Подтип Черепные.общая характеристика Рыбы
Оценка 4.7

Подтип Черепные.общая характеристика Рыбы

Оценка 4.7
doc
11.01.2023
Подтип Черепные.общая характеристика Рыбы
РЫБЫ.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока

по биологии в 7 классе

«Подтип Черепные. Общая характеристика. Надкласс рыбы.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

подготовила

учитель биологии

Шабаева В.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель урока: Формирование новых знаний об особенностях строения представителей подтипа черепные.

 

Задачи:

Образовательные: Познакомить учащихся с характерными чертами подтипа черепные, с особенностями строения надкласса Рыбы и с приспособлениями к жизни в водной среде.

Развивающие: формирование интереса к предмету, активизация мыслительной деятельности, продолжить формирование умений наблюдать за животными, развитие творческого мышления.

Воспитательные: формирование навыков самостоятельной деятельности, воспитание коллектива.

 

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: частично-поисковые, проблемное изложение, решение биологических проблем.

Педагогические приёмы: эвристическая беседа, анализ текста, сравнение информации.

Оборудование: Таблицы «Тип Хордовые», «Надкласс Рыбы», живые аквариумные рыбки, иллюстрации с изображением рыб, фрагменты видеофильмов «Рыбы», ЭОР Внешнее строение рыб.

 

Ход урока:

I.      Актуализация знаний.

1.    Проверка знаний учащихся об общих признаках животных типа Хордовые. Особенности строения ланцетника как низшего хордового животного, черты его приспособленности к обитанию на песчаном дне моря. (Рассказ учащихся, беседа)

Вопросы:

·       Дать характеристику типа Хордовые.

·       На какие подтипы разделяют тип Хордовые. Назовите представителей этих подтипов.

·       Особенности внутреннего строения ланцетника.

·       В чем заключается усложнение строения хордовых животных в сравнении с беспозвоночными.

2.    Выполнение учащимися задания № 5 стр.5  в рабочей тетради.

 

II.   Изучение нового материала.

1.    Многообразие и среда обитания рыб.

 Учитель
Сегодня мы продолжаем знакомиться с организмами типа Хордовые и более подробно будем изучать признаки подтипа Черепные. К этому подтипу принадлежит большинство хордовых животных: классы Хрящевые и Костные рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы и Млекопитающие.      

Задача сегодняшнего урока  познакомиться с характерными чертами подтипа черепные, с особенностями строения надкласса Рыбы и с приспособлениями к жизни в водной среде.

Рыбы – самая многочисленная группа позвоночных животных. В неё включены около 30 тысяч современных видов. Рыб подразделяют на два класса:

Рыбы

 

                               Хрящевые                   Костные

                           (акулы, скаты)       (осетры, лососи, сельди, окуни и т.д.)

Основной критерий такого деления – вещество, из которого состоит внутренний скелет рыб: хрящ или кость.

Рыбы населяют различные водоемы нашей планеты (пресные и морские): океаны, моря, реки, озера, пруды.

Вопрос.

Как вы считаете, какие особенности внешнего строения рыб свидетельствуют  об их жизни в воде?

Чтобы разобраться в этих вопросах вам нужно вспомнить:

1.     Какими особенностями обладает  водная среда обитания?

(Возможный ответ: большая плотность, чем воздух; отсутствие резких колебаний температур; подвижность; малая прозрачность; небольшое содержание кислорода по сравнению с воздухом).

2.     А теперь подумайте, какой должна быть форма тела в связи с плотностью среды?

3.     Что вы можете сказать об окраске рыб?

4.     Обратите внимание на окраску тела рыб сверху и снизу, одинакова ли она?

 Поможет ответить нам на этот вопрос  лабораторная работа «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».

Учащиеся получают живых рыб (например, верховок или ротанов) в баночках  с водой и по инструкции на стр154 выполняют в рабочих тетрадях работу.

