«ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ, ПРИЗНАКИ УХУДШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ПАЦИЕНТА»

  • Лекции
  • docx
  • 14.02.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка практического материала по ПМ 04. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ДОЛЖНОСТИ СЛУЖАЩЕГО МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ по теме: «ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ, ПРИЗНАКИ УХУДШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ПАЦИЕНТА» Методическая разработка составлена в помощь преподавателю. Содержит задания для теоретического осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний и умений, для осмысления и систематизации полученных знаний и умений с критериями оценивания.
Иконка файла материала Лекция №11 МДК1.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

ЛЕКЦИИ №11

ПМ 04 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ДОЛЖНОСТИ СЛУЖАЩЕГО МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ

МДК: 04.01. ТЕХНОЛОГИЯ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Раздел 1. Решение проблем пациента путем сестринского ухода

Тема 1.1. «ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ, ПРИЗНАКИ УХУДШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ПАЦИЕНТА»

Специальность: 34. 02. 01. Сестринское дело Курс 2

(базовый уровень)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Купино

2021

 

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

ПЦМК  профессиональных модулей

ГАПОУ НСО «Купинский медицинский техникум»

протокол от__________   №

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор - составитель: преподаватель ПМ. 04. Выполнение работ по должности служащего Младшая медицинская сестра по уходу за больными   квалификационная категория – первая.

Романькова Тамара Андреевна.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     

 

 

 

                                                     Пояснительная записка

   к методической разработке   ПМ. 04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным по теме: Показатели функционального состояния, признаки ухудшения состояния пациента

    Методическая разработка разработана для преподавателя с целью формирования знаний по   теме: Показатели функционального состояния, признаки ухудшения состояния пациента

Используются следующие формы работы: индивидуальная работа, самостоятельная работа.  

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 34. 02. 01. «Сестринское дело» базовый уровень подготовки.

  В соответствии   с   ФГОС, после   изучения   данной темы студент должен

знать:

 - способы реализации сестринского ухода;

- технологии выполнения медицинских услуг;

Формируемые компетенции:

-          П.К. 4.1.  Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

-          П.К. 4. 2.   Соблюдать принципы профессиональной этики.

-     П.К. 4.4.   Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и само ухода.

-     П.К. 4. 5.   Оформлять медицинскую документацию.

-     П.К. 4.6.   Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ОК 1 – 8.   

  Методы и формы, используемые на занятии: Содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала, новые понятия и термины для самостоятельной работы.

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний» (приложение №1), «Изложение нового материала» (приложение №2), «Физкультминутка» (приложение №3), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение№4), Подведение итогов (приложение №5).

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: Показатели функционального состояния, признаки ухудшения состояния пациента

Место проведения кабинет

Продолжительность проведения занятия 90 минут

Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала при изучении профессиональных модулей ПМ 01. ПМ 02. ПМ 03.

Цели занятия:

1.Образовательная: После изучение темы студент должен знать: Оценка возможностей пациента в удовлетворении своих базовых физиологических потребностей: в нормальном дыхании, в адекватном питании и питье, в физиологических отправлениях, в движении, во сне, одежде, самостоятельно обеспечивать личную гигиену. Анализ информации, определение степени недостаточности само ухода.

Документация сестринского процесса

Способы определения недостаточности само ухода у пациента и потребности в медицинском уходе.

2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии, ответственности за результат выполнения заданий, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий.

3. Развивающая: Развивать стремление самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанию планировать и осуществлять повышение квалификации. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. Развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, принятию решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

Требования ФГОС к уровню подготовки студента:

Знать:

- способы реализации сестринского ухода;

- технологии выполнения медицинских услуг;

-          П.К. 4.1   Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

-          П.К. 4. 2.  Соблюдать принципы профессиональной этики.

-     П.К. 4.4.   Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и само ухода.

-     П.К. 4. 5.   Оформлять медицинскую документацию.

-     П.К. 4.6.  Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

Междисциплинарная интеграция: ПМ 01. ПМ 02. ПМ 03.

Внутри дисциплинарная интеграция: Теоретические основы сестринского дела, как способ реализации сестринского ухода, Сестринский процесс, как способ реализации сестринского ухода.

Методическое обеспечение занятия: Содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала, новые понятия и термины для самостоятельной работы.

Внеаудиторная работа: Обуховец Т.П., Чернова О.В., Основы сестринского дела. Серия «Медицина для вас». 16-е издание Ростов- на Дону, «Феникс» 2011. Стр. 158-169. Стр. 176-180. Л.И.Кулешова, Е.В.Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «Феникс». Ростов-на-Дону. 2011 стр.141-143; 162-182

424-427; 424-427; 90-92.

Основные источники: 

Учебники (основная литература) 

 Т. П. Обуховец., О.В. Чернова. Основы сестринского дела 16 – издание Ростов – на – Дону «Феникс» 2011 стр. 5-64. Л.И. Кулешова, Е. В. Путоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «ФЕНИКС». Ростов – на – Дону. 2011.

Дополнительные источники: 

1.Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. -2-е изд., исп. и доп.-М.: ГЭОТАР -Медиа, 2008.

2.Обуховец Т.П., Склярова Т.А.Чернова О.В. Основы сестринского дела. –Ростов – на Дону е/д.: Феникс, 2002. - (Медицина для вас)

3. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008

                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              

 

 

 

 

                                                                

                                                                   

 

                                                                  Ход занятия

 

 

 

Основные этапы

занятия

Ориентировочное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

1.

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

2.

Мотивация учебной деятельности.

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

3 мин.

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

3.

Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний (приложение №1)

Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию

15 мин.

Использование активных форм опроса с указанием цели:

-    фронтальный опрос с целью определения уровня знаний

-    индивидуальный опрос

4.

Изложение нового материала (приложение №2)

Цель- сформировать знания

52 мин

Словесный, (вербальный) метод обучения.

5

Физкультминутка

  (приложение №4)

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

3 мин

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

6.

Осмысление и систематизация полученных знаний 

 (приложение №5)

Цель: систематизировать и закрепить полученные знания и умения

10 мин.

Закрепление материала.

Решение тестовых заданий

7.

Подведение итогов (приложение №6)

 

3 мин.

Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.

8.

Задание на дом

2        мин.

Внеаудиторная работа: Обуховец Т.П., Чернова О.В., Основы сестринского дела. Серия «Медицина для вас». 16-е издание Ростов- на Дону, «Феникс» 2011. Стр. 158-169. Стр. 176-180. Л.И.Кулешова, Е.В.Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «Феникс». Ростов-на-Дону. 2011 стр.141-143; 162-182

424-427; 424-427; 90-92.

