25.09.19г литература 10 класс
Тема: Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» в русской критике.
Цель: обобщить знания учащихся по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», подготовить их к написанию сочинения.
Задачи:
Образовательные:
- выяснить, как поэма была оценена литературной критикой;
- выявить основные проблемы, поднятые гоголем в поэме.
Развивающие:
- развивать навык анализа художественного произведения;
-совершенствовать устную и письменную речь учащихся;
Воспитательные:
- воспитывать осознанное отношение к проблемам, касающимся как отдельного человека, так и государства в целом.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Формулировка темы и целей урока.
Сегодня мы заканчиваем работу над поэмой Н.В Гоголя «Мертвые души». Как обычно, в конце работы над художественным произведением, мы поговорим о том, как оно было оценено литературной критикой, сформулируем основные проблемы, поднятые в данном произведении.
3. Проверка домашнего задания.
Но сначала вспомним, почему произведение, в основном раскрывающее негативные стороны русской жизни, называют поэмой о величии России? (Устные ответы учащихся)
Вывод:
«... Какой огромный, какой оригинальный сюжет... Вся Русь явится в нем!» — писал Гоголь о поэме Жуковскому. Николай Васильевич создал совершенно новый тип романа, сочетавший сатиру на Россию Чичиковых, Ноздревых, Плюшкиных и лирическую поэму о Руси — родине великого народа. То есть Гоголь наравне с сатирическим отрицанием вводит элемент воспевающий, созидательный — образ России. С этим образом связано «высокое лирическое движение», которым в поэме местами замещается комическое повествование. Миру «мертвых душ» в поэме противопоставлен лирический образ народной России, о которой автор пишет с любовью и восхищением. За неприглядным кругом помещичьей и чиновничьей России Гоголь ощущал душу русского народа, которую и выразил в образе быстро несущейся вперед тройки, олицетворяющей собой силы России: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься?» Таким образом, можно сказать, что в противовес аферистам, лентяям и самодурам существуют еще на русской земле расторопные люди — крепостные крестьяне, которым Россия обязана своим процветанием.
4. Работа по теме урока.
А) Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» в оценке литературной критики
Когда 21 мая 1842 года «Мертвые души» вышли в свет, они немедленно вызвали ожесточенные споры. Гоголя обвиняли в клевете на Россию и в том; что он показал «какой - то особый мир негодяев, который никогда не существовал и не мог существовать», другие критики, как, например, В. Г. Белинский, отметили ее выдающееся значение не только для литературной жизни, но и для общественной. В. Г. Белинский писал: «Столь же важный шаг вперед со стороны таланта Гоголя видим мы и в том, что в "Мертвых душах" он совершенно отрешился от малороссийского элемента и стал русским национальным поэтом во всем пространстве этого слова. При каждом слове его поэмы читатель может говорить:
Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!
Этот русский дух ощущается и в юморе, и в иронии, и в выражении автора, и в размашистой силе чувств, и в лиризме отступлений, и в пафосе всей поэмы, и в характерах действующих лиц, от Чичикова до Селифана и «подлеца чубарого» включительно, — в Петрушке, носившем с собой свой особенный воздух, и в будочнике, который при фонарном свете, впросонках, казнил на ногте зверя и снова заснул...»
По мнению Белинского, «Мертвые души» стоят выше всего, что было в русской литературе. Главной причиной это является то, что это же ставшее бессмертным произведение содержит в себе глубину общественной идеи и высокую художественную выразительность образов и картин.
Гоголь сумел совместить в одной поэме живые, чрезвычайно важные национальные мотивы и высокохудожественные идеалы, которые помогли ему подчеркнуть и в необходимый момент выделить заложенные писателем в поэму идеи.
Белинский подчеркивает, что в поэме нет ничего комического и вызывающего смех, и очевидно, что у автора не было желания насмешить читателя, он преподносит выдуманные им события глубоко и серьезно, так как желает, чтобы подтекст его поэмы был услышан правильно, и чтобы истина стала по-настоящему открытой и очевидной для людей.
Белинский убежден, что данную поэму нельзя рассматривать со стороны привычной для гоголевского творчества сатиры, сам жанр «Мертвых душ» и замысел произведения, включающий целых три тома, говорит о том, что писатель желает, чтобы к образам и событиям поэмы относились с полной серьезностью и вниманием.
Недостатки «Мертвых душ» по мнению Белинского
Но несмотря на свою положительную оценку «Мертвых душ», Белинский выделяет и недостатки Гоголя. Он подчеркивает слабость гоголевского языка и отчасти напыщенный лиризм писателя, желающего превратиться из писателя и художника в едва ли не национального пророка.
Но скорее всего, своим немного преувеличенным лиризмом Гоголь хочет показать свое личное беспокойство и душевные переживания, касающиеся основной темы произведения.
Мнение критика Герцена
Критик Герцен посчитал «Мертвые души» удивительной книгой, которая своими прямолинейными обвинениями потрясла всю Россию.
Он выделяет, прежде всего, целесообразность поэмы и ее реалистичность, которая напоминает крик ужаса и стыда, который испытывает Гоголь за свою Отчизну.
Вывод: как и любое другое литературное произведение «Мертвые души» вызвали различные, даже противоположные оценки критиков, но основная их масса признала поэму достаточно глубокой, серьезной и имеющей скрытый подтекст, воплощающий духовные идеалы.
Б) Основные проблемы, поднятые в произведении.
- Попытаемся выделить основные проблемы, поднятые Гоголем в «Мертвых душах».
1) Духовная смерть помещиков и чиновников и возможность их возрождения.
2) Причины и последствия нравственной деградации человека.
3) Перспективы дальнейшего развития России.
5. Итог урока.
«Мертвые души» — это сложное единство, объединяющее в себе традиции русского фольклора, сатирическое обличение современной жизни и лирический призыв автора к духовному возрождению России.
Автор постоянно присутствует рядом со своими героями, обращается к читателям со своими размышлениями, говорит о своих чувствах. Он живой собеседник читателя и ведет с ним разговор о судьбе России. Он говорит, что бездуховность гибельна для страны. Без понимания этого невозможно возрождение России, обретение утраченных идеалов, духовности, воскресение душ.
Мир идеальный — это мир духовности. Он идеален во всех значениях этого слова. Его нельзя воссоздать эпически, так как духовный мир описывает иной род литературы — лирика. Поэтому Гоголь определяет жанр произведения как лиро-эпический, назвав «Мертвые души» поэмой. Бессмертие души — единственное, что вселяет в автора веру в обязательное возрождение его героев — и, следовательно, всей Руси.
6.Домашнее задание:
Анализ повести «Шинель»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.