«Поход Александра Македонского на Восток»
Оценка 4.7

«Поход Александра Македонского на Восток»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
5 кл
06.01.2017
«Поход Александра Македонского на Восток»
Учебное занятие на тему «Поход Александра Македонского на Восток», используя технологию зонального обучения, суть которой заключается в том, на этапе закрепления знаний. Познакомить учащихся с одним из самых могущественных полководцев древности, создать условия для формирования у учеников представления о личности Александра Македонского (черты характера, устремления) в контексте его участия в завоевательных походах македонцев на Восток.Учебное занятие по теме «Поход Александра Македонского на Восток», на основе технологии зонального обучения, суть которой заключается в том, что на этапе закрепления знаний
Поход Александра Македонского на Восток.docx

1.    

ФИО (полностью)

Ромашкин Руслан Владимирович

2.    

Место работы

МБОУ лицей № 3 г. Кулебаки

3.    

Должность

учитель истории и обществознания

4.    

Предмет

история

5.    

Класс

5

6.    

Тема урока

«Поход Александра Македонского на Восток»

7.    

Технология

зональное обучение с применением ЭФУ

8.    

Базовый учебник

Вигасин А.А., Г.И. Годер. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. М. Просвещение, 2015.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: Познакомить учащихся с одним из самых могущественных полководцев древности,  создать  условия  для  формирования  у  учеников  представления  о  личности Александра  Македонского  (черты характера, устремления) в  контексте  его  участия  в  завоевательных  походах  македонцев  на Восток.

   Образовательный аспект:

-          сформировать  представления  представление у учащихся об  основных  процессах  и  причинно-следственных  связях данного исторического  периода;

-           сформировать представление о понятиях, фактах и личностях эпохи;

    Развивающий аспект

-          продолжить формирование умений работать с исторической картой и историческими документами на основе текста учебника.

- создание условий для развития навыков логического мышления

     Воспитательный аспект:

-    создать условия для становления собственного отношения школьников к личности Александра Македонского.

- сформировать навык преодоления трудностей в процессе обучения при помощи новых технологий

     Формы  организации  познавательной  деятельности:    индивидуальная,  парная,  групповая, фронтальная.

Необходимое техническое оборудование:

1. Компьютер, планшеты (ноутбуки) с ЭФУ, медиапроектор, интерактивная доска.

 

    Учитель организовал учебное занятие по теме, используя технологию зонального обучения, суть которой заключается в том, что на этапе закрепления знаний

- в классе организовано несколько рабочих зон (на данном занятии – три);

- определены временные рамки совместной деятельности в рабочих зонах (7-10 минут);

Ход урока

1.    Организационный момент.

 

2.  Этап актуализации знаний и умений учащихся.   

 

Повторение организовано через ответы на вопросы, которые видны на он-лайн доске с открытом доступом.

-  Какой исторический период изучаем на уроках?

- Как звали македонского царя подчинившего Грецию?   

-  Назовите причины потери Грецией   своей  независимости?

                                                                                            

3.  Этап мотивации и целеполагания.   

           В ходе повторения, мы выяснили, что под натиском македонской армии Греция потеряла свою независимость. Филипп не успел осуществить свою мечту о завоевании персов, а потому к  ее реализации приступил его 20-летний сын Александр. 

    Учитель, предлагает изучить на карту (с. 204 (ЭФУ)) и одновременно показывает её на интерактивной доске:

 

 

    После изучения карты ученикам предлагается ответить на ряд вопросов и учитель записывает ответы учеников на доске:

- что вы можете сказать о территории, которую занимала Македония

- Значит, какую армию может иметь такое государство?

- что на карте обозначено черными стрелками?

- и что вы можете сказать по карте о результатах этих походов?

 

    Учитель подводит учеников к главному вопросу нашего урока: Почему Александру Македонскому удалось достичь грандиозных целей. Ученики формулируют цель урока, учитель фиксирует ее  на доске.

   

    Интересно, как ему удавалось добиваться поставленных целей! Нам есть чему поучиться у великого полководца. У нас сегодня необычный урок. Кроме изучения темы «Походы Александра  Македонского  на  Восток»,  мы  будем  учиться    выполнять  важное  для  каждого человека действие - ставить перед собой цели и задачи.

   

4.  Этап изучения нового учебного материала    

         Дальнейший рассказ учителя  по  теме  урока, сопровождается  фрагментом фильма об Александре и начале его завоеваний.