 

Всего

90 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                 Приложение№1

Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос

1.      Сформулируйте определение «Сестринский диагноз».

2.      Охарактеризуйте классификацию сестринских проблем, приведите примеры.

3.      Назовите другие классификации сестринских проблем.

4.      Определите систему приоритетов, классифицировав их как первичные, вторичные и промежуточные.

5.      Перечислите критерии выбора приоритетов.

6.      Перечислите различие сестринского диагноза с врачебным.

Критерии оценивания

Назван правильный ответ, соответствующий эталонному показателю при устном ответе.

При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило:

За правильное решение, соответствующее эталонному показателю выставляется 1 балл, за неправильное решение, несоответствующее показателю - выставляется 0 баллов.

 91-100% верных ответов— отлично. 80-90% верных ответов — хорошо. 70-79% верных ответов — удовлетворительно.

Эталон ответа

1 Сестринский диагноз - это состояние здоровья пациента, установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательств со стороны сестры;

2 Классифицировать сестринские проблемы можно как физиологические, психологические и духовные, социальные.

·         Физиологические, например, недостаточное или избыточное питание, нарушение глотания, кожный зуд, недостаточная самогигиена.

·         Психологические, например, тревога о своем состоянии, дефицит общения, семейной поддержки

·         Духовные – одиночество, чувство вины, потребность в святом причастии.

·         Социальные – социальная изоляция, конфликтная ситуация в семье, финансовые или бытовые проблемы, связанные с выходом на инвалидность;

3 Помимо этой классификации, все сестринские проблемы делятся на:

·         Настоящие - проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент (например, боль, одышка, отеки);

·         Потенциальные - это проблемы, которые пока не существуют, но могут появиться с течением времени (например, риск возникновения пролежней у неподвижного пациента, риск развития обезвоживания при рвоте и частом жидком стуле).

·         Приоритетные – проблемы, которые следует решить в первую очередь.

4К первичным приоритетам относят такие проблемы пациента, которые в условиях отсутствия лечения могут оказать пагубное влияние на больного.

Промежуточные приоритеты - не экстремальные и неопасные для жизни потребности больного.

Вторичные приоритеты – это потребности пациента, которые не имеют прямого отношения к болезни или прогнозу (например, у больного с травмой позвоночника первичная проблема – боль, промежуточная – ограничение подвижности, вторичная – чувство беспокойства).

5 Все неотложные состояния, например, острая боль в сердце, риск развития легочного кровотечения.

·         Наиболее тягостные проблемы для пациента в настоящий момент, то, что больше всего беспокоит, является для него самым мучительным и главным сейчас. Например, пациент с заболеванием сердца, страдающий приступами загрудинных болей, головными болями, отеками, одышкой, может указать именно на одышку как на свое главное страдание. В этом случае "одышка" будет являться приоритетной сестринской проблемой.

·         Проблемы, способные привести к различным осложнениям и ухудшению состоянию пациента. Например, риск развития пролежней у неподвижного пациента.

·         Проблемы, решение которых приводит к разрешению ряда других проблем. Например, снижение страха перед предстоящей операцией улучшает сон, аппетит и настроение пациента.

6 Врачебный диагноз

·         не изменяется (если нет врачебной ошибки)

·         осуществляет выявление конкретного заболевания, сущности патологического процесса, происходящего в организме, например, воспаление легких

·         в основе - нарушение функций различных органов и систем и их причины, то есть патофизиологические и патологоанатомические изменения

·         формулируется в терминах врачебной компетенции

Сестринский диагноз

·         Осуществляет описание внешней, ответной реакции пациента на наличие патологического процесса в организме. Например, одышка (как одно из проявлений воспаления легких)

·         в основе - нарушение удовлетворения основных человеческих потребностей как результат нарушения функций, то есть, представления, главным образом, самого пациента о его состоянии здоровья, его ощущения и жалобы.

·         подвижен, часто меняется

·         формулируется в терминах сестринской компетенции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                      Приложение №2

Потребность в адекватном питании и питье

Идеальная масса тела – показателем является индекс массы тела (ИМТ) (индекс Кетле).

Для вычисления индекса нужно разделить свою массу тела (в кг) на рост (в метрах), возведенный во вторую степень, так, например, при росте 1,7м и массе тела 70 кг индекс будет следующим: К=70/ (1,7х1,7) = 24,22

Оптимальные значения индекса Кетле для мужчин и женщин

Среднее значение для мужчин - 22; для женщин - 20,3;
Минимальное значение для мужчин -20,1; для женщин -18,7;
Максимальное значение для мужчин -25,0;  для женщин -23,8.

Первичная оценка

Для оценки адекватности питания пациента и потребления им жидкости следует знать его возраст, рост и массу тела.

Выяснить пользуется ли пациент зубными протезами, может ли самостоятельно принимать пищу, жидкость, а также возможность обеспечивать себя разнообразной пищей в достаточном количестве. Для оказания адекватной помощи пациенту необходимо получить информацию о его аппетите (хороший, повышен, понижен, отсутствует), любимых и нелюбимых блюдах, особой диете, которую человек соблюдает по причине того или иного заболевания. Иногда потребность в питании не удовлетворяется из-за боли, появляющиеся после приема пищи, тошноты, рвоты, а также стойкого неприятного запаха изо рта.

Неудовлетворенность потребности в питании может быть обусловлена неадекватной физической нагрузкой, как чрезмерной, так и ограниченной.

Потребность в приеме достаточного количества жидкости может нарушаться из-зи невозможности самостоятельного посещения туалета и вынужденной зависимости от других людей, в том числе и от медперсонала. Неудовлетворенность потребности пациента в жидкости проявляется признаками обезвоживания (сухость кожи, слизистых оболочек, запор и др.)

Проблема пациента

На основании данных обследования пациента при его непосредственном участии формулируются проблемы, которые могут быть связаны со следующими причинами:

· Незнанием принципов рационального адекватного диетического питания;

· Отсутствием мотивации для соблюдения принципов питания;

· неадекватным питание либо приемом жидкости вследствие того или иного заболевания;

· Невозможностью самостоятельного приема пищи, жидкости;

· Страхом перед возможным недержание мочи, кала;

· Неудобствами, связанными с использованием судна, мочеприемника;

· Предложением невкусных, нелюбимых блюд;

· Злоупотреблением диетой, слабительными или клизмами;

· Невозможность употреблять достаточное количество жидкости;

· Пролежнями (или риском их развития).

