данных.  7 Указатели. 8 ASCIIZ­строки. 9 Структуры и комбинированные типы. 10 Работа с массивами. Функции.  11 Функции. Аргументы функции main. 12 Полиморфные функции. 13 Функции с переменным числом аргументов. 14 Системы счисления.  Графика.  15 Графический режим. 16 Графические страницы. 17 Построение полигонов. 18 Алгоритмы Брезенхама. Движение графических объектов.  19 Движение точки на плоскости. 20 Проволочная модель куба. 21 Выпуклое тело в пространстве. Удаление  Файлы.  22 Файловые переменные и типы. 23 Задачи с файлами. Рекурсия.  24 Виды рекурсий. 25 Списки, стеки, очереди. 26 Бинарные деревья. 27 Решение олимпиадных задач. невидимых линий. Итого: Модуль 3 2 2 2 1 1 1 2 2 2 6 1 1 1 2 6 2 2 3 2 2 4 2 4 2 2 2 4 63 2 2 2 1 1 1 2 6 2 6 1 1 1 2 6 2 2 3 2 2 6 2 8 6 2 2 8 81 4 4 4 2 2 2 4 8 4 12 2 2 2 4 12 4 4 6 4 4 10 4 12 8 4 4 12 144 Наименование темы № Введение в олимпиадное программирование.  1 Введение. 2 Языки программирования. 3 Типы данных. Работа с файлами. 4 Базовые алгоритмы. Системы автоматического судейства.  5 Системы самотестирования 6 acmp.ru 31 Теория Практика Всего 2 4 3 5 2 2 0 4 1 9 2 8 2 8 4 14 4 10 7 acm.timus.ru 8 olympiads.ru 9 neerc.ifmo.ru Структуры данных.  10 Элементарные структуры данных. 11 C++ Standard Template Library 12 Алгоритмы, использующие структуры Теория чисел.  13 Системы счисления. 14 Виды чисел и последовательностей. 15 Целочисленная арифметика. 16 Длинная арифметика.  Комбинаторика.  17 Базовые методики счета. 18 Биномиальные коэффициенты. 19 Рекурсия и перебор. Динамическое программирование.  20 Математическая индукция. 21 Рекуррентные соотношения. 22 Решение задач. Графы.  23 Введение. 24 Структуры данных для графов. 25 Обход графа в ширину. 26 Обход графа в глубину. 27 Алгоритмы с графами. Геометрия.  28 Аналитическая геометрия. 29 Вычислительная геометрия. 30 Разбор геометрических задач. Итого: Список литературы 1 1 2 4 2 2 1 4 1 3 4 2 2 2 2 4 2 2 1 1 4 4 2 3 74 1 1 0 4 2 2 1 4 1 5 4 2 2 0 0 4 0 0 1 1 4 2 2 3 70 2 2 2 8 4 4 2 8 2 8 8 4 4 2 2 8 2 2 2 2 8 6 4 6 144 1. Алексеев А.В., Беляев С.Н. Подготовка школьников к олимпиадам по информатике с использованием веб­сайта: учебно­методическое пособие для учащихся 7­11 классов. Ханты­Мансийск: РИО ИРО, 2008. – 284 с. 2. Алексеев А.В., Беляев С.Н. Дистанционная подготовка школьников к олимпиадам по информатике:   учебно­методическое   пособие   для   учащихся   7­11­х   классов. Екатеринбург : Сред.­Урал. кн. изд­во, 2009. – 456 с. 3. Беляев С.Н., Лалетин Н.В. Региональные олимпиады по информатике – 2008/2009 : учебно­методическое   пособие;   Краснояр.   гос.   пед.   ун­т   им.   В.П.   Астафьева.   – Красноярск, 2009. – 192 с. 4. Дьюхарст С., Старк К. Программирование на С++, 1993. ­ 272 с. 5. Бочков   С.О.,   Субботин   Д.М.   Язык   программирования   Си   для   персонального компьютера. ­ М.: Радио и связь, 1990. ­ 384 с. 6. Язык С для профессионалов. ­ М.: Н.В.К ­ СОФТ, 1992 ­ 320 с. 7. Белецкий Я. Турбо Си++. Новая разработка. ­ М.: Машиностроение, 1994. ­ 400 с. 8. Бочков   С.О.,   Субботин   Д.   М.   Язык   программирования   Си   для   персональных компьютеров. –М.: Радио и связь, 1990. 32 9. Фигурнов В. Э. IBM PC для пользователя. Изд. 6­ е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА–М, 1995.  .  citforum    .  ru   / 10. Шилдт Г. Теория и практика С++: пер. с англ. – СПб.: BHV – Санкт­ Петербург, 1996. 11. Страуструп   Б.   Введение   в   Си++.   