Цель работы: изучить внешнее строение рыб и выявить черты приспособленности рыб к среде обитания.

Оборудование: банка с рыбой в воде, лупа.

Ход работы:

1.     Убедитесь в том, что для выполнения работы на рабочем месте есть всё необходимое.

2.     Рассмотрите внешний вид рыбы, плавающей в баночке, определите форму её тела, найдите голову, туловище, хвост. Объясните какое значение имеет форма тела.

3.     Рассмотрите окраску тела рыбы. Одинакова ли она на спинной и брюшной сторонах? Отмеченные особенности окраски укажите на рисунке

4.     Зарисуйте внешний вид рыбы в тетради.

5.     Найдите и рассмотрите на теле рыбы плавники: парные (грудные и брюшные) и непарные (спинной, подхвостовой и хвостовой).

6.     Заполните таблицу «Внешнее строение рыбы»

Признак

Особенности строения

Форма тела

 

 

Покров тела

 

 

Отделы тела

 

 

Органы расположенные

На голове

 

 

На туловище

 

 

7.     Понаблюдайте за движением рыбы в баночке. Какие плавники работают во время стояния рыбы на месте и  во время плавания.

8.     Постучите слегка по баночке карандашом. Как рыба реагирует на это?

9.     Сделайте вывод. В чем выражается приспособленность внешнего строения рыбы к жизни в воде.

Учитель

У рыб тело снаружи покрыто кожей, в которой находятся мелкие и крупные чешуи, они черепицеобразно налегают друг на друга и плотно прикрывают туловище и хвост. Предположите, зачем такое расположение? ( защита кожи от механических повреждений, свободное движение тела во время плавания).

Чешуя постоянно растет, и на ней образуются годовые кольца, по которым можно определить возраст рыбы. Рассмотрим рис.116 б,в.

Но есть рыбы и голокожие без чешуи. Вспомните и приведите примеры.(Сом и т.д.)

А какая рыба на ощупь? (она скользкая, покрыта слизью). Правильно, в коже расположены слизистые железы.

Как вы думаете, для чего? (уменьшить сопротивление во время движения и защитить от бактерий).

С внешним строением рыбы нам все понятно, но остается вопрос, как они ориентируются в пространстве?

Заполнить таблицу «Органы чувств рыбы»

Орган

Особенности строения

Функции

Зрения

 

 

 

Слуха

 

 

 

Обоняния

 

 

 

Боковой линии

 

 

 

Для этого у них есть органы чувств: зрение, слух, органы обоняния, вкуса, орган боковой линии. Рыбы более близоруки, чем наземные животные. Они видят на 2-3метра. Это связано с плотностью воды и различают цвета. Глаза у них довольно большие, передняя сторона наружной оболочки (роговица) плоская, под ней находится выпуклая линза (хрусталик), дающая уменьшенное изображение предметов на сетчатке.

Органов слуха на поверхности головы не видно: они расположены по бокам головы внутри черепа. Звуковые волны в воде рыба воспринимает всей поверхностью тела. Эти колебания вызывают раздражение нервных окончаний внутреннего уха, а возникшие возбуждения передаются по слуховым нервам к головному мозгу. Рядом с внутренним ухом находится орган равновесия, благодаря которому рыба ощущает положение своего тела.

Орган обоняния находится внутри ноздрей, с его помощью рыба ощущает запахи веществ растворённых в воде.

По бокам тела находятся органы боковой линии - каналы, лежащие в коже под чешуёй, на дне которых находятся чувствительные клетки, воспринимающие колебания воды. Эти  органы позволяют рыбам чувствовать потоки воды, обтекающие тело, различать в воде предметы благодаря волнам, которые от них исходят.

Например, рыба безошибочно может в темноте определить расстояние до дафнии, которая проплывает мимо и совершить безошибочный бросок. Важна боковая линия и для защиты, вовремя сигнализируя о приближении хищника, а также для миграционных процессов.

