Физическая культура
Термин «физическая культура» появился в Англии, но не нашел широкого употребления на Западе и в настоящее время практически исчез из обихода. В нашей стране, напротив, получил свое признание во всех высоких инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон.
Физическая культура это деятельность человека, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей. Она развивает организм гармонично и сохраняет отличное физическое состояние на долгие годы. Физкультура является частью общей культуры человека, а также частью культуры общества и представляет собой совокупность - ценностей, знаний и норм, которые используются обществом для развития физических и интеллектуальных способностей человека.
Физическая культура формировалась на ранних этапах развития человеческого общества, однако ее совершенствование продолжается и в настоящее время. Особенно возросла роль физкультуры в связи с урбанизацией, ухудшением экологической ситуации и автоматизацией труда, способствующей гипокинезии.
Физическая культура является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства. Физкультура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
Основные показатели состояния физической культуры в обществе это уровень здоровья и физического развития людей, степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, в организации свободного времени. Результатом ее деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Основные элементы физкультуры следующие:
1.Утренняя зарядка.
2.Физические упражнения.
3.Двигательная активность.
4.Любительский спорт.
5.Физический труд.
6.Активно – двигательные виды туризма.
7.Закаливание организма.
8. Личная гигиена.
Физическая культура оказывает благотворное влияние на нервно-эмоциональную систему, продлевает жизнь, омолаживает организм, делает человека красивее. Пренебрежение же к занятиям физкультурой приводит к тучности, потере выносливости, ловкости и гибкости.
Утренняя зарядка является важнейшим элементом физической культуры. Однако она полезна только при условии ее грамотного применения, которое учитывает специфику функционирования организма после сна, а также индивидуальные особенности конкретного человека. Так как организм после сна еще не полностью перешел к состоянию активного бодрствования, применение интенсивных нагрузок в утренней гимнастике не рекомендуется, а также нельзя доводить организм до состояния выраженного утомления.
Утренняя зарядка эффективно устраняет такие последствия сна, как отечность, вялость, сонливость и другие. Она увеличивает тонус нервной системы, усиливает работу сердечно – сосудистой и дыхательной систем, желез внутренней секреции. Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность организма и подготовить его к восприятию значительных физических и психических напряжений, часто встречающихся в современной жизни.
В экономически развитых странах за последние 100 лет удельный вес мышечной работы, используемой человеком, сократился почти в 200 раз. В результате интенсивность труда стала в 3 раза ниже пороговой величины, обеспечивающей оздоровительный и профилактический эффект. В связи с этим для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходом энергии не менее 350 – 500 ккал в сутки.
Физические упражнения это движения или действия, используемые для физического развития человека. Это средство физического совершенствования, преобразования человека, развития его биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. Физические упражнения являются основным средством всех видов физической культуры. Они, действуя на головной мозг, вызывают чувство бодрости и радости, создают оптимистическое и уравновешенное нервно-психическое состояние. Физкультурой следует заниматься с раннего детства и до глубокой старости.
Оздоровительный и профилактический эффект физической культуры неразрывно связан с повышенной двигательной активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Двигательная активность имеет огромное значение, как для преодоления двигательного дефицита (гиподинамии), так и для сохранения и укрепления здоровья. Недостаток двигательной активности приводит к нарушению в организме человека нервно-рефлекторных связей, заложенные природой, следствием чего является расстройство деятельности сердечно - сосудистой и других систем, нарушение обмена веществ и развитие различных заболеваний.
Физический труд и любительский спорт - прекрасные средства физической культуры для профилактики и укрепления здоровья. Они хорошо подходят людям с сидячей работой, а также работникам умственного труда. Основное требование – нагрузки должны быть посильными и ни в коем случае не перенапрягаться.
Закаливание также является одним из элементов физической культуры. Ему принадлежит существенная роль в профилактике простудных и многих инфекционных заболеваний. К закаливающим процедурам относятся: ежедневные обтирания тела прохладной водой или приём душа, обливание, купание с последующим растиранием, воздушные и солнечные ванны.
В процессе закаливания в первую очередь укрепляется нервная система. Под действием внешних раздражителей деятельность сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма постепенно перестраивается, приводя к расширению компенсаторных функциональных возможностей организма человека. Основными принципами закаливания являются постепенность, систематичность, учёт индивидуальных особенностей человека, комплексное использование солнца, воздуха и воды.
КОМПОНЕНТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения и воспитанием людей. В её структуру входят следующие компоненты:
1. Физическое образование.
2. Физическое воспитание.
3. Физическая подготовка к конкретной деятельности.
4. Восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры – реабилитация.
5. Занятия физическими упражнениями в целях отдыха, т.н. – рекреация.
6. Подготовка высокопрофессиональных спортсменов.
Физическое образование это педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений, а также на развитие разносторонних физических способностей человека. Его конкретное содержание и направленность определяются потребностями общества в физически подготовленных людях и воплощаются в образовательной деятельности.
Физическое воспитание это организованный процесс воздействия на человека посредством физических упражнений, гигиенических мероприятий и естественных сил природы с целью формирования таких качеств и приобретения таких знаний, умений и навыков, которые отвечают требованиям общества и интересам личности.
Физическая подготовка это вид физического воспитания: развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств, необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности.
Восстановление здоровья или утраченных сил это целенаправленный процесс восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий средствами физической культуры. Процесс осуществляется комплексно под воздействием специально подобранных физических упражнений, массажа, водных и физиотерапевтических процедур и некоторых других средств.
Физическая рекреация это осуществление активного отдыха с помощью физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах. Она составляет основное содержание массовых форм физической культуры и представляет собой рекреативную деятельность.
