Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"
Оценка 4.6

Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
история +1
Взрослым
04.04.2017
Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"
Сравнивая нашу жизнь с жизнью подростков военной поры, мы хотим показать, что война – это страшное зло, прошедшее не только по жизням взрослых россиян, но и лишившее детства самых маленьких жителей страны. Влияние войны на жизнь и деятельность подростков. Показать, как жили и трудились , подростки военных летПоисково-исследовательская работа "Война глазами детей"
Исследовательская работа. Война глазами детей..doc
Республика Татарстан Нижнекамский муниципальный район  пгт. Камские Поляны  Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  дополнительного образования детей  Цент Детского Творчества «Радуга»   XVII Международный фестиваль «Детство без границ» Поисково­исследовательская работа         «Война глазами детей»                                                                                                                                     Фомин Андрей , обучающийся    МБОУ ДОД ЦДТ «Радуга»                   Работу выполнил   ученик 10 класса:  Руководитель: Дорофеева Марина Валерьевна Заведующий отделом по туризму и краеведению, Каримова Рузида Габдулмаликовна, методист                                                                 2015 Оглавление.                                              2 Введение………………………………………………………………стр.3­5 Основная часть: Память о войне........................................................стр.6­8 1. Воспоминания   Бурмистровой Марии Семеновны……………стр. 8 2. «Маленькая колхозница»  (Гребнева Анна Ефимовна о своём военном детстве)……………………………….............................................…...стр.8­10 3. Из воспоминаний Соболевой Марии Семеновны  «Все для фронта !» ….стр.10­11 4. Из воспоминания моего дедушки Базарова Геннадия Николаевича.........стр.11­12 5. Воспоминания Ярцевой Анны Яковлевны «Победа за нами!»…………....стр.12 Заключение……………………………………………………………    .стр.13 Список литературы………………………………………………………..стр.14 Приложение…………………………………………………………….стр.15­17 3                                                                        Тема: Дети войны                              А мы не стали памяти перечить         И вспомним дни далекие , когда  Введение. Упала нам на слабенькие плечи Огромная не детская беда, Была земля и жесткой , и метельной Была судьба у всех людей одна. У нас и детства не было отдельно,         А были вместе детство и война. И нас большая родина хранила, И нам отчизна матерью была Она детей от смерти заслонила, Своих детей для жизни сберегла. Года пройдут, но эти дни и ночи Придут не раз во сне тебе и мне И пусть мы были маленькими очень,         Мы тоже победили в той войне.             Великая Отечественная война… Как далеко она от нас – современных  мальчишек и девчонок. Наше детство – счастливое и почти беззаботное. Мы можем  учиться и заниматься интересными делами, встречаться с друзьями и совершать  увлекательные путешествия. Нам невозможно представить, что такое голод и  непосильный труд. Но мы знаем, что 70 лет назад была война, рвались снаряды и  гибли люди, а наши военные сверстники так и не узнали , что такое детство. Рядом с  нами , в селе Старошешминск и сейчас живут люди, которые могут рассказать о  Великой Отечественной войне. Мы решили побеседовать с односельчанами, которые  были в годы войны детьми и подростками. Эта тема интересна нам еще и потому, что наши дедушки и бабушки тоже были детьми войны. Эта война стала великой школой  мужества и героизма, навсегда оставшись в памяти  людей, получившая многогранное отражение в литературе. Тема войны неиссякаема. Появляются всё новые и новые  произведения, которые вновь и вновь заставляют вернуться к огненным событиям  теперь уже более пятидесяти летней давности и увидеть в современном человеке то,  что мы ещё недостаточно осознали и оценили. 4 Великая Отечественная Война ­ это огромная душевная рана в человеческих  сердцах. Началась эта страшная трагедия двадцать второго июня тысяча девятьсот  сорок первого года, а закончилась только через четыре года, через четыре тяжелых  года ­ девятого мая тысяча девятьсот сорок пятого года. Это была самая величайшая война за всю историю человечества. Огромное  количество людей погибло в этой войне.. Даже городам, которые выстояли весь  напор гитлеровской армии, присвоили звание героев. Очень много вытерпел российский народ в эти четыре года. Вспомните  героический подвиг Ленинграда ­ девятьсот дней держались люди в окруженном  городе и не отдали его! Люди выдерживали мороз, холод, голод, вражеские  бомбардировки, не спали, ночевали на улице. Вспомните Сталинград...! Вспомните  другие города! Перед этими подвигами мы должны, обязаны склонить голову. Скоро мы будем отмечать сеидесятилетие победы, но задумайтесь ­ какой  ценой досталось нам эта победа! Россия в это время отдавала все для дела победы.  