Поэтический спектакль "Сегодня проливаем свет на жанр изысканный - сонет"

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 10.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Поэтический спектакль расскажет , что такое сонет, будут звучать сонеты , начиная от Ф.Петрарки, Данте Алигьери, Н.Буало-Депро, Д.Китса и до А.С.Пушкина и И.Северянина. Героями спектакля являются Амур, Роза, Муза и бог Аполлон. Музыкальное сопровождение- великолепные произведения Ф.Листа, Ф.Шуберта, Л.Боккерини, М.Глинки.
Иконка файла материала сонет.docx
Поэтический спектакль «Сегодня проливаем свет на жанр изысканный – сонет…» Ведущий: Суровый Дант не презирал сонета; В нем жар любви Петрарка изливал; Игру его любил творец Макбета; Им скорбну мысль Камоэнс облекал. И в наши дни пленяет он поэта: Вордсворт его орудием избрал, Когда вдали от суетного света Природы он рисует идеал. А.С.Пушкин Наверное, есть некая магия в этой, вроде бы случайно возникшей, стихотворной форме ,  которая так увлекает поэтов. Давайте, прикоснёмся к чуду поэтической мысли…  Обратимся к словарю Ф.А.Брокгауза и И.А. Ефрона. «Сонет» ­ франц.sonnet, ит. sonetto –  песенка; небольшое стихотворение, состоящее из 2 четверостиший на две рифмы и 2  трёхстиший на три рифмы. Таким образом, классический сонет насчитывает 14 строк. Есть ещё некоторые правила: рифмы должны чередоваться, женские рифмы должны сменяться  мужскими, обязателен пятистопный ямб, должно быть 154 слога, слово, уже  употреблённое, больше употреблять нельзя. Лишь соблюдение всех правил даст сонету высшую красоту.(Буало) Т.Готье возмущался: « Зачем тот, кто не хочет подчиняться правилам, избирает строгую  форму?» Всякое отступление от нормы действует как фальшивая нота , как диссонанс в  музыке. Звучит ноктюрн №3 ля­бемоль мажор «Грёзы любви» Ф.Листа. Появляется Амур. Амур: Логика и симметрия в поэзии – это прекрасно! Но сонет – прежде всего чувства, а  они льются как слепой дождь, обрушиваются как снежная лавина – вне всяких сомнений.  Сонет – это поэтическая мысль, доведённая до совершенства. Венок сонетов – венок  любви. Амур: Петрарка, и Шекспир, и Бутурлин (Пусть мне простят, что с гениями рядом Поставил имя скромное парадом…) Сонет воздвигли на престол вершин. Портной для измеренья взял аршин. Поэт, окинув нео­форму взглядом И напитав ее утопий ядом, Сплел сеть стихов для солнечных глубин. И вот, сонета выяснив секрет, Себе поэты выбрали сонет Для выраженья чувств, картин, утопий. Ведущий: И от Петрарки вплоть до наших дней Сонет писали тысячи людей ...                                                               И.Северянин «Сонет xxx»И что удивительно, виртуозы сонета придумывают более сложные формы стихосложения:  двойной сонет, сонетный венок… Амур: Здесь говорит Любовь – она вольна во всём; Стрела моя рождает сердца пыл. Я помню, как Петрарка в плену страсти был… Меня он как­то звал: «Прошу, Амур, на помощь мне приди,­ Написано о милой слишком мало: Перо в руке натруженной устало И вдохновенья пыл ослаб в груди. До совершенства строки доведи.» Ведущий:  Плетёт Амур венок из времени и судеб: Сонет и роза, и опять сонет – как долго это будет? Амур: Бесконечно…я уверяю вас – «любовь одна  В тринадцатом столетии, как в этом, Печальней смерти и пьяней вина…» Ведущий: Но… «уж если суждено словам брести В оковах тесных – в рифмах наших дней, И должен век свой коротать в плену Сонет певучий – как бы нам сплести Сандалии потоньше, понежней Поэзии – для ног её босых? Ведущий: Проверим лиру, каждую струну, Прилежным слухом, зоркостью очей. Как царь Мидас ревниво в старину Хранил свой клад, беречь мы будем стих. Прочь мёртвый лист из лавровых венков! Пока в неводе музы, мы для них Гирлянды роз сплетём взамен оков»                                                               Джон Китс «Сонет о сонете» Амур исчезает. Звучит «Баркаролла» Ф.Шуберта – Ф.Листа. Ведущий держит в руках  «Фантазии на тему сонета» . Каждую страницу украшает роза. Ведущий:  В альбоме только розы – не хватает строк. Вам нужно чувствами раскрасить сей венок! Дети пишут поэтические фантазии на розах альбома.Звучит «Менуэт» Л.Боккерини. Появляется роза (девушка в красном) Роза: Венок здесь вижу я – любви земной творенье. Кем он забыт, кому принадлежал, Чей взор ласкало чудное плетенье, Кто в тайны сердца розы посвящал? О, нежный бархат алых лепестков, Теплом души пылающей согрет, Здесь из прекрасного мерцания веков Льёт дивный свет изысканный сонет… Входит Муза. Муза: В Европе соловьиные каноны, Век междометий: возгласы и вздохи; Не говорят – щебечут скоморохи. И для души строжайшие законы. И в лирике невидимые троны Колеблются, когда в переполохе На площадях внимательной эпохи Сонетами сменяются канцоны.                                                    В.