Цели сестринского ухода

Обсуждая совместно с пациентом цели предстоящего ухода, предусматривают достижение одной или нескольких целей:

· Пациент знает принципы рационального адекватного питания;

· Пациент понимает необходимость рационального адекватного диетического питания;

· Пациент получает адекватное количество пищи и жидкости (самостоятельно либо с помощью медсестры или родственников);

· Пациент выпивает в день не менее 2 л. жидкости;

· Пациент получает адекватную помощь и не испытывает страха в связи с возможным недержание кала, мочи;

· Продолжительность диеты (прием слабительных, частоты использования клизм) определяется врачом;

· Водный баланс у пациента не нарушен;

· Признаки обезвоживания не наблюдаются;

· Физическая нагрузка пациента адекватна потребляемой пище;

· Пациент съедает весь суточный рацион;

· Пациент считает, что у него хороший аппетит

Сестринский уход 

Сестринские вмешательства в удовлетворении данной потребности должны заключаться в следующем.

1. Обучить пациента и его родственников принципам рационального адекватного диетического питания.

2. Сестринские вмешательства должны быть направлены на повышение аппетита пациента в тех случаях, когда его масса тела ниже идеальной, для этого:

· В помещении должно быть чисто, светло; · Человек должен принимать пищу в определенное время;

· Нужно дать возможность пациенту вымыть руки и удобно сесть;

· Горячая пища должна быть горячей, холодная – холодной;

· Компоненты протертой пищи не перемешивать

Если тяжелобольной не может самостоятельно употреблять достаточное количество жидкости, в обязанности медсестры входит:

· Предлагать напитки той температуры, которую он предпочитает;

· Предлагать пить жидкость во время еды в большом количестве чем ранее, даже если это для пациента непривычно;

· Обеспечивать пациента индивидуальной емкостью с чистой водой и чистой чашкой;

· Наливать воду в том случае, если пациент боится сделать это самостоятельно;

· Предлагать трубочку для питья в том случае, если человек боится пролить воду из чашки.

Оценка результатов сестринского ухода

Необходима ежедневная оценка результатов ухода, это может быть определение ежедневного количества съедаемой пищи и выпитой жидкости, еженедельное измерение массы тела.

Для определения количества съеденной пищи надо указать, сколько съел человек из предложенной порции в процентах. Например, суп – 50%, картофельное пюре – 100%, рыба – 0 %, компот – 100%.

Если пациент не съедает весь суточный рацион, необходимо организовать дополнительное питание.

Определяя количество выпитой жидкости, следует учитывать не только напитки, воду, бульоны, но массу съеденных фруктов и овощей, при этом масса приблизительно равна объему жидкости (например, 200 гр яблок – 200 гр сока).

Данные, полученные при определении количества съеденной пищи и выпитой жидкости, следует записывать в дневнике наблюдений в произвольной форме. Итоговую оценку удовлетворения потребности пациента в питании производят, определив его массу тела и сравнив ее с идеальной.

 Потребность пациента в физиологических отправлениях

1. Первичная оценка 

При субъективной оценке удовлетворения потребности пациента в физиологических отправлениях следует:

· выяснить его возможность самостоятельно справляться и регулировать выделение отходов;

· уточнить частоту выделения отходов;

· характер отходов.

 

Проводя субъективное обследование, нужно учитывать, что люди, как правило, испытывают неловкость при разговоре на эту тему, поэтому медицинская сестра должна быть особенно деликатной.

Расстройство мочеиспускания (дизурия) может быть двух видов: учащение мочеиспускания (поллакиурия) и затруднение мочеиспускания (странгурия). При выраженной задержке мочеиспускания может наступить ишурия (скопление мочи вследствие невозможности самостоятельного мочеиспускания).

Недержание мочи также можно отнести к расстройствам мочеиспускания. Никтурия (ночное мочеиспускание) может привести к возникновению опрелостей. У здорового человека в течение дня мочеиспускание происходит 4-7 раз, а ночью необходимость в мочеиспускании возникает не более 1 раза.

В каждой порции от 200 до 300 мл мочи (1000-2000 мл в сутки).

Учащение мочеиспускания может быть физиологическим явлением (при приёме большого количества жидкости, охлаждении, эмоциональном напряжении) или следствием патологических состояний (инфекции мочевыводящих путей, сахарный или несахарный диабет).

Затруднение мочеиспускания, наблюдающееся у мужчин с аденомой или раком предстательной железы, а также в послеоперационном периоде, может быть как хроническим, так и острым. При хронической частичной задержке мочи для осуществления акта мочеиспускания человек вынужден в течение нескольких минут тужиться.

Моча отделяется тонкой вялой струёй, иногда по каплям. Пациент испытывает частые, нередко бесплодные позывы на мочеиспускание. В таких случаях опорожнение мочевого пузыря невозможно, хотя он и переполнен. У больного появляются мучительные тенезмы (ложные позывы) и сильные боли в проекции мочевого пузыря.

Острая задержка мочеиспускания после операции или родов чаще всего обусловлена отсутствием привычки к мочеиспусканию в горизонтальном положении, а иногда при посторонних. 

Опорожнение кишечника у каждого человека осуществляется в индивидуальном режиме: для одних нормальным считается ежедневное опорожнение кишечника, для других - каждые 2-3 дня. Изменение нормального режима опорожнения кишечника может проявиться поносом, запором или недержанием кала.

Понос является частым признаком заболевания желудка, поджелудочной железы, кишечника.

Он возникает при энтерите. энтероколите, а также нарушении секреторной функции желудка и поджелудочной железы. Особенно важное диагностическое значение имеет данный симптом при некоторых инфекционных заболеваниях: дизентерии, холере, токсикоинфекциях и т.д.

Запор - задержка кала в кишечнике более 48 ч.

 Большое значение в происхождении запоров, особенно у пациентов пожилого и старческого возраста, имеют различные функциональные факторы: употребление в пищу легкоусвояемых продуктов, бедных растительной клетчаткой, снижение моторной деятельности кишечника (атонический запор) или наоборот, спастическое состояние толстой кишки (спастический запор).

Кроме того, поскольку кал на 3/4 состоит из воды и на 1/4 - из твердых отходов, запор может появиться у человека, употребляющего недостаточное количество жидкости.

Для того чтобы получить представление о режиме выделения человека, следует выяснить у него:

· как часто он опорожняет мочевой пузырь;

· существуют ли при мочеиспускании какие-либо особенности, о которых должна знать медсестра;

· как часто бывают позывы на дефекацию;

· в какое время дня обычно бывает дефекация;

· существуют ли какие-либо особенности, связанные с дефекацией.

Например, если пациент, который обычно мочился через каждые 2-3 ч, вдруг начал мочиться каждые 30 мин, медицинская сестра должна сообщить о своём наблюдении врачу, так как подобные учащения мочеиспускания могут свидетельствовать об инфекции мочевыводящих путей.

