Поколение Z - поколение ФГОС
Оценка 4.9

Поколение Z - поколение ФГОС

Оценка 4.9
Исследовательские работы +1
docx
психологическая работа +2
Взрослым
05.03.2018
Поколение Z - поколение ФГОС
В статье дана подробная характеристика поколения Z с точки зрения Теории поколений, к которому относятся современные школьники, а также даны рекомендации, как эффективно осуществлять взаимодействие с представителями этого поколения и какие стратегии выбрать при обучении, разработанные современными психологами и педагогами.Статья о психологических особенностях поколения Z
Поколение Z.docx
Сапа Александр Валерьевич, Заслуженный учитель РФ, заместитель директора школы по учебно­воспитательной работе  МАОУ Тисульской средней общеобразовательной школы № 1  п.г.т.Тисуль Кемеровской области Поколение Z – поколение эпохи ФГОС При разработке основных  образовательных программ начального и основного общего образования   мы заметили, что   никто из составителей Примерных   программ   ни   слова   не   говорит   о   том,  какие   особенности характерны   для   личности   подростка   настоящего   времени   и   как учитывать   эти   особенности   в   учебно­воспитательном   процессе   при переходе на ФГОС. Мы   твёрдо   уверены   в   том,   что,   не   зная   главных   особенностей современных   школьников,   нельзя   предложить   программу   действий   по   их обучению,  воспитанию  и  социализации.  Поэтому   в  своей   образовательной программе   основного   общего   образования   мы   даём   подробную характеристику портрета современного подростка, основанную на выводах представителей «теории поколений».  Сначала немного о терминах.   «Теория поколений» создана американскими учеными Нейлом Хоув и Вильямом Штраус в 1991 году. Адаптацию  Теории Поколений для России в 2003­2004 году выполнила команда под руководством Евгении Шамис — координатора проекта Rugenerations1.  По   мнению   сторонников   «теории   поколений»,  поколение  —   это группа людей, рожденных в определенный возрастной период, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания, с похожими ценностями.                С точки зрения  Теории поколений,    поколения отличаются друг от друга не только возрастом, но и базовыми ценностями, которые заложены в них в период детства. Эти базовые ценности складываются из двух основных параметров.   Первый   параметр   —   это   экономические,   политические   и 1 Теория поколений в России ­  http://rugenerations.su/ или   Эхо­поколение. социальные события, которые происходят в мире в период взросления до 12­ 14 лет и, вследствие чего, воспринимаются как «норма». Второй — это те нормы воспитания, которые прививаются ребенку семьей. Люди, родившиеся на стыке поколений (+/­ 3 года от границы поколений), представляют так называемое   Переходное,   Они   обладают характеристиками обоих поколений.              Проанализировав историю, начиная практически с XV века до наших времен,   ученые­основатели   Теории   установили,   что   развитие   поколений повторяется!   Оно   замкнуто   в     80­тилетний   цикл,   за   который   успевает смениться соответственно четыре поколения.                        В   Теории   поколений  каждое   поколение   соответствует   определенному  времени года,  которое характеризует общую ситуацию в окружающем мире: Зима (кризис)  – Весна (расцвет) – Лето (стабильность) – Осень (увядание).   Например, поколение Бэби­Бумеры родилось в период Весна,  поколение   Х  –  в   период   Лето,   поколение  Y –  в   период   Осень,  а поколение   Z   рождается   Зимой.   В   каждое   из   времен   года   появляется поколение с определенным архетипом. У каждого архетипа своя задача и роль   в   обществе.   Существует  четыре   архетипа,   которые   одновременно присутствуют в мире в любой период, но находятся в разных «фазах»: Герои, Художники, Пророки и Странники.              «Герой» рождается Осенью,  его задача – пережить кризис Зимы и в это время совершить свои героические подвиги, в результате его действий появляются новые страны, создаются династии.                        Задача Художника, который рождается Зимой, увидеть, как в результате действий Героев   преодолеваются сложности, жизнь становится лучше, описать и даже приукрасить подвиги Героев в картинах и историях, а затем укрепить успех, развивать науку и культуру.             Пророк рождается Весной, и его главная задача – видеть улучшение жизни в стране,  на  основании   этого  создать в обществе  новую     мораль, религию, создавать планы и быть идеалистом.                         Роль   Странников,   которые   рождаются   Летом,   во   времена стабильности, ­ показать, что существующие моральные ценности устарели, и подготовить почву для появления новых Героев2.   Сейчас в России живут и работают представители шести  поколений: Поколение   GI   (1900­1923   г.р.),   Молчаливое   поколение   (1923­1943   г.р.), 2 Шамис Е. Архетипы поколений и времена года. Режим доступа:  http://rugenerations.su/2010/02/23/ Поколение   Беби­Бумеров   (1943­1963   г.р.),   Поколение   Х   (1963­1984   г.р.), Поколение   Милениум   или  Y (1984­2000  г.р.),  Поколение  Z (c 2000  г.р.), которое и будет обучаться по ФГОС  в ближайшие 10­15 лет.               В классах современной школы учатся два поколения – поколение Миллениум, или Y, – ученики 9­11 классов, и     поколения   Z, которое представляют   в   школе     ученики  1­8  классов.  Но,    по   сути,    перед   нами ученики   одного   поколения   –  «цифрового»  (по   английски   ­   Digital Native («Цифровой Человек»)).                         Перед нами ребенок начала  XXI  века,   который разительно отличается   не   только   от   того   «Дитя»,  которого   описывали   Коменский   и Песталоцци, Ушинский и Пирогов,   Пиаже и Корчак,   но он качественно отличается и от ребенка 90­х годов XX века. При этом ребенок стал не хуже или   лучше   своего   сверстника   двадцатилетней   давности,   он   просто   стал ДРУГИМ  –   ребёнком   информационного   общества,   представителем цифрового поколения.                        