Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа
Д Авдеево Пудожского муниципального района Республики Карелия
186181 Пудожский район д Авдеево д 93 тел 3-64-67 факс 3-64-67
Тема урока:
Проект: «Погода и погодные явления»
Подготовила и провела:
Учитель: Адамонис Н.Н.
2015-2016
Урок №
Тема урока:
Проект: «Погода и погодные явления»
Цели: сформировать представление о погоде, какая она бывает, климате, о разнообразии погодных явлений и климатических условий, о значении воздуха в природе; способствовать дальнейшему развитию умений наблюдать и описывать погоду своей местности, узнать, сбываются ли народные приметы формированию навыков групповой работы; создать положительный эмоциональный комфортный микроклимат на уроке.
Задачи урока:
- Закрепить знания детей о погодных явлениях;
- научить детей объяснять причины их происхождения;
- уметь определять температуру с помощью термометра;
- развивать наблюдательность;
- обогащать словарный запас, описывая погоду в разное время года;
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Режим работы: урочная деятельность и домашняя деятельность
Время работы над проектом: 2 недели
Формы реализации целей: беседа, монолог, защита проектов, самостоятельная работа, занимательная информация в ходе занятия, межпредметные связи.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая и индивидуальная.
Средства обучения: наглядные (карта прогноза погоды, иллюстрации по теме урока, проекты), раздаточный материал (карточки с упражнениями), ТСО.
Оборудование: иллюстрация госпожи Погоды, конверт с вопросами, самодельный термометр, глобус, картинки «времена года».
План урока:
I. Организационный момент.
II. Закрепление пройденного материала. Проверка дом. задания.
III. Оповещение темы и целей урока.
IV. Новый материал.
V. Физкультминутка.
VI. Закрепление.
VII. Итог урока.
VIII. Дом. задание.
Ход
урока
I. Организовать внимание детей. Приветствие. Прочитать стихотворение.
(СЛАЙД
2) Дождик
землю поливает
И деревья умывает.
Что- то он сказать хотел,
К нам в окошко залетел.
Он решил нам подсказать,
Что урок пора начать.
II. Закрепить знания прошлого материала, проверить домашнее задание.
III. Постановка темы урока. ( Написано на доске)
Дорогие ребята, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. Ребята, посмотрите внимательно на облака (на доске висят три облака: ярко-голубое, бледно-голубое, серо-голубое). Какое облачко вам больше нравится? Я рада,что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех. Сегодня вы узнаете много удивительного в природе и сегодня у нас в гостях гостья - госпожа Погода (на доске висит изображение госпожи Погоды). Я хочу проверить, насколько хорошо вы меня знаете. У меня есть вопросы, которые она мне передала (вопросы в конверте), давайте попробуем ответить на них, и попробуем ответить, о чем мы сегодня будем говорить на уроке. Сегодня у нас на уроке присутствуют: Географ, метеоролог, журналист, исследователь, путешественник.
IV. Изучение нового материала. Учитель задаёт вопросы от госпожи Погоды:
1. Что означает моё имя? (Погода - состояние атмосферы в данный момент)
Правильно, атмосфера – это воздушная оболочка Земли. Все мы знаем, что Земля вращается вокруг своей оси, а также вокруг Солнца. Соответственно и прогревается планета не везде одинаково (показать на примере глобуса). Именно от солнечных лучей зависит и температурный показатель воздуха, который измеряется термометром (учитель показывает самодельный термометр с двигающейся шкалой и на слайде термометры)
Давайте вспомним обозначения температуры, (выставляя температуру дети учатся её читать)
(СЛАЙД 3) 2. Какой я могу быть? (Погода может быть – ответы учащихся - ясной, солнечной, теплой, холодной, дождливой, сырой, сухой, осенней, ветряной, радостной, изменчивой, переменчивой, облачной, пасмурной, морозной)
3. Какие атмосферные явления вы знаете? (ответы учащихся - Мороз, жара, облака, гроза, ветер, туман, дождь, снег)
О чем же мы сегодня будем говорить на уроке ?(ответы уч-ся)
(СЛАЙД 4-5) Проблемный вопрос: Почему человеку важно уметь прогнозировать погоду? - Какие формы предсказания погоды существуют? - Какие формы предсказания погоды самые точные и надёжные?
