Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые дущи». Сатирическое, эпическое, лирическое в поэме.
Оценка 4.8

Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые дущи». Сатирическое, эпическое, лирическое в поэме.

Оценка 4.8
docx
01.04.2024
Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые дущи». Сатирическое, эпическое, лирическое в поэме.
Гоголь МД Урок.docx

Урок литературы

9  класс

Дата_________

 

 Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые дущи». Сатирическое, эпическое, лирическое в поэме.

Цели урока:

Образовательные: ознакомление со своеобразием жанровой структурой «Мёртвых душ», с основной задачей, стоявшей перед Н.В. Гоголем при написании этого произведения, выявление сатирического, эпического, лирического в поэме, нахождение выразительных средств в поэме

  Развивающие:

-          формировать умение глубокого анализа текста;

-          вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока;

-          развивать творческие способности, монологическую речь.

  Воспитательные:

-          вызвать интерес к творчеству Н. В. Гоголя,

-          формировать нравственные ценности личности.

 

Оборудование: Портрет Н.В. Гоголя, учебники, тетради, использование ИКТ

 

Ход урока:

1. Организационный момент. (Цели, задачи, тема, эпиграфы к уроку.)

- Тема сегодняшнего урока….На этом уроке мы познакомимся со своеобразием жанровой структуры «Мёртвых душ», с основной задачей, стоявшей перед писателем при написании этого произведения, поучимся выявлять  сатирическое, эпическое, лирическое в поэме , находить выразительные средства в лирических отступлениях поэмы.

Эпиграфом к уроку выбрано высказывание Л.Н. Толстого о поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»:
«Не роман, не повесть – нечто совершенно оригинальное».

II. Актуализация опорных знаний

1.История  создания «Мертвых душ».

Хронология работы над поэмой ясно прослеживается в переписке Гоголя:

1835 год, октябрь — «Начал писать „Мертвые души“… Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь».

1836 год, ноябрь — «Все начатое переделал я вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно как летопись… Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Вся Русь явится в нем!»

1837 год, апрель — «Я должен продолжить мною начатый большой труд, который писать взял с меня слово Пушкин… и который обратился для меня с тех пор в священное завещание».

1840 год, октябрь — «Сюжет, который в последнее время лениво держал я в голове своей, не осмеливаясь даже приниматься за него, развернулся передо мной в величии таком, что все во мне почувствовало сладкий трепет».

1842 год, май — «„Мертвые души“ — преддверие немного бледное той великой поэмы, которая строится во мне и разрешит, наконец, загадку моего существования».

       Определите, как менялся замысел писателя. Как он относился к своему труду?

2. Жанровая природа «Мёртвых душ» сложна. Гоголь сам определил жанр своего произведения, назвав «Мёртвые души» поэмой. Для нас такое определение жанра звучит несколько парадоксально. В нашем сознании поэма – это нечто, написанное в стихах. То, что написано прозой, это чаще всего роман, повесть или рассказ. Поэтому нам непонятно, почему Гоголь назвал свое произведение поэмой.

Можем ли назвать «Мёртвые души» романом? Только в том случае, если похождения Чичикова, его хитроумная афера была бы центром произведения. Но рассказ о похождении героя не самоцель для писателя, а лишь средство для раскрытия главной идеи: представить в своём произведении Русь. Поэтому нельзя целиком отнести это произведение к жанру романа. (Роман – литературный роман, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельных личностей, в их отношениях к окружающему миру, на становлении их характеров и самосознания.)

Мы можем по праву назвать «Мёртвые души» поэмой. (Поэма – большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.)

Изображение действительности в этом произведении проходят через призму авторского восприятия.

В «Мёртвых душах» два предмета изображения: объективная реальность (характерно для эпоса) и внутренний мир личности (характерно для лирики).

Внутренний мир личности передаётся при помощи лирических отступлений. В каждой главе лирические отступления:

  • в первой главе – рассуждение о толстых и тонких;
  • во второй – рассуждение о двух типах характеров;
  • в третьей главе – рассуждение об «оттенках и тонкостях обращения»;
  • в четвёртой главе – мысль о живучести Ноздревых;
  • в пятой главе – размышления Чичикова «о славной бабешке»; думы автора о метком русском слове и «бойком русском уме»;
  • в шестой главе – воспоминания автора о юности; размышление о человеке.
  • в седьмой главе – о двух писателях, о крестьянах, купленных Чичиковым;
  • в восьмой главе – о силе власти исправника;
  • в девятой главе – о бунте крестьян селения Вшивая-Спесь;
  • в десятой главе – «Повесть о капитане Копейкине»;
  • в одиннадцатой главе – отступления о Руси, о дороге, рассказ о Кифе Мокеевиче и его сыне; рассуждение о добродетельном герое и герое – подлеце; размышление о птице – тройке.