Самая огромная разница между нынешними детьми и прошлыми поколениями в том, как «цифровое» поколение, в отличие от «аналогового», как относится к реальности и виртуальному пространству. Для сегодняшних детей   и   подростков   противопоставление   виртуального   и   реального абсолютно не актуально, потому что для них все это слито воедино, и одно является продолжением другого. Очень часто мы их не понимаем, потому что то, что нам кажется «глупостью и ерундой», для них так же серьезно, как для   нас   реальные   жизненные   проблемы.   Когда   подросток   прибегает   к родителям расстроенный и говорит, что «на моей «веселой ферме» украли помидоры», для него это трагедия, как если бы помидоры в реале украли на вашем   дачном   участке.   И   с   этим   надо   как­то   мириться,   считаться,   и понимать, что у современных детей совершенно иное, особое видение мира, особые потребности, которые требуют уважения. Поколение Z  (Generation Z,   Generation M, Net Generation,   Internet Generation) ­ это своеобразное переходное поколение из ХХ века в век XXI, цифровое поколение.    Чем же отличаются зеты от предыдущих поколений?   1.Это дети мультимедийных технологий, цифровой среды, поэтому почти   всю   информацию   они   получают   из   Сети,   умеют   с   ней   отлично работать,     предпочитают   общение   в   виртуальном   пространстве   личному    дети   и   подростки   лучше   разбираются   в   технике,   чем   в общению, человеческих эмоциях и в человеческом поведении. 2.Они нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях.    3.Они  ориентированы на потребление и  индивидуалистичны.    4.Ценят честность и откровенность.   5.Они быстро взрослеют, занимаясь самообразованием в Интернете.                Согласно опросу десятилетних детей, 70% считают, что уже вышли из детского возраста, при этом 61% заметили, что это понимают далеко не все окружающие.                                           С серьёзностью зетов столкнулись и маркетологи – дети   из младших классов не хотят носить футболки с утятами и играть в куклу Барби, продажа которой со всем её хозяйством: одеждой, мебелью, мужем Кеном   ­     стремительно   падает   во   всём   мире.   При   этом   безумной популярностью пользуется сайт «Виртуальный мир Барби», в котором дети сами придумывают собственный образ куклы.         Психологи    считают, что  нынешних десятилетних   детей  вполне можно отнести к подросткам3.               6.Они иначе занимаются творчеством: они делают сайты, флэш­ фильмы,   электронные   презентации,   в   онлайн­играх   создают   целые   миры: дома,  обстановку,  одежду,  оружие,  а  некоторые  –  делают   игры  целиком, получая за своё творчество большие деньги.     7.   Для   них   характерен   загадочный   и   ошеломляющий  феномен детской многозадачности. Нам, взрослым, не раз приходилось наблюдать, как   ребёнок,   сидя   за   компьютером,   одновременно   общается   в   чате, занимается поиском в сети, скачивает музыку, периодически разговаривает по скайпу, слушает музыку из плейера, пытается делать домашнее задание и при этом пьёт сок и жуёт бутерброд. Почти то же – и на уроках в школе. Если учитель будет понимать суть происходящего, его не будут раздражать дети,   которые   невнимательны   и   стремятся   заняться   на   первый   взгляд посторонними делами. И пусть это не раздражает – такова жизнь: другой образ жизни предполагает другой темп: надо успеть многое увидеть, сделать, на многое среагировать. По мнению американских учёных, многозадачность заставляет   мозг   работать   в   другом   режиме   –   повышается     скорость психических процессов,  в связи с чем делается вывод, что новое поколение становится умнее. 3 Праздникова А. Поколение Z //Молодая семья. – Декабрь 2010­январь 2011. ­ № 1. 8.Они иначе учатся: мотивированно занимаются только тем, что им интересно, и, игнорируя при этом всё больше и больше то, в чём они не заинтересованы. А это, увы, едва ли не вся школьная программа.                        9.  У детей поколения  Z  по­другому функционирует память: в первую   очередь   запоминается   не   содержание   какого­нибудь   источника информации в сети, а  место, где эта информация находится, а ещё точнее – «путь»,   способ,   как   до   неё   добраться.   Память   становится   не   только «неглубокой», но и «короткой».                       10.  Средняя  продолжительность  концентрации    внимания  по сравнению с тем, что было 10­15 лет назад,  уменьшилась в десятки раз. Если прежде на уроке ученик мог удерживать внимание в течение 40 минут, и  это  считалось  нормой, то  сейчас   в классе  на  такую  сосредоточенность способны буквально единицы.   11.  У «цифровых аборигенов», как назвал современных подростков американский педагог Марк Пренски, формируется «клиповое мышление», предполагающее переработку информации короткими порциями.   Эти люди не   будут   читать   «Войну   и   мир»,   они   будут   читать   комиксы   и   короткие тексты   в   интернете,   тексты,   которые   помещаются   на   один   экран.   И переваривать информацию они будут точно таким же образом: быстрее, но короткими порциями.  12.Они  гиперактивны.    Сейчас   происходит   рост   числа   так называемых «детей индиго», или детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности   (СДВГ).   Этим   детям   трудно   долго   оставаться сосредоточенными   на   чем­то   одном,   они   очень   непоседливы   и   потому расторможены.   Поэтому   у   таких   детей   часто   возникают   проблемы   с успеваемостью из­за неусидчивости и нетерпеливости, хотя при этом они и могут   быть   одаренными   в   каких­то   отдельных   сферах   деятельности. Существует   миф,   который   поддерживается   в   родительской   и   отчасти педагогической среде, о том, что это якобы особые, одаренные дети, «люди будущего». Но это, к сожалению, не так. Реальность такова, что у «детей индиго» есть определенные проблемы медико­психологического характера. Недостаток эмоциональных контактов в семье, в первую очередь с матерью, и избыток информации, который обрушивается на детскую голову с первых лет жизни, приводят к нарушению возрастного развития нервной системы. Вот почему эти дети повышенно возбудимы, впечатлительны, непоседливы и менее   послушны.   