Люди считали святым ­ отдать жизнь для победы. Сколько миллионов людей погибло в эту войну. Матерям и женам некогда было оплакивать своих родных, воевавших в  окопах, они сами брали в руки оружие и шли на врага. Россию считали страной ­ освободительницей. Она не только изгнала  фашистскую армию из своих пределов, а освободила другие страны, находящиеся  под гнетом фашизма.  Проблема исследования    :  Сравнивая нашу жизнь с жизнью подростков военной поры, мы хотим показать, что  война – это страшное зло, прошедшее не только по жизням взрослых россиян, но и  лишившее детства самых маленьких жителей страны.    Объект исследования  :    Влияние войны на жизнь и деятельность подростков.  Предмет исследования    :  Показать, как жили и трудились , подростки военных лет  Цель исследования    :  Доказать на примере жизни односельчан, что наши военные сверстники так и не  узнали настоящего детства.                  Задачи исследования: 5 1. Провести опрос  по сущности проблемы.  2. Показать, используя фактический материал, военную жизнь наших     земляков.            3. Оказать нашим ветеранам труда , в случае необходимости, посильную помощь             Гипотеза:     Не все школьники  СОШ с. Старошешминска  верят, что в нашем отдаленном от  фронта крае, во время войны детям жилось тяжело: Чем дальше находилась наша  область от полей сражений, тем легче было жителям. В ходе выполнения исследовательской работы  была использована следующая методика: а) составлен план работы б) проведены беседы с ветеранами в) произведена обработка результатов г) сделаны соответствующие выводы. О Великой Отечественной войне написано очень  много: это и  воспоминания  фронтовиков,  литературные произведения, и сухие цифры статистки. Созданы  прекрасные художественные и документальные фильмы. Но, ни что не может  сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий, когда и  голос срывается и слезы на глазах. Именно это мы увидели, встретившись с нашими  ветеранами труда . Этих людей  мы встречали в деревне . Наши родители почтительно  здоровались с ними при встрече. Иногда они заходили к нам в школу. Всем им уже за  75. И хотя силы уже не те и здоровье неважное, они  по ­  прежнему молоды духом и  готовы общаться с молодежью. Но как тяжелы эти воспоминания о войне, как будто  заново переживаешь все то, что обрушилось на хрупкие юные плечи в  далекие 1940­е. 6                                                    Основная часть:    Память о войне. Во время Великой Отечественной войны наш Татарстан оказался далеко в стороне от линии фронта и ведения боевых действий. Но жители края полностью испытали на себе все военные тяготы, ведь и от работы тыла во многом зависела будущая победа.  Большинство промышленных предприятий  края в дни войны выпускало продукцию  военного назначения. Они производили оружие, боеприпасы, обмундирование.  На  этих предприятиях работали заменившие ушедших на фронт мужчин женщины и  подростки, которые организовали патриотическое движение под лозунгом « Заменим мужей, сыновей, отцов и братьев на производстве». Большой вклад в дело разгрома  врага внесли труженики села. За руль тракторов, комбайнов, автомашин также сели  женщины и подростки. Во время полевых работ они трудились от зари до зари, а  нередко и в ночное время. Днём работали на комбайнах, ночью прицепляли плуги и  пахали. Спали по 3­4 часа в сутки. Учителя возглавляли бригады школьников,  работавшие на колхозных полях. В пионерских отрядах создавались тимуровские  команды, помогавшие семьям фронтовиков. Фронту помогали все ­ от  мала до  велика. Нельзя не упомянуть и о молодых героях Великой отечественной войны. Многие  молодые люди шли на фронт прямо со школьной скамьи. А сколько известно случаев, когда 11­12­летние ребята становились разведчиками, сынами полка. Многие не  жалели своей жизни ради победы,  в которую свято верили.  Мальчишки и девчонки помогали взрослым в тылу. Как могли, приближали День  Победы. Но тысячи их было и на фронте вместе с бойцами.     Навечно останутся в благодарной памяти человечества имена погибших в  Великой Отечественной войне детей:     Леня Голиков, 17 лет, партизан, Герой Советского Союза, погиб в бою.    Саша Чекалин, 16 лет, партизан, Герой Советского Союза, повешен фашистами.  (приложение 2)    Марат Казей, 14 лет, партизан, Герой Советского Союза, погиб в бою подорвав  себя и фашистов последней гранатой.    