Тема: «Погода и климат» 6 класс.
Учитель географии: Керимова Л.А.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цели урока:
Задачи:
Предметные результаты обучения: определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, в месяц. Описывать погоду и климат в своей местности.
Метапредметные результаты обучения: ставить учебную задачу под руководством учителя, участвовать в совместной деятельности, сравнить полученные результаты с ожидаемыми, выделять существенные признаки понятий, работать с текстом, сравнивать явления по заданным критериям.
Личностные результаты обучения: коммуникативная компетентность в общении и сотрудничество со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности.
Оборудование: учебник, атлас, карточки.
Ход урока
Этап урока |
Содержание учебного материала |
Функции и виды деятельности преподавателя |
Формы и виды деятельности обучающихся |
Планируемые результаты УУД
|
||||||||||
Организационный этап.
|
Приветствие.Доброе утро ребята, рада вас видеть сегодня на уроке Проверка отсутствующих (на листочек дежурный пишет отсутствующих) Проверка готовности к уроку.
|
Приветствие учителя, проверка готовности к уроку. психологический настрой на работу. |
Приветствие учителя, настроились на работу. Проверка готовности к уроку. |
Личностные: Умение настроиться на работу, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. |
||||||||||
Актуализация новых знаний.
|
Проблемный вопрос: Чем погода отличается от климата? Я вижу у вас есть некие затруднения, к этому вопросу мы вернемся в конце урока. |
Тема сегодняшнего урока «Погода и климат». Записываю число и тему на доске. Задаю проблемный вопрос.
|
Предположение темы сегодняшнего урока...Записывают тему Строят предположения Слушают |
|
||||||||||
Постановка цели, задач и мотивация учебной деятельности. |
Исходя из названия темы, как вы думаете что мы узнаем сегодня на уроке. Какую поставим себе цель? Цель нашего сегодняшнего урока 1. Дать определение понятиям «погода» и «климат». 2. Факторы определяющие погоду. 3. Факторы определяющие климат. 4. Отличие погоды от климата.
|
Объясняет цель урока, записывает на доске. |
Отвечают на вопросы. |
Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке. уважительно относиться к окружающим. Коммуникативные: умение воспринимать информацию. |
||||||||||
Открытие новых знаний.
Первичная проверка и закрепление новых знаний.
Первичная проверка и закрепление новых знаний. |
Из каких элементов состоит прогноз погоды? Чтобы ответить на этот вопрос выполните... Задание №1. «Убери лишнее» Температура, рельеф, осадки, ветер, гигрометр, компас, термометр, осадкомер, атмосферное давление, географическая широта, флюгер, сейсмограф, барометр, влажность воздуха, географические координаты.
Человек всегда был частью природы и конечно наблюдал постоянные изменения погоды. Мы с вами тоже постоянно являемся свидетелями ее капризности и непостоянства. Мы уже не раз с вами использовали слово «ПОГОДА», а что это такое? (погода- это состояние тропосферы в данном месте в данный момент). Особенности погоды: 1.Влияет на относительно небольшую территорию 2. Показатели каждый раз разные 3. Изменчива 4. Кратковременное влияние на самочувствие человека, состояние растительности и животного мира
Охарактеризуйте погоду на сегодня по эти критериям.
Задание №2. «Составь пару» Из оставшихся слов в 1ом задании, вам нужно составить пару «прибор»- «явления погоды». Работаем также в парах. Помогаем друг другу. 1. Что такое погода? 2. Перечислите основные элементы погоды? Длительные многолетние наблюдения за погодой позволяют сделать выводы о различных участках нашей планеты. Как вы думаете, что такое «КЛИМАТ»? (климат- это многолетний режим погоды, характерный для данной местности) Особенности климата: 1.Влияет на относительно большие пространства 2. Средние многолетние показатели 3. Относительно устойчив 4.Показатели влияют на формирование рельефа, характер вод, растительного и животного мира, на хоз-ю деятельность человека.
