39-40 урок, 11 класс – теория
Учитель: Брух Т.В.
Дата:___________
Тема урока: Поиск кратчайших путей в графе. Динамическое программирование.
Цель урока |
Разобрать известные алгоритмы для поиска кратчайших путей в графе. |
Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД |
Предметные умение находить оптимальное решение при использовании различных алгоритмов; Метапредметные Познавательные УУД: формирование представления о графе как о наглядном средстве представления состава и структуры системы; формирование представления о способе реализации решения задач оптимизации с помощью различных алгоритмов; Коммуникативные УУД: организация самостоятельной работы, работы в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения). Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; Личностные УУД: выработка культуры общения, взаимопомощь обучающихся, формирование интеллектуальной и эмоциональной активности обучающихся, воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; Регулятивные УУД: определение целей, проблемы в своей деятельности. Выдвижение версии, выбор средства достижения цели. Работа по плану, сверяясь с целью, нахождение и исправление ошибки, в т.ч. самостоятельно. Личностные Выработка уважительно-доброжелательных отношений между обучающимися, учет различных мнений, творческое отношение к процессу обучения. |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Орг. момент |
Приветствие |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний |
Давайте вспомним, с какими основными понятиями и определениями вы познакомились при изучении темы Вернемся в 10 класс. Мы учились решать задачи на поиск количества путей в графе и анализ информационных моделей. Это задания № 3 и15 в ЕГЭ по информатике. Давайте вспомним, как мы это делали. Для этого выполним следующие задание:.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
постановка цели деятельности (постановка учебной задачи) |
Запишем тему урока: « Поиск кратчайших путей в графе»
Виды алгоритмов: 1) «жадный алгоритм» - алгоритм состоит в том, чтобы на каждом шаге многоходового процесса выбирать наилучший в данный момент вариант, не думая о том, что впоследствии этот выбор может привести к худшему решению (алгоритм, который, на каждом шагу принимают локально оптимальное решение, не заботясь о том, что будет дальше)
2) сформулируйте алгоритм Прима-Крускала - это «жадный» алгоритм, который всегда приводит к правильному решению. В теории графов – это построение минимального основного дерева, т.е. дерева, связывающего все вершины 1.начальное дерево – пустое 2.на каждом шаге добавляется ребро минимального веса, которое ещё не входит в дерево и не приводит к появлению цикла 3) в чем заключается алгоритм Дейкстра? - алгоритм, нахождения кратчайшего расстояния от одной из вершин графа до всех остальных Вывод: не всякий алгоритм дает оптимальное решение.
Решим следующую задачу: граф рисую на доске требуется найти кратчайшее расстояние от 1-й вершины до 6 используя «жадный алгоритм». 1) Жадный алгоритм
![]()
Жадные алгоритмы – это общее название подхода к решению задач оптимизации. Вопрос: в какой области науки решают задачи по оптимизации? 2)Алгоритм Прима-Крускала Общая длина равна 33. 3)
Результат работы алгоритма: кратчайший путь от вершины 1 до 2-й составляет 7, до 3-й — 9, до 4-й — 20, до 5-й — 20, до 6-й — 11. Займемся выводом кратчайшего пути. Мы знаем длину
пути для каждой вершины, и теперь будем рассматривать вершины с конца.
Рассматриваем конечную вершину (в данном случае — вершина 5),
и для всех вершин, с которой она связана, находим длину пути, вычитая вес
соответствующего ребра из длины пути конечной вершины. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Реализация построенного проекта |
Ответ (решение не универсально)
Задание: используя алгоритм Дейкстра найдите кратчайшие расстояния между вершиной А и всеми другими вершинами.
Чему равен порядок графа и что это такое? (Ответ: порядок графа – это число вершин, равно 5) Чему равен размер графа и что это такое (Ответ: размер – это количество дуг или ребер, равно 8) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
закрепление |
Задание: используя алгоритм Дейкстра, найдите кратчайшие расстояния между вершиной, а всеми другими вершинами. Определите порядок и размер графа.
Ответ:
Порядок – 9, размер – 14
Самостоятельно: используя алгоритм Прима-Крускала, постройте минимальное основное дерево.
Вернемся снова к заданию ЕГЭ и решим его применив алгоритм Дейкстра Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены
дороги, протяжённость которых приведена в таблице. Отсутствие числа в таблице
означает, что прямой дороги между пунктами нет. Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам).
Ответ: (является) Используя жадный алгоритм и алгоритм Дейкстра найдите кратчайшее расстояние от А до К. Сделайте вывод. 1) Жадный: ответ - 69 2) Алгоритм Дейкстра
Задача: имеется n городов, которые нужно объединить в единую телефонную сеть. Для этого достаточно проложить (n-1) телефонных линий между городами. Как соединить города так, чтобы суммарная стоимость соединений (телефонного кабеля) была минимальна? Является ли решение универсальным? Ответ: (не является)
Суммарный вес дерева равен 37. Это минимальное остовное дерево не уникально: удалением ребра (c,d) и добавлением ребра (a,b) получается новое минимальное остовное дерево. Задача: удалите лишние ребра и получите минимальное остовное дерево.
Ответ:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
Подведем итоги нашего урока. 1. Сообщение А4, тема: «Использование графов для анализа данных в Интернете» - защита 2. кратчайший путь, порядок графа, размер (16, 16, 21, 16)
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.