Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Таловская средняя общеобразовательная школа»
Камчатского края Пенжинского района
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
кружка
“Подвижные игры»
(спортивно-оздоровительное направление)
Срок реализации программы: 4 года
Программа рассчитана на детей 7-10 лет
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
При разработке программы были использованы учебно-методические пособия учителя физической культуры А.А. Тарана.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках спортивно - оздоровительного направления.
Отличительными особенностями являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.
Цель программы: создание условий для развития к народным играм через включения детей в совместную деятельность.
Задачи:
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Народная игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.
Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Игра как средство воспитания.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Игра в жизни ребенка.
Игры предшествуют трудовую деятельность ребенка. Он начинает играть до того, как научится выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.
Игровая двигательная деятельность не является врожденной способностью, свойственной младенцу с первых дней его существования. Предпосылками игровой деятельности в онтогенезе служат рефлексы. Двигательная игровая деятельность возникает в жизни ребенка условнорефлекторным путем, при тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем. Она формируется и развивается в результате общения ребенка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела, игры.
Содержание курса
Применение русских народных игр в учебном процессе младших школьников требует их специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого создаются рабочие группировки игр, сходных по определенным признакам:
1. По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла).
2. По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности).
3. По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т.д.).
4. По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).
5. С учетом возрастных особенностей детей 7, 8, 9, 10 лет.
6. По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные).
7. По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости).
Основная функция занятий - воспитание национального самосознания. Народные игры, танцы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения младшими школьниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности.
Русские народные игры, входящие в первый компонент поделены на четыре раздела. Первый включает в себя игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры первого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры: "Гуси-лебеди", "Волк во рву", "Волк и овцы", "Вороны и воробьи", "Змейка", "Зайцы в огороде", "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки", "У медведя во бору", "Коршун и наседка", "Стадо", " Хромая лиса", "Филин и пташки". "Лягушата", "Медведь и медовый пряник", "Зайки и ежи", "Ящерица", "Хромой цыпленок", "Оса" и их различные варианты.
С историческим наследием русского народа знакомит второй раздел первого компонента - "Быт русского народа", в котором применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Во второй раздел входят народные игры: "Дедушка-рожок", "Домики", "Ворота", "Встречный бой", "Заря", "Корзинки", "Каравай", "Невод", "Охотники и утки", "Ловись рыбка". "Птицелов", "Рыбаки", "Удочка", "Продаем горшки", "Защита укрепления", "Захват флага", "Шишки, желуди, орехи", различные их варианты.
С большим интересом современные школьники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий, составляющими третий раздел первого компонента. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры: "Бабки", "Городки", "Горелки", "Городок-бегунок", "Двенадцать палочек", "Жмурки", "Игровая", "Кто дальше", "Ловишка", "Лапта", "Котлы", "Ляпка", "Пятнашки", "Платочек-летуночек", "Считалки", "Третий - лишний", "Чижик", "Чехарда", "Кашевары", "Отгадай, чей голосок", "Веревочка под ногами" и др.
Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр четвертого раздела, который отражает стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. В этом разделе применяются игры: "Единоборство" (в различных положениях, с различным инвентарем), "Тяни в круг", "Бой петухов", "Достань камешек", "Перетяни за черту", "Тяни за булавы", "Борящаяся цепь", "Цепи кованы", "Перетягивание каната", "Перетягивание прыжками", "Вытолкни за круг". "Защита укрепления", "Сильный бросок", "Каждый против каждого", "Бои на бревне" и их различные варианты.
Этот же компонент подразумевает знакомство детей с историей возникновения каждой из игр.
Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю,
Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта 34 часа (по одному часу в неделю). Группировка подвижных игр.
Ожидаемые результаты:
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов (1 год) — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов (2-3 год) — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов (4 год) — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
К концу обучения учащиеся получат возможность:
|
Личностные |
Метапредметные |
Предметные
|
Знать |
– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе. - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. |
- знать о ценностном отношении к спорту как к культурному наследию народа. - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
|
- необходимые сведения о видах изученных игр, правилах игр,
|
Уметь |
- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. -соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.
|
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - формулировать собственное мнение и позицию |
- работать в группе, в коллективе.
|
Применять |
- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.
|
- полученные сведения о многообразии народных игр . |
- Самостоятельно организовывать подвижные игры с учащимися. -иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах игровой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в игре и использовать накопленные знания. |
Группировка игр по преимущественному проявлению у учащихся физических качеств.