Лида Демеш, 13 лет, партизанка, расстреляна фашистами.    Таня Савичева, 13 лет, умерла после блокады Ленинграда в 1944 году.     И ещё тысячи и тысячи детей чью жизнь оборвала война. Или выпала трудная  судьба – жить на войне, но и завидная – защищать свою Родину. Их детство опалено,  обожжено войной.    Моя бабушка всегда плачет в День Победы ­ это действительно праздник “со  слезами на глазах”. Более 65 лет прошло с того памятного дня. Дети, родившиеся  после войны стали уже взрослыми, и у них родились свои дети.  И война постепенно  уходит в прошлое, становясь страницей в учебнике истории. Почему же мы  вновь и  вновь забываем о ней ? 7    От Бреста, где началась война, до Москвы, где фашистов остановили – тысяча  киллометров. От Москвы до Берлина – тысяча шестьсот километров . Это, если  отсчитать по прямой… Так мало, правда? Две тысячи шестьсот километров – это  если поездом менее четырёх суток, самолётом – примерно четыре часа, с боями,  перебежками и ползком – четыре года. Четыре года! 1418 дней. Тридцать четыре  тысячи часов. И двадцать семь миллионов погибших соотечественников. Если по  каждому погибшему из двадцати семи миллионов объявить минуту молчания страна  будет молчать сорок три года.    Двадцать семь миллионов за 1418 дней – это значит погибало по тринадцать  человек каждую минуту. А сколько среди двадцати семи миллионов наших  сверстников?    Война и дети… Нет ничего страшнее, чем эти два слова поставленные рядом.  Потому что дети родятся для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает… Мы были серыми, как соль. А соль – на золото ценилась. В людских глазах застыла боль. Земля дрожала и дымилась. Просили, плача: “Мама хлеба” А мамa плакала в ответ  И смерть обрушивалась с неба Раскалывая белый свет. Да, мало было хлеба, света, Игрушек, праздников, конфет. Мы рано выучили это Безжалостное слово – “Нет!” Так жили мы, не зная сами, Чем обделила нас война. И материнскими глазами В глаза смотрела в нас страна. Мы были бережно хранимой Её надеждой в горький час – И свет, и соль земли родимой, И золотой её запас. Во время Второй мировой войны на земле погибло 13 млн. детей. Что есть у нас дороже наших детей ? Что есть у любого народа дороже ? У любой матери ? У любого отца ? На земле самый лучший народ – дети. Как сохранить его нам в тревожном 21 веке ? Как сберечь его душу и его жизнь ? А вместе с ним – и наше прошлое и наше будущее. 8 Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети. Их рассказы тоже длиною в целую войну. Сегодня они – последние свидетели тех трагических дней. За ними больще никого  нет. В этой работе речь пойдёт о жизни в военный период детей­подростков. Она    создана по материалам воспоминаний  односельчан.                        1. Воспоминания Бурмистровой Марии Семеновны                                         Одной тебе ­ волей ­ неволей,­                                            А надо повсюду поспеть:                                            Одна ты и дома и во поле                                            Одной тебе плакать и петь…                      Мария Семеновна родилась 19 июля 1924 года. Семья была из 7 человек . Мать и шестеро детей.( сама она и пятеро братьев) Было заметно, что воспоминания  даются ей очень тяжело. Когда началась война Марии Семеновне было 17 лет . Двух   братьев призвали на фронт пришли по ранению в 1943 году. Жить было очень  трудно . Особенно тяжело было с питанием. Хлеб ели с примесью клеверной муки и  щавеля, да и то он считался хорошим.    С ранней весны носили с  лугов дикий лук на пироги, пестики (хвощ), летом  ягоды и грибы. Старшие в семье работали, а младшие дети  должны были вымыть  утром посуду, прожарить чисто вымытые горшки под молоко, вымести пол,  насобирать ягод к обеду, наносить с ключа воды, сварить ужин, т.е. выполнить всю  посильную работу,  доили корову,  В деревне 5­6 семей были многодетными, вот с  ними и водились – бедные с бедными. В колхозе работали с 12 лет, ходили на  прополку полей. Пололи ячмень и рожь. Работали от зари до зари. Бывало отстанешь  от других, женщины смеются над тобой .Быстрее догоняешь их. Отставать от других  считалось делом позорным.  