Введение в произведение образа автора даёт возможность связать воедино свой собственный жизненный путь с путём России. Это и является важнейшей задачей поэмы: показать путь России в прошлом, настоящем и будущем, а также нерасторжимость судеб писателя и его родины.

Именно в лирических отступлениях сформулирована авторская позиция. Гоголь обратился к лиро-эпическому жанру, чтобы показать противостояние живого и мёртвого в самой сущности России. Мёртвое показано писателем на уровне сюжета: все герои поэмы заражены этой омертвлённостью, все без исключения: помещики, чиновники, главный герой и даже крестьяне. Но их возрождение возможно, Гоголь задумал показать во 2-3 томах поэмы возрождение души.

Но в первом томе возможность показать живое, способное возродиться писатель мог только на уровне лирических отступлений.

Также поэмой раньше называли произведения Гомера, Данте. Например «Божественную комедию» Данте. А связь «Божественной комедии» с «Мёртвыми душами» была замечена ещё современниками (Герцен, Вяземский). Это ещё раз проясняет жанровую организацию «Мёртвых душ».

Также право называться поэмой «Мёртвым душам» даёт и особая поэтичность языка. Несмотря на то, что это прозаическое произведение, язык поэмы так поэтичен, даже музыкален, насыщен выразительными средствами, что разница между прозой и поэзией исчезает.

3 Образы помещиков в «Мертвых душах» (Сатирическое)

       Традиционно «Мертвые души» Гоголя рассматриваются в школе с позиций В. Г. Белинского как сатирическое и  социально-обличительное произведение.       Считая себя пророком. Гоголь искренне верил в то, что именно он должен указать человечеству на его грехи и помочь избавиться от них.

       Так какие же грехи опутали наших героев? Какое зло проповедуют они?

       Класс делится на пять групп (по количеству глав, посвященных описанию помещиков) и в рамках учебного исследования ищет параллели между героями Гоголя и «Божественной комедии» Данте. Выполнить эти задания поможет книга Е. А. Смирновой «Поэма Гоголя „Мертвые души“». — Л., 1987.

1-я группа. Манилов (глава 2)

       По мнению Е. А. Смирновой, пейзаж маниловской усадьбы вполне соответствует описанию первого круга ада — Лимба. У Данте: зеленый холм с замком — и дом Манилова на возвышении; сумеречное освещение Лимба — и у Гоголя «день… не то ясный, не то мрачный, а  какого-то светло-серого цвета»; обитающие в Лимбе язычники — и причудливые греко-римские имена детей Манилова.

       Учащиеся могут заметить, что в доме Манилова много дыма, так как хозяин непрерывно курит трубку, а в описании его кабинета — горки золы. А дым и зола связаны с бесовщиной. Значит, в душу героя уже вселился дьявол и она требует очищения.

       При отъезде Чичикова Манилов обращает его внимание на тучи, пытаясь отвлечь гостя от выполнения задуманного им путешествия. Но ведь и по мере погружения в преисподнюю мгла нарастает! Однако уже в сцене купли-продажи в словах Чичикова звучит надежда автора на воскресение даже самой заблудшей и «дрянной» души. Манилов утверждает, что умершие души — ничтожный товар, а Чичиков возражает и защищает умерших, отзываясь о них: «Очень не дрянь!»

2-я группа. Коробочка (глава 3)

       Есть предположение, что посещение Чичиковым дома Коробочки — это посещение второго круга ада. У Данте это описывается так: «Стеная, несся круг Теней, гонимый вьюгой необорной». У Гоголя — «темнота была такая, хоть глаз выколи». И Коробочка подтверждает: «Сумятица и вьюга такая».

       Откуда же вьюга во время грозы? В преисподней возможно все, а третий круг ада у Данте вообще был кругом дождя. Жилище Коробочки напоминает пещеру Колдуньи: зеркала, колода карт, картины с птицами. Предметы эти трудно рассмотреть, так как в помещении полумрак, а глаза у Чичикова слипаются. В сцене купли-продажи Коробочка не бранит своих усопших крестьян, как Манилов, а выражает надежду, что мертвые «в  хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся». Таким образом, сокровенная мысль Гоголя начинает приобретать более отчетливые контуры. Идея воскресения заложена и в имени Коробочки — Анастасия — «воскресшая».

3-я группа. Ноздрев (глава 4)

       Третий круг ада — обжорство (чревоугодие). Поэтому не случайно Чичиков от Коробочки попадает в трактир. В данном случае уместен анализ эпизода «В трактире». «Толстая старуха» продолжает тему Коробочки.