Уменьшение количества потребляемой жидкости приводит к уменьшению количества мочи, изменению её цвета и запаха, что повышает риск возникновения инфекции мочевыводящих путей.

Проблемы с мочеиспусканием могут возникнуть из-за изменения привычного для этой процедуры вертикального положения тела. Кроме того, проблемы могут быть связаны с применением диеты (сухоядением) или невозможностью (неумением) правильно осуществлять гигиенические процедуры в области промежности.

Пожилом и старческом возрасте в связи с изменениями в системе мочеиспускания часто возникают недержание мочи и инфекция мочевыводящих путей (ИМП).

Недержание мочи - потеря контроля над выделением мочи из мочевого пузыря.

Такое состояние может быть вызвано следующими факторами:

· повреждением спинного мозга и определённых отделов коры головного мозга, ведущим к потере ощущения позыва на мочеиспускание;

· ослаблением мышц, окружающих выход из мочевого пузыря;

· употреблением некоторых лекарственных средств;

· трудностями, связанными с поиском туалета;

· трудностями, связанными с передвижением и затрудняющими посещение туалета;

· запоздалой реакцией медицинской сестры на вызов пациента;

· ИМП (инфекция мочевых путей) 

В некоторых случаях причинами ИМП являются катетеризация мочевого пузыря, неадекватный уход за мочевым катетером, недостаточная гигиена промежности (у женщин).

Признаками ИМП могут быть:

· боль и жжение при мочеиспускании;

· частые позывы на мочеиспускание с выделением небольшого количества мочи;

· мутная, концентрированная (тёмно-жёлтая), резко пахнущая моча;

· хлопья слизи и кровь в моче;

· повышение температуры тела.

При появлении признаков ИМП следует немедленно сообщить об этом врачу.
В некоторых случаях физиологические отправления осуществляются через специальные отверстия: мочевыделение - через цистостому (отверстие в мочевом пузыре), выделение кала - через колостому (отверстие в толстой кишке или илеостому (отверстие в подвздошной кишке).

В цистостому врачом вводится постоянный катетер, через который происходит не контролируемое пациентом выделение мочи.

ри наличии колостомы неконтролируемое выделение кала происходит в специальную емкость – калоприемник. Часть пациентов, имеющих коло-, илео- или цистостому, испытывают те или иные трудности, чаще всего психологического характера, связанные с физиологическими отправлениями. 

2. Проблемы пациента

Проблемы пациента могут быть связаны со следующими факторами:

· невозможностью самостоятельно посещать туалет;

· необходимостью посещать туалет в ночное время;

· трудностями, связанными с необходимостью осуществлять физиологические отправления в непривычном положении;

· недержанием мочи или кала;

· нарушением привычного режима физиологических отправлений;

· риском развития ИМП;

· невозможностью самостоятельно осуществлять личную гигиену промежности;

· нежеланием открыто обсуждать вопросы, связанные с физиологическими отправлениями;

· наличием постоянного внешнего катетера;

· наличием постоянного катетера Фолея;

· наличием у пациента илео-, Коло- или цистостомы;

· страхом перед возможным недержанием кала, мочи и др.

3. Цели сестринского ухода

Обсуждая совместно с пациентом цели предстоящего ухода при нарушении удовлетворения потребности в физиологических отправлениях, следует обеспечить следующие пункты:

· пациент имеет возможность своевременно посещать туалет;

· у пациента сохранён привычный режим физиологических отправлений;

· у пациента нет недержания кала или мочи;

· пациент не испытывает дискомфорта в связи с необходимостью осуществлять физиологические отправления в постели ,

· у пациента не возникает ИМП;

· пациент знает, как пользоваться внешним катетером;

· пациент не испытывает дискомфорта в связи с илео-, цистостомой и т.п.

4. Содержание сестринского ухода

Сестринские вмешательства, направленные на удовлетворение потребностей пациента в физиологических отправлениях, должны быть ориентированы на достижение поставленных целей.

Для того чтобы предупредить развитие ИМП, следует:

· своевременно и правильно проводить туалет промежности;

· обучить пациента или ухаживающих за ним членов семьи правильной технике подмывания и применения туалетной бумаги (спереди назад);

· напоминать пациенту о необходимости пить достаточное количество жидкости;

· обеспечить пациенту достаточно времени для мочеиспускания;

· осуществлять полноценный уход за катетером и промежностью у пациента с постоянным мочевым катетером (катетером Фолея);

· наблюдать за правильным расположением дренажного мешка и трубки, соединяющей мешок с катетером;

· своевременно опорожнять (менять) дренажный мешок. 

При недержании мочи рекомендуется использовать катетер с мочеприёмником, а пациента и членов его семьи обучить правильному уходу за катетером.

Женщинам, страдающим недержанием мочи, рекомендуется использовать подгузники.

Но лучше в этом случае называть их иначе, например «гигиеническое бельё», поскольку у многих людей применение подгузников ассоциируется с детским возрастом, они часто испытывают чувство неловкости от такой рекомендации.

Как женщинам, так и мужчинам может быть назначена программа тренировки мочевого пузыря, предусматривающая регулярное, через каждые 2 ч его опорожнение.

Многие психологические проблемы, связанные с физиологическими отправлениями, могут быть решены, если уважать чувство собственного достоинства пациента, обеспечивать ему безопасность и уединение во время дефекации и мочеиспускания.

При наличии у пациента колостомы правильные режим и характер питания помогут избежать проблем, связанных с нарушением режима дефекации.

Для лежачих больных, подавая судно, следует переместить их в высокое положение Фаулера или помочь сесть на судно, поставленное на стул.

Подавая мужчине мочеприёмник, надо также придать ему высокое положение Фаулера, помочь либо сесть на кровати с опущенными вниз ногами либо встать, чтобы помочиться. Рациональное питание при запоре может помочь решить проблему. 

5. Оценка результатов сестринского ухода 

Для достижения цели при обеспечении потребности в физиологических отправлениях необходима ежедневная систематическая оценка результатов ухода.

Ежедневная оценка будет заключаться в определении количества выделившейся мочи, её цвета, прозрачности и частоты мочеиспускания. Кроме того, ежедневно следует вести учёт режима дефекации, а в некоторых случаях - характера стула.

Сестринская помощь будет эффективнее, если пациент сможет открыто обсуждать с медицинской сестрой свои проблемы.

 Потребность пациента в нормальном дыхании   

Проблемы пациента

На основе данных, полученных при оценке состояния пациента, формулируются проблемы пациента, связанные с неудовлетворением потребности в нормальном дыхании.

