(поэтический вечер)
Автор:
Ищишина Е.В.
Ведущий 1:
Россия – страна многих культур и вер – всегда была сильна способностью принять в себя, не лишая самобытности, племена, этносы и народы, которым суждено было потом вместе строить судьбу ее государства и общества.
В далекой Тмутаркани, древнерусском княжестве, существовавшем в X-XI веке на Таманском полуострове, древние славяне вместе с горцами три с половиной века вели изнурительную борьбу с иноземными захватчиками, спасая тем самым кавказские народы от истребления.
Ведущий 2:
Как правило, нравы и обычаи народов зависят от климата той территории, которую они занимают, от образа жизни и воспитания; из этого следует, что нравы людей, населяющих земли, изобилующие скалами и покрытые вечными снегами, должны быть суровыми. Их бесплодная земля не дает им даже того, что необходимо для существования. Хотя они видят внизу плодородные долины, они редко туда спускаются, зная, что это будет стоить им независимости. Они могут терпеть всяческие лишения, особенно когда речь идет о том, чтобы защитить свою свободу, которая, по их мнению, состоит в выборе каждого заниматься тем, чем ему нравится.
Ведущий 1:
В произведениях устного народного творчества тех времен своеобразно отражалась реальность жизни. Создавались предания, былинный эпос о Нартах, до наших дней сохранившие духовный облик каждого из кавказских народов. Мы попадаем в совершенно особый, романтический мир, где конь, например, наделен человеческой речью, а вещие птицы предсказывают будущее. Герои легенд добры и отважны, честны, физически сильны. Добро и зло резко разделены, и неизменно побеждает светлое начало.
Прошли века, наука вооружила людей многими знаниями и техникой, но старинные народные легенды, при всей их наивности, по-прежнему пленяют нас своей поэтичностью, богатством мысли, глубиной народной мудрости. Они питают творчество современных поэтов.
Ведущий 2:
Героический эпос – это поэтическое повествование о героических подвигах, походах, битвах, приключениях, необычных происшествиях. Столетиями эпос любого народа передавался из поколения в поколение устным путем, хранился и воспроизводился. В традиции многих народов, в том числе и кавказских, было принято петь сказания в сопровождении музыкального инструмента.
Ведущий 1:
Так рождалась музыка. Музыка – душа народа, она отражает внутренний мир человека. Не пером написана история горских народов – она написана кинжалами, серпами, копытами коней, над могильными памятниками. Не чернилами написаны горские песни – они написаны слезами и кровью. Народные песни это и «колыбельная» - первое, что слышит человек, и похоронный плач – последнее, что звучит над человеком. Народные песни – в них страдают влюбленные, погибают герои, ими оплакивают умерших и проклинают врагов. В них борются, трудятся и вечно мечтают о лучшей доле.
Не удивительно, что звуками этих песен был очарован поручик Тенгинского полка Лермонтов, а Лев Толстой записывал прозаическое пересказы этих песен у своих кунаков в аулах и считал, что «песни гор - сокровища поэтические необычайные».
Ведущий 2:
(звучит музыка народов Северного Кавказа)
Мелодия песни полностью подчинена содержанию текста. Богатство музыкального сопровождения проявляется в танцах. Характерный танец, своеобразный символ народов Северного Кавказа – мужской сольный танец. Лезгинка – это своеборазная картинка нартского эпоса, которая отличается пластикой, виртуозностью и особой грацией. Пожалуй, только горец, выросший на традициях кавказского народного уклада, на носках и с кинжалом может чувствовать лезгинку. Горец не любит подражать, поэтому лезгинка – это состязание.
(танец «Лезгинка» с видео диска или в живом исполнении)
Ведущий 1:
Кавказ нашел отражение в поэзии и прозе многих писателей-классиков и наших современников. Своей красотой и величием он приковывал к себе внимание еще с древних времен.
Суровый край, суровые нравы и обычаи горцев описывали в своих произведениях также Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Иванович Полежаев, а также поэты уже начала XX века: Иван Андреевич Бунин, Сергей Александрович Есенин и другие. Кавказ всегда был и остается краем романтической поэзии и сказочной по красоте природы.