 

        

 Далее Учитель разделил школьников на группы для работы в различных зонах кабинета с целью  изучению  нового материала. Ученики получают лист с заданием и таблицей и работают в группах

           Зона «Историческая лаборатория-1»: Установить цели, задачи и результат начального этапа завоевательного похода Александра. 

1)   Прочитайте  пункт 1  §42 «Первые победы».

2)   Из предложенных  вариантов ответов  выберите тот, который вы  считаете: целью, задачей и результатом. Поместите свой выбор  в нужную графу  таблицы.

 

цель

задачи

результат

Начало похода на Персию

 

 

 

Продолжение похода

 

 

 

 

 

        Варианты ответов вложены в конверты на отдельных листочках с избытком. Фразы напечатаны на листочках самоклеящейся бумаги соответствующего таблице размера. Таблица заготовлена и на доске. После выполнения работы идет обсуждение вариантов, выбор верного. На доске магнитами прикрепляются верные ответы.

    Аналогичное задание ученики получают по второму пункту, с той разницей, что цели, задачи и результат они должны сформулировать самостоятельно и записать в таблицу.

 

                   Зона «Историческая лаборатория-2»:

1) Прочитайте пункт 2 §42 «От битвы при Иссе до основания Александрии Египетской»

2) Работая в группе,  сформулируйте цели, задачи и результат похода Александра этого периода. Запиши свой выбор  в нужную графу  таблицы.

 

 

    Подводятся итоги, учителем заполняется таблица на доске. 

 

Зона «Историческая лаборатория-3»:

1)    Прочитайте пункты  3,4   §42  (О  гибели  Персидского  царства)

2) Работая в группе,  сформулируйте причины, почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу? Выступление представителя группы.

 

 

    Учитель подводит итог работы на данном этапе: научились формулировать  цели и задачи, узнали о победоносных битвах.

    Изучение нового материала заканчивается через рассказ учителя, который сопровождается презентацией с  фрагментами  фильма, где речь идет о личных качествах Александра. 

 

5. Физминутка

 

6. Первичное закрепление, усвоение и применение новых знаний: Ученикам предлагается вновь объединиться  в пары для работы в приёме фишбоун, .

    Учитель: Любое событие, предмет, явление имеет положительные и отрицательные  стороны. Личность Александра Македонского тоже не однозначна: этот человек имел как положительные, так и отрицательные качества. 

      Задание. Определите, какие черты характера Александра Македонского, на ваш взгляд, помогли ему достигать целей. Каково это влияние? 

         Ученикам предлагается схема в виде «рыбы» - красного цвета для пар, которые  будут выделять положительные черты и приводят подтверждающие примеры; синего цвета -  для «отрицательных» черт  (Схема Фишбоун составлена заранее и выдаётся учителем ученикам).

 

Черта характера

Каков результат?«Какие личные цели преследовал Александр?» 

 

 

                  

 

 

 

 

 

Подтверждающий пример

 

Черта характера

 

«Какие личные цели преследовал Александр?»,Каков результат? 

 

 

 

 

 

 

 

 


Подтверждающий пример

 

   Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями. Учитель организует работу по формулированию выводов.

 

   Учитель обобщает материал и подводит учеников к тому, что цель походов и личностные цели Александра Македонского совпадают. Говорит о роли личности в истории.  

 

      В процессе работы класса в тетрадях над заданием учитель может предложить некоторым школьникам индивидуально-дифференцированные задания, например: задание для самопроверки усвоенного материала учитель предлагает обучающимся выполнить тестовое задание, представленное в электронной форме учебника.

   

   Результаты этого задания учитель отслеживает либо визуально, либо с помощью программы управления классом и фиксирует в журнале. При необходимости учитель должен указать школьнику его проблемные зоны, определить причину проблем и скорректировать дальнейший образовательный маршрут для каждого ребенка.

 

 

7. Рефлексия (подведение итогов занятия):

    Если бы вы были художником, и вам предложили нарисовать портрет Александра Македонского, какие цвета вы использовали бы для этого? (черный, зеленый, синий, красный и т.д)

   В конце урока каждый школьник оценивает свою работу на занятии и размещает на он-лайндоске стикер с соответствующим смайликом, а также на этом же стикере школьник может написать свое мнение об уроке в целом и о своих проблемах.