И   хотя   со   временем   эти   черты   детского   поведения частично сглаживаются, но все­таки в будущем нас ждет общество бывших гиперактивных   детей   ­   гиперактивный   социум,   в   котором   люди   будут отличаться   большей   потребностью   в   новизне,   поиске   ощущений,   меньшей терпеливостью и терпимостью, склонностью к повышенной конфликтности.             13. Они склонны к аутизации – погружению в себя. Речь идет об аутизме   не   в   виде   расстройства   (хотя   детей­аутистов   становится   все больше), а о доклинических формах аутизма, рассматриваемых как крайнее проявление   тренда   эволюции   человечества.   Аутизация,   как   способ взаимодействия   с   миром   людей,   с   детства   погруженных   в   себя   и неспособных общаться с окружающими, выступает как защита от проблем современного образа жизни, как способ отгораживания от мира, по сути – способ десоциализации. Обобщая всё сказанное о поколении Z, дадим слово американскому детскому психологу Шерри Постник­Гудвину: «Они предпочтут текстовое сообщение разговору. Они общаются в сети – часто с друзьями, с которыми никогда не виделись. Они редко бывают на улице, если только родители не организуют   их   досуг.   Они   не   представляют   себе   жизни   без   мобильных телефонов.   Они   никогда   не   видели   мира,   в   котором   не   было   высоких технологий   или  терроризма.   Компьютеры   они   предпочитают   книгам   и   во всём   стремятся   к   немедленным   результатам.   Они   выросли   в эпоху экономической депрессии, и от них всеми ожидается лишь одно – быть успешными.   Большинство   из   них   очень   быстро   взрослеют,   видя   себя значительно старше своих лет».             Таким образом, диагноз поколения   Z  ­ интровертированный индивидуализм, а ещё ­ девальвация образования и знания, которые для большинства теряют свою ценность.     Формирует и будет дальше формировать взгляды нового поколения Интернет.  Ведь дети сейчас живут в ином мире, чем раньше: они больше общаются   с   компьютерами,   чем   с   родителями   и   друг   с   другом.   Они   с детского возраста погружены в интернет, он им заменяет телевидение – дети смотрят мультфильмы в сети и играют в онлайновые игры. Дальше – больше, и   обучение,   и   общение   со   сверстниками   будет   становиться   все   более онлайновым.   Отсюда,   из   специфики   такого   привычного   для   нового поколения   виртуального   способа   коммуникации   с   окружающим   миром   и вытекают   дальнейшие   психологические   особенности   этого   поколения. Меньше человеческой коммуникации, больше техногенной. Уже сейчас видно,   что   дети   и   подростки   лучше   разбираются   в   технике,   в   чем­то материальном, чем в человеческих эмоциях и в человеческом поведении. Это отражается   даже   на   общении   детей   с   родителями:   коммуникативная дистанция между ними увеличивается, и цепочка социального наследования, передачи   опыта   прерывается.   Сегодня   родители   все   меньше   играют   роль авторитета   для   своих   детей;   всезнающим   авторитетом   для   последних становится интернет. Ну, а если дети не учатся у родителей, тогда родители начинают   учиться   у   своих   детей   (формируется,   так   называемое «префигуративное общество»). Д.И.Фельдштейн, основываясь на исследованиях РАО, в своей книге   и   обусловленная   ими «Глубинные   изменения   современного   детства   актуализация   психолого­педагогических   проблем   развития   образования» описывает главные отличия современного подростка от ученика  конца XX­ начала XXI века.  По его мнению, в развитии современного подростка есть положительные и отрицательные тенденции. Среди  «отрицательных»   черт  современного   подростка     можно выделить следующие:     снизилась энергичность детей, их желание активно действовать,     возрос   эмоциональный   дискомфорт,     четко   фиксируется неразвитость   внутреннего   плана   действия   и   сниженный   уровень   детской любознательности   и   воображения,     отмечается   недостаточная   социальная компетентность 25% младших подростков, их беспомощность в отношениях со   сверстниками,   неспособность   разрешать   простейшие   конфликты   (при этом прослеживается опасная тенденция, когда более 30% самостоятельных решений, предложенных детьми, имеют явно агрессивный характер).  Неблагоприятной   тенденцией   выступает   обеднение   и   ограничение общения   детей   со   сверстниками,   рост   явлений   одиночества,   отвержения, низкий   уровень   коммуникативной   компетентности,   рост   тревожности, усугублённой   чувством   брошенности,   ненужности   взрослому   миру, опустошенности, растерянности, неверия в себя.  В   популяции   современных   растущих   людей   большую   группу составляют дети с  нервно­психическими заболеваниями,  приблизительно у 20%   детей   наблюдаются   минимальные   мозговые   дисфункции.   Резко возрастает   такая   категория   детей,   которую   по   нейропсихологическим показателям следует считать «пограничной между нормой и патологией». Имеется   значительное   число   детей   с   ограниченными   возможностями здоровья, где общее психическое недоразвитие (олигофрения) отмечается у 22,5%, задержанное психическое развития — у 19,8%, а дисгармоническое развитие (психопатии) отмечается у 26,5%4.  При этом, по мнению Д.И Фельдштейна, есть у цифрового поколения и  положительные   черты:  у   всей   популяции   современных   детей повышается   интеллект.   Сравнительные исследования убеждают в том, что каждые пять лет «айкю» ребенка увеличивается примерно на один балл, свидетельствуя о необычайно быстрых темпах психологической эволюции.  