Урок по литературе Дальнего Востока
в 6 классе
Пейзажная лирика. Времена года.
Цели:
1. Закрепить полученные знания о лирическом стихотворении и умение анализировать стихотворный текст.
2. Развивать умение работать в группах.
3. Развивать умения аргументированного выступления.
4. Развивать читательские интересы и умения показать любовь и чуткость художника к слову, к родному языку.
5. Развивать навыки выразительного чтения.
6. Воспитывать любовь к родному языку и родной природе.
Не то, что мните вы, природа;
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф.И.Тютчев
Ход урока.
1. Организационный момент.
Объявление темы урока, целей. Запись эпиграфа.
2. Беседа.
Вопросы:
- Когда мы думаем о поэзии и говорим слово «природа», что мы первым делом вспоминаем?
- Что мы представляем, когда говорим «весна»? Когда говорим «лето», «осень», «зима»?
Слово учителя.
В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали.
Природа изображалась не просто фоном, на котором происходит жизнь и деятельность человека, но частью его души…
Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов.
И на Дальнем Востоке немало талантливых людей. Среди них уже известные нам Петр Комаров, Степан Смоляков, Евгений Кохан, Борис Копалыгин… Их творчество обращено к сегодняшнему дню дальневосточной земли и к её прошлому. Но лучшие лирические стихи наших авторов - о чарующей красоте родного края во все времена года.
Неповторима природа Приамурья! В этих местах ещё и поныне живут тигры и леопарды, непальские куницы и антилопы-горалы. На озёрах цветёт лотос, в лесах – тигровые лилии. Особенно великолепны и роскошны на Дальнем Востоке кедровые леса. Как прозрачен и напоён смолой воздух в них! На устремлённых к небу тёмно-зелёных пушистых ветвях красуются крупные золотистые шишки.
В лирическом произведении передаётся читателю отношение автора к окружающему миру. Это духовная исповедь поэта.
Учитель читает:
Не то, что мните вы, природа;
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Автор этих строк – поэт Фёдор Иванович Тютчев.
Вопрос:
- А как вы понимаете его слова?
- Действительно, у природы есть душа, язык?
3. Работа над стихотворениями.
- Краткое сообщение о Евгении Кохане (сообщение учащегося)
Задание:
Слушая стихотворение Евгения Кохана, попытайтесь определить, в чём особенность его подхода к изображению природы.
(ученик читает стихотворение Евгения Кохана «Шла вьюга – ой, какая колкая!»»)
(ответы учеников)
Слово учителя.
Русская пейзажная живопись 19 века богата именами выдающихся мастеров, всё своё творчество посвятивших изображению природы. При этом каждый из них природу родной страны видит и изображает по-своему.
Заглянем в наш выставочный зал.
Беседа.
Вопросы:
- Какая, на ваш взгляд, репродукция картины наиболее соответствует этим стихам?
- Чем продиктован ваш выбор?
Слово учителя.
По традиции изображение природы как живого существа перешло от древних славян и в русскую классическую литературу 19 века. Живы эти традиции и в наши дни.
(Чтение стихотворений наизусть)
Евгений Кохан «Снег засыпал склоны, тропки»
Беседа.
- Какое настроение, чувство передают стихотворения?
- Почему при чтении стихотворения «Снег засыпал склоны, тропки» у вас возникает чувство радости?
- Какое настроение у лирического героя в стихотворении «Снег засыпал склоны, тропки»?
- Какие художественно-изобразительные средства языка помогают поэтам передать читателю своё настроение и отношение к окружающему миру?
Слово учителя.
Каждое стихотворение – это живой организм, который имеет свою «анатомию и физиологию» - мы должны знать, по каким законам строится живёт лирическое стихотворение.
Вы многое узнали об этом жанре литературы и теперь постарайтесь проявить свои знания и аналитические умения.
Сегодня вы самостоятельно будете анализировать стихотворения.
Но сначала повторим план анализа лирического стихотворения.
1. К какому виду лирики относится стихотворение?
2. какое настроение, чувство передаёт – где главная строчка?
3. Как представлен в стихотворении лирический герой?
4. Каков лирический герой, какие черты характера проявляются в его переживаниях в этом стихотворении?
5. Как построено стихотворение:
Строфа, размер (если есть пиррихий или спондей), рифма.
6. Художественные средства, используемые поэтом.
Анализ стихотворений
1. Виктор Суходольский «Март»
2. Наталья Капустюк «Я зачерпнула синевы в лукошко»
3. Виталий Нефедьев «В лунную летнюю ночь»
Ребята работают самостоятельно в группах. Затем анализируют стихотворения.
Выступления (от групп по 3 человека):
-(краткая биография этих поэтов) – сообщения учащихся
- чтение наизусть
- анализ
Беседа.
- Какое время года отражено в стихотворении?
- Каково настроение лирического героя?
Вывод: Мы проанализировали стихи разных писателей и увидели разные времена года. Каждый поэт ощущает и чувствует природу по-своему.
Но что общего вы увидели во всех стихотворениях?
Слово учителя.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Домашнее задание.
Вы уже знаете, что настроение можно передать с помощью красок и кисти, с помощью звуков и поэтического слова. Подберите дома к понравившемуся стихотворению произведение живописи или музыки, пронизанное тем же настроением. Поделись своей находкой с ребятами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.