Проблемы пациента могут быть связаны с такими причинами, как:

· Незнание, неумение, нежелание или невозможность занять положение, уменьшающее одышку и боль;

· Нежелание регулярно выполнять дыхательные упражнения;

· Неумение использовать плевательницу (ингалятор);

· Риск инфицирования дыхательных путей из-за неадекватных мер ухода за полостью рта, дыхательной аппаратурой;

· Снижение физической активности (из-за одышки, боли);

· Страх смерти от удушья; · Необходимость отказа от курения;

· Снижение аппетита из-за мокроты с неприятным запахом;

· Непонимание важности регулярного приема назначенных врачом лекарственных средств.

Цели сестринского ухода 

Обсуждая с пациентом план предстоящего ухода, нужно предусмотреть достижение пациентом одной или нескольких целей:

*Пациент будет знать и сможет занять положение, облегчающее дыхание;

· У пациента восстановится (сохранится) физическая активность, необходимая для самообслуживания;

· Пациент сможет самостоятельно пользоваться ингалятором (плевательницей);

· Пациент будет принимать лекарственные средства в соответствии с назначениями врача;

· Пациент бросит курить (уменьшит количество выкуренных в день сигарет);

· Пациент будет знать приемы самопомощи при приступе удушья;

· Пациент сумеет принять меры, уменьшающие дискомфорт, связанный с откашливанием мокроты;

· Пациент будет выполнять всю программу лечения;

· Пациент будет осуществлять профилактику инфекции дыхательных путей.

Сестринский уход

Положение пациента в постели с приподнятым изголовьем кровати или использование двух-трех подушек позволит значительно улучшить дыхание.

Различные виды дренажного положения улучшает выделение мокроты, а значит, способствует выздоровлению. Постуральный дренаж будет эффективным только в случае долгого пребывания пациента в заданном положении. Такой дренаж назначается врачом, выполняется под наблюдение и при помощи медсестры.

Обучить пациента технике кашля:

· Сделать медленный глубокий вдох;

· Задержать дыхание на 2 сек;

· Открыть рот и откашляться во время выдоха.

 

Обучить пациента дыхательным приемам, например, пациент выдыхает через сложенные трубочкой губы, при этом выдох удлиняется, кашель становиться более продуктивным.

По назначению врача - лекарственная терапия + оксигенотерапия.

Риск инфекции нижних дыхательных путей можно снизить с помощью адекватного ухода за полостью рта, назогастрального зонда, трахеостомической трубки, дыхательной аппаратуры.

Оценка результатов сестринского ухода

Во время реализации плана ухода медсестра осуществляет текущую и итоговую оценку эффективности сестринского вмешательства. Если вмешательства, направленные на расширение возможностей пациента удовлетворить потребность в нормальном дыхании, оказались недостаточны и неэффективны, следует изменить характер вмешательств, согласовав их с лечащим врачом.

Потребность пациента в движении 

Первичная оценка

Оценка совместно с пациентом удовлетворение потребности в движении, следует прежде всего определить, насколько ограничение подвижности влияет на независимость человека. Об ограничении подвижности пациента могут свидетельствовать средства передвижения: ходунки, костыли, инвалидная коляска, протезы конечности, находящиеся рядом с пациентом.

Неподвижность пациента приводит к появлению пролежней

Факторы, приводящие к появлению пролежней:

· Давление;

· Срезывающая сила;

· Сдвиг тканей;

· Трение.

Для оценки риска развития пролежней используют различные шкалы оценки риска развития пролежней, например, шкала Д. Нортана.

Но чаще всего используют шкалу, предложенную в 1985г. Д Ватерлоу.

В связи с актуальностью проблемы пролежней в РФ разработан и утвержден ОСТ «Протокол ведения больных. Пролежни» (нормативный документ в рамках ситемы стандартизации здравоохранения в РФ, стандарт федерального уровня, являющийся обязательным для исполнения ЛПУ).

Факторы риска развития пролежней

обратимые 
Внутренние факторы риска
Истощение

Ограничение подвижности

Анемия

Недостаточное потребление белка, витамина С
Обезвоживание
Гипотензия
Недержание мочи, кала
Истончение кожи
Беспокойство
Спутанность сознания
Кома

необратимые

Старческий возраст
Неврологические расстройства (чувствительные, двигательные)
Нарушение периферического кровообращения

Внешние факторы риска

обратимые: 
Недостаточный гигиенический уход

Складки на постельном или нательном белье

Поручни кровати, средства фиксации пациента

Травмы позвоночника, костей таза, органов брюшной полости
Неправильная техника перемещения пациента в постели

необратимые:

Обширное хирургическое вмешательство (длительностью более 2 часов) 

Повреждение спинного мозга 
Применение цитостатических лекарственных средств 
Оценка риска проводится медсестрой по шкале Ватерлоу. Для получения информации проводятся опрос пациента либо его родственников, учет данных из карты стационарного больного.

Шкала Ватерлоу для оценки стадии и риска развития пролежней

1. Телосложение: среднее – 0, выше среднего – 1, ожирение – 2, ниже среднего – 3

2. Тип кожи, зоны визуального риска: здоровая – 0, «папирусная бумага», сухая – 1, отечная – 2, липкая (повышена температура), изменен цвет, трещины, пятна – 3.

3. Пол: муж. – 1, жен. – 2.

4. Возраст: 14-49 лет – 1, 50-64года – 2, 65-74 года – 3, 75-81 – 4, старше 81 года – 5.

5. Особые факторы: курение – 1, анемия – 2, сердечная недостаточность, болезни периферических сосудов – 5, терминальная кахексия – 8.

6. Недержание: полный контроль – 0, периодическое – 1, мочеотделение через катетер и недержание кала – 2, недержание мочи и кала – 3.

7. Подвижность: полная – 0, беспокойство, суетливость – 1, апатичность – 2, ограниченная подвижность – 3, инертность, инвалидное кресло – 4, прикованность креслу – 5.

8. Аппетит: средний – 0, плохой – 1, питание зондовое либо только жидкое – 2, парентеральное -3, анерексия – 4. 9. Невралгические расстройства: диабет, множественный склероз – 4, инсульт, моторные и сенсорные нарушения – 6.

10. Оперативные вмешательства (продолжительность более 2-х часов) – 5

11. Лекарственная терапия: цитостатические препараты – 4, глюкокортикоиды, нестероидные противовоспалительные препараты – 5

Баллы по шкале Ватерлоу суммируются, степень риска определяется по следующим итоговым значениям:

1 – 9 баллов – риска возникновения пролежней нет.

10 баллов – риск есть.

15 баллов – высокая степень риска.

20 баллов – очень высокая степень риска. 

У неподвижных пациентов оценку степени риска развития пролежней следует проводить ежедневно.