Сенокос дети ждали как праздник. Во время него  готовился общий обед (суп в котле), делили его на работающих, но у какой же  матери поднимется рука съесть самой, если у каждой 2­3 малыша ждут этого  лакомства. К сенокосу резали колхозного быка и растягивали это лакомство на весь  сенокосный период. На Октябрьский праздник собирались все в конторе, говорили  речи о трудолюбивых женщинах. Потом был обед. 9 Жили очень бедно. Ткали холст, из которого шили рубашки, юбки, фуфайки,     сумки для книг тоже были холщовыми. Матрацы делали из соломы. В одеяла  простегивали кудель. Посуду ремонтировали, кузнец ее паял. Сломанные горшки  обмазывали тонкими полосками бересты. На ногах носили лапти, хоть и был в  деревне чеботарь (сапожник). Ложки были деревянные, вилок совсем не было. В бане мылись из деревянных шаек. Варили мыло из кишок и канифоли, которое ужасно  пахло, но все­таки было мылким. Делали щелок. Прясть в семье умели все. Две семьи в деревне даже нищенствовали. Дети у них не учились, не в чем было  ходить в школу. А родители все равно работали.  Электричества и радио не было, о газетах  даже и не мечтали.    Мама была бригадиром, всегда на работе. Она сама из лукошка вручную засевала  поля, научил сеять ребят­подростков (лошадей в сеялки не хватало), на сенокосе  метали  стога, возил хлеб, который молотили по ночам. Очень помогала ей все, и  председатель колхоза и просто работники,  которым  было всего 18 лет. Не  начальники это были, а организаторы дел, их любили и боялись ослушаться, все  видели, как им нелегко и шли работать от мала до велика.   Жили дружно. Не было спичек – бежали к соседям за углями, если у них  топилась печь. В деревне был только один паровой утюг, его трудно было найти, т.к.  ходил по людям, старики вдовам насаживали топоры, точили пилы и т.д. Жили,  открыто, радовались и горевали вместе. Мария Семеновна  очень расстраивается, что современная молодежь боится  трудностей, часто бывает равнодушной: «Не понимаю, почему молодежь хандрит –  видишь недостатки – борись, ты молод, но леность во всем – это опасно и страшно. Я в свои молодые годы не видела такого равнодушия. Запросы у современной  молодежи очень велики, а спрос с себя – ох как мал!» 2.«Маленькая колхозница»  (Гребнева Анна Ефимовна о своём военном детстве) Да, были, как века, мгновения. Об этом тяжко вспоминать. – Хватило б только сил, терпения, ­ чуть слышно повторяла мать. Когда заря еще дремала и крепко спали петухи, она, ослабшая, вставала на ошалелые гудки. Ей было двадцать семь неполных. Внося сибирскую метель в избу, она валилась, помню, едва раздевшись, на постель. 10 Уставши за день несказанно, она шептала, как вчера: ­ Успеть бы отдохнуть мне за ночь, ­ и затихала до утра. Мне только после ясно стало: им, женщинам, таким, как мать, упорным, сердце приказало в тылу Отечество Спасать                                                                  Анна Ефимовна родилась 15 февраля 1931 года. Когда началась война ей было  10 лет. Семья была из шести человек. Отца забрали на фронт.  Летом все школьники  работали в колхозе.  Сначала маленькая Аня пасла коров и овец, затем, став  постарше, возила навоз, боронила землю на быках, сенокосила. В августе дети  помогали взрослым на уборке урожая (связывали овес в снопы и ставили их в груды). В сентябре копали картошку, рвали лен, сушили его, а потом мяли. Из него  получалась куделя, из нее пряли нитки, а из ниток свивали веревки. Работали с 8  часов до 22 часов. За работу денег не давали, а начисляли трудодни, за трудодень  выдавали по 200 граммов зерна. Жизнь была очень тяжелой. Дети работали в колхозе наравне с взрослыми. Можно сказать, что настоящего беззаботного детства они так и  не увидели. Приходилось на всем экономить. Особо не голодали, но и изобилия в еде  не ощущали. Анна Ефимовна вспоминает : «Узнав о Победе, в  классе, все дети стали соскакивать  с мест, обниматься и целоваться. Вокруг был слышен смех. Все почувствовали  облегчение» . С фронта приходили похоронки. И хотя отец вернулся домой, в семье погибли   братья отца и мамы. Очень ждали Победу. И, наконец, она пришла. Радости не было  предела. Мужчины стали возвращаться с фронта.  Это говорит о том, что у детей, прошедших через все муки войны, сильно развиты чувство долга и ответственности.  Если бы можно было заглянуть в глаза ребенку того времени, мы бы заметили не только страх и отчаяние, но и готовность, желание выжить во что бы то ни стало.  Несмотря на то, что эти дети были лишены детства, это были сильные духом "маленькие люди".     3. Воспоминания  Соболевой Марии Семеновны  «Все для фронта !» 11 Я родом не из детства – Из войны. И потому, наверное, Дороже, Чем ты Ценю и счастье тишины,  И каждый новый день , Что мною прожит. Я родом не из детства – Из войны. Раз, пробираясь партизанской тропкой, Я поняла навек, Что мы должны Быть добрыми  К любой травинке робкой. Я родом не из детства   ­ Из войны. И может, потому – Незащищенней. Сердца  фронтовиков обожжены, А у тебя шершавые ладони. Я родом не из детства  ­ Из войны. Прости меня  ­  В том нет моей вины.                         Мария Семеновна родилась 30 августа 1937 года . Во время она была маленькой  девочкой. Семья была из шести человек.  