Лермонтов Михаил Юрьевич
Утро на Кавказе
Светает – вьется дикой пеленой
Вокруг лесистых гор туман ночной;
Еще у ног Кавказа тишина;
Молчит табун, река журчит одна.
Вот на скале новорожденный луч
Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,
И розовый по речке и шатрам
Разлился блеск и светит там и там:
Так девушки, купаяся в тени,
Когда увидят юношу они,
Краснеют все, к земле склоняя взор:
Но как бежать, коль близок милый вор!..
Бунин Иван Алексеевич
Дагестан
Насторожись, стань крепче в стремена.
В ущелье мрак, шумящие каскады.
И до небес скалистые громады
Истают в конце ущелья как стена.
Над их челом – далеких звезд алмазы.
А на груди, в зловещей темноте,
Лежит аул: дракон тысячеглазый
Гнездится в высоте.
Ведущий 2:
Литература народов, и в т. ч. дагестанских, безусловно, очень богата. Это яркое, своеобразное явление со своими сложившимися традициями, дающими возможность сразу отличить ее от любой другой. Но и в ней есть вершины, в которых собралось все лучшее, все коренное, все удивительное. Среди таких вершин, конечно, дагестанец Гамзат Цадаса, аварский поэт Расул Гамзатов, Фазу Алиева и многие другие.
Ведущий 1:
Расул Гамзатович Гамзатов родился 8 сентября 1923 года в селении Цада Хунзахского района Дагестанской АССР, в семье народного поэта Дагестана, лауреата Госпремии СССР, Гамзата Цадасы. Из воспоминаний Р. Гамзатова «Как мне давали имя»:
Мать рассказывала о том, как мне давали имя. Я был в нашем доме тратьим сыном. Имя первенца знал весь аул до его появления на свет, ибо по обычаю он должен был получить имя своего покойного деда. Каждый житель аула помнил об этом, и все говорили: скоро в семье Гамзата появится Магомет. Его имя и дал мой отец своему первенцу, моему старшему брату.
Был у моего отца еще дядя, который умер незадолго до рождения второго мальчика. Дядю звали Ахильчи.
- Вот и Ахильчи воскрес! – радостно заговорили жители аула, когда народился в нашем доме второй мальчик. – Воскрес наш Ахильчи. Пусть мальчик вырастет таким же благородным человеком, каким был тот, чье имя ему досталось носить.
К тому времени, когда нужно было родиться мне, у отца не было уже в запасе ни родных, ни друзей, которые давно умерли или пропали на чужой стороне и чье имя можно было мне передать, чтобы я нес его по земле с той же честью.
Когда родился я, отец, чтобы исполнить обряд наречения, пригласил в саклю самых почтенных людей аула. Они неторопливо и важно расселись в сакле, словно предстояло решать судьбу целой страны. В руках они держали по пузатенькому изделию балхарских гончаров. В кувшинках была, конечно, пенистая буза. Только у одного, самого старого человека с белоснежной головой и бородой, у старца, похожего на пророка, руки были свободны.
Этому-то старцу передала меня мать, выйдя из другой комнаты. Я барахтался на руках старца, а мать между тем говорила:
- Ты пел на моей свадьбе, держа в руках то пандур, то бубен. Песни твои были хороши. Какую песню ты споешь сейчас, держа в руках моего младенца?
- О, женщина! Песни ему будешь петь ты, мать, качая его колыбель. А потом его песни ему пусть поют птицы, реки. Сабли и пули тоже пусть поют песни. Лучшую из песен пусть споет ему невеста.
- Тогда назови. Пусть я, мать, пусть весь аул и весь Дагестан услышит имя, которое ты сейчас назовешь.
Старец поднял меня высоко к потолку сакли и произнес:
- Имя девочки должно быть подобно сиянию звезды или нежности цветка. В имени мужчины должны воплощаться звон сабель и мудрость книг. Много имен узнал я, читая книги, много имен услышал я в звоне сабель. Мои книги и мои сабли шепчут мне теперь имя – РАСУЛ.