Игры, в которых преимущественно проявляются |
Характеристика игровых действий |
Игры |
Ловкость |
Игры, побуждающие немедленно переходить от одних действий к другим; не задерживаясь, сочетать свои действия с действиями других занимающихся (по внезапным заданиям, сигналам). Игры, требующие умения сосредоточить внимание одновременно на нескольких действиях (бег, прыжки, игры с увертыванием) |
|
Быстрота |
Игры, требующие своевременных двигательных ответов на зрительные, тактильные, звуковые сигналы, игры, с короткими перебежками типа догоняй-убегай. Игры с преодолением расстояний в кротчайший срок. Игры с бегом на скорость в изменяющихся условиях. |
|
Сила |
Игры с кратковременными мышечными напряжениями динамического и статического характера |
|
Выносливость |
Игры с неоднократными повторениями активных, энергично выполняемых действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями, чередуются с короткими паузами для отдыха, переходами от одних видов движений к другим |
|
Формы подведения итогов занятий младших школьников в кружке «Народных игр»:
Организация праздника «Народных игр»
Результативность работы помогут оценить и результаты анкетирования самих участников кружка «Народные игры», их родителей, а также зрителей.
ИГРЫ И ЭСТАФЕТЫ
№ |
Учебный материал |
Примечание |
1 |
История народных игр. Эстафеты с бегом. |
Домашнее задание. Описать игры своих родителей, бабушек, дедушек. |
2 |
Разбор и проигрывание принесенных игр. Правила игры. |
Мои любимые игры. |
3 |
Разбор и проигрывание принесенных игр. |
Мои любимые игры. |
4 |
Игры на свежем воздухе. Салки. Эстафеты по кругу. |
эстафетные палочки. |
5 |
Салки, эстафета встречная. Догони мяч. |
|
6 |
Зайцы без логова и другие игры. Правила игры. |
|
7 |
Обучение игре в “лапту”. Встречная эстафета. |
Учет знание правила игры. |
8 |
Обучение игре в “ лапту”. Падающая палка. |
|
9 |
Эстафеты с бегом и прыжками. |
|
10 |
Упражнения с короткими скакалками. |
О. Р. У.- разучивание |
11 |
Охотники и утки и другие игры. |
Различные прыжки. |
12 |
Прыжковые упражнения со скакалкой. Перестрелка. |
|
13 |
Эстафеты. Игры. |
|
14 |
Обучение прыжкам через длинную скакалку. Эстафеты. |
|
15 |
Обучение прыжкам через скакалку. |
|
16 |
Разучивание игр, правила. |
|
17 |
Подвижные игры. |
|
16 |
Бег командами. Мяч в центр. Правила игры. |
|
17 |
Подвижная цель. Эстафеты малыми и большими мячами. |
|
18 |
Мяч капитану. Борьба за мяч. Правила игры. |
Учет владения мячом. |
19 |
Город за городом. Колесо. Правила игры. |
|
20 |
Любимые игры. |
|
21 |
Эстафеты с преодолением препятствий. |
|
22 |
Совершенствование игры в “лапту” |
Учет - лучший игрок. |
23 |
Эстафеты с бегом и прыжками. |
|
24 |
Разучивание игр. |
|
25 |
Проигрывание разученных игр. |
|
26 |
Парные, групповые прыжки через длинную скакалку. |
|
27 |
Проигрывание разученных игр. |
Количество раз. |
28 |
Теоретические сведения о народных играх. Игра. |
|
29 |
Теоретические сведения о народных играх. Игра. |
|
30 |
Применение народных игр в спортивных тренировках. |
|
31-32 |
Проигрывание разученных игр. |
описать новые игры |
33-34 |
Применение народных игр в спортивных тренировках. |
|
На занятиях:
Ожидаемый результат
. Вводное занятие
Игры, отражающие отношение человека к природе
Первый год обучения Освоение универсальных умений управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности. Учить излагать правила и условия проведения подвижных игр, проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр, соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр.