Вспоминая о войне, она не могла сдержать  слёз. «Это было тяжелое время. Мы всей семьей очень много работали. Рано уходили в  колхоз и возвращались уже затемно. Но мы никогда не отчаивались и всегда  следовали девизу «Все для фронта!». Нашего отца призвали в армию еще в самом начале войны, а ведь он был практически  единственным кормильцем в семье. Детство было голодное. Ели дикий лук, весной  собирали гнилую картошку и листья свеклы. О победе узнали  из сельского совета.  Эта радостная новость разошлась по селу. Позже  в  1945 году пришел отец с фронта  весь израненный с пулей в легком. Была перебита нога и рука. 12 4.Воспоминания  Базарова Геннадия Николаевича Эпохой бессмертия мы рождены И помнить обязаны свято: Взрастило нас время, мы ­ дети войны, За нас умирали солдаты Несомненно, что война 1941 принесла много горя не в одну семью, а точнее сказать,   вряд   ли   можно   найти   семью,   которую   бы   эта   страшная   война   обошла стороной. У кого­то на это войне погиб отец, брат, муж. В это нелегкое время тяжело приходилось   женщинам,   которые   остались   без   опоры   и   справлялись   со   всеми трудностями сами. Но нельзя забывать и о детях этого времени. Можно сказать, что у детей этих не было детства. Стать взрослыми им пришлось очень рано. И дело даже не в том, что им приходилось работать наравне со взрослыми. Эти дети пережили смерть близких, голод, холод, страх. Страх того, что ты остался один на всем белом свете,   страх   того,  что   твоя   жизнь   может   закончиться   в  любой   момент,  так   и  не начавшись.  Очень хотелось бы привести пример моего дедушки. Он родился в 1944 г. Может быть самой   войны он и не помнит, так как был еще очень маленьким, но послевоенное время он  помнит очень хорошо и часто об этом рассказывает. Его отец ушел   на   фронт   в   1941   году.   Вернулся   в   1943   году   по   ранению   .   За   время   его отсутствия  было тяжело. Мама дедушки  всегда была уставшая и голодная, но еще нужно было заботиться о детях. Они, конечно, в свою очередь, помогали  ей как могли. Дедушка рассказывал как вместе со старшими сестрами ходил на колхозное поле собирать картошку, которая оставалась после уборки. Есть в это время было нечего, поэтому ели все. Картошку, щавель, капустные котлеты и многое другое. Ничего не выкидывалось, даже картофельные очистки шли в пищу.  4. Воспоминание  Ярцевой Анны Яковлевны Детство у Анны Яковлевны  было тяжелое: довоенное и военное. Когда  началась война, ей было всего 11 лет. В 1941 году отца забрали на фронт. И жила она  с матерью и с 2 сестрами и братом. Аня была старшая в семье. Аня успела закончить  всего 5классов.Нужно было  помогать матери. Военное время она помнит только по  работе: пилили чурочки для тракторов, дрова для школы и фермы, помогала матери  ухаживать за колхозным скотом; возили сено, солому на лошадях, затем сами  разгружали телеги и складывали корма, молотили и жали хлеб. Постоянно болели  руки, спина. Было очень тяжело. В военное время все это делали женщины и дети.  Летом жара, мухи и комары. За время войны было только одно дождливое лето. Не  было керосина, соли, хлеба, пекли овсяный хлеб из не сеяной муки. Зимы были  холодные. Птицы мерзли на лету. Сено в зародах перемерзало сверху. За сеном ездили по двое двенадцати­четырнадцатилетних подростков. Мерзлое сено было  очень тяжело кидать на сани. Обратно ехали, обмораживались. Ждали когда  закончится война. Верили во что бы то ни стало – враг будет разбит ! Победа за  нами ! Хорошо помню этот день . Как Олимпиада Павловна (председатель  сельского совета) бежала по улицам и держа в руке красный флаг  кричала  ­ «Победа!» Все  выходили на улицу плакали и обнимались. 13 Заключение.  «Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям! Давайте, люди, никогда Об этом не забудем. Пусть память верную о ней  Хранят, об этой муке, И дети нынешних детей, И наших внуков внуки…»                                  А. Твардовский.                                   Всё меньше остаётся людей, которые помнят Великую Отечественную войну. Почти не  осталось фронтовиков – непосредственных участников тех далёких событий. Время летит очень быстро, и мы должны очень бережно относиться к нашим землякам – ветеранам  ВОВ и труженикам тыла ведь они являются живой частицей истории, которую мы должны помнить и донести до следующих поколений. Поэтому так важно успеть собрать  необходимую информацию и сохранить её. Проведя наше исследование, мы пришли к следующим выводам: 14  Война оставила страшный след не только в прифронтовой полосе, но и в тыловых  районах. Все воспоминания содержат свидетельства о многочисленных похоронках  на родственников и односельчан.  