поиск информации конспект урока

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок помогает формированию представления об информации и информационных ресурсах; формированию умений работы с книгой как источником информации; помогает изучить структуру глобальной сети Интернет и освоить основные методы поиска в сети; помогает искать необходимую информацию по справочному аппарату библиотеки, изучить поисковые системы и освоить технологии поиска информации в глобальной сети;Помощь читателям библиотеки изучить поисковые системы и освоить технологии поиска информации в глобальной сети.
Иконка файла материала поиск информации урок.docx
Библиотечный интегрированный урок    « Поиск  и использование информации »  10 класс     Цель: формирование  представления об информации и информационных  ресурсах;   формирование умений работы с книгой как источником  информации;   изучить структуру глобальной сети Интернет и освоить  основные методы поиска в сети;  Задачи:  ­упорядочить знания об информации, способах её получения, хранения,  передачи; ­научить ставить вопросы по теме; ­отрабатывать навыки извлечения информации из информационных ресурсов; ­ искать необходимую информацию по справочному аппарату библиотеки,  изучить поисковые системы и освоить технологии поиска информации в  глобальной сети; ­научить  работать сайтом  школы. Форма организации занятий: беседа  Оборудование: книжные выставка «Носители информации», литература  для самостоятельной работы, презентация « Поиск и использование  информации».   Ход занятий. Ход занятия. 1. Вступительная беседа библиотекаря ­  Начинаем библиотечный урок. ­   Этот урок буден необычным. ­  ПОЧЕМУ? (название урока необычное,  проводим его не в классе, а в библиотечно­информационном центре). Слайд 1  ­  Как думаете, о чем пойдет речь на этом уроке?  2. Беседа о центре. ­  Как вы думаете, почему еще только год назад в нашей школе была   библиоте­медиотека, а сейчас библиотечно­информационный центр? ­ Почему возникла необходимость создать этот центр у нас в школе? (мы ведь  могли бы обойтись и просто библиотекой?) ­   Из каких слов состоит название центра?  (библиотека, информация) ­  Хорошо, что такое библиотека, мы знаем? ­  А что такое информация? Слайд 3 ­  Где можем найти и прочитать лексическое значение этого слова?  Определите цель нашего библиотечного урока слайд 4  Цель нашей совместной работы на уроке  информационной  грамотности  заключается в том, чтобы­ узнать что такое информация, каковы способы её  получения и передачи,  хранения и систематизации; ­ научиться ставить вопрос к теме, составлять план темы, находить нужную  информацию на различных носителях.  В современном мире, как в реальной, так и в виртуальной среде ежедневно  появляется огромное количество новой информации, и вместе с ней растет  объем и уровень сложности навыков её поиска, сбора, обработки, анализа и  синтеза. Поэтому сегодня жизненно необходимым становится умение  ориентироваться в информационном потоке, используя при этом различные  информационные ресурсы и методики поиска. Что такое информация? Слайд5 Информация ­ это сведения и факты об окружающем нас мире (о различных  предметах, явлениях, их параметрах и свойствах) Как люди получают информацию? Примеры: Например, когда мы переходим дорогу и видим, что горит красный  свет, мы получаем информацию, что идти нельзя. Собираясь в школу, на  работу мы слушаем прогноз погоды, чтобы получить информацию и принять  решение, как нужно одеться. Для чего человеку нужна информация? Информация нужна постоянно: в жизни, в работе, в учёбе. Чтобы правильно  написать слово, нам нужна информация, которую мы можем найти в словаре.  Чтобы узнать о событии, которое произошло 100 лет назад, нужно найти  информацию в книгах, Интернете… Когда информация проверена на практике, когда она может многократно  использоваться людьми для решения задач, тогда она превращается в знания.   Какие средства, инструменты помогают найти информацию в  библиотеке? Без  книг и других источников информации современное образование  невозможно. Давайте вспомним, что означает слово библиотека? («библио»­ книга, «тека»­хранилище).   Как и где можно найти информацию?  