Г.М. Бойко, учитель русского языка и литературы
МБОУ « СОШ № 2 им. Д.Х. Скрябина «ГО Жатай»
Формирование коммуникативной компетенции
на уроках русского языка.
« Успех – это произведение интересных мыслей на умение их донести»
Древний философ Скилеф
Сегодня, в XXI веке, не без оснований представляется, что выпускник школы должен соответствовать вызову и требованиям современного мира. И чтобы гармонично развиваться, эволюционировать с головокружительной скоростью – под стать научно- техническому прогрессу, соответствовать вызовам времени, международным требованиям и стандартам, быть конкурентоспособным на рынке хороших профессий, требуются не просто уметь читать и писать, но - главным образом - уметь анализировать.
Современные стандарты образования ставят новые задачи к преподаванию русского языка в школе. И во главу всего ставится не только приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил, но и формирование и развитие коммуникативных умений.
Курс русского языка в школе нацелен на формирование у учащихся
следующих видов компетенций:
− лингвистическая компетенция, т.е. умение проводить лингвистический анализ языковых умений.
− языковая компетенция, т.е. практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим слоем, соблюдение языковых норм;
- коммуникативная компетенция, которая является одной из ключевых, так как грамотность и компетентность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности, а формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебного процесса. Свободное владение языком, которое позволит уверенно общаться с различными людьми в различных ситуациях - это одна из новых целей, которую ставит современная жизнь перед учеником. Все конфликты не только в классе и в школе, но и в мире происходят от того, что люди не знают способов выхода из ссор. Дети часто видят проблему, но не знают реальных способов их решения.
Поэтому формирование умений связно излагать мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказывать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии — одно из самых важных направлений в развитии коммуникативной деятельности учащихся.
Хотелось бы говорить ярко, свободно, да фактически не можем: ведь этому надо специально учиться. А где и как этому можно научиться? Я считаю, что не последнюю роль в этом должны сыграть школьные уроки русского языка, направленные на формирование и развитие у будущих специалистов комплексной коммуникативной компетенции в деловом языке. Ведь именно, знания, полученные на уроках русского языка позволяют учащимся успешно развивать умения выразительной устной речи, грамотного ведения споров, формируют навыки использования языка в жизненно важных ситуациях, способствуют участию в учебно-исследовательской деятельности, дискуссиях, формируют навыки самообразования, активизируют умственную деятельность. Необходимо еще в школе научить детей развивать свою индивидуальность, свой стиль делового общения.
Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, объяснительную записку, заполнить анкету, написать заявление, задать вопрос, вести дискуссию. К сожалению, к силе слов часто не придается должного значения, считается, что если у человека более или менее богатый словарный запас и есть понятие о грамматике, то он автоматически сможет произнести правильную речь. Как это ни парадоксально на фоне бурно развивающейся общественной жизни мы мало уделяем внимания культуре публичной речи. К сожалению, наши ученики имеют серьёзные недостатки в развитии коммуникативной компетентности. Для преодоления этих трудностей необходимо овладевать навыками искусства речи.
Я попробую сформулировать некоторые аксиомы:
1. Необходимы регулярные тренировки. Понятно, что нет условий для ежедневных публичных выступлений. Это обстоятельство можно преодолеть, например, во время практических занятий на уроках русского языка.
2. Изучите свойственные вам повторы, или как их называют «слова-паразиты», и постарайтесь избавиться от них.
3. Старайтесь не украшать свою речь без нужды.
4. Не говорите длинно.
5. Разговаривая или докладывая что-то с трибуны, следите за руками, что бы ваша жестикуляция была, не очень активна и не отвлекала внимание слушателей.
Всего этого возможно добиться при условии перерастания знаний в навыки, приобретенные на практических занятиях. Уроки должны быть организованы так, чтобы помогали раскрыть собственное "я" учащегося.
Таким образом, в настоящее время актуальным является поиск таких форм повышения уровня ключевых компетенций учащихся, которые в максимальной степени будут способствовать становлению грамотной и социально-значимой личности выпускника.
На сегодняшний день как и 10 лет назад, пожалуй, самой эффективной и продуктивной считаю технологию успешной коммуникации Лаундес Лейл и технологию блочного (модульного) обучения Чошанова Мурата Ашировича.
В контакте с учениками учитель сообщает новую информацию, ученики, общаясь с учителем и друг с другом, усваивают её, овладевая речевой деятельностью.
Также в ведущих дидактических теориях говорится о формировании коммуникативной компетентности. Интересный подход к данной проблеме мы находим в работах методистов Д.И.Иванова, К.П.Митрофанова, О.В.Соколовой. Главной идеей этих работ становится мысль о том, что работа над коммуникативными навыками возможна и необходима на уроках русского языка.
В основу опыта положены также идеи ученого-методиста Л.С.Выготского (деятельностный подход к обучению).
Разработка проблемы формирования и развития ключевых компетенций осуществляется В.А. Болотовым, Г.В. Селевко.
Т.А. Ладыженская, М.М.Разумовская разработали систему обучения связной речи на основе коммуникативных умений, их исследования легли в основу действующих программ по русскому языку
Таким образом, актуальность выбранной методической темы не оставляет сомнений. Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.