Дети военной поры не узнали счастливого безоблачного детства. Всем им пришлось  наравне с взрослыми работать на торфоразработках, в колхозе, выполнять мужскую работу по дому.   Несмотря на то, что наши ветераны во время войны жили в деревне, все они  испытали на себе что такое голод, когда приходилось, есть хлеб из клеверной муки  и суп из дикого щавеля. А ведь растущему молодому организму так требовалась  более калорийная пища, но откуда было её взять, если все, что производилось,  отправлялось на фронт.  « Всё для фронта, всё для победы!» ­ под таким девизом работали труженики тыла,  в том числе и наши герои. Недоедая, недосыпая, они вместе со своими матерями  приближали будущую победу, ни сколько не сомневаясь в ней. Все с большим  нетерпением ждали известий с фронта и регулярно слушали военные сводки по  радио, передаваемые диктором Левитаном. Самым счастливым событием военной поры был день 9 мая 1945 года – День Победы.  В каждом воспоминании это событие выделяется особо. Кто­то радовался тому, что  закончилась война, кто­то тому, что родные вернуться домой. Для тех, у кого погибли  все, радость была лишь от того, что победили.  Это исследование ещё не завершено. В наших планах, взять интервью по данной теме и  у других жителей села. Дети  войны  не  становились   черствыми, просто  они быстро повзрослели, но обладали   неповторимыми   качествами,   которыми   вряд   ли   может   быть   наделен подросток нашего времени. Я трепетно отношусь к тому, что происходило тогда с моими дедушкой и бабушкой. Так как понимаю, что это – образец мужественного ребенка, который вряд ли еще когда­то встретится в наше время.  Очень хочется надеяться, что когда­нибудь, пусть и не скоро, но люди забудут это странное слово  война.  И в конце хотелось бы сказать: пусть война никогда не коснется ни нас, ни наших детей, ни внуков, ни правнуков. Пусть они живут в мире и согласии.  Список литературы.   1. Академия наук СССР. Институт истории СССР. Советский Союз в годы Великой  Отечественной войны. Издательство М., «Наука», 1978. 15 2. Акаткин В., Таганов Л. Была война. М., «Детская литература», 1984. 3. Алещенко Н.М. Во имя победы. М., «Просвещение», 1985. 4. Архивные материалы  Старошешминского музея трудовой и боевой славы. 5. Данишевский И.М. Война. Народ. Победа. М., 1976. 6. Воспоминание Бурмистровой  М.С. 7. Воспоминание  Гребневой А.Е. 8. Воспоминания Соболевой М.С. 9. Воспоминание Базарова Г.Н. 10. Воспоминание  Ярцевой А.Я. Приложение 16 17 18 19

Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"

Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"

Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"

Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"

Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"

Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"

Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"

Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"

Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"

Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"

Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"

Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"

Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"

Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"

Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"

Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"

Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"

Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"

Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"

Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"

Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"

Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"

Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"

Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"

Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"

Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"

Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"

Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"

Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"

Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"

Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"

Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"

Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"

Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"

Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"

Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"

Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"

Поисково-исследовательская работа "Война глазами детей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017