Выделяют основные климатообразующие факторы: 1. Географическая широта. 2. Близость морей и океанов. 3. Направление госпотствующих ветров. 4. Рельеф. 5. Морские течения. 6. Характер подстилающей поверхности. Давайте, с вами проанализируем карту в учебнике на стр.142, рис.99. Как изменяются климатические показатели с запада на восток? 1. Как изменяется средняя температура июля с запада на восток?(С запада на восток температура увеличивается незначительно) 2. Как изменяется средняя температура января с запада на восток?(С запада на восток она понижается) 3. Как изменяется годовое количество осадков? (С запада на восток количество осадков уменьшается). Уменьшение количество средних показателей температуры января и июля, а также уменьшение количества годового количество осадков связано наращивание континентальности климата.Мы с вами живем в Умеренно климатическом поясе, где наибольшее влияние оказывают ВМ, которые сформировались над Атлантикой. И С ПОМОЩЬЮ ЗАПАДНОГО переноса, они господствуют в том чмсле и на нашей территории, но из-за большой протяженности нашей страны с запада на восток, их влияние ослабивает.
Что такое климат? От чего зависит климат? Возвращаясь к самому главному вопросу нашего урока. Чем же погода отличается от климата?
|
Задаёт проблемный вопрос, нацеливает на работу
Рассказываю. Задаю вопрос.
Рассказываю
Вопрос. Таблица на доске.
Устный опрос
Вопрос.
Рассказываю.
Анализ карты.
Задаю вопросы.
Постановка проблемного вопроса. |
Воспринимают информацию, отвечают на вопрос
Слушают. Отвечают на вопрос. Читают определение в учебнике на с. 140.
Внимательно слушают
Ученик выходит заполняет таблицу на доске.
Отвечают на вопросы.
Отвечают на вопросы. Читают определение в учебнике.
Внимательно слушают.
Заполняют схему в маршрутный лист.
Вместе с учителем анализируют карту в учебнике. Отвечают на вопросы.
Отвечают на проблемный вопрос.
|
Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, доброжелательное отношение к окружающим. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, формулировать собственное мнение. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя. Познавательные: умение работать с текстом учебника.
Личностные: умение соблюдать рабочую дисциплину на уроке, уважительное отношение к окружающим.Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Познавательные: овладение умением оценивать информацию ,выделять в ней главное. П Регулятивные: формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Коммуникативные: умение работать в парах, обмениваться информацией с одноклассниками, умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества.
Личностные: умение соблюдать рабочую дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя. Коммуникативные: умение воспринимать информацию учителя, отвечать на вопросы учителя. Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное |
||||||||||
Физическая минутка. |
У меня в руках мяч: «Знающий климатолог и синоптик». Этот мяч, я буду кидать некоторым из вас. Вам нужно его поймать. Иногда- я буду говорить слова относящиеся к погоде и климату. Ваша задача ответить одним словам «да» или «нет». Например: слово «температура» относится к погоде или климату?(да). Влажность воздуха, природная зона, психрометрический гигрометр, айсбнрг, бриз, гидросфера, болото, пустыня Атакама, промилле, архипилаг, абсалютная высота,горизонталь, Большой барьерный риф, биосфера, барометр, флюгер, Тибет.
|
Предлагает упражнения для физкультминутки
|
Выполняют действия,
|
|
||||||||||
Рефлексия |
“Синквейн” (пятистишия) предполагает написание о теме(понятии) пяти строк. Каждая строка имеет определенное количество слов и свою смысловую нагрузку. 1 строка.- 1 существительное (тема). 2 строка- 2 прилагательных (раскрывающую тему) 3 строка- 3 глагола (описывающее действие по теме) 4 строка (предложение по теме) 5 строка- 1 слово- резюме (синоним по теме)
|
Предлагает выразить свое отношение к уроку. |
Высказывают свое мнение. |
Регулятивные: развитие навыков самооценки и самоанализа. |
||||||||||
Поведение итогов. |
Ребята, у вас в графике успешности, есть строка «Оцени свою работу», вам нужно оценить себя за урок и поставить соответствующий смайлик. В конце урока с задних парт на первые перадайте свои работы. Я проверю. Хочется закончить урок словами писателя фантаста Роберта Ханлайна . «Климат- это то, чего вы ожидаете. Погода- то, что вы получаете»!
|
|
|
|
||||||||||
Информация о домашнем задании; инструктаж |
На дом параграф п.43 стр.140-143 Записать в тетрадь – приметы погоды .
Спасибо за урока! Молодцы!
|
Задает домашнее задание, обеспечивая понимания обучающимися цели, содержания и способов выполнения дом. задания.
|
Слушают разъяснения учителя; записывают домашнее задание. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.