Поэзия, ставшая подвигом. 8 класс

  • docx
  • 24.03.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Поэзия, ставшая подвигом.docx

МБОУ «Мамедкалинская гимназия им. М. Алиева»

п. Мамедкала

 

Методическая разработка

по литературе на тему:

 

https://www.culture.ru/storage/images/5e56edcf7973c42673e142734d44fb07/d0b556c682ce6a19c338cce576f33f22.jpeg

 

Учитель русского языка и литературы

 Исмаилова С.М.

2021 г.

   Поурочная разработка по литературе в 8 классе                                             

Тема: Поэзия, ставшая подвигом.

Цели:

-познакомить учащихся с творчеством  П. Когана, М. Кульчицкого,  В. Багрицкого, Н. Майорова;

- рассказать о молодых поэтах ,отдавших жизни  на войне ,о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны;

- показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями.

Методические приёмы: рассказ учителя; сообщения учащихся; выразительное чтение; анализ стихотворений; беседа по вопросам.

Задачи:

Обучающие: дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны; показать, что поэзия как самый оперативный жанр соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями лирического героя.

Развивающие: развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.

Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и её народ.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, записи песен военных лет, портреты  поэтов

Формы и методы работы:

Слово учителя, выступление учащихся, анализ поэтического текста, беседа.

Ожидаемый результат:

Учащиеся:

- узнают о роли поэзии в тяжёлые годы ВОВ;

- узнают о том, кто является главным героем поэзии военных лет;

- узнают о судьбах лириков «огненных лет», погибших в годы ВОВ.

- научатся выделять главное в изучаемом тексте;

- научатся давать сравнительную характеристику лирического произведения;

- научатся анализировать лирический текст.

 

Эпиграф  к  уроку:

Прошла война, прошла страда
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
                   А.Т. Твардовский

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Слово учителя:

 (Тихо звучит песня «Священная война». После припева музыка смолкает.)

Прошли десятилетия после того, как отгремели последние залпы войны. Эта песня заставляет нас вспомнить о том, что война — страшное испытание для всего народа. Свой долг с честью выполнили писатели, поэты. Они с оружием в руках защищали родину. Они создавали стихи и песни, которые помогали выстоять. Они погибали на фронтах войны...

По словам Павла Антокольского, “война истоптала начавшую колоситься ниву русской поэзии”. Более трёхсот писателей и поэтов пали смертью храбрых. Сегодня мы вспоминаем самых молодых из них. Среди них Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Павел КоганНиколай Майоров, Всеволод Багрицкий. Они “ушли, не долюбив, не докурив последней папиросы”. Эти талантливые “мальчишки” рассказали в стихах о своём поколении. Всмотритесь в лица этих людей, запомните их имена. Сегодня на уроке мы будем читать их стихи.

II.Сообщение  учащегося о Павле Когане (1918–1942)

Павел Давидович Коган родился в 1918 году в семье служащего в Киеве. С 1922 года жил в Москве. Здесь окончил школу и в 1936 году поступил в московский Институт философии, литературы и искусства (ИФЛИ). В 1939 году перешёл в Литературный институт, продолжая заочно учиться в ИФЛИ. “Он был человек страстный, — вспоминает Давид Самойлов. —  Так же горячо, как к стихам, он относился к людям. К друзьям — влюблённо, но уж если кого не любил, в том не признавал никаких достоинств”.

Активность отношения к жизни, к людям была чертой его характера. Весной 1941 года он отправился с геологической экспедицией в Армению, там и застала его война. Он возвратился в Москву, стремясь во что бы то ни стало попасть в действующую армию. Это удалось ему не сразу, так как по состоянию здоровья он не был годен к военной службе. После долгих хлопот он поступил на курсы военных переводчиков, затем был отправлен на фронт. Здесь он был назначен переводчиком, потом начальником штаба полка по разведке. Погиб 23 сентября 1942 года на сопке Сахарная под Новороссийском.

(Звучит фрагмент песни «На безымянной высоте».)

При жизни не было напечатано ни одного стихотворения поэта. Только в послевоенное время вышел его сборник «Гроза» (1960).

1.Чтение фрагмента стихотворения П.Когана «Лирическое отступление».