Увеличивается категория одаренных детей. Среди них и дети с особо развитым   мышлением,   и   дети,   способные   влиять   на   других   людей,     — лидеры, и дети ­  «золотые руки», и дети, представляющие мир в образах, — художественно одаренные дети, и дети, обладающие двигательным талантом (спортсмены). Знаменательно,   что   на   первый   план   у   современных   детей подросткового   возраста   выходят   не   развлечения,   а   свой   особый   поиск смысла жизни, возрастает их критичность по отношению к взрослым, то есть фиксируются новые характеристики в их социальном развитии. Отмечаются серьезные   изменения   ценностных   ориентаций   подростков   не   только   по сравнению   с   серединой   90­х   годов,   но   и   началом   нового   столетия.   Так, начиная   с   2007   года,   на   первый   план   выдвигаются   интеллектуальные   (1 место), волевые (2 место) и соматические (3 место) ценностные ориентации. Образованность, в их понимании, настойчивость, решительность, ориентация на высокий уровень достижения, а также хорошее здоровье, презентабельная внешность становятся особенно значимыми качествами для детей. Но при этом   весьма   тревожно,   что   эмоциональные   и   нравственные   ценности: чуткость, терпимость, умение сопереживать — занимают последние места в этой иерархии.  «В  числе   важнейших   причинных   факторов,  оказывающих   огромное воздействие на физическое, психическое, в том числе интеллектуальное и эмоциональное развитие растущего человека, выступает интенсивный натиск информационных   потоков,   прежде   всего,   телевидения   и   Интернета,   ­ подчёркивает   Д.И.Фельдштейн.   ­   Современный   человек   сотворил   этот инструмент, открывший границы нового социокультурного пространства. Но он должен научиться пользоваться им во благо, разумеется, при активном участии   психолого­педагогической   науки…     В   мире   актуальной,   быстро 4 Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства  и обусловленная ими актуализация  психолого­педагогических проблем развития образования. Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index­ 292927.html меняющейся,   общедоступной   информации   взрослые   перестали   быть авторитетными проводниками детей по лабиринту знаний. По мере того как электронные медиа размывают границу между ними, любопытство сменяется цинизмом   или   самонадеянной   заносчивостью,   дети   начинают ориентироваться не на авторитет взрослых, а на информацию, поступающую вроде бы «ниоткуда». Одним словом, мы имеем реальные изменения Детства, изменившееся пространство   его   функционирования,   изменившийся   уровень   его   и социального,   и   психофизиологического   созревания,   что   порождает множество   вопросов   –   педагогических,   психологических,   философских, культурологических»5.              Но, если верить представителям теории поколений, поколение Z ­ это поколение   «новых художников», оно даст миру   большое количества новых   талантов,   великих   музыкантов,   писателей,   поэтов,   скульпторов   и художников.               Но до этого пока ещё далеко, а сегодня  поколение Z   учится в школе,   и   педагоги   и   психологи     всерьез   обсуждают,   как   учить     детей, родившихся   в   нулевые   годы   XXI   века.   Ведь   старый   добрый   принцип — прямая передача знаний из уст в уста, от учителя ученику — безнадежно устарел. И снова вечный вопрос ­ что  делать?              Психологи настаивают на том, что обучение «цифрового поколения» должно   нивелировать   негативные   черты   его   представителей,   помочь   им преодолеть   трудности   в   обучении   и   развитии,   вызванные   нахождением   в «цифровой   среде».   А   для   этого   необходим   выбор   нового,   адекватного вызовам современности, стиля общения и обучения поколения Z. Основные черты такого стиля сформулировал известный американский специалист в области обучения детей и взрослых   Дж.Коатс, автор книги «Поколения и стили обучения»6: 1. Хорошо структурируйте учебный процесс.  2. Обеспечивайте «обратную связь».  3. Сделайте учебный материал «ярким и зримым».  4. Используйте простые для восприятия тексты, структура которого должна  соответствовать  его  содержанию, а ключевые пункты – выделены визуально.  5 Там же 6 Коатс Дж. Поколения и стили обучения – М.: МАПДО – Новочеркасск: НОК, 2011. 5. Подводите  итоги  каждого этапа обучения – и  немедленно ставьте задач на следующий этап.  6.   Руководите   мудро, продемонстрировать свои знания.    давая   ученикам   возможность 7. Помните о важности устной коммуникации.  8. Подавайте материал в оптимистичном тоне.  9. Ваши требования должны быть ясны, а информация, которую Вы сообщаете аудитории,  – точна.  10. Используйте время эффективно. Представители «Поколения Z» не способны удерживать внимание на чем­то одном больше 15­20 минут – оно ослабевает. Разделите учебное время на промежутки, в течение каждого из которых учащиеся будут один раз менять вид деятельности. И ещё несколько советов,  какие изменения необходимо внести в процесс  обучения подростков «цифрового поколения»: 1.  Увеличьте   скорость   обучения!   Подача   информации   должна происходить быстрее, времени на решение задач необходимо давать меньше, получать результаты, анализировать их и реагировать на них надо сразу же.             2. Сделайте урок ярким, зрелищным, наглядным, объединяющим  в себе   традиционные   инструменты   (доска,   маркеры)   и   новые   технологии обучения (проекторы, мобильные телефоны, компьютеры).              3. Учитывайте феномен детской многозадачности: используйте новые   инструменты   ­   в   том   числе     игры   и   интерактивные   динамические задания.            4. Обеспечьте ежеурочное  общение в группе или в паре.            5. Ведите борьбу с  клиповым мышлением:  постепенно переходите от небольших текстов к текстам большего размера, используя технологию развития критического мышления и различные приёмы работы с текстом.            6. Помогите ученикам преодолеть фрагментарность и поверхность мышления:  давайте   учебную   информацию   с   достаточно   высокой избыточностью (принцип минимакса), стремитесь  предъявлять информацию в   четкой   логической   последовательности,   теоретические   положения иллюстрировать   конкретными   примерами,  излагать     учебный   материал   на доступном уровне с учетом имеющихся знаний и уровня развития мышления учеников. 