ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Оценка 4.7

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
английский язык
06.05.2021
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
В период модернизации российского образования основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
статья.doc

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Горенко Н.Н., преподаватель

ОГАПОУ «губкинский горно-политехнический колледж»

 

В период модернизации российского образования основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Коммуникативный подход, идеи которого наиболее близки идеям глобального образования, предусматривает необходимость построения учебного процесса как модели общения. Обучение языкам в контексте глобального образования имеет большой личностно-развивающий потенциал и создает благоприятные возможности для представления знаний о культуре родной и чужой страны, общеевропейской и общечеловеческой культуре. Таким образом, на современном этапе существует необходимость и социальный заказ на изучение широкого круга иностранных языков и новыми целями обучения являются развитие у учащихся способности к межкультурному взаимодействию и к использованию изучаемых языков как инструмента этого взаимодействия.

Однако, обучение иностранному языку, в большей степени, чем какому-либо другому предмету, требует индивидуального подхода. Основой   индивидуализации   может    служить   индивидуальность   обучаемого, понимаемая во всей своей многогранности как система, состоящая из свойств человека в трех аспектах его жизнедеятельности, как индивида, как субъекта и как личности.

Известно, что индивидуализация обучения является одним из ведущих принципов дидактики. При обучении иноязычному говорению этот принцип приобретает еще большее значение, так как индивидуальным, неповторимым является речь учащегося как средство выражения его сугубо индивидуальных переживаний, чувств, эмоций, моральных устремлений и т.п.

Индивидуальные свойства представлены в виде определенных комплексов природных свойств человека. Совокупность этих свойств в более общей форме выступает в виде темперамента, задатков, органических потребностей, которые составляют природную основу индивидуальности.

При обучении иноязычной речевой деятельности роль задатков проявляется в том, что одни учащиеся оказываются более способными к выполнению одних действий, другие – других. Для преподавателя, различия в индивидуальных свойствах выступают как объективная данность, с которой необходимо считаться и учитывать в обучении.

Как субъект, человек характеризуется не только тем, что занимается различной деятельностью, но и мерой ее продуктивности, которая определяется, с одной стороны, природными способностями, а с другой стороны, умением трудиться, т.е. субъективными свойствами. Мы считаем, для обучения иноязычному говорению важен учет субъективных свойств обучаемых потому, что у каждого из них есть свои приемы овладения знаниями, своя учебная стратегия.

Специфика субъективной индивидуализации при обучении иноязычному говорению состоит в том, что она должна предусматривать одновременное применение дидактических материалов, различных по форме (например, наличие или отсутствие опор), учитывающих своеобразие приемов учебной деятельности учащегося, но приводящих, в конечном счете, к одинаковым результатам по возможности за равные отрезки времени.

Очень часто, однако, учащиеся проявляют поразительную пассивность даже при выполнении ими посильных речевых заданий (индивидуальная индивидуализация) и при владении способом выполнения этих заданий (субъективная индивидуализация). Практика показывает, что это происходит в том случае, если не учитываются личностные свойства. Ведущая роль личностной индивидуализации при обучении говорению подтверждается с точки зрения разных наук (философии, психологии).

Иностранный язык – ценность общественная. Для общества необходимо, чтобы его члены владели иностранным языком. Опыт показывает, что для большинства учащихся как членов общества, иностранный язык – ценность потенциальная, а не реальная. В силу этого он не выступает как личностная ценность.

Задача преподавателя – перевести общественную ценность в ценность личностную. Превращения можно добиться только при помощи личностной индивидуализации, показав эффективность и пользу иностранного языка в кругу личностных ценностей, интересов каждого человека.

Мы считаем, что учет и опора на индивидуальный подход в обучении иностранному языку помогли достичь хороших результатов деятельности. Более наглядно это можно проследить при адаптировании методической характеристики группы (класса), разработанной кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры методики обучения иностранным языкам Липецкого пединститута В.П. Кузовлевым. Она позволила нам выявить не только индивидуальные особенности развития обучаемых в процессе изучения английского языка, но и уметь учитывать индивидуальные особенности не в одной, а в трех ее подструктурах: как индивида, обладающего определенными способностями к изучению иностранного языка; как  субъекта деятельности общения и учения  с определенным набором рациональных или нерациональных приемов учения и общения; наконец, что самое главное, как личности со всеми присущими ей социальными качествами.