Есть в наших днях такая точность,
Что мальчики иных веков,
Наверно, будут плакать ночью
О времени большевиков.
И будут жаловаться милым,
Что не родились в те года,
Когда звенела и дымилась,
На берег рухнувши, вода.
Они нас выдумают снова —
Сажень косая, твёрдый шаг —
И верную найдут основу,
Но не сумеют так дышать,
Как мы дышали, как дружили,
Как жили мы, как впопыхах
Плохие песни мы сложили
О поразительных делах.
Мы были всякими, любыми,
Не очень умными подчас.
Мы наших девушек любили,
Ревнуя, мучаясь, горячась.
Мы были всякими. Но, мучась,
Мы понимали: в наши дни
Нам выпала такая участь,
Что пусть завидуют они.
Они нас выдумают мудрых,
Мы будем строги и прямы,
Они прикрасят и припудрят,
И всётаки пробьёмся мы!

II.Беседа по стихотворению:

Михаил Кульчицкий— Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

— Каким предстаёт перед нами лирический герой и то поколение, от лица которого он говорит?

— В чём состоит основная мысль стихотворения?

III.Сообщение учащегося о Михаиле Кульчицком (1919–1943)

Михаил Валентинович Кульчицкий родился в 1919 году в Харькове. Окончив десятилетку, некоторое время работал на Харьковском тракторном заводе. Проучившись год в Харьковском университете, перевёлся на второй курс Литературного института им. Горького. Писать и печататься Кульчицкий начал рано. Первое стихотворение опубликовал в 1935 году в журнале «Пионер». “Он был труженик, — вспоминал Борис Слуцкий. — С самого раннего дет­ства гнул спину над стихами. Написал десятки тысяч строк порусски и поукраински. Оба языка знал одинаково хорошо. Переводил стихи с нескольких языков... Единственным видом имущества, которым он дорожил, была толстая бухгалтерская книга, куда записывались стихи”.

С первых дней Великой Отечественной войны Кульчицкий в армии. В декабре 1942 года он окончил пулемётно­миномётное училище и в звании младшего лейтенанта отбыл на фронт. Погиб под Сталинградом в январе 1943 года.

1.Чтение стихотворения  М .Кульчицкого «Мечтатель, фантазёр, лентяй -­завистник!».

Мечтатель, фантазёр, лентяй­-завистник!
Что? Пули в каску безопасней капель?
И всадники проносятся со свистом
Вертящихся пропеллерами сабель.
Я раньше думал: “лейтенант”
Звучит “налейте нам”,
И, зная топографию,
Он топает по гравию.
Война ж совсем не фейерверк,
А просто трудная работа,
Когда —
           черна от пота —
                                   вверх
скользит
            по пахоте
                          пехота.

Марш!
И глина в чавкающем топоте
До мозга костей промёрзших ног
Наворачивается на чёботы
Весом хлеба в месячный паёк.

На бойцах и пуговицы вроде
Чешуи тяжёлых орденов.
Не до ордена.
Была бы Родина
С ежедневными Бородино.

Всеволод Багрицкий2.Беседа по стихотворению

— Какой предстаёт война в изображении поэта?

— На сколько частей вы бы разделили стихотворение? По какому принципу?

— Проследите, как меняется ритм стихотворения. Как вы можете объяснить эти изменения?

IV.Сообщение учащегося о Всеволоде Багрицком (1922–1942)

Поэт Всеволод Эдуардович Багрицкий — “сын поэта и сам поэт” — родился в Одессе. В 1926 году семья Багрицких переехала под Москву. После школы Всеволод учился в Государственной театральной студии. Писать стихи начал очень рано.

В действующую армию попал лишь после настойчивых просьб, в январе 1942 года, поскольку был освобождён от воинской службы по состоянию здоровья. Всеволод Багрицкий получил назначение в армейскую газету «Отвага» на Волховском фронте. Сослуживец Багрицкого Н.Родионов вспоминает: “В редакцию… явился подслеповатый человек, в очках, одетый почти полетнему, хотя стояла суровая военная зима. «Всеволод Багрицкий», — отрекомендовался он… Начались непрерывные бои. Надо было во что бы то ни стало прорвать кольцо блокады Ленинграда. Стояли сорокаградусные морозы, и наступающие бойцы шли по колено в снегу. Багрицкий был всё время с наступающими ударными частями, он редко появлялся в редакции, и то для того, чтобы сдать очередную корреспонденцию или очерк”.

Погиб Багрицкий при выполнении задания редакции в деревушке Дубовик, около Чудова. “Он похоронен на опушке леса, на перекрёстке двух дорог, рождённых войной, у раскинувшей ветви сосны, на которой наш художник Е.Вучетич вырезал надпись:

«Воин-­поэт. Всеволод Багрицкий. Убит 26 февраля 1942 года.