7.  Используйте   элементы   таких   современных   технологий, которые   помогли   бы   преодолеть   негативные   тенденции   развития «цифрового   поколения»:  технологию   коллективного   способа   обучения (КСО), ТРИЗ, технологии развивающего обучения, технологию мастерских, технологию     проектного   обучения,   технологию   проблемного   обучения, технологии   интерактивного   обучения,   и,   конечно,   информационно­ коммуникационные технологии. 8.  Обучайте детей критически мыслить:   «тормозите» учеников, учите их обдумывать и тщательно анализировать информацию и лишь после этого приступать к выполнению работы. И вообще, поспешность и привычка к   мгновенному   получению   результата   больше   всего   мешают   обучать сегодняшних подростков успешно. Всё,   о   чём   мы   говорили   выше,   ­   настоящее.   А   теперь   попробуем     Z   будет   отличаться   от  Чем   же   поколение   заглянуть   в   будущее. предыдущих поколений? Надо   подчеркнуть,   что   чем   дальше,   тем   больше  будет   заметна социально­психологическая   поляризация,   расслоение   молодежи: расслоение интеллектуально­культурное, а не  экономическое.   Когда происходит  подобная  поляризация, то  на  одном  полюсе  – меньшая  часть подростков, которые заинтересованы в знаниях, которые интенсивно учится, и знания для них имеют высокую ценность. А на другом полюсе − большая часть   подростков,   для   которых,   наоборот,   культура,   образование,   знания девальвируются,   теряют   ценность.   В   их   представлении   можно   хорошо устроиться   в   жизни,   не   обладая   специальными   познаниями.   Устроиться другими   способами   –   по   протекции.   На   самом   деле   здесь   кроются инфантильные   ожидания   –   для   ребенка   все   вопросы   должны   решать родители, вот и для современных подростков и молодежи, вчерашних детей, мама   и   папа   должны   их   устроить   во   взрослой   жизни   и   создать   для   них комфортные условия, обеспечить для этой жизни всем необходимым. И сюда же надо добавить, что  большая часть нового поколения будет   становиться   «рабами   общественного   мнения»,   точнее   – рабами интернета.  Из сети они будут черпать образцы того, как нужно одеваться, как нужно себя вести, как вообще жить правильно. Потому что для них правильно означает «быть как все», подражать большинству. А та меньшая   часть   поколения,   которая   стремиться   к   индивидуальности, самобытности,   аутентичности,   самореализации,   видимо,   будет   составлять всего лишь несколько процентов. По сравнению с предыдущими поколениями у новой молодежи еще   конфликт  обострится   конфликт   отцов   и   детей, больше мировоззренческий. Углубляется разрыв поколений, и то, что дети должны воспринимать от родителей – жизненный опыт и т.д., сейчас они в основном отбрасывают.   Для   них   взгляды   родителей   («предков»,   «геронтов») безнадежно устарели, что само по себе является большим противоречием для   общества.   Ибо   это   означает,   что   от   родителей   молодежь   будет отдаляться,   мнением   родителей   пренебрегать,   но   в   то   же   самое   время ожидать, что родители будут решать ее проблемы. То есть новое поколение будет   возлагать   на   родителей   моральную   ответственность   за   собственные проблемы   ­   когда   у   них   что­то   не   получается,   они   прибегают   к самооправданию: это родители им не дали, не устроили, не научили… Следующий важный момент – исчезает традиционная семья. Эта тенденция   сейчас   уже   явно   проявляется,  она   существует   в  обществе   как долгосрочный   тренд.   Для   нового   поколения,   когда   они   вырастут, психологические проблемы создания семьи будут еще более острыми. У них нет личного опыта жизни в полной семье, семье, где много детей. Это тоже важно.   Почему   новая   молодежь   будет   более   эгоцентричной?   Эти   дети вырастают   в   семьях,   где   есть   единственный   ребенок,   автоматически представляющий   собой   центр   внимания.   Ребенок   привыкает   к   такому положению вещей и полагает, что и другие люди должны к нему относиться так же, как родители. С таким инфантильным эгоцентричным убеждением он и выходит в самостоятельную жизнь. Новые формы семейных отношений – это суррогатные формы брака. Это уже не брак гражданский, а так называемая семья выходного дня. Люди вместе не живут, а только проводят выходные. Или серийный брак, когда обе стороны заранее знают, что это не надолго, год­полтора, максимум два. И в некотором смысле получается, что информационный прогресс в обществе на семью   и   детей   влияет   парадоксальным   образом:   возникает   регресс.   Мы скатываемся   к   примитивным   формам   общественной   организации,   когда семьи как ячейки общества еще не было, как в каменном веке. Семейный круг, встречи родных тоже будут уходить в прошлое, и лет через   15­20   они   станут   виртуальными   и   общаться   люди   будут   по аналогу Skype. Уже сейчас есть молодые люди, которые живя отдельно от родителей (но за их счет), общаются с «родаками» только по телефону или через   сеть.   И   дело   не   в   отдельно   взятых   семьях,   к   сожалению,   это закономерность,   образ   жизни   подталкивает   молодежь   именно   к   такому поведению. Какие ценности будут у представителей поколения       Z? или   информационная   перегруженность, У нового поколения возникает размывание жизненных принципов и жизненных ориентиров. Происходит это в силу нескольких причин. Первая – быстрое   изменение   жизни,   вследствие   которого   отдельные   жизненные принципы,   а   то   и   стиль   жизни   в   целом   устаревают.   Второе   – мировоззренческий   разрыв   с   родителями,   жизненные   принципы   старших становятся для молодежи неактуальными. И, наконец, третье – избыточность информации,   являющаяся неотъемлемой   чертой   современного   информационного   общества. Получается, что человек живет как бы в тумане, в котором ориентиры не видны.   