4. Где можно получить сведения обо мне на ближайшие несколько дней?
5. Будет ли зависеть мое состояние от температуры? (Будет)
(СЛАЙД 6) На земле очень много воды. Ребята, перед вами таблица. Как вы её назовёте? (ответ уч-ся: круговорот воды в природе). В начальной школе вы уже изучали эту тему. Сегодня давайте её вспомним. Круговорот воды в природе начинается с испарения. Под воздействием солнечных лучей вода испаряется с поверхности земли, водоемов, растений. Пар поднимается вверх и, достигнув более холодных слоев атмосферы, на небе появляются облака. О них это стих-е.
Облака - веселые картинки,
Строят рожицы и машут с высоты,
Капают на головы дождинкой,
Чтоб в ответ им улыбнулся ты.
Наблюдая за облаками, можно заметить, что они, то исчезают, то возникают вновь.
Почему это бывает, если на той высоте, где образовались облака, воздух становится все теплее, то облака могут исчезнуть, т.к. капельки воды испаряются и становятся невидимыми.
Если же воздух становится холоднее, то капельки сливаются. Такие капли становятся слишком тяжелыми, и они падают на землю в виде осадков. В зависимости от времени года и внешней температуры выпадают разные осадки.
6. Какие осадки вы наблюдали в тёплое время года? Какие - в холодное?(ответы уч-ся)
(СЛАЙД 7) 6. Загадка
Неизвестно, где живёт,
Налетит - деревья гнёт,
Засвистит – по речке дрожь,
Озорник, а не уймёшь. Что это?(ответ)
7. Что такое ветер? (Движение воздуха)
(СЛАЙД 8) 8. Какими словами можно выразить силу ветра?
(Ответы уч-ся: Безветрие, слабый, умеренный, сильный, ураган)
(СЛАЙД 9) Далее учитель говорит, что гостья передала четыре иллюстрации. На них изображены времена года.
Задание – необходимо определить, где какая пора и охарактеризуйте типичные признаки погоды нашей местности по временам года, почему вы так считаете (к доске вызываются 4 учащихся, они выбирают картинку и внизу пишут правильный ответ, затем устно описывают и приводят примеры признаков своего времени года, описывают погоду, добавляют какие осадки ещё могут быть в этот период).
Учитель: на прошлом уроке вы, ребята работали самостоятельно и исследовали данные вам вопросы, используя СМИ, интернет, учебную литературу.
Вы каждый день смотрите прогноз погоды в интернете или слушаете радио. Какую информацию вы получаете там. Погода часто повторяется по временам года. Синоптики, люди которые занимаются исследованиями и прогнозами погоды сравнивают погоду разных лет.
Почему человеку важно уметь прогнозировать погоду? Как в старину люди узнавали погоду на предстоящие дни? Когда появилась метеорология? Географ (Защита проекта - Захар):
(СЛАЙД 10) Давайте обобщим: Погода характеризуется элементами и явлениями.
Элементы погоды: температура воздуха, влажность, давление,
а к погодным явлениям: ветер, облака, атмосферные осадки, иногда явления, которые носят необычный, даже катастрофический характер: это ураганы, грозы, ливни, засухи. Погода изменчива
2. Журналисты и Ученый: Насколько точен прогноз погоды, предоставляемый СМИ? Описание погоды за месяц в своей местности - ведут ежедневные наблюдения за погодой, измеряют температуру воздуха с помощью термометра, наблюдают за ветром, осадками, фиксируют данные в таблице(Защита проекта учащихся)
(СЛАЙД 11) Какие формы предсказания погоды самые точные и надёжные? (продолжение проекта)
Любому человеку на выбор предоставлено около 20 телеканалов, более дюжины радиостанций и 20 газет, не говоря о таком средстве распространения информации как Интернет. Жители часто слышат после прогноза погоды фразу «по данным сети Интернет». В этом кроется большая проблема: несмотря на то, что прогноз взят неведомо откуда, простой житель уверен, что это прогноз Гидромета. Более того, расхождение прогнозов в разных СМИ ставит жителей в недоумение.