Слайд 6, 7 Справочные – документы, содержащие краткие сведения научного или  прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их  разыскания, не предназначенные для сплошного чтения. Справочные  документы создаются для сбора и фиксации наиболее важных и часто  запрашиваемых сведений с целью их быстрого разыскания.  Словари, энциклопедии, справочники  Научно­популярные – документы, содержащие сведения об исследованиях в  области науки, культуры и техники, изложенные в форме доступной  широкому кругу читателей (неспециалистам), используемые для расширения  культурного и профессионального кругозора,  для поддержкисамообразования и т. п. научно­популярные книги, статьи из научно­ популярных журналов и сборников, газетные статьи научно­популярного  характера и т. д.  Учебные – документы, содержащие систематизированные сведения научного  или прикладного характера, в форме пригодной для обучения и преподавания. Учебные документы создаются для поддержки учебно­воспитательного  процесса в учебных заведениях, а также для самообразования. учебники, учебные пособия, сборники задач, упражнений и тестов,  практикумы, курсы и конспекты лекций, методические указания по  выполнению лабораторных работ, хрестоматии, самоучители, учебные  программы и т. д.  Скажите о каких  носителях  информации мы с вами сейчас говорили   Какие носители информации вы знаете?     Слайд 8  ?     Библиотекарь:   Я предлагаю вам   перенестись на урок информатики и вспомнить, что такое   Интернет, взглянуть на глобальную компьютерную сеть Internet   с   различных   сторон,   познакомимся   с   поисковыми   системами   и научимся искать нужную для нас информацию (слайд 9). Учитель информатики:        Мир действительно изменился с приходом глобальной компьютерной  сети Internet. Сегодня не выходя из дома можно познакомиться и пообщаться  с людьми, находящимися далеко за пределами Вашей страны, приобрести  различные товары и услуги и многое­многое другое. Работая в сети, необходимо быстро ориентироваться в имеющемся  объеме информации. Для поиска информации используются в основном три основных типа: 1. Указание адреса страницы; (слайд 10) Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в  том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен  документ. 2. Перемещение по гипертекстовым ссылкам;   Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать  документы, только близкие по смыслу текущему документу. 3.Обращение к поисковой системе   Как ищет поисковая система информацию? Слайд11­12 Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в  Интернете. В настоящее время в русскоязычной части Интернет популярны  следующие поисковые серверы: Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru) и  Rambler (rambler.ru). Поисковая система предоставляет возможность поиска информации в  Интернете.Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной  паутины.   Ребята, а какие поисковые системы вы знаете? (yandex. ru, Rambler.  ru, Google. ru и много других)  Yandex. Ru Яндекс — российская система поиска в Сети.   компании, Yandex.ru, был открыт 23 сентября 1997 года. Отличительная  особенность Яндекса — возможность точной настройки поискового запроса.  Это реализовано за счёт гибкого языка запросов (слайд 12). Rambler. Ru Rambler создан в 1996 году. Поисковая система Рамблер  понимает и различает слова русского, английского и украинского языков. По  умолчанию поиск ведётся по всем формам слова (слайд 13). Google. Ru Лидер поисковых систем в Интернете. По одной из версий,  Google — искажённое написание английского слова googol. "Googol (гугол)" – это математический термин, обозначающий единицу со 100 нулями (слайд 14). А   сейчас   будет   работа   в  парах.  Вы   садитесь   за   компьютеры.     Слайд  15. (Практическая работа)    Библиотекарь.У вас у всех хорошие навыки в работе с компьютером,  умеете находить нужную информацию на разных носителях информации,  создаете презентации, фильмы.   И сейчас   предлагаем вам  поработать с  сайтом  нашей школы.  Слайд 16. Библиотекарь.   Ребята,  вы сегодня получили много информации, ответьте, пожалуйста, на вопросы (Слайд 17). Свои ответы запишите на планшеты.        Библиотекарь: Молодцы!  И хочу закончить наш урок словами французского писателя Дени Дидро « Люди перестают мыслить, когда перестают читать».