Раньше   устоявшееся   в   обществе   жизненное   кредо   было   в   чем­то упрощенно­популистским:   каждый   человек   должен   был   сделать   в   своей жизни нечто, сводящееся к стандартному набору (построить дом, вырастить сына, посадить дерево). Сейчас такой определенности, которая бы сводилась к простым формулам, больше нет. Казалось бы, человек приобретает больше свободы, но он не знает, что с этой свободой делать. Как лучше всего жить? Каким быть? К чему стремиться? Как поступать, как распоряжаться своей жизнью правильно? Ценности бывают разные, но их можно объединить в четыре основные группы:   здоровье   (физическое   благополучие   и   безопасность),   семья, социальные   ценности   (карьера,   материальное   положение)   и   ценности  Ценности   здоровья   для   нового духовные   (образование,   культура).   поколения  будут еще более актуальны. Люди будут осознавать, что для поддержания здоровья при современном образе жизни нужно прикладывать больше   усилий,   и   потребление   в   этой   сфере   будет   расти.   А   вот   вторая группа ценностей –  семейные – в глазах нового поколения обречена на постепенную   девальвацию.  Перемещение   внимания   будет происходить   в   сторону   социальных   ценностей   –   карьера   и благосостояние.  Но,   вспоминая   про   гиперактивность,   повышенную конфликтность и проблемы с эмоциями, можно ожидать, что это общество будет   склонно   к   более   острой   конкуренции   людей   друг   с   другом, конкуренции не корпоративной, а персональной. Новое поколение будет еще больше,   чем   предшественники,   стремиться   расталкивать   окружающих локтями для достижения личных целей. А четвертая группа ценностей – духовная   –   для   значительной   массы   молодежи   опять   же   будет обесцениваться.   для   которых   Группа   людей   высококультурных, образование,   духовность,   личностное   развитие   имеют   высокий   приоритет, будет  сокращаться. Как поколение       Z будет проявлять себя на работе? В отношениях с начальниками и коллегами? Главный социально­психологический тренд для нового поколения – это инфантилизация. Она проявляется в том, что взрослые люди сохраняют детские черты и соответственно во «взрослых» ситуациях ведут себя по­ детски, не осознавая  этого.  Соответственно,  как работники, они будут менее   ответственными,   менее   исполнительными,   они   не   готовы признавать свою вину за срывы и неадекватное выполнение каких­то работ. Но при этом, как дети, будут постоянно ожидать от окружающих и от руководителя безусловной положительной оценки всего, что они делают на работе. Сюда же нужно добавить свойственный инфантильному поколению   детский  эгоцентризм   и   потребительское   отношение   к жизни.   Уже   сейчас   молодые   сотрудники,   особенно   столичные   «кадры», нередко   претендуют   на   то,   чтобы   получать   заработную   плату   не   по результату   своей   деятельности,   не   за   надлежащее   выполнение функциональных обязанностей, а просто за сам факт присутствия на рабочем месте, «отсиживания» положенного количества часов (отчасти заполняемого общением в интернете). Впрочем, как гласит народная мудрость, тех, кто хочет   работать,   жизнь   наставляет,   а   кто   не   хочет   –   заставляет.   Так   же происходит и со «взрослыми детьми»: жизнь для них – лучший учитель7. По прогнозам   теоретиков   поколений,  наши   ученики,  представители поколения Z,  вырастут идеалистами. Так же, как старые «молчаливые» уходили   из опасного   и жестокого   сталинского   предвоенного   мира в идеальный   мир   книг,   новые   «молчаливые»  будут   уходить   в мир виртуальной   реальности.   Постоянно   ожидая   новых   террористических актов, в условиях роста информации о криминале, о маньяках и несчастных случаях,   их родители   (поколение   Y)   начинают   гиперопекать   своих   детей. Последние   почти   лишаются какой­либо   самостоятельности,   у них воспитывается почти священный страх перед чужаками, перед незнакомым и непонятным. Полноценными личностями они становятся лишь в виртуале, вход в который для них прост и естественен, а для представителей других 7 Поколение Z: те, кто будет после/ Из интервью А.Сычёвой с психотерапевтом,  кандидатом медицинских наук Марком Сандомирским. ­ Режим доступа: http://www.e­ xecutive.ru/knowledge/announcement/1450249/ поколений — сложен и непонятен.  Это поколение поэтов, живописцев и композиторов.  Они   будут   прекрасно   ориентироваться   в субъективных моделированных ситуациях, не понимая и не принимая методов командного взаимодействия,   поскольку   для   них   сложно   понять   распределение   ролей в каждой команде. Они создадут для себя в компьютерной сети собственный мир — удобный и безопасный. А поход в реальный магазин для них будет довольно тяжкой и совсем не приятной обязанностью. Как и «молчаливые», которым так нравились ныне почти исчезнувшие оптовые   рынки,   представители   поколения   Z будут   запасать   продукты впрок,  поэтому   особенной   любовью   у них   будут   пользоваться   оптовые магазины.  В технике они будут ценить надежность, долговечность и, как ни странно, блочность — когда сломавшийся блок можно спокойно заменить на запасной. Популярностью будут пользоваться службы ремонта и точки продаж запасных частей/блоков. А вот одноразовые товары спросом пользоваться перестанут. Потеряют  свою   привлекательность   и гипермаркеты —  они  на чисто подсознательном   уровне   будут   казаться   им слишком   опасными.   Большое скопление   людей   в малом   пространстве,   масса   незнакомых —   идеальное место для теракта, постоянное ожидание которого для них — норма. Большую роль в их жизни приобретут книги. Их будут покупать в очень больших количествах, несмотря на то,   что их можно будет читать и на компьютере.   В моду   войдут   настольные   игры,   ибо   это   станет   для поколения   Z некоей   зацепкой,   связывающей   их виртуальный   и реальный миры. Своим детям они будут покупать сугубо технические игрушки, ибо высокая технология для них будет служить символом силы. Скорее всего это будут электронные конструкторы и наборы, подобные старым — «Юный химик»,   «Юный   оптик»,   но на более   высоком   уровне —   «Юный нанотехнолог»,   «Юный   биотехнолог»,   «Юный   генетик».   