В сети Интернет десятки популярных сайтов предлагают прогноз погоды. Однако практика показывает, что одни прогнозы чаще бывают точными, другие же – далеки от реальности.
Сегодня мы предлагаем 5 самых точных сайтов прогноза погоды:
(СЛАЙД 12,13,14)
(СЛАЙД 15) V. Физкультминутка «Тучки»
У тучек сегодня
Плохие прически, (Круговое движение руками перед собой.)
Тучки рыдают,
Капают слезки: (Наклоны головы вправо-влево, руки на голову.)
А-а-а! А-а-а! (Встряхивание кистей.)
Ивушки плачут,
Плачут березки, (Руки поднять вверх, плавные движения руками вправо-влево.)
С листиков капают,
Капают слезки: (Опускание рук со встряхиванием кистей.)
А-а-а! А-а-а!
(Поворот туловища направо, правую руку в сторону.)
Грустно на свете,
Печально на свете, (Поворот туловища налево, левую руку в сторону.)
Плачут деревья,
Тучки и ветер:
(Наклоны туловища вправо-влево, руки положить на голову.) А-а-а-а а-а-а!
(Руки поднять вверх и расслабленно опустить вниз со встряхивающими движениями кистей.)
С помощью каких приборов учёные прогнозируют погоду? (Защита проекта Метеоролога (Володя) – показ проект - презентация
VI. закрепление пройденного материала на уроке. Сегодня вы узнали от нашей (СЛАЙД 16-18) гостьи много нового и теперь она хочет вас проверить. Она предлагает разгадать кроссворд (каждому раздать кроссворд)
1. Как зовут нашу гостью? (Погода)
5. Он давно по окнам лупит,
Видно капли из-за штор.
Если мама зонтик купит –
Я смогу пойти во двор. (Дождь)
6.
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. (Снег)
7. Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (Туман)
8. Страшно выйти на крылечко –
Он сегодня просто лют.
Льдом сковал и нашу речку,
И большой соседний пруд.
А теперь задам вопрос –
Кто зимой нам щиплет нос? (Мороз)
9.
Загремел на небе гром,
Сотрясается весь дом
Я зажмурила глаза.
Что на улице?- …..(гроза)
(СЛАЙД 19) Зачем вести сезонные наблюдения? Где на планете жарче всего? А куда одеваться надо теплее? - слово Путешественнику:
Закрепление и вывод: что нового узнали и чему научились. (слайд 20)-по терминам на доске: погода, климат, метеорология, метеорологи, метеорологические станции.
1.Погода- это совокупность погодных явлений в краткосрочный период.
2.К погодным явлениям относятся осадки, ветер, температура воздуха, облачность.
3. Народные приметы сбываются неточно, так как климат Земли подвержен изменениям.
VII. Подвести итог. Молодцы, ребята! Вы справились с заданием и за это госпожа Природа хочет сказать вам большое спасибо и обещает вам и дальше дарить солнечные дни летом, урожайные осенью, морозные зимой и цветущие весной. Давайте попрощаемся с ней.
Оценки. Рефлексия (на листочках ответить на вопросы)
Сегодня на уроке я чувствовал себя …
Больше всего сегодня мне понравилось …
Сложнее всего для меня было …
VIII. Домашнее задание. Нарисовать госпожу Погоду.
2) Работа с проблемными вопросами: - Почему человеку важно уметь прогнозировать погоду? - Какие формы предсказания погоды существуют? - Какие формы предсказания погоды самые точные и надёжные? Распределение работы по группам: - распределение обязанностей; - определение сроков выполнения задания; - определение формы отчёта.
