Конспект урока
по биологии в 7 классе
«Подтип Черепные. Общая характеристика. Надкласс рыбы.»
подготовила
учитель биологии
Шабаева В.А.
Цель урока: Формирование новых знаний об особенностях строения представителей подтипа черепные.
Задачи:
Образовательные: Познакомить учащихся с характерными чертами подтипа черепные, с особенностями строения надкласса Рыбы и с приспособлениями к жизни в водной среде.
Развивающие: формирование интереса к предмету, активизация мыслительной деятельности, продолжить формирование умений наблюдать за животными, развитие творческого мышления.
Воспитательные: формирование навыков самостоятельной деятельности, воспитание коллектива.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы: частично-поисковые, проблемное изложение, решение биологических проблем.
Педагогические приёмы: эвристическая беседа, анализ текста, сравнение информации.
Оборудование: Таблицы «Тип Хордовые», «Надкласс Рыбы», живые аквариумные рыбки, иллюстрации с изображением рыб, фрагменты видеофильмов «Рыбы», ЭОР Внешнее строение рыб.
Ход урока:
I. Актуализация знаний.
1. Проверка знаний учащихся об общих признаках животных типа Хордовые. Особенности строения ланцетника как низшего хордового животного, черты его приспособленности к обитанию на песчаном дне моря. (Рассказ учащихся, беседа)
Вопросы:
· Дать характеристику типа Хордовые.
· На какие подтипы разделяют тип Хордовые. Назовите представителей этих подтипов.
· Особенности внутреннего строения ланцетника.
· В чем заключается усложнение строения хордовых животных в сравнении с беспозвоночными.
2. Выполнение учащимися задания № 5 стр.5 в рабочей тетради.
II. Изучение нового материала.
1. Многообразие и среда обитания рыб.
Учитель
Сегодня мы продолжаем знакомиться с организмами типа Хордовые и более подробно
будем изучать признаки подтипа Черепные. К этому подтипу принадлежит
большинство хордовых животных: классы Хрящевые и Костные рыбы, Земноводные,
Пресмыкающиеся, Птицы и Млекопитающие.
Задача сегодняшнего урока познакомиться с характерными чертами подтипа черепные, с особенностями строения надкласса Рыбы и с приспособлениями к жизни в водной среде.
Рыбы – самая многочисленная группа позвоночных животных. В неё включены около 30 тысяч современных видов. Рыб подразделяют на два класса:
Рыбы
Хрящевые Костные
(акулы, скаты) (осетры, лососи, сельди, окуни и т.д.)
Основной критерий такого деления – вещество, из которого состоит внутренний скелет рыб: хрящ или кость.
Рыбы населяют различные водоемы нашей планеты (пресные и морские): океаны, моря, реки, озера, пруды.
Вопрос.
Как вы считаете, какие особенности внешнего строения рыб свидетельствуют об их жизни в воде?
Чтобы разобраться в этих вопросах вам нужно вспомнить:
1. Какими особенностями обладает водная среда обитания?
(Возможный ответ: большая плотность, чем воздух; отсутствие резких колебаний температур; подвижность; малая прозрачность; небольшое содержание кислорода по сравнению с воздухом).
2. А теперь подумайте, какой должна быть форма тела в связи с плотностью среды?
3. Что вы можете сказать об окраске рыб?
4. Обратите внимание на окраску тела рыб сверху и снизу, одинакова ли она?
Поможет ответить нам на этот вопрос лабораторная работа «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».
Учащиеся получают живых рыб (например, верховок или ротанов) в баночках с водой и по инструкции на стр154 выполняют в рабочих тетрадях работу.
Цель работы: изучить внешнее строение рыб и выявить черты приспособленности рыб к среде обитания.
Оборудование: банка с рыбой в воде, лупа.
Ход работы:
1. Убедитесь в том, что для выполнения работы на рабочем месте есть всё необходимое.
2. Рассмотрите внешний вид рыбы, плавающей в баночке, определите форму её тела, найдите голову, туловище, хвост. Объясните какое значение имеет форма тела.
3. Рассмотрите окраску тела рыбы. Одинакова ли она на спинной и брюшной сторонах? Отмеченные особенности окраски укажите на рисунке
4. Зарисуйте внешний вид рыбы в тетради.
5. Найдите и рассмотрите на теле рыбы плавники: парные (грудные и брюшные) и непарные (спинной, подхвостовой и хвостовой).
6. Заполните таблицу «Внешнее строение рыбы»
Признак |
Особенности строения |
|
Форма тела
|
|
|
Покров тела
|
|
|
Отделы тела
|
|
|
Органы расположенные |
На голове
|
|
На туловище
|
|
7. Понаблюдайте за движением рыбы в баночке. Какие плавники работают во время стояния рыбы на месте и во время плавания.
8. Постучите слегка по баночке карандашом. Как рыба реагирует на это?
9. Сделайте вывод. В чем выражается приспособленность внешнего строения рыбы к жизни в воде.
Учитель
У рыб тело снаружи покрыто кожей, в которой находятся мелкие и крупные чешуи, они черепицеобразно налегают друг на друга и плотно прикрывают туловище и хвост. Предположите, зачем такое расположение? ( защита кожи от механических повреждений, свободное движение тела во время плавания).
Чешуя постоянно растет, и на ней образуются годовые кольца, по которым можно определить возраст рыбы. Рассмотрим рис.116 б,в.