Старец, похожий на пророка, наклонился над одним моим ухом и шепнут: «Расул». Потом он наклонился над моим другим ухом и громко
крикнул: «Расул!». Потом он подал меня, плачущего, моей матери и, обращаясь к ней и ко всем сидящим в сакле, сказал:
- Вот и Расул…
Ведущий 2:
Цада!.. Семьдесят теплых очагов. Семьдесят голубых дымков, поднимающихся в чистое высокогорное небо. Белые сакли на черной земле. Перед аулом, перед аулом, перед белыми саклями – зеленые плоские поля. Позади аула поднимаются скалы. Серые утесы столпились над нашим аулом, словно дети, собравшиеся на плоской кровле, чтобы смотреть вниз на свадебный двор.
Отчего же сейчас, когда я снова увидел эти семьдесят саклей, сердце мое раскачалось в груди так, что больно ребрам, в глазах моих затуманилось и голова закружилась, будто я болен или пьян?
Неужели маленький дагестанский аул прекраснее Венеции, Каира или Калькутты?
Неужели аварка, бредущая по тропинке с вязанкой дров, прекраснее высокорослой белокурой скандинавки?
Цада! Я брожу по твоим полям, и утренняя холодная роса омывает мои усталые ноги. Даже не в горных ручьях, а в родниках умываю я свое лицо. Говорят, если уж пить, то пить из источника. Говорят также – и мой отец это говорил, - что мужчина может стать на колени только в двух случаях: чтобы напиться из родника и чтобы сорвать цветок. Ты, Цада, мой родник. Становлюсь на колени, припадаю губами и жадно пью из тебя.
Ведущий 1:
Учился в Аранинской средней школе и в Аварском педучилище, после окончания которого работал учителем, помощником режиссера Аварского Государственного театра, заведующим отделом и собственным корреспондентом аварской газеты «Большевик гор», редактором аварских передач Дагестанского радиокомитета. В 1945—1950 гг. Расул Гамзатов учился в Московском литературном институте имени М. Горького. После его окончания Расула Гамзатова в 1951 году избирают Председателем правления Союза писателей Дагестана, где он работал вплоть до своей кончины в ноябре 2003 года.
Ведущий 2:
Расул Гамзатов писал стихи с детства. Первая книжка стихов на аварском языке вышла в 1943 году. Ему было всего лишь 20 лет, когда он стал членом союза писателей СССР. С тех пор на аварском и русских языках, на многих языках
Дагестана, Кавказа и всего мира вышли десятки поэтических, прозаических и публицистических книг («В горах мое сердце», «Высокие звезды», «Берегите друзей», «Журавли», «У очага» и многие другие), которые получили широкую популярность у любителей его поэзии.
За выдающиеся достижения в области литературы Расул Гамзатов отмечен многими званиями и премиями.
(видео о Расуле Гамзатове)
Ведущий 1:
Многие стихи Расула Гамзатова стали песнями. Они привлекли внимание многих композиторов Дагестана, Кавказа, России и других республик. Издательство «Мелодия» неоднократно выпускало пластинки и диски с песнями на стихи поэта. Тесно работали с Гамзатовым широко известные в стране композиторы: Ян Френкель, Оскар Фельцман, Полад Бюль-Бюль-оглы, Раймонд Паулс, Юрий Антонов, Александра Пахмутова, Готфрид Гасанов, Сергей Агабабов, Мурад Кажлаев, Ширвани Чалаев и многие другие.
Ведущий 2:
Исполнителями этих песен стали известные певцы и артисты: Анна Герман, Галина Вишневская, Муслим Магомаев, Марк Бернес, Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев, Сергей Захаров, София Ротару, Рашид Бейбутов, Вахтанг Кикабидзе, Дмитрий Гнатюк, Муи Гасанова, Магомед Омаров и другие. Стихи декламировали такие известные артисты, как Михаил Ульянов, Александр Завадский, Яков Смоленский, Александр Лазарев и другие.Наибольшую известность поэту принесло стихотворение «Журавли». Положенное на музыку Яном Френкелем, оно стало подлинным реквиемом по солдатам, павшим на полях великой войны с фашизмом.