Название группы. |
Вопросы для исследования. |
Примечания. Форма отчёта |
Историки |
Почему человеку важно уметь прогнозировать погоду? Как в старину люди узнавали погоду на предстоящие дни? Когда появилась метеорология? |
Сообщение |
Художники |
Народные приметы в рисунках и фотографиях |
Рисунки и фотографии с подписями |
Метеорологи |
С помощью каких приборов учёные прогнозируют погоду? |
Презентация |
Исследователи и журналисты |
Насколько точен прогноз погоды, предоставляемый СМИ? |
Обе группы договариваются, что данные заносят в таблицу, составляют разделы таблицы договариваются о сроках выполнения (1неделя), договариваются о встрече для проведения сравнительного анализа и выводов. Журналисты выбирают СМИ ( телевидение, интернет, газета) |
Исследователи |
Ведут ежедневные наблюдения за погодой, измеряют температуру воздуха с помощью термометра, наблюдают за ветром, осадками, фиксируют данные в таблице |
Таблица |
Журналисты |
Используя только данные СМИ, заполняют таблицу с прогнозом погоды. |
Таблица |
Путешественники |
Где на планете жарче всего? А куда одеваться надо теплее? |
Карта с флажками, отмечающими самые жаркие, холодные, засушливые, дождливые места на планете. |
Ученый: Задание: в течение месяца необходимо вести наблюдения за погодой визуально и с помощью термометра и фиксировать их в таблице. В этой же таблице с помощью условных знаков вы будете отмечать прогноз погоды, предоставленный СМИ. Через месяц , на урок, необходимо сравнить наблюдения и прогноз и сделать вывод, чья гипотеза относительно точности прогноза погоды подтвердилась. Условия: наблюдения должны вестись ежедневно, примерно в одно время и точно фиксироваться. Таблица:
Свои наблюдения Погода с интернета
дата |
облачность |
осадки |
ветер |
температура |
|
температура |
ветер |
осадки |
облачность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Журналист: Задание: Насколько точен прогноз погоды, предоставляемый СМИ? (Вместе с ученым необходимо обобщить данные)
Географ, задание: Почему человеку важно уметь прогнозировать погоду? Как в старину люди узнавали погоду на предстоящие дни? Когда появилась метеорология?
Метеоролог, Задание: С помощью каких приборов учёные прогнозируют погоду? Отчет виде Презентации
Путешественник: Отчёт о путешествии по свету
Лист самооценки
Я умею принимать и сохранять учебную задачу |
|
Я умею работать с информацией |
|
Я умею слушать и слышать товарищей |
|
Я умею чётко и ясно излагать свои мысли |
|
Я умею работать в группе |
|
Я узнал(а) много нового |
|
|
|
|
|
Список литературы:
1. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М. : АРКТИ, 2007. 2. Журнал «Директор школы». Статьи Савенкова А. И. 3. Файн Т. А. Цикл материалов по формам исследовательской культуры учащихся. Ж. «Практика административной работы в школе» №6,7. 2003. 4. Богоявленская А. «В науку идут малыши», 2006. 5. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации проекты. Автор-составитель В. Ф. Феоктистова. 6. Кривобок Е. В., Сараюк О. Ю. Исследовательская деятельность младших школьников. 7. Я – второклассник: портфолио учащегося/ О. В. Осетинская. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2012. – 23с.)
Приложение к уроку:
Географ: Почему человеку важно уметь прогнозировать погоду?:
Сегодня каждый стремится узнать погоду не только на предстоящий день, но и на максимальное количество дней вперед. С чем это связано? Кому и зачем необходимо знать прогноз погоды?
Сегодня без проблем можно узнать погоду на неделю, причем узнать изменение температуры в течение суток, а так же направление и скорость ветра, показатели влажности и атмосферного давления. С учетом того, что погода не просто переменчива, но и порой коварна, буквально каждому человеку просто необходимо знать, к чему готовиться завтра и через неделю.
У каждого человека может быть несколько поводов обратить внимание на метеорологические предсказания, одним из самых главных является, то, как правильно одеваться, прежде чем выйти на улицу.
Автомобилисты:
Для людей за рулем просто необходимо знать какие погодные условия ждут их в ближайшее время. Именно от этого может зависеть какую они оденут резину и какой омыватель зальют. Путешественники:
Сейчас в моду стали возвращаться пешие походы и путешествия. Осуществлять их можно, даже не выезжая далеко за пределы области. Но для этого просто необходимо знать, застанет ли вас дождь в лесу.