Методическая характеристика класса/группы (МХК) представляет собой таблицу, в которой по горизонтали представлены сведения по всем трем структурам индивидуальности, а по вертикали – учащиеся данной группы. Фамилии обучаемых расположены не в алфавитном порядке, а по успеваемости: открывают список учащиеся с низкой успеваемостью.

Каждая графа МХК выделена не случайно и имеет свою методическую значимость. В компактной, но удобной для расшифровки форме в графах содержится информация о наиболее важных для обучения иноязычному общению индивидуальных особенностей учащихся.

   Первая графа содержит данные об успеваемости учащихся по иностранному языку (оценка в  центре графы),  по гуманитарным дисциплинам (слева), по точным дисциплинам (справа).

   Далее в графах со 2 по 9 содержатся сведения об уровне развития каждой отдельной способности. Располагая ими, преподаватель может, с одной стороны, развивать недостающие способности при помощи специальных упражнений, а с другой – учитывать с самого первого занятия недостающие способности в процессе обучения, реализуя тем самым профилактическую функцию индивидуального подхода.

   В графу 10 мы заносим только те учебные умения, которыми учащийся еще не владеет должным образом. Так, если он по каким-либо причинам не успел вместе с группой овладеть умением, то напротив его фамилии ставится арабская цифра, под которой значится в списке данное умение. Рядом, в скобках, римской цифрой обозначается один из четырех возможных уровней владения учебным умением, на котором находится в данный момент обучаемый: нулевой – не знает и не умеет выполнять учебное действие; первый – только знает, но еще не умеет выполнять учебное действие; второй – знает и умеет выполнять учебное действие, но с преимущественной  направленностью внимания на способ выполнения учебного действия;  третий – знает и умеет выполнять учебное действие с направленностью внимания уже на речевую цель высказывания; четвертый – не просто умеет выполнять действие с большой степенью автоматизированности, но умеет делать это наиболее эффективным для него способом.

   Графы 11 и 12 в МХК отводятся для учета эмоционально-чувственной сферы. В графе 11 фиксируется характер направленности эмоциональных переживаний. Выделяются два вида направленности: интраверсированность (И) – замкнутость на себя, на свой собственный мир, на свои переживания, и экстраверсированность (Э) – общительность, открытость, направленность своих переживаний на других.

   В графе 13 (мировоззрение) шифруются различные виды направленности личности: И – индивидуалистическая (эгоистическая); К – коллективистическая; О – общественная; У – узкобытовая. Мы считаем, что мировоззрение тесно связано с речевой деятельностью  и чаще всего проявляется в двустороннем общении людей.

   Нужно отметить, что без знания индивидуальности ученика нельзя выбрать наиболее рациональные методы обучения и воспитания, найти верный индивидуальный подход к каждому, установить доверительные отношения.

 В завершении мы осуществляем диагностику знаний и умений учащихся в области коммуникативной деятельности, используя МХК. (см. таблицу 1.1)

           Также испытуемым был предложен ряд тестов и анкет, обработка которых позволяет определить состав мотивации учащихся, ценностные ориентиры личности, отношения к обучению, к изучению иностранного языка, а также осознанности своей значимости для общества.

ТЕСТ 1: Определение отношения к нравственным нормам и ценностям

                                                                               Чел.                          %

а)  к другу (настоящий друг – это):

- тот, кто никогда не оставит в беде,

поможет в трудной ситуации                              7                               46,72

- не предаст                                                         4                                26,64

- конкретный человек (мама, друг,…)                3                               19,98

- собака                                                                1                                6,66

б)  к преподавателям (мои преподаватели – это):

- хорошие, добрые, вежливые                              10                             66,7   

- профессионалы                                                    3                               19,98

- поддерживают меня                                            2                               13,32                                   

в)  к семье - моя семья обращается со  мной:

- как с любимчиком                                               -                                       -                                  

- хорошо                                                                  2                                   13,32

- как с взрослым                                                     2                                    13,32 

-как с ребенком                                                      7                                    46,72  

г)  ценностные ориентиры – наступит день, когда я:

- окончу университет                                             2                                     13,32   

- стану специалистом                                             1                                      6,66

- стану богатым                                                      2                                     13,32       

- стану счастливым                                                5                                     16,65

Вывод: Исходя из результатов опроса, можно сказать, что учащиеся  настроены дружелюбно по отношению к окружающим их людям. В их сознании остаются представления об идеальном мире, преданных друзьях, любящих родителях, добрых, знающих свой предмет преподавателях. В общем, их мир окрашен в яркие теплые тона, способствующие становлению полноценного члена общества.