(демонстрация клипа «Журавли»)
Ведущий 1:
«Много лет назад, в старой, обветшалой крепости Хунзах, выдающийся дагестанский поэт Гамзат Цадаса во время дружеской беседы сказал: «Есть одна у меня мечта. Если бы она исполнилась, я был бы счастлив. Моему сыну Расулу десять лет. Я исполнил в жизни все, что хотел. Я достиг знаний, с детства писал стихи... А кто будет мне наследником? Конечно, поэт других времен. Я хочу, чтобы этим поэтом был мой сын, мой маленький Расул».
Стихи дагестанского поэта недаром получили такое грандиозное всеобщее признание. В них содержится так много мудрости, накопленной веками в народном мировосприятии, так много того, что определяется одним словом – поэзия.
Дагестан, все, что люди мне дали,
Я по чести с тобой разделю,
Я свои ордена и медали
На вершины твои приколю.
Ведущий 2:
Образный мир стихов Гамзатова богат и специфичен, хотя безусловно порожден глубинной природой кавказского мышления, в нем много символики и метафоричности. Тематика разнообразна, художественное пространство автора и поэтическая территория равнозначны масштабам его души, способной любить, гордиться своей родиной и проникать в суть вещей.
3 ноября 2003 года поэт умер и был похоронен в Махачкале.
У очага
Дверцы печки растворены, угли раздуты,
И кирпич закопчен, и огонь тускловат.
Но гляжу я на пламя и кажется будто
Это вовсе не угли, а звезды горят.
Звезды детства горят, звезды неба родного.
Я сижу у огня, и мерещится мне,
Будто сказка отца вдруг послышалась снова,
Песня матери снова звенит в тишине.
Полночь. Гаснет огонь. Затворяю я дверцу –
Нет ни дыма, ни пламени, нет ничего.
Что ж осталось? Тепло, подступившее к сердцу,
Песня матери, сказка отца моего.
Ведущий 1:
Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты. Его друзьями были Симонов, Твардовский, Кулиев, Айтматов, Кугультинов, Карим, Луконин, Евтушенко, Рождественский — писатели и поэты, казалось бы непохожие друг на друга и часто не общавшиеся с друг другом. Но всех их объединяла любовь к нему, к его редчайшему дару поэта и человека.
Расул умел соединять людей самых разных возрастов и профессий. Люди, встретившиеся впервые в его доме, потом становились друзьями. Застолье в доме Гамзатова было как бы сопровождением к его искрометному творчеству, его горской философии. Он всегда читал свои новые стихи, говорил о своих новых творческих планах. Гамзатов не терялся ни в какой ситуации, остроумие его было
гениальным. Его неожиданный, чисто гамзатовский юмор, был его визитной карточкой. С ним всегда было легко, потому что, умея шутить, он сам ценил шутку и находчивость.
Ведущий 2:
Любимых женщин имена
Встревожены земные шири,
Но знаю способ я один,
Как укротить в подлунном мире
Воинственность его мужчин.
Когда б мне власть была дана,
Вершинам всем, являя разум,
Я даровал бы в мире разом
Любимых женщин имена.
Чтоб опустились руки вдруг
Пред картою у бомбардира,
Пусть лучшей половины мира
Глаголют имена вокруг.
Когда б мне власть была дана,
Неся ответственность пред веком,
Я матерей бы имена
Присвоил пограничным рекам.
Еще дух рыцарства в чести,
И, может, власть его опеки
Переступить такие реки
Удержит воинов в пути.
В честь просветления очей,
Издав указ антивоенный,
Назвал бы звезды во Вселенной
Я именами дочерей.
И сразу бы на небе мира
Не стало б в далях грозовых
Ни одного ориентира
Для самолетов боевых.
И, обретя покой, планета
Жила бы, радости полна…
Звучат всегда в душе поэта
Любимых женщин имена.
Ведущий 1:
С ним люди разных возрастов чувствовали себя ровесниками, люди разных национальностей — земляками. Когда он читал стихи в них ощущался внутренний накал, который порой доходил до предела. Он любил подшучивать над другими, но это почти всегда было безобидно, ибо прежде всего он подшучивал над самим собой.
Для многих он был живой легендой поэзии. Он искренне любил людей, всяких — необыкновенных и самых простых и обычных. Ему все было интересно.