Практическая работа. "Гуси-лебеди", "Волк во рву", "Волк и овцы", "Вороны и воробьи", "Змейка", "Зайцы в огороде", "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки"
Второй год обучения. Отрабатывать навыки двигательных действий, составляющих содержание подвижных игр.
Практическая работа. "Зайцы в огороде", "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки", "У медведя во бору", "Коршун и наседка", "Стадо" , " Хромая лиса" ,
Третий год обучения. Формирование универсальных умений в самостоятельной организации и проведении подвижных игр. Учить излагать правила и условия проведения подвижных игр, проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр, соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр. Практическая работа." Хромая лиса", "Филин и пташки". "Лягушата", "Медведь и медовый пряник",
Четвёртый год обучения. Учить взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий из спортивных игр. Осваивать универсальные умения управлять эмоциями во время учебной и игровой деятельности.
Практическая работа. "Зайки и ежи", "Ящерица", "Хромой цыпленок", "Оса" и их
Игры с историческим наследием русского народа, отражающими повседневные занятия наших предков.
Первый год обучения. Совершенствовать умение излагать правила и условия проведения подвижных игр, проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр, соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр.
Практическая работа. "Дедушка-рожок", "Домики", "Ворота", "Встречный бой",
Второй год обучения. Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности. Проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр. Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр.
Практическая работа. Заря", "Корзинки", "Каравай", "Невод", "Охотники и утки",
Третий год обучения. Формирование универсальных умений в самостоятельной организации и проведении подвижных игр, умений излагать правила и условия проведения подвижных игр.
Учить осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр, взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх.
Практическая работа. "Ловись рыбка". "Птицелов", "Рыбаки", "Удочка", "Продаем горшки",
Четвёртый год обучения. Совершенствовать умение проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр, соблюдать дисциплину и правила техники безопасности. Осваивать технические действия из спортивных игр.
Моделировать технические действия в игровой деятельности.
Практическая работа. "Защита укрепления", "Захват флага", "Шишки, желуди, орехи", а также различные их варианты.
Игры сверстников прошлых столетий
Первый год обучения. Освоение универсальных умений управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности. Учить излагать правила и условия проведения подвижных игр, проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр, соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр.
Практическая работа. "Бабки", "Городки", "Горелки", "Городок-бегунок", "Двенадцать палочек",
Второй год обучения Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач. Отрабатывать навыки двигательных действий, составляющих содержание подвижных игр.
Практическая работа. "Двенадцать палочек", "Жмурки", "Игровая", "Кто дальше",
Третий год обучения. Формирование универсальных умений в самостоятельной организации и проведении подвижных игр. Учить излагать правила и условия проведения подвижных игр, проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр, соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр.
Практическая работа. "Ловишка", "Лапта", "Котлы", "Ляпка", "Пятнашки", "Платочек-летуночек",
Четвёртый год обучения. Учить взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий из спортивных игр, осваивать универсальные умения управлять эмоциями во время учебной и игровой деятельности, принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности.
Практическая работа. Считалки", "Третий - лишний", "Чижик", "Чехарда", "Кашевары", "Отгадай, чей голосок", "Веревочка под ногами" и др.
Силовые игры
Первый год обучения. Осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр. Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх. Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр.
Практическая работа. "Единоборство" (в различных положениях, с различным инвентарем), "Тяни в круг", "Бой петухов"
Второй год обучения. Осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр.
Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх.
Практическая работа. Достань камешек", "Перетяни за черту", "Тяни за булавы", "Борящаяся цепь", "Цепи кованы",
Третий год обучения. Описывать разучиваемые технические действия из спортивных игр.
Осваивать технические действия из спортивных игр.
Моделировать технические действия в игровой деятельности.
Практическая работа. "Перетягивание каната", "Перетягивание прыжками", "Вытолкни за круг". "Защита укрепления",
Четвёртый год обучения Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач.
Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности.
Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности.
Практическая работа "Единоборство" (в различных положениях, с различным инвентарем) "Сильный бросок", "Каждый против каждого", "Бои на бревне" и их различные варианты
Итоговое занятие
Первый год обучения. Практическая работа.
Второй год обучения. Практическая работа.
Третий год обучения. Практическая работа.
Четвёртый год обучения Практическая работа
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.