Подготовка высокопрофессиональных спортсменов это специфическая форма физической культуры, цель которой состоит в выявлении предельных физических и психологических возможностей человека в процессе выполнения разнообразных упражнений и использование их для достижения наивысших результатов.
Сценарий классного часа в 7 классе
«Пусть цифра 7 нам принесёт
удачу»Цель мероприятия:
создать атмосферу праздника, учить общаться, акцентировать внимание на
том, что ребята стали старше.
Оформление:
На доске в центре помещена цифра «7», вокруг неё осенние листья.
Звучит мелодия (на школьную тему)
Учитель:
Ход мероприятия
Вот и встретились мы после долгого лета. Вы все повзрослели, подросли,
отдохнули. И мне бы хотелось начать наш классный час следующими словами:
Прохладой утренней на окна ветерок,
Всё, лето кончилось, сентябрь на пороге,
И первый день его, то первый наш урок,
К нему звонок нас позовет сегодня.
Волшебный мир откроешь у доски,
И с партой вместе сходишь вокруг света,
Приветствуем тебя, наш ученик,
Поверь, что в жизни дней счастливей нету!
Теперь мы с вами – семиклассники. Цифра «7» весь год будет нашей цифрой.
Далее ученики (готовившие встречу) кратко рассказывают об этой
«магической» цифре:Ученик1.Цифра «7» была издавна священной и магической. Почему? А
потому, что в ней древние люди видели как бы отражение многих реальностей
мира:
неделя делилась на 7 дней,
в далёкие времена было известно 7 планет на небе,
на земле существовало 7 чудес света, Рим стоял на 7 холмах, в ДрГреции 7
известных мудрецов,
Бог создал Землю за 6дней , а на 7ой отдыхал…
?нот в музыке
Семь в основе лиры,
Семь в основе мираскаалаМарина Цветаева, известная русская поэтесса.
Ученик2.Большое место цифра 7 занимала в мифологии древнего мира. У
Атланта, подпиравшего плечами небесный свод, было 7 дочерей ( которых
затем Зевс превратил в созвездие).
Одиссей семь лет был в плену у нимфы Калипсо на острове Огигия.
Подземная река Стикс семь раз обтекает ад, который разделён, в свою
очередь, на семь областей.
Ученик3.От индусов пошел обычай дарить на счастье 7 слоников.
Великий пост у христиан длится 7 недель.
В Библии повествуется о семи светильниках, семи ангелах, семи печатях,
семи годах изобилия и семи голода.
В средние века в игральных картах была «семёрка дьявол», которая била все
другие карты………………….
Учитель: Ещё с древних времён люди верили в магию чисел. Каждому числу
приписывались особые свойства
7 в китайской нумерологии трактовалось как символ мудрости, знаний.Семь – это цифра везения, самое магическое и священное число,
олицетворяющее мудрость, святость и тайное знание. .
С этим число рождаются и воспитываются композиторы и музыканты,
литераторы и поэты, философы и затворники, мыслители и отшельники. Их
вдохновение требует уединения и одиночества. Это их потребность и их
стихия. С цифрой 7 становятся яркими личностями, людьми с мировым
именем. 7 таит в себе способность направлять талант в сферу науки, в мир
искусства или философии, в религиозную деятельность.
Учитель
Отголоски почитания семёрки дошли и до наших дней
Какие поговорки, крылатые выражения о цифре 7 вы знаете?
(беседа)
Семеро одного не ждут
Семь раз отмерь, один отрежь
Семь бед один ответ
За семью морями…
Семь пядей во лбу
Семеро одного не ждут
У семи нянек дитя без глазу
На седьмом небе от счастья
7 футов под килем!....
Проводится небольшая викторина из 7 вопросов
«Семерина»1Назовите новые предметы, которые появятся у вас в этом учебном году.
2.Какого цвета у вас будет учебник по биологии?
3.Вспомните, как зовут учителя по рисованию?
4.Назовите точное время начала второй большой перемены в школе.
5.Что изменилось за лето в кабинет биологии?
6. Кто в учебном году в классе первый отметит день рождения?
Отгадайте загадку:
Есть семь братьев:
Годами равные,
Именами разные.
Ответ: Дни недели
Раскинулся золотой мост
На семь сёл, на семь вёрст.
Ответ: Радуга
Вышел старикгодовик, махнул рукавом,
И полетели двенадцать птиц,
У каждой птицы по четыре крыла,
В каждом крыле по семь перьев,
Каждое перо с одной стороны чёрное,
А с другой — белое.
Ответ: Год, месяц, неделя, дни, ночь, день
.
Учитель: Вот вы и настроились на «школьную волну»Учитель делает необходимые организационные объявления: о предметах,
учителях, которые будут работать с классом, расписании…
Когда отправляются в дальнюю дорогу, то желают счастливого пути. Давайте
и мы сейчас пожелаем себе и друг другу чтото хорошее на этот учебный год.
Школьная пора,
Золотые годы,
Летние каникулы,
Кончились сегодня.
Подросли и выросли,
Вас и не узнать,
Время подошло,
Знанья получать.
Я хочу сейчас
Пожелать терпения,
И четыре четверти,
Потрудиться всласть!
Заключительное слово учителя:
Пусть цифра 7 в который раз
Вам принесёт удачу:
Диктанты пишутся на пять,
Решаются задачи.
Пусть в школе будет хорошо
И на любом предмете
Пусть открываются для вас
Все 7 чудес на свете
Литература:
1.В.Мезенцев.О суевериях всерьёз. Москва ,«Советская Россия».1989
2.И.Депман.Мир чисел. Ленинград, «Детская литература».19823.газета «Моя мадонна»№3217.08.2011