1. |
ФИО (полностью) |
Ромашкин Руслан Владимирович |
2. |
Место работы |
МБОУ лицей № 3 г. Кулебаки |
3. |
Должность |
учитель истории и обществознания |
4. |
Предмет |
история |
5. |
Класс |
5 |
6. |
Тема урока |
«Поход Александра Македонского на Восток» |
7. |
Технология |
зональное обучение с применением ЭФУ |
8. |
Базовый учебник |
Вигасин А.А., Г.И. Годер. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. М. Просвещение, 2015. |
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: Познакомить учащихся с одним из самых могущественных полководцев древности, создать условия для формирования у учеников представления о личности Александра Македонского (черты характера, устремления) в контексте его участия в завоевательных походах македонцев на Восток.
Образовательный аспект:
- сформировать представления представление у учащихся об основных процессах и причинно-следственных связях данного исторического периода;
- сформировать представление о понятиях, фактах и личностях эпохи;
Развивающий аспект:
- продолжить формирование умений работать с исторической картой и историческими документами на основе текста учебника.
- создание условий для развития навыков логического мышления
Воспитательный аспект:
- создать условия для становления собственного отношения школьников к личности Александра Македонского.
- сформировать навык преодоления трудностей в процессе обучения при помощи новых технологий
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Необходимое техническое оборудование:
1. Компьютер, планшеты (ноутбуки) с ЭФУ, медиапроектор, интерактивная доска.
Учитель организовал учебное занятие по теме, используя технологию зонального обучения, суть которой заключается в том, что на этапе закрепления знаний
- в классе организовано несколько рабочих зон (на данном занятии – три);
- определены временные рамки совместной деятельности в рабочих зонах (7-10 минут);
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Этап актуализации знаний и умений учащихся.
Повторение организовано через ответы на вопросы, которые видны на он-лайн доске с открытом доступом.
- Какой исторический период изучаем на уроках?
- Как звали македонского царя подчинившего Грецию?
- Назовите причины потери Грецией своей независимости?
3. Этап мотивации и целеполагания.
В ходе повторения, мы выяснили, что под натиском македонской армии Греция потеряла свою независимость. Филипп не успел осуществить свою мечту о завоевании персов, а потому к ее реализации приступил его 20-летний сын Александр.
Учитель, предлагает изучить на карту (с. 204 (ЭФУ)) и одновременно показывает её на интерактивной доске:
После изучения карты ученикам предлагается ответить на ряд вопросов и учитель записывает ответы учеников на доске:
- что вы можете сказать о территории, которую занимала Македония
- Значит, какую армию может иметь такое государство?
- что на карте обозначено черными стрелками?
- и что вы можете сказать по карте о результатах этих походов?
Учитель подводит учеников к главному вопросу нашего урока: Почему Александру Македонскому удалось достичь грандиозных целей. Ученики формулируют цель урока, учитель фиксирует ее на доске.
Интересно, как ему удавалось добиваться поставленных целей! Нам есть чему поучиться у великого полководца. У нас сегодня необычный урок. Кроме изучения темы «Походы Александра Македонского на Восток», мы будем учиться выполнять важное для каждого человека действие - ставить перед собой цели и задачи.
4. Этап изучения нового учебного материала
Дальнейший рассказ учителя по теме урока, сопровождается фрагментом фильма об Александре и начале его завоеваний.
Далее Учитель разделил школьников на группы для работы в различных зонах кабинета с целью изучению нового материала. Ученики получают лист с заданием и таблицей и работают в группах.
Зона «Историческая лаборатория-1»: Установить цели, задачи и результат начального этапа завоевательного похода Александра.
1) Прочитайте пункт 1 §42 «Первые победы».
2) Из предложенных вариантов ответов выберите тот, который вы считаете: целью, задачей и результатом. Поместите свой выбор в нужную графу таблицы.
|
цель |
задачи |
результат |
Начало похода на Персию |
|
|
|
Продолжение похода |
|
|
|
Варианты ответов вложены в конверты на отдельных листочках с избытком. Фразы напечатаны на листочках самоклеящейся бумаги соответствующего таблице размера. Таблица заготовлена и на доске. После выполнения работы идет обсуждение вариантов, выбор верного. На доске магнитами прикрепляются верные ответы.
Аналогичное задание ученики получают по второму пункту, с той разницей, что цели, задачи и результат они должны сформулировать самостоятельно и записать в таблицу.
Зона «Историческая лаборатория-2»:
1) Прочитайте пункт 2 §42 «От битвы при Иссе до основания Александрии Египетской»
2) Работая в группе, сформулируйте цели, задачи и результат похода Александра этого периода. Запиши свой выбор в нужную графу таблицы.
Подводятся итоги, учителем заполняется таблица на доске.
Зона «Историческая лаборатория-3»:
1) Прочитайте пункты 3,4 §42 (О гибели Персидского царства)
2) Работая в группе, сформулируйте причины, почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу? Выступление представителя группы.
