Доклад "Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы в процессе освоения новых стандартов"
Оценка 4.6

Доклад "Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы в процессе освоения новых стандартов"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
23.02.2021
Доклад "Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы в процессе освоения новых стандартов"
Доклад Воспитат.потенциал.doc

Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы в процессе освоения новых стандартов

                                                          В мире есть две сложные вещи- воспитывать и управлять. 

                                     И.Кант

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В его основу положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

Развивающее обучение должно иметь воспитательный характер.  Воспитательная работа должна проводиться ,конечно же, на уроке. Урок - уникальная возможность влияния на становление многих качеств личности обучающихся.

А каков современный школьник сегодня? Бедность словаря,  ограниченность кругозора , шаблонность используемых в речи конструкций, отсутствие навыков логического анализа ,употребление однозначных слов ,– это  не полный перечень проблем нынешнего ученика. На исправление этих пробелов и нацелен воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы.

Конечно, любой урок, независимо от предмета, должен решать и образовательные, и воспитательные задачи. Но уроки русского языка и литературы наиболее полно этому способствуют. Они ненавязчиво позволяют на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Работая по ФГОС, я стараюсь делать акцент на личностное развитие обучающегося, чтобы он получил предметное образование, познал на уроке  новое, организовал самого себя, приобрёл коммуникативные умения и навыки.

Результатом моей работы в этом году и требованием ФГОС является составление технологической карты уроков. Это своего рода сценарий, который помогает выстроить урок так, что виден весь его воспитательный потенциал, он вырисовывается незаметно по мере составления карты. А чётко продуманные этапы урока организуют обучающихся на работу, учат слушать и воспитывают надежду быть услышанными.

Не буду останавливаться на 9 пунктах технологической карты, затрону лишь некоторые из них.

На уроках важен психологический климат, который проявляется в эмоциональном настрое учителя и обучающихся. Поэтому организационный момент я начинаю часто с приёма графической рефлексии. Этот приём воспитывает у учащихся самоопределение, умение планировать своё сотрудничество с одноклассниками и учителем.

На этапе мотивации предлагаю обучающимся работу с небольшим стихотворением или текстом. Анализ текста воспитывает художественное восприятие окружающего мира, и работа с данным материалом позволяет перейти к изучению новой темы. Требования, предъявляемые к текстам, - их компактность и художественная образцовость.

На этапе актуализации знаний стараюсь создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. В связи с этим подбираю проблемные задания в виде сказок, загадок, пословиц, афоризмов, которые обладают большим воспитательным потенциалом при условии их правильного подбора и учёта возрастных и психологических особенностей класса.

При изучении новой темы обучающиеся работают в парах над  заданием исследовательского характера, что является частью воспитательного процесса на уроке.

При получении новых знаний обучающиеся  могут  сами, без участия учителя, выявить новое, а потом помочь друг другу применить эти знания на практике.

Я это называю мини-исследованием. При изучении сложного  материала обучающийся может воспользоваться схемой построения рассуждения, подсказкой, которые помогут выстроить логику мыслей.

Хорошо, если результаты полностью совпадают с содержанием параграфа.

Это вселяет в ребят уверенность, укореняет мысль – «Я могу!». Это и есть воспитание личности, осознающей ответственность за сказанное и сделанное на уроке.

На этапе рефлексии обучающиеся учатся подводить итоги, контролировать себя, осознавать свою значимость в процессе сделанной работы.

Анализируя технологическую карту на предмет воспитательного потенциала урока, можно заметить, что урок направлен не только на образование обучающегося, но и на его разностороннее воспитание. Это осуществляется не только посредством личностных УУД, но и предметных и метапредметных (например, планирование сотрудничества, анализ своей деятельности и деятельности одноклассников, самооценка, коррекция, развитие самостоятельности).

Уроки литературы благодатны для использования разных видов творческой деятельности, дающей возможность каждому ребенку познавать мир, раскрыть свой творческий потенциал, свои умственные способности, духовные возможности.

После прочтения художественного произведения обучающимся предлагаю изобразить героев произведения, место происходящих событий. Главная задача учителя - сформировать у обучающихся умение выделить из прочитанного интересные детали и передать их в рисунке, выражая свои эмоции.

На уроках литературы можно использовать театрализованные сценки, которые способствуют формированию мировоззрения обучающихся, их эстетическому развитию. Во время подготовки осуществляются принципы педагогики сотрудничества. Подготовка к ним позволяет вывести ребят на новый уровень осмысления прочитанного: через творчество увидеть нравственные, духовные, эстетические аспекты произведения.

В своей работе для решения гражданственного, духовно­-нравственного воспитания на уроках литературы провожу уроки- исследования, беседы, дискуссии, позволяющие рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о чести, о долге, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье. Такие уроки готовят обучающихся к самостоятельной жизни, где надо уметь отличать реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки и действия.

На своих уроках практикую сочинения-миниатюры, сочинения- рассуждения о нравственных понятиях: совести, милосердии, сострадании, благородстве, чести и человеческом достоинстве.

Нельзя забывать и о роли неосознанного воспитания, когда учитель своим примером, своим отношением к ребятам, коллегам воспитывает каждый день.

Главный воспитательный момент урока – вызвать эмоциональный всплеск в душах ребят. Для этого на уроках  использую музыку, живопись (репродукции, портреты). Это активизирует процесс образования и нравственного воспитания. Сегодня на уроке нельзя обойтись без компьютера и мультимедийного проектора, проектной деятельности, презентации и тестов.  Это оживляет учебный процесс. Современный урок  несет детям гораздо больше информации. Он делает обучающихся свободными в своем выборе. Это воспитывает гражданина – личность, способную к   самовоспитанию, саморазвитию, самоопределению, самореализации

Великий педагог В.А.Сухомлинский сказал: « У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определённому виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребёнок достигал, образно говоря, своего потолка»

От того, кто будет воспитывать  ребёнка, зависит его будущее, его мировоззрение, вся его жизнь. Главное – вступить в диалог, ведь именно через него происходит культурное, нравственное и духовное воспитание обучающихся да и самого учителя. Прав был Платон, который сказал, что воспитание есть усвоение хороших привычек


Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы в процессе освоения новых стандартов

Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы в процессе освоения новых стандартов

Не буду останавливаться на 9 пунктах технологической карты, затрону лишь некоторые из них

Не буду останавливаться на 9 пунктах технологической карты, затрону лишь некоторые из них

Анализируя технологическую карту на предмет воспитательного потенциала урока, можно заметить, что урок направлен не только на образование обучающегося, но и на его разностороннее воспитание

Анализируя технологическую карту на предмет воспитательного потенциала урока, можно заметить, что урок направлен не только на образование обучающегося, но и на его разностороннее воспитание

Это оживляет учебный процесс. Современный урок несет детям гораздо больше информации

Это оживляет учебный процесс. Современный урок несет детям гораздо больше информации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2021