А теперь, имея определённые знания об органах чувств у рыб, попробуем вместе проанализировать биологическую проблему и высказать гипотезы, позволяющие решить эту проблему.  Класс делится на две группы

Задание для первой группы. Знаменитый океанолог Жак-Ив Кусто назвал одну из своих книг “В мире безмолвия”. Так ли уж он прав? Обоснуйте свой ответ.

Задание для второй группы. Впервые слепые рыбы были обнаружены в пещерах Мексики Сальвадором Коронадо в 1936 году. Тогда же они были посланы в США ученому С.-В.Жордану и получили научное название Anoptichthys jordani, что означает "безглазая рыба Жордана".

Итак нам известно, что в пещерных водоёмах обитают слепые рыбы. Как ориентируются слепые рыбы в таких условиях?

Обсуждение работ. Ответы на вопросы.

III.             Закрепление  и обобщение знаний по теме урока.

Возможные варианты 1. ЭОР Внешнее строение рыб ч.1,ч.2.

2.    Тест.

1.    Позвоночные животные произошли:

А от древних кольчатых червей.

Б от древних членистоногих

В от современных ланцетников

Г от древних бесчерепных животных.

2.    Рыбы относятся к типу:

А хордовые

Б членистоногие

В позвоночные

Г бесчерепные

3.    Непарные плавники (выбрать нужное)

А спинной

Б грудной

В брюшной

Г хвостовой

Д подхвостовой

4.    Выберите правильные утверждения

А) У некоторых рыб хорда сохраняется в течении всей жизни

Б) в каналах боковой линии рыб имеются чувствительные клетки

В) органами дыхания рыб являются жабры

Г) Рыбы делятся на два класса.

Д) Снаружи тело всех рыб покрыто чешуёй.

Е) рыбы обитающие в коралловых рифах имеют яркую окраску.

Ж) органы слуха у рыб отсутствуют.

З) все рыбы имеют обтекаемую форму тела.

И) кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь.

К) глаза у рыб не имеют век.

Л) грудными плавниками рыба при передвижении пользуется как веслами.

Обобщить особенности строения рыб в связи с водной средой обитания. Итог урока

Сегодня на уроке мы познакомились с особыми признаками подтипа Черепные, изучили особенности внешнего строения рыб в связи с их обитанием в водной среде.

 

IV.            Домашнее задание – параграф №31, Заполнить таблицу №2, выполнить задание №5 стр.7- стр.8 в рабочей тетради ч.2, Сконструируйте проблемное задание для групповой работы.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.     Учебник Биология 7 класс  В.М. Константинова, В.Г.Бабенко, В.С. Кучменко Издательство «Вентана-Граф». 2009 г.

2.     Тетрадь № 2  Биология Животные  С.В. Суматохин, В.С. Кучменко. Под ред. В.М.Константинова  Издательство «Вентана-Граф».2010 г.

3.     Методическое пособие Биология Животные 7 класс С.В. Суматохин, В.С. Кучменко. Издательство «Вентана-Граф».2008 г.

4.     Урок в современно школе Биология О.А. Пустохина, Н.А. Селезнева, Е.В. Трахина. Издательство «Учитель» 2009 г.

 


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.      Видеофрагмент «Боковая линия рыб».

2.      ЭОР на сайте  fcior.edu.ru


Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока по биологии в 7 классе «Подтип

Конспект урока по биологии в 7 классе «Подтип

Цель урока: Формирование новых знаний об особенностях строения представителей подтипа черепные

Цель урока: Формирование новых знаний об особенностях строения представителей подтипа черепные

Костные рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся,

Костные рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся,

Рассмотрите окраску тела рыбы.

Рассмотрите окраску тела рыбы.

Слуха Обоняния

Слуха Обоняния

I. Закрепление и обобщение знаний по теме урока

I. Закрепление и обобщение знаний по теме урока

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2023