Бессмысленные игрушки вроде Кена или Барби их уже не будут интересовать, ибо в них нет никакой практической пользы. А люди нового поколения, несмотря на весь свой   романтизм   и идеализм,  будут   весьма   практичными. Идеалисты­ прагматики.  Опираясь   на общую   концепцию   личностных   характеристик,   можно заглянуть в будущее и с большой уверенностью предположить, какой будет  наша страна к 2040 году. В это время сформированная система ценностей поколения   Z   станет   превалирующей.   Можно   смело   предположить,   что представители   этого   поколения   будут   повторять   своих   прапрадедов, и из их рядов   вырастут   великие   русские   поэты,   художники,   писатели и музыканты, поднимающие на новые высоты престиж социально сильного великого государства. Наше будущее принадлежит  не нам, а детям. С этим утверждением невозможно   не согласиться.   И представители   поколения   Z,   что   появились на свет   после   2000   года,   безусловно,   будут   строить   его   таким,   каким им будет удобно. Что   окажет   решающее   влияние   на   развитие   и   формирование поколения       Z? Безусловно,   Интернет.   Он   для   них   будет   заменять   другие   каналы получения  информации   и станет  более  важным, чем  традиционные   СМИ. При этом, если в традиционном обществе все­таки большее влияние, чем СМИ,   на   человека   оказывало   общение   с  другими   людьми,   коммуникация «человек­человек»,   то   для   нового   поколения,   скорее   всего,   виртуальная коммуникация   будет   преобладать   над   реальной.   Здесь   возникает определенное противоречие: люди стремятся все меньше общаться друг с другом – но при этом общаются все больше. Они все меньше общаются в социальной реальности – и все больше в реальности виртуальной. Это и есть описанная выше тенденция к аутизации: современный человек постепенно становится   менее   общительным   в   социальном   плане,   люди   все   более изолируются друг от друга, и возникающая социальная самоизоляция (еще одно  противоречие,  стремление  жить в обществе  –  и  быть  свободным от общества)   компенсируется   общением   через   интернет.   По   сути,  новое поколение   в   значительной   мере   и   жить   будет   в   интернете.   Они будут   рваться   туда,   убегая   из   обыденной   реальности,   там   будут сосредоточены их интересы, чувства и помыслы. Соответственно, когда человек отвлекается от привычной реальности и живет в реальности искусственной, например, виртуальной, он отрывается от жизни, реальной почвы, и им становится легче манипулировать. А это значит,   что   новое   поколение,   которое   будет   проводить   в   интернете   еще больше времени, чем сегодняшние «старожилы рунета», может оказаться еще   более   податливым   для   манипуляции.   Отрываясь   от   реальности, люди   вынуждены   доверять   тому,   что   проверить   все   равно   не   могут.   И основная   направленность   манипуляции   массовым   сознанием,   которая усиливается   с   каждым   годом   и   для   нового   поколения   будет   особенно актуальной, состоит в том, чтобы люди начали воспринимать жизнь в целом как   развлечение,   как   игру.   И   в   этой   игре  главным   становится потребление   –   информации,   товаров,   услуг,   развлечений.  Мы   будем медленно,   но   верно   врастать   в   западные   стандарты   потребительского общества. И с психологической точки зрения можно сказать, что это будет приводить к еще большей инфантилизации населения. Эта тенденция заметна уже   сейчас   на   подростках   и   молодежи,   составляющих   отдельную потребительскую   и   социально­психологическую   группу,   описанную маркетологами   как   кидалты,   или   «взрослые   дети».   Для   них   характерен «синдром Питера Пэна», или «вечного ребенка»: они не хотят взрослеть и обременять   себя   взрослыми   обязанностями   и   ответственностью. Соответственно,   они   настроены   вести   потребительский   «детский»   образ жизни. И  рассмотренная  закономерность  имеет  совершенно определенную подоплеку:   это   удобно.   Удобно   для   того,   чтобы   новым   поколением манипулировать   в   еще   большей   степени.   Манипулировать   не   в   целях политических,   они   тут   неактуальны,   новое   поколение   будет   еще   более аполитичным,   скорее   всего.   А   манипулировать   именно   в   целях экономических, чтобы эти дети потребляли и покупали, снова потребляли и снова покупали. Литература 1.Коатс,  Дж. Поколения и стили обучения/ Дж.Коатс.  – М.: МАПДО –  Новочеркасск: НОК, 2011. 2. Никольская, А. Digital natives: как учить современных детей?/  А.Никольская. ­  Режим доступа:  http://www.psychologies.ru/roditeli/children/_article/digital­natives­kak­uchit­ sovremennyx­detej/ 3.Поколение Z: те, кто будет после//Из интервью А.Сычёвой с  психотерапевтом, кандидатом медицинских наук Марком Сандомирским.  Режим доступа:  http://www.e­xecutive.ru  4.Теория поколений в России ­  http://rugenerations.su/ 5.Солдатова   Г.   Они   другие?/   Г.Солдатова//   Дети   в   информационном обществе. – 2013. ­ № 14, с.26­27. 5.Стрикун   О.   Дети   в   сети:   новое   поколение   вырастет   в   Интернете/О. Стрикун. Режим доступа:  http://sibmama.ru/index.php?p=nov­pokolenie­web 6. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства  и  обусловленная ими актуализация психолого­педагогических проблем развития образования. Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index­ 292927.html 7.Чумаков   В.   Зеркало   для   героя/   В.Чумаков//   Идея   Икс.  –  2008. ­   №  1. Режим доступа:  http://www.twirpx.com/file/636269/ 8.Шамис   Е.   Теория   поколений/   Е.Шамис,   А.Антипов.   Режим   доступа: http://www.advertology.ru/article48762.htm 9. Шамис Е. Архетипы поколений и времена года/ Е.Шамис. Режим доступа: http://rugenerations.su/2010/02/23/