     ТЕСТ 2: Определение ценностных ориентиров

Что для вас важнее (расположить в порядке убывания)?


В результате проведенного опроса мы получили следующие результаты:


1.     здоровье (2,27%)

2.     хорошие и верные друзья (3,91%)

3.     материально обеспеченная жизнь (4,82%)

4.     уважение окружающих (4,83%)

5.     уверенность в себе (4,91%)

6.     интересная работа (5%)

7.     свобода (6,19%)

8.     счастливая семейная жизнь (6,36%)

9.     творчество (6,38%)

10.  университет (6,91%)

11.  развлечение (7,64%)


 

     ТЕСТ 3: Определение отношения учащихся к изучению иностранного языка

Цель: выявить отношение учащихся к изучению    иностранного языка до начала проведения занятий и после их окончания.                                                                                  

   Испытуемым был предложен ряд вопросов по методике Гребенюка, объединенных по смыслу, а также по параметрам, которые анализируются в зависимости от полученных ответов. В нашем случае, тест был упрощен: в каждой категории вопросов был выбран один, так как основной задачей было исследование изменения отношения к изучению иностранного языка.

ВОПРОСЫ:

1.     Учу английский язык потому, что мне нравится этот предмет, и я люблю его больше других.

2.      Учу английский язык потому, что считаю этот предмет самым важным, самым нужным предметом в современной жизни.

3.     Встретившись с трудностью при изучении английского языка, я всегда выполняю задания.

4.     Большую часть времени, отведенного на подготовку домашнего задания, я отдаю изучению английского языка.

5.     Я всегда прихожу на занятия с выполненными заданиями  по английскому языку.

6.     Я люблю сам составлять диалоги на английском языке.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

уверенно «да» - 5 баллов

больше «да», чем «нет» -4 балла

«не знаю» - 3 балла

больше «нет», чем «да» - 2 балла

уверенно «нет» - 1 балл 

              Анализ отношения учащихся к изучению предмета предполагает оценку и сравнение степени сформированности следующих параметров (по группам вопросов):

1.     СОСТАВ мотивации: то, что побуждает изучать иностранный язык;

2.     ОСОЗНАНИЕ учащимся своего отношения к изучению иностранного языка;

3.     СИЛА (ЭНЕРГИЯ) отношения к изучению предмета;

4.     ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ отношения, степень реализации осознанных мотивов изучения иностранных языков;

  1. КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ;
  2. ТВОРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ учащегося при изучении предмета.

 Диаграмма 1                                   Диаграмма 2               

        отношение учащихся к                             отношение учащихся к

        английскому языку                                   английскому языку

        до эксперимента                                         после эксперимента                                                                 

Диаграмма 3

сводная таблица результатов отношения учащихся к английскому языку

Выводы: Как видно из полученных результатов, показатели отношения учащихся  к изучению английского языка заметно отличаются друг от друга. Этого мы добились благодаря применению индивидуального подхода, который значительно повысил интерес обучаемых к данному предмету.  


ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ

Как субъект, человек характеризуется не только тем, что занимается различной деятельностью, но и мерой ее продуктивности, которая определяется, с одной стороны, природными способностями, а с…

Как субъект, человек характеризуется не только тем, что занимается различной деятельностью, но и мерой ее продуктивности, которая определяется, с одной стороны, природными способностями, а с…

Методическая характеристика класса/группы (МХК) представляет собой таблицу, в которой по горизонтали представлены сведения по всем трем структурам индивидуальности, а по вертикали – учащиеся данной группы

Методическая характеристика класса/группы (МХК) представляет собой таблицу, в которой по горизонтали представлены сведения по всем трем структурам индивидуальности, а по вертикали – учащиеся данной группы

Э) – общительность, открытость, направленность своих переживаний на других

Э) – общительность, открытость, направленность своих переживаний на других

В общем, их мир окрашен в яркие теплые тона, способствующие становлению полноценного члена общества

В общем, их мир окрашен в яркие теплые тона, способствующие становлению полноценного члена общества

Анализ отношения учащихся к изучению предмета предполагает оценку и сравнение степени сформированности следующих параметров (по группам вопросов): 1

Анализ отношения учащихся к изучению предмета предполагает оценку и сравнение степени сформированности следующих параметров (по группам вопросов): 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2021