Учитель подводит итог работы на данном этапе: научились формулировать цели и задачи, узнали о победоносных битвах.
Изучение нового материала заканчивается через рассказ учителя, который сопровождается презентацией с фрагментами фильма, где речь идет о личных качествах Александра.
5. Физминутка
6. Первичное закрепление, усвоение и применение новых знаний: Ученикам предлагается вновь объединиться в пары для работы в приёме фишбоун, .
Учитель: Любое событие, предмет, явление имеет положительные и отрицательные стороны. Личность Александра Македонского тоже не однозначна: этот человек имел как положительные, так и отрицательные качества.
Задание. Определите, какие черты характера Александра Македонского, на ваш взгляд, помогли ему достигать целей. Каково это влияние?
Ученикам предлагается схема в виде «рыбы» - красного цвета для пар, которые будут выделять положительные черты и приводят подтверждающие примеры; синего цвета - для «отрицательных» черт (Схема Фишбоун составлена заранее и выдаётся учителем ученикам).
Черта характера
Подтверждающий пример
Черта характера
Подтверждающий пример
Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями. Учитель организует работу по формулированию выводов.
Учитель обобщает материал и подводит учеников к тому, что цель походов и личностные цели Александра Македонского совпадают. Говорит о роли личности в истории.
В процессе работы класса в тетрадях над заданием учитель может предложить некоторым школьникам индивидуально-дифференцированные задания, например: задание для самопроверки усвоенного материала учитель предлагает обучающимся выполнить тестовое задание, представленное в электронной форме учебника.
Результаты этого задания учитель отслеживает либо визуально, либо с помощью программы управления классом и фиксирует в журнале. При необходимости учитель должен указать школьнику его проблемные зоны, определить причину проблем и скорректировать дальнейший образовательный маршрут для каждого ребенка.
7. Рефлексия (подведение итогов занятия):
Если бы вы были художником, и вам предложили нарисовать портрет Александра Македонского, какие цвета вы использовали бы для этого? (черный, зеленый, синий, красный и т.д).
В конце урока каждый школьник оценивает свою работу на занятии и размещает на он-лайндоске стикер с соответствующим смайликом, а также на этом же стикере школьник может написать свое мнение об уроке в целом и о своих проблемах.
8. Домашнее задание: §42, ответить на вопросы.
Мини-сочинение от имени участника походов Александра Македонского (рядового воина, его ближайшего друга, противника и т.п.), напиши письмо на родину или путевые заметки. Продумайте, какие эпизоды выберете для описания. Как будете относиться к военным действиям, к поступкам царя, к местному населению и почему?
Принимают задачу. Задают вопросы, если есть.
Метод "Фишбоун" (Рыбий скелет):
Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
ü Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
ü Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
ü Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
ü Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Схемы Фишбоун дают возможность:
ü организовать работу участников в парах или группах;
ü развивать критическое мышление;
ü визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
ü ранжировать факторы по степени их значимости.
ü С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи.
НАДО ЛИ ЭТО
Планируемые результаты: Формируемые универсальные учебные действия:
РУУД: определять цель, проблему в УД;
Выдвигать версии, планировать деятельность в учебной ситуации, оценивать способы достижения цели в учебной ситуации
ПУУД: поиск и нахождение достоверной информации в разных источниках (карты, текст учебника, раздаточный материал); анализировать (выделять главное); определять понятия;
Обобщать и делать выводы; выделять причины и следствия; представлять информацию в разных формах (таблица, фишбоун, мини-сочинение)
ЛУУД: оценивать свои и чужие поступки, оценивать события и поступки исторических личностей с позиции гражданина и патриота России, своей малой родины
КУУД: умение работать в парах, группе; излагать свое мнение, аргументировать его; создавать письменные и устные тексты
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. |
Филлип II (N 50471) |
Текст |
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a690c6b4-76bc-d890-f023-46dcfc2bba7c/1000971A.htm
|
2. |
Александр Великий |
Гипертекст с иллюстрациями Александр Великий |
Рассказ учителя на основе ресурса |
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/603e513b-9539-4837-b287-1a39494477d6/view/ |
3. |
Карта «Походы Александра Македонского» |
Карта |
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7bfdf9db-97a7-45f4-944d-1fffb8b33cfb/[IS10VI_4-10]_[KR_02].swf |
4. |
Возвышение Македонии. Походы Александра Македонского |
Презентация |
Презентация, видеофрагмент |
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f736c409-fc74-4aac-b78e-8723f018951e/?fullView=1&from=&interface=teacher&class=47&subject=20&rubric_id[]=116744 |
5. |
Завоевания Александра Македонского. |
Практический модуль. |
Задание для осмысления темы |
http://fcior.edu.ru/card/2514/praktika-zavoevaniya-aleksandra-makedonskogo.html |
6. |
Империя Александра Македонского. |
Практический модуль. |
Задание для осмысления темы |
http://fcior.edu.ru/card/5696/praktika-imperiya-aleksandra-makedonskogo.html |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.