Я вечности не приемлю,
Зачем меня погребли?
Мне так не хотелось в землю
С любимой моей земли…»

Эти строки Марины Цветаевой Всеволод очень любил и часто их читал”.

В 1964 году вышла книга В.Багрицкого «Дневники. Письма. Стихи».

1.Чтение стихотворения В.Багрицкого «Ожидание».

Мы двое суток лежали в снегу.
Никто не сказал: “Замёрз, не могу”.
Видели мы — и вскипала кровь —
Немцы сидели у жарких костров.
Но, побеждая, надо уметь
Ждать, негодуя, ждать и терпеть.
По чёрным деревьям всходил рассвет,
По чёрным деревьям спускалась мгла.
Но тихо лежи, раз приказа нет,
Минута боя ещё не пришла.
Слушали (таял снег в кулаке)
Чужие слова на чужом языке.
Я знаю, что каждый в эти часы
Вспомнил все песни, которые знал,
Вспомнил о сыне, коль дома сын,
Звёзды февральские пересчитал.
Ракета всплывёт и сумрак рвёт.
Теперь не жди, товарищ! Вперёд!
Мы окружили их блиндажи,
Мы половину взяли живьём…
А ты, ефрейтор, куда бежишь?
Пуля догонит сердце твоё.
Кончился бой. Теперь отдохнуть,
Ответить на письма… И снова в путь!

2.Беседа по стихотворению:

— Определите размер этого стихотворения. В чём его особенности?

— Как наше восприятие этого стихотворения зависит от особенностей его Николай Майоровразмера?

V, Сообщение учащегося о Николае Майорове (1919–1942)

Николай Майоров родился в Иванове в семье рабочего. Окончив школу, поступил на исторический факультет МГУ, а с 1939 года стал ещё посещать поэтический семинар в Литинституте. Писать начал рано, первые стихи напечатал в университетской многотиражке. Летом 1941 года вместе с другими студентами на сооружении противотанковых рвов под Ельней. В октябре 1941 года добился зачисления в действующую армию.

Вспоминает Борис Слуцкий: “Был октябрь 1941 года, один из самых тяжёлых для Москвы дней октября — 16 или 17 число. Немцы наступали где­то у Можайска. Их ещё не удалось остановить… Каждый час тысячи людей уходили и уезжали на запад, на юго-запад, на северо-запад — на фронт. Другие тысячи уходили и уезжали на восток, в эвакуацию. Вот в такой день на улице Герцена я встретил в последний раз в жизни Колю Майорова. Какой он был тогда — помню: хмурый, лобастый, неторопливый, с медленной доброй усмешкой на губах. «А я вот еду в военкомат — записываюсь в армию…»”

Николай Майоров был убит 8 февраля 1942 года на Смоленщине.

1. Чтение фрагмента стихотворения Н.Майорова «Мы».

Есть в голосе моём звучание металла.
Я в жизнь вошёл тяжёлым и прямым.
Не всё умрёт. Не всё войдёт в каталог.
Но только пусть под именем моим
Потомок различит в архивном хламе
Кусок горячей, верной нам земли,
Где мы прошли с обугленными ртами
И мужество, как знамя, пронесли.

Мы жгли костры и вспять пускали реки.
Нам не хватало неба и воды.
Упрямой жизни в каждом человеке
Железом обозначены следы —
Так в нас запали прошлого приметы.
А как любили мы — спросите жён!
Пройдут века, и вам солгут портреты,
Где нашей жизни ход изображён.
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы…

2. Беседа по стихотворению

VI. Заключительное слово учителя.

— Перед нами портрет поколения. Каковы его основные черты? Сравните эти строки со строками Лермонтова о своём поколении (стихотворение «Дума»).

— Найдите переклички стихотворения Н.Майо­рова со стихотворениями Маяковского. Как их можно интерпретировать?

Учитель. Есть такое выражение: “Когда говорят пушки, музы молчат”. И всё же порой голос музы слышен гораздо громче голоса пушек. Пример тому — стихи молодых поэтов, погибших на войне. Прошли многие десятилетия, а мы читаем эти стихи, говорим о них, учим их наизусть. И чувствуем их так, как будто они написаны специально для нас. И, может быть, именно наша память — лучшая награда тем, кто отстоял нашу жизнь ценой своей в жестокие годы войны.

(Звучит песня «Землянка».