Миклушевич Роза: Сей жанр капризный, но всем милый, Известной строгостью метрической сврей, Уж сколько лет живёт в поэзии счастливо, А начиналось всё давным­давно, поверь. Появляется Аполлон – Феб Аполлон­Феб: В те дни, когда я был на стихотворцев зол, Законы строгие сонета изобрёл. В сонете я завёл порядок строгий: Я указал размер и сосчитал все слоги, В нём повторять слова поэтам запретил И бледный вялый стих сурово осудил. Теперь горжусь работой не напрасной: Поэму в сотни строк затмил Сонет прекрасный!                                                                       Н.Буало­Депро «Поэтическое искусство» Муза: Историю сонета знают уж давно. Суровый судия французских рифмачей В своих трудах поведал нам её.Подаёт Аполлону – Фебу книгу  Н.Буало­Депро «Поэтическое искусство» Аполлон –Феб: «Поэтическое искусство» Буало­Депро? Сударыня, польщён я вашими речами. В мире земном, в столь отдалённом веке, Услышать о сонете я уже не чаял… Сицилия…да, это Родина Сонета, Здесь всё нам шепчет о любви. Пожалуй, расскажу подробнее об этом… Встаёт заря эпохи Возрождения, Повсюду яркий свет… Лучами первыми осыпана Вселенная –  Нам Данте Алигьери уж поёт сонет… Звучит «Аделита» Ф.Тарреги. На фоне музыка звучит сонет В своих очах Любовь она хранит;  Блаженно все, на что она взирает;  Идет она — к ней всякий поспешает;  Приветит ли — в нем сердце задрожит. Так, смутен весь, он долу лик склонит  И о своей греховности вздыхает.  Надмение и гнев пред нею тает.  О донны, кто ее не восхвалит? Всю сладость и все смиренье дум  Познает тот, кто слышит ее слово.  Блажен, кому с ней встреча суждена. Того ж, как улыбается она,  Не молвит речь и не упомнит ум:  Так это чудо благостно и ново.                                                             Данте Алигьери Ведущий: Слова посвящены прекрасной Беатриче, Сонет – печать его любви. О, сколько чувств, восторженных и поэтичных! Читаю имя мастера другого, Вознёс сонет он до невиданных вершин. В других столетьях не найти такого, Петрарка – звон прекрасных мандолин! Звучит «Аделита» Ф.Тарреги. На фоне музыки звучат сонетыБлагословен день, месяц, лето, час И миг, когда мой взор те очи встретил! Благословен тот край, и дол тот светел, Где пленником я стал прекрасных глаз! Благословенна боль, что в первый раз Я ощутил, когда и не приметил, Как глубоко пронзен стрелой, что метил Мне в сердце Бог, тайком разящий нас! Благословенны жалобы и стоны, Какими оглашал я сон дубрав, Будя отзвучья именем Мадонны! Благословенны вы, что столько слав Стяжали ей, певучие канцоны, ­ Дум золотых о ней, единой, сплав!                                                                        Ф.Петрарка Есть существа, которые глядят На солнце прямо, глаз не закрывая; Другие, только к ночи оживая, От света дня оберегают взгляд. И есть еще такие, что летят В огонь, от блеска обезумевая: Несчастных страсть погубит роковая; Себя недаром ставлю с ними в ряд. Красою этой дамы ослепленный, Я в тень не прячусь, лишь ее замечу, Не жажду, чтоб скорее ночь пришла. Слезится взор, однако ей навстречу Я устремляюсь, как завороженный, Чтобы в лучах ее сгореть дотла.                                                                      Ф.Петрарка Ведущий: И снова в свиток загляну… Я имя это узнаю: Вильям Шекспир –  Он королём театра был. Люблю, ­ но реже говорю об этом, Люблю нежней, ­ но не для многих глаз. Торгует чувством тот, что перед светом Всю душу выставляет напоказ. Тебя встречал я песней, как приветом, Когда любовь нова была для нас. Так соловей гремит в полночный час Весной, но флейту забывает летом. Ночь не лишится прелести своей,Когда его умолкнут излиянья. Но музыка, звуча со всех ветвей, Обычной став, теряет обаянье. И я умолк подобно соловью: Свое пропел и больше не пою. Звучит Бергамасская сюита № 2 «Лунный свет» К.Дебюсси. На фоне музыки звучит сонет. Едва лишь ты, о музыка моя, Займешься музыкой, встревожив строй Ладов и струн искусною игрой, Ревнивой завистью терзаюсь я. Обидно мне, что ласки нежных рук Ты отдаешь танцующим ладам, Срывая краткий, мимолетный звук, ­ А не моим томящимся устам. Я весь хотел бы клавишами стать, Чтоб только пальцы легкие твои Прошлись по мне, заставив трепетать, Когда ты струн коснешься в забытьи. Но если счастье выпало струне, Отдай ты руки ей, а губы ­ мне! Ведущий: Откроем имя Прекрасной Дамы! Это Эмилия Ланье, а по отцу – Боссано… Именно ей Шекспир бессмертье дал. Окончен наш спектакль, но не история сонета. Александр Пушкин, Антон Дельвиг, Пётр  Бутурлин, Константин Бальмонт, Игорь Северянин, Владимир Набоков – вот имена тех,  кто продолжил «…лить свет на жанр изысканный – сонет…» На фоне музыки «Разлука» М.Глинка звучит сонет В.Набокова Дай руки, в путь! Найдем среди планет пленительных такую, где не нужен житейский труд. От хлеба до жемчужин – все купит звон особенных монет. И доступа злым и бескрылым нет в блаженный край, что музой обнаружен, где нам дадут за рифму целый ужин и целый дом за правильный сонет… Продолжает звучать музыка, дети читают наизусть сонеты.

Посмотрите также