       Вся история с Ноздревым соответствует четвертому кругу ада, где мучаются скупые и расточительные души. А Ноздрев, бесшабашный гуляка, бестолково проматывающий состояние, и есть расточитель. Его увлечение игрой в шашки подчеркивает его азартность, он и гостю предлагает сыграть. Лай собак — важная деталь эпизодов главы о Ноздреве. Собаки Ноздрева ассоциируются с адским псом Цербером, выполняющим свою миссию.

       Сцена сделки может быть интерпретирована таким образом. Если в предыдущих главах способы спасения души рисуются иносказательно, то ноздревский способ — нечестная сделка, надувательство, обман, попытка пробраться в Царствие Небесное незаслуженно, как в дамки.

4-я группа. Собакевич (глава 5)

       Антибогатырь Собакевич тоже готов к воскресению. В сцене купли-продажи он как бы воскрешает своих умерших крестьян восхвалением. «Способ оживления» здесь не мошенничество, как у Ноздрева, и не откапывание из земли, как у Коробочки, а стремление к добродетели и доблести. Анализ эпизода позволит сделать вывод, что спасение души достается дорого — покупается жизнью, полной труда и самоотвержения. Поэтому хозяин и «выписывает» всех «с означением похвальных качеств».

       Далее идет параллель «богатырская». Подвиги богатырей русских и «подвиги» Собакевича. Собакевич — богатырь за столом. При анализе эпизода «Обед у Собакевича» можно обратить внимание на обличение такого человеческого порока, как чревоугодие. Вновь этот грех встает в поэме крупным планом: Гоголь считал его особенно тяжким.

5-я группа. Плюшкин (глава 6)

       Плюшкин — последний, пятый в галерее образов помещиков. Мы знаем, что Гоголь хотел сделать Плюшкина, как и Чичикова, персонажем второго тома, привести его к нравственному перерождению. Вот почему автор подробно рассказывает нам о прошлом Степана Плюшкина, рисуя историю обнищания человеческой души.

       Какой же способ спасения души «предлагается» Плюшкину? Он его нашел сразу, но не понял. Степан Плюшкин спасает вещи, поднимая все на своем пути, а надо поднимать души, спасать их. Ведь главная идея «Мертвых душ» — идея духовного возрождения падшего человека, «воскресение», оживление его души. Плюшкин и на прощание говорит Чичикову: «Да благословит вас бог!» Плюшкин готов к возрождению, ему надо только вспомнить, что поднимать надо не вещи, а душу.

 

4. Лирическое в поэме

Так давайте попробуем проанализировать несколько лирических произведений поэмы, найти выразительные средства, которые использует автор в них. Попробуем увидеть ту особенность языка, его музыкальность, которая присутствует в основном в лирике. В лирических отступлениях писатель использует приёмы, характерные для поэтического текста. Найдите такие приёмы.

Группам выдаются таблицы с заданиями.

1 группа. Лирическое отступление в 6 главе, начало, со слов: «Прежде, давно, в лета… меня поражало…»

Выразительные средства

Примеры

1

Инверсия – изменение обычного порядка следования чего-либо (слов в предложении, элементов сюжета).

 

2

Повторы (повторы слов или однокоренных слов, корней).

 

3

Обращения, восклицания.

 

4

Парцелляция (приём расчленения фразы на части или даже на отдельные слова в виде самостоятельного неполного предложения. Её цель придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения).

 

5

Назывные предложения.

 

6

Синонимы (близкие по значению слова).

 

7

Антонимы (слова с противоположным значением).

 

8

Однородные члены (синтаксическое средство: слова со значением перечисления фактов, событий).

 

9

Сравнения (один предмет сравнивается с другим).

 

10

Метафоричные эпитеты (метафора – средство художественной изобразительности, употребление слова в переносном значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами; эпитет – красочное прилагательное, через которое выражается авторское отношение к предмету).

 

11

Звукопись: аллитерация (повторение одинаковых или однородных согласных).

 

12

Звукопись: Ассонанс (созвучие гласных звуков).

 

 

2 группа. Лирическое отступление в 5 главе со слов: «Выражается сильно российский народ!»

Выразительные средства

Примеры

1

Инверсия – изменение обычного порядка следования чего-либо (слов в предложении, элементов сюжета).

 

2

Повторы (повторы слов или однокоренных слов, корней).

 

3

Обращения, восклицания.

 

4

Градация.

 

5

Синонимы (близкие по значению слова).

 

6

Олицетворения (неживой предмет наделяется живыми качествами).

 

7

Метафоричные эпитеты (метафора – средство художественной изобразительности, употребление слова в переносном значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами; эпитет – красочное прилагательное, через которое выражается авторское отношение к предмету).