Поколение Z - поколение ФГОС

Поколение Z - поколение ФГОС

Поколение Z - поколение ФГОС

Поколение Z - поколение ФГОС

Поколение Z - поколение ФГОС

Поколение Z - поколение ФГОС

Поколение Z - поколение ФГОС

Поколение Z - поколение ФГОС

Поколение Z - поколение ФГОС

Поколение Z - поколение ФГОС

Поколение Z - поколение ФГОС

Поколение Z - поколение ФГОС

Поколение Z - поколение ФГОС

Поколение Z - поколение ФГОС

Поколение Z - поколение ФГОС

Поколение Z - поколение ФГОС

Поколение Z - поколение ФГОС

Поколение Z - поколение ФГОС

Поколение Z - поколение ФГОС

Поколение Z - поколение ФГОС

Поколение Z - поколение ФГОС

Поколение Z - поколение ФГОС

Поколение Z - поколение ФГОС

Поколение Z - поколение ФГОС

Поколение Z - поколение ФГОС

Поколение Z - поколение ФГОС

Поколение Z - поколение ФГОС

Поколение Z - поколение ФГОС

Поколение Z - поколение ФГОС

Поколение Z - поколение ФГОС

Поколение Z - поколение ФГОС

Поколение Z - поколение ФГОС

Поколение Z - поколение ФГОС

Поколение Z - поколение ФГОС

Поколение Z - поколение ФГОС

Поколение Z - поколение ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018