Гамзатов был поэтом великой державы, чем всегда гордился, никогда не предавая этого звания. Гибель державы, в которой он жил и творил, резко подточила его здоровье. Он мучительно переживал все, что происходит в стране. Человек искренний и распахнутый, он молчал несколько лет, живя почти безвыездно. Он всегда хотел противопоставить любовь ненависти и особенно в последние годы.
Я тебя не забуду
По планете немало постранствовал я,
Уходил в никуда, приходил ниоткуда…
Ты – мой посох в судьбе, ты – дорого моя.
Я тебя никогда не забуду.
Все, кого я встречал, оставались в душе.
Кто – на несколько лет, кто всего на минуту…
Ты была в моем сердце с рожденья уже.
Я тебя никогда не забуду.
Много раз улыбались красавицы мне,
Были эти улыбки похожи на чудо…
Но в глазах твоих я утонул по весне.
Я тебя никогда не забуду.
Спел я множество песен в кругу земляков,
Слышал песни, подобные древнему гуду…
Только ты – будто лучшая песня веков.
Я тебя никогда не забуду.
Ведущий 2:
Его последние стихи пронизаны болью, которую он не может превозмочь. Его прозрение стало его долгим прощанием со своей страной, со своими читателями, с Патимат, которая ушла внезапно и этим еще более обнажила нерв его одиночества. Гамзатов был однолюбом, рыцарем, патиматиком. При всей его кажущейся влюбчивости он был по-настоящему влюблен только в свою Патимат. Он был предан ей одной, потому и внезапную потерю ее пережил так тяжело:
Я за твое здоровье пил,
А чтоб была совсем здорова,
Потом еще стакан разбил,
Но ты взглянула так сурово,
Что показалось мне: я сам,
А не стекло – лежу в осколках,
Что это сердце – пополам,
А вот тебе не жаль нисколько.
Скорей поднять его спеши,
Ведь ты тепла его не знала,
Сбрось серьги, к уху приложи,
Ты трудный стук его слыхала?
Ну, слышишь, как частит оно,
Как шепчет: «Эх, моя тупица,
Я все обидами полно,
Я так и впрямь могу разбиться».
Стакан пропал, ну что там в нем?
Возьмем и выпьем из другого,
А если сердце разобьем,
Кто нам его починит снова?
Ведущий 1:
В нем в последние годы боролась надежда с безнадежностью. Но Поэт не цеплялся за жизнь, он просто не хотел ее терять, как любимую женщину, любимую до самозабвения. И в этом была какая-то трагичность. Его последняя книга, которую еще не увидел читатель, может быть, будет самой глубокой, самой пронзительной и самой беспощадной по силе поэтического откровения. Он все время хотел написать самое главное стихотворение в своей жизни, и ему казалось, что это должно быть
последнее стихотворение. Его вообще очень интересовали последние стихи тех поэтов, которых он любил, потому что он считал, что именно в них закодировано нечто самое-самое. Он замечательно читал свои стихи, и это не было актерством, просто они шли из глубины его пламенной натуры, страстно и факельно. Вообще образ факела был любимым его образом, ведь он и сам был факелом, рассеивающим тьму.
Ведущий 2:
Он был слишком мудрым и разумным для этого безумного времени. Будучи одним из самых талантливых представителей своей эпохи, он стал ее последним солдатом:
Совсем один, как доблестный солдат,
Что чудом уцелел из всей пехоты,
Из окруженья выйдя наугад,
Попал в непроходимое болото.
Совсем один, как раненый журавль,
В недобрый час отбившийся от стаи…
Уже давно на юг ему пора,
Да крылья перебитые устали.
Ведущий 1:
Буквально во всем Кавказ тесно и органически связан с прошлым и настоящим России. Мы глубоко чтим культуру этой прекрасной земли.
Свела нас всех вместе судьба, как соседей в одном доме: хочешь - живи, хочешь – уезжай. Если надо жить, то следовать совету героя мультфильма: «Ребята, давайте жить дружно». И следовать в жизни советам мудрецов Кавказа – поэтам, чьи замечательные стихи вы сегодня услышали.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.