8.  Домашнее задание: §42, ответить на вопросы.

    Мини-сочинение от имени участника походов Александра Македонского (рядового воина, его ближайшего друга, противника и т.п.), напиши письмо на родину или путевые заметки. Продумайте, какие эпизоды выберете для описания. Как будете относиться к военным действиям, к поступкам царя, к местному населению и почему?

    Принимают задачу. Задают вопросы, если есть.

Метод "Фишбоун" (Рыбий скелет):

     Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

 

  Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

ü  Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

ü  Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

ü  Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

ü  Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Схемы Фишбоун дают возможность:

ü  организовать работу участников в парах или группах;

ü  развивать критическое мышление;

ü  визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;

ü  ранжировать факторы по степени их значимости.

ü  С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи.

 

 

 

 

 

 

 

НАДО ЛИ ЭТО

 

Планируемые результаты: Формируемые универсальные учебные действия:

РУУД: определять цель, проблему в УД;

Выдвигать версии, планировать деятельность в учебной ситуации, оценивать способы достижения цели в учебной ситуации

ПУУД: поиск и нахождение достоверной информации в разных источниках (карты, текст учебника, раздаточный материал); анализировать (выделять главное); определять понятия;

Обобщать и делать выводы; выделять причины и следствия; представлять информацию в разных формах (таблица, фишбоун, мини-сочинение)

ЛУУД: оценивать свои и чужие поступки, оценивать события и поступки исторических личностей с позиции гражданина и патриота России, своей малой родины

КУУД: умение работать в парах, группе; излагать свое мнение, аргументировать его; создавать письменные и устные тексты

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.    

Филлип II

(N 50471)

Текст

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a690c6b4-76bc-d890-f023-46dcfc2bba7c/1000971A.htm

 

2.    

Александр Великий

Гипертекст с иллюстрациями Александр Великий

Рассказ учителя на основе ресурса

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/603e513b-9539-4837-b287-1a39494477d6/view/

3.    

Карта «Походы Александра Македонского»

Карта

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7bfdf9db-97a7-45f4-944d-1fffb8b33cfb/[IS10VI_4-10]_[KR_02].swf

4.    

Возвышение Македонии. Походы Александра Македонского

Презентация

Презентация, видеофрагмент

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f736c409-fc74-4aac-b78e-8723f018951e/?fullView=1&from=&interface=teacher&class=47&subject=20&rubric_id[]=116744

5.    

Завоевания Александра Македонского.

Практический модуль.

Задание для осмысления темы

http://fcior.edu.ru/card/2514/praktika-zavoevaniya-aleksandra-makedonskogo.html

6.    

Империя Александра Македонского.

Практический модуль.

Задание для осмысления темы

http://fcior.edu.ru/card/5696/praktika-imperiya-aleksandra-makedonskogo.html

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ФИО (полностью) Ромашкин

ФИО (полностью) Ромашкин

Ход урока 1. Организационный момент

Ход урока 1. Организационный момент

Учитель подводит учеников к главному вопросу нашего урока:

Учитель подводит учеников к главному вопросу нашего урока:

Варианты ответов вложены в конверты на отдельных листочках с избытком

Варианты ответов вложены в конверты на отдельных листочках с избытком

Подводятся итоги, учителем заполняется таблица на доске

Подводятся итоги, учителем заполняется таблица на доске

Изучение нового материала заканчивается через рассказ учителя, который сопровождается презентацией с фрагментами фильма, где речь идет о личных качествах

Изучение нового материала заканчивается через рассказ учителя, который сопровождается презентацией с фрагментами фильма, где речь идет о личных качествах

Учитель обобщает материал и подводит учеников к тому, что цель походов и личностные цели

Учитель обобщает материал и подводит учеников к тому, что цель походов и личностные цели

Как будете относиться к военным действиям, к поступкам царя, к местному населению и почему?

Как будете относиться к военным действиям, к поступкам царя, к местному населению и почему?

ПУУД : поиск и нахождение достоверной информации в разных источниках (карты, текст учебника, раздаточный материал); анализировать (выделять главное); определять понятия;

ПУУД : поиск и нахождение достоверной информации в разных источниках (карты, текст учебника, раздаточный материал); анализировать (выделять главное); определять понятия;

Возвышение Македонии. Походы

Возвышение Македонии. Походы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017