Любители зимних видов спорта:
Перед тем, как идти кататься на лыжах, сноуборде или если вы любите катание на коньках на улице, а не в помещении, то вам просто необходимо знать какой будет погода к выходным, чтоб распланировать свой досуг.
Планируем летний отдых:
Летом очень хочется на выходные съездить на дачу или на природу, а возможно даже куда-то к воде. Необходимо предусмотреть все, если вдруг намечается дождь или прохладная погода. Необходимо знать погоду в летнее время и огородникам, которые хотят летом получить хороший урожай.
Огромным достоинством просмотра прогноза является то, что вы сможете заранее знать, что именно вам стоит взять с собой, а что возможно вам не пригодится.
Заранее просмотренный прогноз погоды может принести свою пользу
Кому важно знать прогноз погоды:
— Людям;
— Морякам;
— Летчикам;
— Синоптикам;
— Всем;
— Водителям.
Как в старину люди узнавали погоду на предстоящие дни?
В настоящее время все реже и реже можно услышать приметы, которые пришли к нам из глубины веков.
В старину также по приметах предсказывали погоду на долгосрочный период. Искусство предсказывать погоду на основе визуальных наблюдений за атмосферными явлениями возникло в глубокой древности. В Британском музее хранится глиняная табличка, датируемая четырехсотым годом до нашей эры – памятник вавилонского календаря. Надпись сообщает: «Если солнце окружено кругом, то будет дождь». Это правило, с некоторыми дополнениями, верно и в наши дни. Теперь оно звучит приблизительно так: «Венец вокруг Солнца летом – к дождю, а зимой – к сильному снегу». Многие приметы, возникшие, когда человек только начинал изучать окружающий его мир, сейчас получают научное объяснения. Например, цвет вечерней зари, форма и размер солнечного диска зависят от влажности и температуры воздуха, а венцы вокруг Солнца и Луны, по которым предсказывают ненастье, образуются облаками, которые начинают закрывать собой небо.
Метеорологи: С помощью каких приборов учёные прогнозируют погоду? Когда появилась метеорология?
(презентация) Когда появилась метеорология?
10 апреля 1722 по указу Петра Великого в Санкт-Петербурге начались систематические наблюдения за погодой. Записи вёл вице-адмирал Корнелиус Крюйс.
Поначалу его записи о погоде были выглядели примерно так: «Апрель, 22, воскресенье. Поутру ветер норд-вест; вода також стоит, как выше упомянуто. Пасмурно и студено… в полдни ветр малый норд-вест и дождь после полудня. Тихо и красный день до самого вечера». Позднее наблюдения приняли более научный характер. В российской науке погода как отдельное направление получила прочную прописку с 1724 года, когда была образована первая в России метеорологическая станция. А наблюдения при помощи барометра и термометра начали проводиться в Академии наук с декабря 1725 года. Ну а первая сеть метеорологических станций появились в России вовсе не в столицах, а в Сибири.
Ученый: Ведут ежедневные наблюдения за погодой, измеряют температуру воздуха с помощью термометра, наблюдают за ветром, осадками, фиксируют данные в таблице
На столах – календари погоды за ноябрь,
«Описание погоды за месяц в своей местности».
Цель работы:
Возьмите календарь погоды, который вы вели на ноябрь месяц. Пользуясь данными этого календаря, составьте описание погоды за месяц. В описании отметьте:
1.Количество ясных …….. и пасмурных………. дней. Количество дней с переменной облачностью…………
2.Количество дней с осадками…….. и без осадков………; какие виды осадков преобладали……………………..
3.Количество дней с температурой выше 0 градусов………., ниже 0 градусов……….
4.Среднюю температуру месяца (для этого сложите показатели температуры за каждый день и полученную сумму разделите на 30- число дней в ноябре)……………..
5.День с самой высокой температурой -…………., день с самой низкой температурой -…………………
6.Сколько дней дул северный ветер………,
южный ветер………,
западный ветер………,
восточный ветер………
Число безветренных дней…………….