Проблемы пациента

Возможные проблемы (существующие, потенциальные):

· Риск развития или усугубление имеющихся пролежней;

· Зависимость при осуществлении тех или иных видов повседневной жизнедеятельности;

· Развития тугоподвижности суставов;

· Состояние депрессии, обусловленное потерей независимости при осуществлении повседневной жизнедеятельности;

· Неумение определить величину адекватной физической нагрузки;

· Несоблюдение режима двигательной активности. 

Цели сестринского ухода

 

Обсуждая вместе с пациентом или его родственниками следует предусмотреть достижение одной или нескольких целей:

· Пациент может передвигаться (с помощью специальных приспособлений, сестринского персонала, и родственников илбо самостоятельно);

· Пациент может держать в руке предметы;

· Риск развития пролежней сведен к минимуму;

· Пролежни уменьшаются;

· Пациент полностью независим в повседневной деятельности;

· Пациент соблюдает режим двигательной активности;

· Пациент готов обсуждать вопросы, связанные с изменением двигательной активности;

· Пациент определяет адекватную физическую нагрузку.

Сестринский уход

Меры по профилактике пролежней

Памятка для пациента и его родственников.

Упражнения в пределах подвижности суставов

Памятка для обучения родственников выполнению упражнений в пределах подвижности суставов

 Потребность в сне и отдыхе

Первичная оценка. 

На качество качества сна влияет много факторов: биологический ритм, пища и напитки, храп, настроение, переживания, зобы, стресс, комфортность постели, одежда для сна и многое другое.

Проводя первичную оценку удовлетворения пациента в отдыхе, следует учитывать, что эта оценка всегда субъективна. Но все же необходимо выяснить:

· В какое время обычно спит человек;

· Какие факторы влияют на качество сна;

· Хорошо ли спит;

· Существуют ли трудности со сном в течение длительного времени или на данный момент;

· Нужны ли дополнительные подушки, одеяло и т.д.;

· Принимает ли пациент снотворные средства.

Проблемы пациента 

Проблемы пациента при неудовлетворении потребности в сне бывают как действительные, так и потенциальными. Для сестринского персонала важно понять причину таких нарушений:

· Необходимость спать на больничной кровати;

· Непривычный микроклимат (жарко, душно, холодно);

· Шум, яркий свет, темнота;

· Изменение обычной деятельности человека, предшествующей сну в домашних условиях (прогулки, душ, секс);

· Необходимость вынужденного положения во время сна;

· Незнакомая обстановка;

· Храп;

 · Изменение привычного биологического ритма;

· Боль;

· Те или иные заболевания, сопровождающиеся нарушением сна.

*Проблемы с отдыхом связаны с нарушением привычного для человека стереотипа жизни. 

Определение целей сестринского ухода

Обсуждая с пациентом действительные или потенциальные проблемы, связанные со сном и отдыхом, следует сформулировать реалистические цели как для пациента, так и для медсестры. Например: «продолжительность сна ночью не менее 7 часов», «пациент осознает необходимость отказа от просмотра вечерних новостей» и т.д. 

Сестринский уход

В зависимости от причин, вызвавших проблемы со сном и отдыхом, вмешательство медсестры заключается в следующем:

· Создание пациенту комфортных условий в постели: оптимальная высота кровати, качественный матриц,  

  достаточное количество подушек, одеял;

· Обеспечение комфортного микроклимата в палате, отделении;

· Обеспечение комфортных условий пациенту, который из-за заболевания принимает вынужденное положение;

· Ознакомление пациента с расположение туалета, сестринского поста, существующими средствами вызова медсестры;

· Обеспечение необходимого для конкретного пациента освещения в палате в ночное время;

· Перемещение пациента в другое положение при сильном храпе;

· Уменьшение тревожности пациента, связанной с незнакомой обстановкой, предстоящими обследованиями или операцией;

· Обсуждение с врачом вопросов аналгезии в ночное время;

· Создание условий для адекватного отдыха.

Улучшить качество сна могут и лекарственные препараты, назначенные врачом. Очень важно дать их вовремя. При назначении и анальгезирующих, и снотворных средств, анальгезирующие надо принимать на 15 – 20 минут раньше снотворных. 

Оценка результатов сестринского ухода

Оценка сна всегда субъективна. Однако, проводя текущую или итоговую оценку результатов ухода, не следует игнорировать жалобу пациента на бессонницу и усталость, необходимо вновь пересмотреть возможные причины нарушения сна и проконсультироваться с врачом.

Сестринский уход при нарушении удовлетворения потребности в движении.

Наблюдение за удовлетворением потребности двигаться.

Положение в постели:

·         активное - пациент самостоятельно двигается в пределах назначенного режима двигательной активности;

·         пассивное - пациент не может самостоятельно двигаться;

·         вынужденное - положение, которое пациент занимает для облегчения своего состояния (уменьшения боли, одышки, кашля).

В норме движения в суставах без ограничений, безболезненные.

При домашнем уходе за больным с неврологическими заболеваниями или пожилым человеком часто можно наблюдать расстройства координации движений, когда больной шатается при ходьбе, походка неуверенная, шаркающая, тело начинает качаться, появляется размашистость движений. Нарушение координации движений опасно для больного, так как это может привести к падению и травмированию.

Нарушение координации движений может наблюдаться у пожилых больных, а также у больных с неврологическими заболеваниями, например, после перенесенного инсульта. Часто нарушение координации может быть связано с изменениями в скелетно-мышечном аппарате (нарушение координированной работы мышц, слабость в мышцах бедра и голени и др.). Наблюдая за больным, можно заметить, что у него имеются расстройства стояния и ходьбы, все движения больного становятся несогласованными, разболтанными, размашистыми. Больной не может очертить рукой круг в воздухе (получается изломанная, зигзагообразная линия). Больной не может указательным пальцем точно попасть в кончик носа. Отсутствие стабильности при движении влияет на почерк больного: строчки становятся кривыми и набегают друг на друга, буквы - неровными, большими. В комплексе реабилитационных мероприятий при нарушении координации движений используется лечебная гимнастика, где основой упражнений являются сложные комбинации элементарных движений либо простые, но новые для больного движения. Упражнения тренируют равновесие в положении стоя и при ходьбе, они вырабатывают точность и меткость движений конечностей, улучшают работу мышц и суставов.

Проблемы пациента связанные с потребностью в движении.

·         Ограничение подвижности вследствие заболевания

·         Полная неподвижность

·         Высокий риск падений

·         Чувство физической утраты

·         Риск развития пролежней

·         Снижение мышечного тонуса

Сестринские вмешательства:

·         Обучить пациента и его родственников, предоставить им информацию о возможности пациента двигаться.

·         Определять степень ограничения подвижности

·         Проводить первичную оценку реакций пациента при риске образования пролежней.

