Поэзия литературы Дальнего Востока
Оценка 5

Поэзия литературы Дальнего Востока

Оценка 5
doc
28.03.2024
Поэзия литературы Дальнего Востока
Поэзия ЛДВ.doc

                                                                                        

Урок по литературе Дальнего Востока

в 6 классе

Пейзажная лирика. Времена года.

Цели:

1.    Закрепить полученные знания о лирическом стихотворении и умение анализировать стихотворный текст.

2.    Развивать умение работать в группах.

3.    Развивать умения аргументированного выступления.

4.    Развивать читательские интересы и умения показать любовь и чуткость художника к слову, к родному языку.

5.    Развивать навыки выразительного чтения.

6.    Воспитывать любовь к родному языку и родной природе.

Не то, что мните вы, природа;

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

                                  Ф.И.Тютчев

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

Объявление темы урока, целей. Запись эпиграфа.

2. Беседа.

Вопросы:

- Когда мы думаем о поэзии и говорим слово «природа», что мы первым делом вспоминаем?

- Что мы представляем, когда говорим «весна»? Когда говорим «лето», «осень», «зима»?

Слово учителя.

 В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали.

Природа изображалась не просто фоном, на котором происходит жизнь и деятельность человека, но частью его души…

    Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов.

   И на Дальнем Востоке немало талантливых людей. Среди них уже известные нам Петр Комаров, Степан Смоляков, Евгений Кохан, Борис Копалыгин… Их творчество обращено к сегодняшнему дню дальневосточной земли и к её прошлому. Но лучшие лирические стихи наших авторов - о чарующей красоте родного края во все времена года.

Неповторима природа Приамурья! В этих местах ещё и поныне живут тигры и леопарды, непальские куницы и антилопы-горалы. На озёрах цветёт лотос, в лесах – тигровые лилии. Особенно великолепны и роскошны на Дальнем Востоке кедровые леса. Как прозрачен и напоён смолой воздух в них! На устремлённых к небу тёмно-зелёных пушистых ветвях красуются крупные золотистые шишки.

В лирическом произведении передаётся читателю отношение автора к окружающему миру. Это духовная исповедь поэта.

 

Учитель читает:

Не то, что мните вы, природа;

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

 

Автор этих строк – поэт Фёдор Иванович Тютчев.

Вопрос:

- А как вы понимаете его слова?

- Действительно, у природы есть душа, язык?

3. Работа над стихотворениями.

   - Краткое сообщение о Евгении Кохане (сообщение учащегося)

Задание:

Слушая стихотворение Евгения Кохана, попытайтесь определить, в чём особенность его подхода к изображению природы.

(ученик читает стихотворение  Евгения Кохана «Шла вьюга – ой, какая колкая!»»)

(ответы учеников)

Слово учителя.

Русская пейзажная живопись 19 века богата именами выдающихся мастеров, всё своё творчество посвятивших изображению природы. При этом каждый из них природу родной страны видит и изображает по-своему.

Заглянем в наш выставочный зал.

Беседа.

Вопросы:

- Какая, на ваш взгляд, репродукция картины наиболее соответствует этим стихам?

- Чем продиктован ваш выбор?

 

Слово учителя.

По традиции изображение природы как живого существа перешло от древних славян и в русскую классическую литературу 19 века. Живы эти традиции и в наши дни.

(Чтение стихотворений наизусть)

Евгений Кохан «Снег засыпал склоны, тропки»

Беседа.

- Какое настроение, чувство передают стихотворения?

- Почему при чтении стихотворения «Снег засыпал склоны, тропки» у вас возникает чувство радости?

- Какое настроение у лирического героя в стихотворении «Снег засыпал склоны, тропки»?

- Какие художественно-изобразительные средства языка помогают поэтам передать читателю своё настроение и отношение к окружающему миру?

Слово учителя.

Каждое стихотворение – это живой организм, который имеет свою «анатомию и физиологию» - мы должны знать, по каким законам строится  живёт лирическое стихотворение.

  Вы многое узнали об этом жанре литературы и теперь постарайтесь проявить свои знания и аналитические умения.

   Сегодня вы самостоятельно будете анализировать стихотворения.

   Но сначала повторим план анализа лирического стихотворения.

1.    К какому виду лирики относится стихотворение?

2.    какое настроение, чувство передаёт – где главная строчка?

3.    Как представлен в стихотворении лирический герой?

4.    Каков лирический герой, какие черты характера проявляются в его переживаниях в этом стихотворении?

5.    Как построено стихотворение:

Строфа, размер (если есть пиррихий или спондей), рифма.

6.    Художественные средства, используемые поэтом.

 

Анализ стихотворений

1.    Виктор Суходольский «Март»

2.    Наталья Капустюк «Я зачерпнула синевы в лукошко»

3.    Виталий Нефедьев «В лунную летнюю ночь»

 

Ребята работают самостоятельно в группах. Затем анализируют стихотворения.

Выступления (от групп по 3 человека):

-(краткая биография этих поэтов) – сообщения учащихся

- чтение наизусть

- анализ

Беседа.

- Какое время года отражено в стихотворении?

- Каково настроение лирического героя?

 

Вывод: Мы проанализировали стихи разных писателей и увидели разные времена года. Каждый поэт ощущает и чувствует природу по-своему.

     Но что общего вы увидели во всех стихотворениях?

 

Слово учителя.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

 

Домашнее задание.

Вы уже знаете, что настроение можно передать с помощью красок и кисти, с помощью звуков и поэтического слова. Подберите дома к понравившемуся стихотворению произведение живописи или музыки, пронизанное тем же настроением. Поделись своей находкой с ребятами.


Урок по литературе Дальнего Востока в 6 классе

Урок по литературе Дальнего Востока в 6 классе

Как прозрачен и напоён смолой воздух в них!

Как прозрачен и напоён смолой воздух в них!

Какие художественно-изобразительные средства языка помогают поэтам передать читателю своё настроение и отношение к окружающему миру?

Какие художественно-изобразительные средства языка помогают поэтам передать читателю своё настроение и отношение к окружающему миру?

Поделись своей находкой с ребятами

Поделись своей находкой с ребятами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2024