Выводы к работе
Журналисты: Используя только данные СМИ, заполняют таблицу с прогнозом погоды. Какие формы предсказания погоды самые точные и надёжные?
В сети Интернет десятки популярных сайтов предлагают прогноз погоды. Однако практика показывает, что одни прогнозы чаще бывают точными, другие же – далеки от реальности.
Сегодня мы предлагаем 5 самых точных сайтов прогноза погоды:
Погода – это не только решение вопроса о том, что же одеть сегодня перед выходом на улицу и брать ли с собой зонтик. Ведь от погоды зависит не только одежда, которую вы будете одевать, но и самочувствие многих людей. От климата напрямую зависят многие люди с повышенным и пониженным давлением, а потому не приходится удивляться тому, с каким вниманием они прислушиваются к прогнозам по радио или же ТВ. Да и здоровому человеку легче будет избежать заболевания, знай он о том, будет ли дождь или гроза. Ведь попав в легкой одежде под такую стихию, легко простыть и потерять много драгоценного времени, провалявшись в постели! Если же говорить о скептиках, которые не верят в точность прогнозов, то им все же приходится признать, что, с учетом среднестатистической погрешности, на 3-4 дня вперед можно с уверенностью знать о грядущих капризах природы. А это уже позволяет планировать свой досуг и предпринимать какие-то важные шаги. Кроме того, нужно сказать о том, что точность прогнозов постоянно растет: вполне возможно, что уже через несколько лет ученые смогут точно предсказывать погоду на несколько дней вперед. Сейчас же следует больше доверять прогнозам, составленным на два-три дня, так как описание погодных явлений на месяц вперед достоверно только на 50-60% в лучшем случае.
Учитель: СИСТЕМА КРАТКОСРОЧНОГО ПРЕДСКАЗАНИЯ ПОГОДЫ
Признаки устойчивой погоды: презентация
Нежно-голубое небо при слабом ветре.
После восхода солнца ветер усиливается, а к вечеру стихает.
Безоблачный вечер при отсутствии ветра.
Туман появляется ночью в низких местах, после выхода солнца рассеивается.
Во время захода солнце нежное, розовое освещение неподвижных перистых облаков.
Жаркий день и холодная ночь. Зимой днем ясно, а к вечеру при безветрии небо покрывается слоем низких слоистых облаков
Признаки ухудшения погоды:
Утренняя заря красно-коричневая или багряно-красная.
Роса отсутствует. Ветер резко изменяет направление и к вечеру усиливается. Дым из печных труб или костра идет книзу. Температура воздуха вечером выше, чем утром.
Ласточки
и стрижи летают над землей. Дождевые черви выползают на поверхность..
Путешественник: На Земле есть много мест, где очень жарко – жарко рекордно. Самой высокой температурой, до которой когда-либо раскалялся воздух на планете, является 57,8°. Произошло это в далеком 1922 году 13 сентября в местечке Эль-Азизиа в Ливии. Некоторые источники сообщают о том, что в этот же день (опять 13-е! ) в Саудовской Аравии была зарегистрирована температура +58,4°С
В древности очень ценились люди, способные предсказывать предстоящие изменения погоды
Предсказывать погоду могут не
только синоптики. Наблюдательный человек-
настоящий друг природы- сумеет предсказать погоду по изменениям в поведении
животных и растений.
Ученые насчитывают сейчас около 600 видов
животных и 400 видов растений, которые могут выполнять роль барометров,
индикаторов влажности и температуры, предсказатели штормов, бурь и хорошей
погоды. Только когда вы научитесь улавливать связь между отдельными явлениями в
природе, сможете за ранее предугадать, что и зачем неизбежно последует, и
принять соответствующие меры.
Растения — предсказатели погоды
Человек давно заметил, что у многих растений перед изменением погоды изменяется положение отдельных частей. Они могут улавливать то, что не подвластно нашим органам чувств. Такая способность объясняется зависимостью их жизни от условий среды: температуры, влажности и давления воздуха, а также от солнечного света.