·         Организовать уход при риске образования пролежней

·         Оказать помощь при наличии пролежней, нарушении целостности кожных покровов

·         Стремиться поддерживать комфортные и безопасные условия при передвижении

·         Обучить пациента комплексу ЛФК и приемам самомассажа конечностей.

·         Побуждать пациента вставать с кровати и ходить каждый час с помощью помощника.

 Соблюдение личной гигиены Большое значение для успешного лечения имеет соблюдение больными личной гигиены, включающей своевременную смену постельного и нательного белья, уход за кожей, глазами, полостью рта, волосами.

Следует помнит, что чем тяжелее больной, тем сложнее ухаживать за ним, выполнять любые манипуляции.

Смена постельного и нательного белья производится регулярно, не реже одного раза в неделю, после гигиенической ванны (если позволяет тяжесть состояния больного). При определенных состояниях постельного белье меняется по мере необходимости. Если больному разрешено ходить, он сам может произвести смену постельного и нательного белья. Если тяжесть заболевания предписывает больному строгий постельный режим, смена балья проводится медицинской сестрой, которой помогает санитарка.

При смене нательного белья медицинская сестра должна подвести руки под крестец больного, захватить края рубашки и осторожно подтянуть его к голове. После этого надо поднять обе руки больного, скатанную у шеи рубашку провести через голову и освободить его руки. Надевают рубашку в обратном порядке. Если у больного повреждена рука, сначала снимают рубашку со здоровой руки, а затем с больной; надевание производят в обратном порядке.

Умывание пациента

Пациентам, находящимся на постельном режиме, медсестра оказывает помощь при утреннем туалете.

Необходимо предоставить пациенту возможность самостоятельно выполнять посильные для него действия. Медсестра должна создать для этого условия, оказать пациенту посильную помощь.

Некоторые пациенты не могут умыться даже с чужой помо­щью. В этом случае медсестра сама умывает пациента.

Уход за волосами

Волосы следует ежедневно причесывать, а один раз в неделю обязательно проводить осмотр на педикулез и мыть голову.

Примечание: для мытья головы тяжелобольному пациенту в постели можно использовать специальные подголовники.

Удаление слизи и корочек из носовой полости

Ходячие пациенты во время утреннего туалета самостоятельно осуществляют уход за носовой полостью. Тяжелобольным пациен­там, которые не в состоянии самостоятельно следить за гигиеной носа, необходимо ежедневно освобождать носовые ходы от выде­лений и образующихся корочек, которые мешают свободному ды­ханию через нос.

Примечание: можно предварительно закапать в нос одно из пе­речисленных масел, а затем прочистить носовые ходы ватными ту­рундами. Слизь из носовой полости можно удалить сухими ватны­ми турундами.

Протирание глаз

Для удаления выделений из глаз, склеивании ресниц и век во время утреннего туалета необходимо промывать глаза.

Оснащение: стерильные перчатки, 2 лотка (один стерильный), стерильные ватные шарики, раствор антисептика (раствор фураци­лина 1:5000, 2% раствор соды, 0,5% раствор марганцовки), пинцет.

Очищение наружного слухового прохода

Пациенты на общем режиме во время ежедневного утреннего туалета самостоятельно моют уши. Пациентам с постельным режимом следует периодически про­водить туалет наружных слуховых проходов.

Уход за наружными половыми opгaнами и промежностью

Тяжелобольных пациентов следует подмывать после каждого акта дефекации и мочеиспускания, а также несколько раз в день при недержании мочи и кала.

У пациентов с недержанием мочи и кала после подмывания кожу в паховой области смазывают жиром (вазелиновым или под­солнечным маслом, детским кремом и т.д.). Можно припудрить ко­жу тальком.

Уход за кожей и естественными складками

Кожа, чтобы нормально функционировать, должна быть чис­той. Загрязнение кожных покровов секретом сальных и потовых желез, пылью и микробами, которые оседают на коже, может при­вести к появлению гнойничковой сыпи, шелушению, опрелости, изъязвлениям, пролежням.

Опрелость - воспаление кожи в складках, возникающее при трении влажных поверхностей. Развиваются под молочными желе­зами, в меж ягодичной складке, подмышечных впадинах, между пальцами ног при повышенной потливости, в паховых складках. Их появлению способствуют избыточное выделение кожного сала, не­держание мочи, выделения из половых органов. Чаще возникают в жаркое время года, у тучных людей, у грудных детей при непра­вильном уходе. При опрелости кожа краснеет, ее роговой слой как бы размокает и отторгается, появляются мокнущие участки с не­ровными контурами, в глубине кожной складки могут образоваться трещины. Нередко опрелости осложняются гнойничковой инфекци­ей или гнойничковыми заболеваниями. Чтобы предупредить разви­тие опрелостей, необходимы регулярный гигиенический уход за кожей, лечение потливости.

При предрасположенности к опрелостям кожные складки по­сле мытья и тщательного просушивания рекомендуется протирать прокипяченным растительным маслом (или детским кремом) и припудривать тальком.

Пролежни - это дистрофические, язвенно-некротические из­менения кожи, подкожной клетчатки и других мягких тканей, раз­вивающиеся вследствие их длительного сдавления, нарушения ме­стного кровообращения и нервной трофики.

Образуются пролежни наиболее часто у ослабленных и исто­щенных тяжелобольных пациентов, вынужденных длительно нахо­диться в одном положении, при неправильном уходе за ними. Кожа значительно страдает от длительного пребывания пациента в посте­ли, особенно, когда он имеет большой вес тела. Дополнительные проблемы возникают у пожилых людей, так как их кожа тоньше и ранимее.

Все перечисленные выше факторы повышают риск возникно­вения пролежней. Риск образования пролежней велик в случае за­болеваний, при которых нарушается трофика тканей, снижается чувствительность, отсутствуют движения в парализованной части тела, нарушается обмен веществ (заболевания сердечно-сосудистой системы, нервной системы, нарушения деятельности желез внут­ренней секреции).

Обтирание кожи

Пациенты, находящиеся на общем режиме, если нет противо­показаний, принимают ванну или душ не реже 1 раза в 7-10 дней. Кожу тяжелобольного пациента необходимо ежедневно, не ме­нее 2 раз, обтирать.

Особенно тщательного ухода требуют естественные складки кожи и места возможного образования пролежней.

Мытье ног

Ноги тяжелобольному пациенту моют 1 раз в неделю.

Стрижка ногтей

Тяжелобольным пациентам необходимо регулярно, но не реже 1 раза в неделю подстригать ногти на руках и ногах. Ногти необхо­димо подстригать так, чтобы свободный край был округлым (на руках) или прямым (на ногах).