Но есть рыбы и голокожие без чешуи. Вспомните и приведите примеры.(Сом и т.д.)
А какая рыба на ощупь? (она скользкая, покрыта слизью). Правильно, в коже расположены слизистые железы.
Как вы думаете, для чего? (уменьшить сопротивление во время движения и защитить от бактерий).
С внешним строением рыбы нам все понятно, но остается вопрос, как они ориентируются в пространстве?
Заполнить таблицу «Органы чувств рыбы»
Орган |
Особенности строения |
Функции |
Зрения
|
|
|
Слуха
|
|
|
Обоняния
|
|
|
Боковой линии |
|
|
Для этого у них есть органы чувств: зрение, слух, органы обоняния, вкуса, орган боковой линии. Рыбы более близоруки, чем наземные животные. Они видят на 2-3метра. Это связано с плотностью воды и различают цвета. Глаза у них довольно большие, передняя сторона наружной оболочки (роговица) плоская, под ней находится выпуклая линза (хрусталик), дающая уменьшенное изображение предметов на сетчатке.
Органов слуха на поверхности головы не видно: они расположены по бокам головы внутри черепа. Звуковые волны в воде рыба воспринимает всей поверхностью тела. Эти колебания вызывают раздражение нервных окончаний внутреннего уха, а возникшие возбуждения передаются по слуховым нервам к головному мозгу. Рядом с внутренним ухом находится орган равновесия, благодаря которому рыба ощущает положение своего тела.
Орган обоняния находится внутри ноздрей, с его помощью рыба ощущает запахи веществ растворённых в воде.
По бокам тела находятся органы боковой линии - каналы, лежащие в коже под чешуёй, на дне которых находятся чувствительные клетки, воспринимающие колебания воды. Эти органы позволяют рыбам чувствовать потоки воды, обтекающие тело, различать в воде предметы благодаря волнам, которые от них исходят.
Например, рыба безошибочно может в темноте определить расстояние до дафнии, которая проплывает мимо и совершить безошибочный бросок. Важна боковая линия и для защиты, вовремя сигнализируя о приближении хищника, а также для миграционных процессов.
А теперь, имея определённые знания об органах чувств у рыб, попробуем вместе проанализировать биологическую проблему и высказать гипотезы, позволяющие решить эту проблему. Класс делится на две группы
Задание для первой группы. Знаменитый океанолог Жак-Ив Кусто назвал одну из своих книг “В мире безмолвия”. Так ли уж он прав? Обоснуйте свой ответ.
Задание для второй группы. Впервые слепые рыбы были обнаружены в пещерах Мексики Сальвадором Коронадо в 1936 году. Тогда же они были посланы в США ученому С.-В.Жордану и получили научное название Anoptichthys jordani, что означает "безглазая рыба Жордана".
Итак нам известно, что в пещерных водоёмах обитают слепые рыбы. Как ориентируются слепые рыбы в таких условиях?
Обсуждение работ. Ответы на вопросы.
III. Закрепление и обобщение знаний по теме урока.
Возможные варианты 1. ЭОР Внешнее строение рыб ч.1,ч.2.
2. Тест.
1. Позвоночные животные произошли:
А от древних кольчатых червей.
Б от древних членистоногих
В от современных ланцетников
Г от древних бесчерепных животных.
2. Рыбы относятся к типу:
А хордовые
Б членистоногие
В позвоночные
Г бесчерепные
3. Непарные плавники (выбрать нужное)
А спинной
Б грудной
В брюшной
Г хвостовой
Д подхвостовой
4. Выберите правильные утверждения
А) У некоторых рыб хорда сохраняется в течении всей жизни
Б) в каналах боковой линии рыб имеются чувствительные клетки
В) органами дыхания рыб являются жабры
Г) Рыбы делятся на два класса.
Д) Снаружи тело всех рыб покрыто чешуёй.
Е) рыбы обитающие в коралловых рифах имеют яркую окраску.
Ж) органы слуха у рыб отсутствуют.
З) все рыбы имеют обтекаемую форму тела.
И) кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь.
К) глаза у рыб не имеют век.
Л) грудными плавниками рыба при передвижении пользуется как веслами.
Обобщить особенности строения рыб в связи с водной средой обитания. Итог урока
Сегодня на уроке мы познакомились с особыми признаками подтипа Черепные, изучили особенности внешнего строения рыб в связи с их обитанием в водной среде.
IV. Домашнее задание – параграф №31, Заполнить таблицу №2, выполнить задание №5 стр.7- стр.8 в рабочей тетради ч.2, Сконструируйте проблемное задание для групповой работы.
Список
использованной литературы
1. Учебник Биология 7 класс В.М. Константинова, В.Г.Бабенко, В.С. Кучменко Издательство «Вентана-Граф». 2009 г.
2. Тетрадь № 2 Биология Животные С.В. Суматохин, В.С. Кучменко. Под ред. В.М.Константинова Издательство «Вентана-Граф».2010 г.
3. Методическое пособие Биология Животные 7 класс С.В. Суматохин, В.С. Кучменко. Издательство «Вентана-Граф».2008 г.
4. Урок в современно школе Биология О.А. Пустохина, Н.А. Селезнева, Е.В. Трахина. Издательство «Учитель» 2009 г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Видеофрагмент «Боковая линия рыб».
2. ЭОР на сайте fcior.edu.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.