Одуванчик. Перед ненастьем цветки его закрываются, будто прячутся от дождя. Легкие белые парашутики одуванчика разлетаются даже от слабого ветра в сухую погоду. Перед дождем же ветер никак не может сорвать словно приклеенные семена. А все потому, что, чувствуя изменение погоды, растение складывает свой пушистый шарик как зонт.
Луговой клевер. Растение хорошо реагирует на тепло, влагу изменения атмосферного давления. К непогоде клевер складывает свои лепестки и наклоняет головку цветка, а перед стойкой хорошей погодой его стебель и листья расправлены, соцветие поднято вверх.
Предсказатели погоды среди животных
Некоторые народы как живой барометр» используют рыбу голец. В ясную погоду он лежит на дне аквариума неподвижно, но вот, виляя длинным телом, он начинает сновать вдоль стенок аквариума, и через какое-то время небо затягивается тучами. А теперь голец уже бросается по аквариуму вверх — вниз, справа — налево, значит, вскоре забарабанят капли дождя.
В народе существует точная примета: ласточки летают высоко — к хорошей погоде, низко — к дождю.
Замечательные метеорологи — пауки. Известно, что они не переносят влажности, потому крайне редко выходят на охоту утром. Утром они появляются лишь тогда, когда нет росы, а отсутствие росы — один из признаков близкого ненастья.
Физкультминутка «Тучки»
У тучек сегодня
Плохие прически, (Круговое движение руками перед собой.)
Тучки рыдают,
Капают слезки: (Наклоны головы вправо-влево, руки на голову.)
А-а-а! А-а-а! (Встряхивание кистей.)
Ивушки плачут,
Плачут березки, (Руки поднять вверх, плавные движения руками вправо-влево.)
С листиков капают,
Капают слезки: (Опускание рук со встряхиванием кистей.)
А-а-а! А-а-а!
(Поворот туловища направо, правую руку в сторону.)
Грустно на свете,
Печально на свете, (Поворот туловища налево, левую руку в сторону.)
Плачут деревья,
Тучки и ветер:
(Наклоны туловища вправо-влево, руки положить на голову.) А-а-а-а а-а-а!
(Руки поднять вверх и расслабленно опустить вниз со встряхивающими движениями кистей.)
Физкультминутка «Тучки»
У тучек сегодня
Плохие прически, (Круговое движение руками перед собой.)
Тучки рыдают,
Капают слезки: (Наклоны головы вправо-влево, руки на голову.)
А-а-а! А-а-а! (Встряхивание кистей.)
Ивушки плачут,
Плачут березки, (Руки поднять вверх, плавные движения руками вправо-влево.)
С листиков капают,
Капают слезки: (Опускание рук со встряхиванием кистей.)
А-а-а! А-а-а!
(Поворот туловища направо, правую руку в сторону.)
Грустно на свете,
Печально на свете, (Поворот туловища налево, левую руку в сторону.)
Плачут деревья,
Тучки и ветер:
(Наклоны туловища вправо-влево, руки положить на голову.) А-а-а-а а-а-а!
(Руки поднять вверх и расслабленно опустить вниз со встряхивающими движениями кистей.)
4. Где можно получить сведения обо мне на ближайшие несколько дней?
5. Будет ли зависеть мое состояние от температуры? (Будет)
(СЛАЙД 6) На земле очень много воды. Под воздействием солнца происходит испарение. В атмосфере собирается очень много влаги, которая при охлаждении собирается сначала в маленькие капли, а затем в тучки. А когда туча наберёт большое количество влаги и станет тяжелее воздуха, она опускается и на земле идут осадки. В зависимости от времени года и внешней температуры выпадают разные осадки.
6. Какие осадки вы наблюдали в тёплое время года? Какие в холодное?
(СЛАЙД 7) 6. Загадка
Неизвестно, где живёт,
Налетит - деревья гнёт,
Засвистит – по речке дрожь,
Озорник, а не уймёшь. Что это?
7. Что такое ветер?
(Движение воздуха)
(СЛАЙД 8) 8. Какими словами можно выразить силу ветра?
(Безветрие, слабый, умеренный, сильный, ураган)
Далее учитель говорит, что гостья передала четыре иллюстрации. На них изображены времена года.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.