Слишком коротко ногти срезать не следует, так как кончики пальцев будут чрезмерно чувствительны к давлению.

Места случайных порезов необходимо обработать 3% раствором перекиси водорода или йодом.

При дефиците личной гигиены медсестре необходимо:

1. Объяснить необходимость мероприятий по личной гигиене в больничных условиях.

2. Оценить способность самоухода.

3. Помочь в проведении утреннего и вечернего туалета, бритья утром.

4. Проводить частичную санитарную обработку ежедневно.

5. Обеспечить возможность мытья рук перед приемом пищи и после туалета.

6. Помочь при подмывании (не реже 1 раза в день).

7. Обеспечить мытье волос и стоп 1 раз в неделю.

8. Обеспечить уход за ротовой полостью, полоскание рта после каждого приема пищи.

9. Обеспечить стрижку ногтей 1 раз в неделю.

10. Обеспечить уход за естественными складками кожи еже­дневно.

11. Обеспечить смену белья по мере загрязнения.

Научите пациента самого заботиться о себе, насколько это возможно.

Развивайте у пациента навыки самопомощи, поощряйте его самостоятельные действия.

Личный контакт с пациентом, внимательное наблюдение и выслушивание пациента помогут Вам наилучшим образом ор­ганизовать уход за каждым пациентом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                      Приложение №3

Физкультминутка

 

И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.

И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                   Приложение №4

Осмысление и систематизация полученных знаний

Текст задания: Оцените возможности пациента в удовлетворении своих базовых физиологических потребностей:

1. Метод организации и оказания сестринской помощи называется_____________
2. Проведение оценки состояния пациента требует от медсестры умения


  1. проводить беседу с пациентом

  2. проводить беседу с родственниками пациента

  3. объективно оценить состояние пациента

  4. выбирать информацию о пациенте из истории болезни

  5. получить согласие врача для проведения оценки


3. Объективный метод обследования пациента


  1. расспрос пациента

  2. измерение температуры тела

  3. определение массы тела

  4. расспрос родственников пациента

  5. исследование пульса

  6. оценка кожных покровов и слизистых пациента

  7. определение частоты дыхательных движений


4.Субъективный метод обследования пациента


    1. расспрос пациента

    2. измерение температуры тела

    3. определение массы тела

    4. расспрос родственников пациента

    5. исследование пульса

    6. оценка кожных покровов и слизистых пациента

    7. определение частоты дыхательных движений




5. Нарушение удовлетворения потребности пациента в адекватном питании и питье требует от медсестры умения


  1. выполнять назначения врача

  2. проводить мотивацию пациента к выполнению назначений врача и ее рекомендаций

  3. дать рекомендации пациенту по питанию согласно назначенной диете

  4. проводить уход при рвоте

  5. проводить уход при желудочном кровотечении

  6. наблюдать водный баланс

  7. проводить антропометрию


6. Отказ от приема пищи из-за тошноты и рвоты – это проблема


  1. действительная

  2. потенциальная

  3. приоритетная

  4. второстепенная



7. При рвоте у пациента медсестра должна


  1. обеспечить пациента предметами ухода

  2. проводить уход за пациентом

  3. оказывать психологическую поддержку пациенту

  4. кормить пациента

  5. обучать пациента принципам рационального питания

  6. обеспечить достаточный прием жидкости

  7. измерять температуру тела

  8. выполнять назначения врача



8. Нежелание соблюдать назначенную диету – это проблема


  1. действительная

  2. потенциальная

  3. приоритетная

  4. второстепенная



9. Незнание принципов рационального питания – это проблема


  1. действительная

  2. потенциальная

  3. приоритетная

  4. второстепенная



10.Анорексия – это


    1. повышенный аппетит

    2. отсутствие аппетита

    3. нормальный аппетит

    4. патологически повышенный аппетит

Критерии оценивания

- Оценены возможности пациента в удовлетворении своих базовых физиологических потребностей

Система оценивания

При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило:

За правильное решение, соответствующее эталонному показателю выставляется 1 балл, за неправильное решение, несоответствующее показателю - выставляется 0 баллов. Максимальное количество-10 баллов.

Оценивание осуществляется по критерию

Оценка «Отлично» проставляется за 10 - 9 правильных ответов.

Оценка «Хорошо» проставляется за 8 правильных ответов.

Оценка «Удовлетворительно» проставляется за 7 правильных ответов.

Оценка «Неудовлетворительно» проставляется за 6 и менее правильных ответов.

Эталон ответа


      1. __ сестринским процессом

      2. 1,2,3,4

      3. 2,3,5,6,7

      4. 1,4

5. 1,2,3,4,5,6,7

                        6. 1,3

                  7. 1,2,3,6,8

                  8.1,3

                  9.1,3

                  10.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                   

                                                                                                                  Приложение№5

Критерии оценки

Внешний вид

Активность

Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос

 

Осмысление и систематизация полученных знаний и умений

Тест-контроль

· Студент полностью готов к занятию (халат чистый, глаженный, сменная обувь. «+ 1» балл

· Студент небрежен (грязный и мятый халат, нет второй обуви «- 1» балл

· Активное участие принимает не только в выступлении, но и задавал вопросы другим участникам, аккуратно выполняет задания и делает записи в своей тетради «+ 1» балл

· Проявил среднюю заинтересованность в выступлении, не внимателен, отвлекается, ведет посторонние разговоры, делает небрежные записи в тетради «- 1» балл

 

Критерии оценивания

Назван правильный ответ, соответствующий эталонному показателю при устном ответе.

Система оценивания

При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило:

За правильное решение, соответствующее эталонному показателю выставляется 1 балл, за неправильное решение, несоответствующее показателю - выставляется 0 баллов.

 91-100% верных ответов— отлично. 80-90% верных ответов — хорошо. 70-79% верных ответов — удовлетворительно.

 

 

Критерии оценивания

- Оценены возможности пациента в удовлетворении своих базовых физиологических потребностей

Система оценивания

При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило:

За правильное решение, соответствующее эталонному показателю выставляется 1 балл, за неправильное решение, несоответствующее показателю - выставляется 0 баллов. Максимальное количество-10 баллов.

Оценивание осуществляется по критерию

Оценка «Отлично» проставляется за 10 - 9 правильных ответов.

Оценка «Хорошо» проставляется за 8 правильных ответов.

Оценка «Удовлетворительно» проставляется за 7 правильных ответов.

Оценка «Неудовлетворительно» проставляется за 6 и менее правильных ответов.

Соответствие баллов по пятибалльной системе оценки результатов

18 балла

5 (отлично)

17- 15 баллов

4 (хорошо)

14 – 12 балов

3 (удовлетворительно)

11 и менее

2 (неудовлетворительно)