 

8

Просторечье.

 

9

Фразеологизмы.

 

 

3 группа. Лирическое отступление в 11 главе со слов: «И какой же русский не любит быструю езду!... месяц одни кажутся недвижны.»

Выразительные средства

Примеры

1

Инверсия – изменение обычного порядка следования чего-либо (слов в предложении, элементов сюжета).

 

2

Повторы (повторы слов или однокоренных слов, корней).

 

3

Обращения, восклицания.

 

4

Синонимы (близкие по значению слова).

 

5

Градация.

 

6

Олицетворения (неживой предмет наделяется живыми качествами).

 

7

Метафоричные эпитеты (метафора – средство художественной изобразительности, употребление слова в переносном значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами; эпитет – красочное прилагательное, через которое выражается авторское отношение к предмету).

 

8

Просторечье.

 

9

Риторические вопросы.

 

10

Антонимы.

 

11

Парцелляция (приём расчленения фразы на части или даже на отдельные слова в виде самостоятельного неполного предложения. Её цель придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения).

 

 

4 группа. Лирическое отступление в 11 главе со слов: «Эх, тройка! Птица тройка да сверлит воздух.»

Выразительные средства

Примеры

1

Инверсия – изменение обычного порядка следования чего-либо (слов в предложении, элементов сюжета).

 

2

Повторы (повторы слов или однокоренных слов, корней).

 

3

Обращения, восклицания.

 

4

Гипербола.

 

5

Градация.

 

6

Олицетворения (неживой предмет наделяется живыми качествами).

 

7

Метафоричные эпитеты (метафора – средство художественной изобразительности, употребление слова в переносном значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами; эпитет – красочное прилагательное, через которое выражается авторское отношение к предмету).

 

8

Просторечье.

 

9

Риторические вопросы.

 

10

Поговорки, крылатые фразы.

 

11

Парцелляция. (Приём расчленения фразы на части или даже на отдельные слова в виде самостоятельного неполного предложения. Её цель придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения).
Анафора (одинаковое начало предложений).

 

 

5 группа. Лирическое отступление в 11 главе со слов: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая…»

Выразительные средства

Примеры

1

Повторы (повторы слов или однокоренных слов, корней).

 

2

Обращения, восклицания.

 

3

Синонимы.

 

4

Метафоричные эпитеты (метафора – средство художественной изобразительности, употребление слова в переносном значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами; эпитет – красочное прилагательное, через которое выражается авторское отношение к предмету).

 

5

Риторические вопросы.

 

6

Парцелляция. (Приём расчленения фразы на части или даже на отдельные слова в виде самостоятельного неполного предложения. Её цель придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения.)
Анафора (одинаковое начало предложений).

 

 

6 группа. Лирическое отступление в 11 главе со слов: «Русь! Русь!…»

Выразительные средства

Примеры

1

Олицетворения.

 

2

Обращения, восклицания.

 

3

Повторы.

 

4

Метафоричные эпитеты (метафора – средство художественной изобразительности, употребление слова в переносном значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами; эпитет – красочное прилагательное, через которое выражается авторское отношение к предмету).

 

5

Риторические вопросы.

 

6

Парцелляция. (Приём расчленения фразы на части или даже на отдельные слова в виде самостоятельного неполного предложения. Её цель придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения).
Анафора (одинаковое начало предложений).

 

5. Обобщение темы.

Выступление групп по таблицам

6. Подведение итогов урока.

Сатирическое, эпическое, лирическое в поэме.

 

7. Домашнее задание.

Обобщить весь материал по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Подготовиться к тестам.


 

Урок литературы 9 класс

Урок литературы 9 класс

Сюжет, который в последнее время лениво держал я в голове своей, не осмеливаясь даже приниматься за него, развернулся передо мной в величии таком, что все…

Сюжет, который в последнее время лениво держал я в голове своей, не осмеливаясь даже приниматься за него, развернулся передо мной в величии таком, что все…

России в прошлом, настоящем и будущем, а также нерасторжимость судеб писателя и его родины

России в прошлом, настоящем и будущем, а также нерасторжимость судеб писателя и его родины

У Гоголя — «темнота была такая, хоть глаз выколи»

У Гоголя — «темнота была такая, хоть глаз выколи»

Найдите такие приёмы. Группам выдаются таблицы с заданиями

Найдите такие приёмы. Группам выдаются таблицы с заданиями

Повторы (повторы слов или однокоренных слов, корней)

Повторы (повторы слов или однокоренных слов, корней)

Антонимы. 11

Антонимы. 11

Синонимы. 4

Синонимы. 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2024