Электронный   вариант   книги   разработчика   Си++ http   ://   www  12. Федор Меньшиков. Олимпиадные задачи по программированию  + CD – СПб.: Питер, 2007  – 315 с. 13. Скиена С.С., Ревилла М.А. Олимпиадные задачи по программированию. Руководство по подготовке к соревнованиям – М.: КУДИЦ­ОБРАЗ, 2005. – 416 с. 33 Приложение 2. ИНТРЕНЕТ­РЕСУРСЫ Интренет­ресурсы с коллекциями олимпиадных задач: 1. http://www.olympiads.ru/moscow/index.shtml   (сайт   московских   олимпиад   по информатике); 2. http://neerc.ifmo.ru/school/russia­team/archive.html   (сайт   с   архивом   задач Всероссийских командных олимпиад школьников по программированию); 3. http://contest.ur.ru (сайт Уральских олимпиад по информатике); 4. http://www.olympiads.ru/ (сайт по олимпиадной информатике); 5.         http://olimpic.nsu.ru/nsu/archive/2005/index.shtml   (сайт   открытой   Всесибирской олимпиады по программированию им. И.В. Поттосина). Интренет­ресурсы с коллекциями олимпиадных задач и возможностью их тестирования в реальном масштабе времени: 1. http://acm.timus.ru/  (Сайт создан и поддерживается студентами и выпускниками Уральского федерального университета) 2. http://acmp.ru/ (сайт проекта "Школа программиста") Сайты интернет­олимпиад для школьников: 1. http://info­online.rusolimp.ru/   (сайт   интернет­туров   заключительного   этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике); 2. http://olymp.ifmo.ru/   (сайт   городских   интернет   –   олимпиад   школьников   Санкт­ Петербурга); 3. http://neerc.ifmo.ru/school/io/index.html (сайт интернет­олимпиад по информатике, проводимых   жюри   Всероссийской   командной   олимпиады   школьников   по программированию); 4. http://www.olympiads.ru/online/index.shtml (сайт московских онлайн­олимпиад); 5. http://olimpic.nsu.ru/acmSchool/archive/2006­2007/train2006/index.shtml   (сайт тренировочных   олимпиад   школьников, государственным университетом).   поддерживаемый   Новосибирским Олимпиадные сайты зарубежных стран: 1. http://acm.uva.es   (сайт   университета   Valladolid   с   крупнейшей   в   интернете общедоступной коллекцией задач с возможностью проверки в реальном времени и проведения соревнований по программированию [59]); 2. http://train.usaco.org/usacogate   (сайт   подготовки   к   американским   олимпиадам   по информатике); 3. http://www.acsl.org (Сайт организации American Computer Science League, которая организует соревнования по программированию среди школьников); 34 4. http://www.topcoder.com/tc (сайт интернет­соревнований компании TopCoder); 5. http://www.inf.bme.hu/contests/tasks   (сайт   с   большим   количеством   задач, предлагавшихся на соревнованиях по информатике во многих странах); 6. http://www.i­journals.org/olympiads_in_informatics/ (сайт международного журнала «Олимпиады по информатике» (Olympiads in informatics); 7. http://www.ut.ee/boi (сайт Балтийских олимпиад по информатике); 8. http://ipsc.ksp.sk   (сайт   ежегодных   интернет­соревнований   по   командному программированию); 9. http://www.hsin.hr/coci/   (англоязычный   сайт   проведения   Интернет­олимпиад   в Хорватии); 10. http://uoi.kiev.ua (сайт украинских олимпиад школьников по информатике); 11. http://byoi.narod.ru (сайт белорусских олимпиад школьников по информатике). 35 Приложение 3. НАГРАДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ в городских и областных олимпиадах по информатике учащихся КГУ «СОШ № 12» г. Актау 2015/2016, 2016/2017 учебный год 36 37

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ  ПО ИНФОРМАТИКЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2017