Игры различного назначения, соревнования, эстафеты широко применяются на любых ступенях обучения и имеют педагогическую целесообразность, так как развивают у детей многие черты эмоциональной сферы, физические показатели, воспитывают у участников коммуникативные навыки, содействуют укреплению межличностных отношений среди участников коллектива. Данное мероприятие может быть использовано как во внеурочной деятельности в школе, так и в работе лагерных смен.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Миниигры, которые поднимают настроение и заинтересовывают ребят,
очень эффективно применять на экскурсиях, так как иногда может
возникнуть очередь при посещении замка или галереи, а иногда и у столовой в
самом лагере.
«Японские салки»
Водящий преследует остальных играющих, тот, кого он коснется, начинает
водить. Но новому водящему труднее: он должен бежать, держась рукой за ту
часть тела, которой коснулся осаливший его, будь то рука, голова, плечо,
поясница, колено или локоть. Так он должен догнать и осалить коголибо. Если
играющих много, выбирают двух или даже трех водящих.
«Заяц без логова»
Дети стоят парами лицом друг к другу, подняв сцепленные руки вверх. Это
«домики» или «логово зайца». Выбираются двое водящих – «заяц» и «охотник».
Заяц должен убегать от охотника, при этом он может спрятаться в домик, то
есть встать между играющими. Тот, к кому он встал спиной, становится
«зайцем» и убегает от охотника. Если охотник осалит зайца, то они меняются
ролями.
«Здравствуйте»
Все встают в круг лицом плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне
круга и задевает одного из играющих. Водящий и играющий, которого задели,
бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают
друг другу руки и говорят: «Здравствуйте». Можно еще назвать свое имя. Потом
они бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без
места, становится водящим.
Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу
со словами:
«Водяной»
Водяной, водяной,
Что сидишь ты под водой,
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.Круг останавливается. «Водяной» встает и, не открывая глаз, подходит к
одному из играющих. Его задача – определить, кто перед ним. «Водяной» может
трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Голову трогать
нельзя. Если водящий угадал, он меняется ролью.
«К своим флажкам»
Разделить детей на команды. Всем командам дать предметы разного цвета. По
сигналу все танцуют под музыку. Музыка заканчивается – все останавливаются и
закрывают глаза. Капитаны подходят к воспитателю, а тот шепчет, как им
встать. Музыка включается, все открывают глаза и ищут капитана с предметом
своего цвета.
В а р и а н т ы : если капитан поднимает предмет вверх одной рукой, то
команда выстраивается в колонну, если в сторону – в шеренгу, если обе руки
вверх – в кружок.
«Лабиринт»
Дети встают в несколько шеренг. 2 водящих (заяц, волк). Дети стоят на
расстоянии вытянутой руки (боковые не поднимают руки). «Заяц» бегает по
лабиринту, не пробегая под руками. По команде воспитателя «направо», дети
поворачиваются, и «заяц» уже бегает по другому лабиринту. «Волк» догоняет
«зайца», если догонит – меняются ролями.
«Шишки, желуди, орехи»
Рассчитать играющих на «шишек», «желудей» и «орехов». Выстроить их в
колонны лучами. Водящий стоит в центре. Кого ведущий называет, тот
перемещается против часовой стрелки. В это время водящий занимает свободное
место. Кто остался без места, становится водящим.
«Крик качества»
В самом начале участники разбиваются на пары с теми людьми, которых они
видят впервые. Участников просят определить у себя одно качество, которым
они хотели бы обладать в большей степени, и поделиться им с партнером.
Затем партнеров разводят в поле на расстояние 5–10 м. Участникам
завязываются глаза, и их просят найти своего партнера, выкрикивая то качество,
которое их партнер хотел бы иметь в большей степени. Начиная в объявленное
время, участники двигаются через поле, прислушиваясь к тому, что кричат их
партнеры. Такие качества как терпение, сила, доверие, веселье всегда звучат на
поле и создают атмосферу стремления человека к совершенству. Качества,которые определяют участники, затем становятся для лидера областью, которую
он может помочь развить участнику.
«Человеческий альянс (узел)»
Это упражнение призвано привести участников к согласию друг с другом и
взаимодействию. Группа состоит из 10–12 человек. Участников просят встать в
круг, дотянуться и взяться правой рукой с человеком, стоящим на
противоположной стороне круга, а левой – со стоящим на его стороне. Затем их
просят распутаться, не разжимая рук. Успех зависит от того, как участники
будут договариваться друг с другом. Затем участники обсуждают, как они
приходят к согласию в реальной жизни, насколько важны эти соглашения.
«Лунный мяч»
Замечательная игра, которая развивает координацию, быструю реакцию и
общительность.
Группа игроков размещается на баскетбольной площадке или на любом поле.
Для игры используется хорошо надутый пляжный мяч. Задача группы –
продержать мяч в воздухе как можно дольше (разумеется, ударяя по нему), не
дать ему упасть на землю. В зависимости от группы, установите цель 30–100
ударов, при необходимости этот показатель можно и увеличить. Напряжение и
надежда возрастают с установлением каждого «мирового рекорда».
Н е к о т о р ы е п р а в и л а :
1. Игрок не имеет права ударять по мячу два раза подряд.
2. Засчитывайте одно очко за каждый удар, и два – за удар ногой.
Не слишком сложно? «Лунный мяч» – популярная игра для всех возрастов,
потому что ее очень легко понять, она не требует много опыта и подразумевает
участие каждого. Так как вы стоите в кругу, ударяя по мячу, то нет никаких
сомнений в том, на чем сосредоточены все взгляды – на мяче, конечно. Так как
все сосредоточены на мяче, то хорошие и плохие удары не приписывают никому,
игра продолжается.
Пляжный мяч дает выход фантазии, подумайте, что еще вы сможете сделать с
ярко раскрашенным, подобно воздушному шару, мячом, кроме того, как
передавать или перебрасывать его? После того как вы попробовали основную
игру, поиграйте в один из ее вариантов.
Попросите группу после основных 37 ударов по мячу продемонстрировать,
сколько раз группа сможет ударить по мячу так, чтобы все ударяли по очереди:
1) Не позволяя мячу упасть на землю или 2) Не пропуская игроков. Илипонаблюдайте за тем, как быстро мяч переходит от одного игрока к другому по
очереди, то есть через всю группу. Если мяч коснется земли, назначайте
временной штраф – скажем, 5 секунд. По мячу надо ударять, а не передавать его.
Сделайте эту игру постоянной и запишите наибольшее количество ударов
(только руками) в течение одной минуты. Считайте только те удары, которым не
предшествовало падение мяча. Позвольте игроками самим решить, как
расположиться для достижения наилучшего результата.