Покровные ткани растений

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок проводился по программе Л.Н.Сухоруковой УМК "Сферы" в 5 классе (с учетом УДД). Предусмотрено использование в ходе урока презентации (предполагается подготовка её заинтересовавшимися коллегами самостоятельно, согласно своим предпочтениям) Часть материалов для презентации можно взять из конспекта урока, часть из сети Интернет или собственные фотографии.конспект урока для 5 класса общеобразовательных школ, работающих по программе Л.Н. Сухоруковой УМК "Сферы"
Иконка файла материала 5 кл конспект урока покровные ткани растений.docx
Биология    5 класс по программе Сухоруковой Л.Н. УМК «Сферы»  Тема урока: Ткани. Покровные ткани растений. Цели: обеспечить условия для осмысления блока информации о тканях в целом и покровных тканях  растений в частности, продолжать формирование и  развитие УУД (личностных, коммуникативных,  познавательных, регуляторных). Задачи: создать условия для развития: 1) предметных компетенций посредством раскрытия связи между строением клеток и тканей  и выполняемой функцией; 2) метапредметных  компетенций  через формирование представления о клетке как  биологической системе (целое, состоящее из частей, выполняющих определенную  функцию); 3) личностных компетенций  через развитие способностей к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию, формирования ответственного отношения к  окружающему миру живой природы, освоение социальных норм, правил поведения, ролей  и форм социальной жизни в группах. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Методы обучения: проблемно­поисковый, метод аналогий, эмоционального стимулирования и  мотивации, сочетание словесных и наглядных, самостоятельная работа с учебным текстом и  объектами изучения, исследовательский, практический, работы в парах. Требования к результатам обучения Личностные УУД: 1) Формирование ответственного отношения к  учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. 2) Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой  природы; интеллектуальных умений (анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам. 3) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками в процессе образовательной, учебно­исследовательской и других видах  деятельности. Метапредметные результаты: 1) Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. 2) Овладение составляющими исследовательской деятельности, давать определения понятиям и  т.д. 3) Умение работать с разными источниками биологической информации. 4) Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и  сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать  конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,  аргументировать и отстаивать свое мнение. Предметные результаты 1) Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях  ее развития для  формирования естественнонаучной картины мира. 2) Формирование первоначальных систематизированных представлений о  тканях, процессах,   овладение понятийным аппаратом биологии. 3) Овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов. Оборудование: проектор, чашки Петри и образцами веток, коры стволов деревьев. Учебник: Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова  Биология.  Живой организм.  5­ 6  классы: учебник  для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе –  М.:Просвещение, 2012 год I. Организационный этап  ­Приветствие учителя Ход урокаII. Актуализация знаний: На предыдущих уроках мы свами говорили о клетке. (слайд 1) Давайте ответим на несколько вопросов о ней. ­Почему клетку считают основной единицей живого? ­Что общего у клеток растений, животных, грибов? ­Какова роль ядра в клетке? ­Чем отличаются молодые клетки  растений от старых? ­Почему дочерние клетки сходны с материнскими? Приведите примеры одноклеточных организмов. Молодцы. Хорошо поработали. (Можно поставить несколько оценок) III. Изучение нового материала Посмотрите на рисунок на доске. Одинаковы ли клетки у частей растений? (Слайд 2) (Да/ не. Почему?) Действительно. Клетки имеют различное строение и зависит строение от выполняемой функции.­  Сегодня мы свами начинаем изучение новой главы: Ткани ЖО  И тема нашего урока «Ткани. Покровные ткани растений» (Слайд 3) Откройте тетради. Запишите число и тему урока. Целеполагание: как Вы думаете Что должны узнать по теме? Возможные ответы. Какие ткани имеют растения… Установить связь между строением и функциями тканей… Местонахождение в растении… Молодцы. А что же такое ткани?  (Ответы обучающихся). Давайте откроем учебник стр 21 и найдем ответ на вопрос «Что же такое Ткани?». Запишем это определение в тетрадь. ­ На нашей планете есть множество растений, не имеющих тканей. Все их клетки имеют одинаковое  строение, потому что обитают эти растения в однородной среде. Предположите, что это за растения и где обитают? (Водоросли, обитают в воде.) – (Слайд 4). Много лет тому назад, когда на Земле менялся климат и участки воды сменялись на сушу,  действительно, водорослям приходилось приспосабливаться к жизни на суше. У них постепенно  появились ткани, о которых мы сегодня с вами говорим. Самые первые растения , которые вышли на  сушу называются – Псилофиты или Риниофиты(Слайд 5).  Теперь обитающие на Земле Растения имеют ткани.  (Слайд 6).Первая ткань – покровная и о ней мы поговорим. Как следует из названия сверху частей растений листьев, стеблей располагается покровная ткань.  Давайте рассмотрим рис 3.1 уч­ка. Сверху и снизу листа есть плотный слой клеток. И кажется, что  они одинаковы, но это не так. В покровной ткани есть специальные клетки ­ устьица (Рис 3.) для  газообмена. Как Вы считаете покровная ткань стволов и молодых веток одинаковы? (ответы учащихся) Перед Вами в чашках Петри есть кусочек ветви растения и коры. Рассмотрите их. Работа в парах. Вариант 1. Что покрывает сверху ветку. А ствол взрослого дерева? А зачем нужны покровные клетки  стволу дерева или ветке? Как Вы думаете клетки кожицы живые? А коры? Вариант 2.Что общего у кожицы молодой ветки и корой взрослого дерева? Сравните плотность,  гладкость, твердость, толщину покровных тканей, возможно, другие качества.  (задания на листах бумаги по вариантам) На эту работу ­ 4 минуты. Заслушиваем несколько вариантов ответов, предлагаем дополнить ответ. Ставим несколько  отметок. Действительно с возрастом в стволе дерева появляется слой мертвых клеток­пробка. Однако, между  ними образуются щели клетки чечевички через которые растения дышат.  IV.Этап обобщения и первичного закрепления знаний. Пользуясь рисунком 3.1 и материалом параграфа учебника ответьте на вопросы. Ответ на каждый  вопрос­ всего 1 предложение. (Слайд 7С Где находится покровная ткань? Особенности строения покровной ткани. Какие функции выполняет покровная ткань? Обменяйтесь тетрадями. На экране верные ответы.   (Слайд 8) Покровная ткань находится на границе с внешней средой. Клетки ткани плотно прилегают друг к другу , но есть устьица. Основная функция покровной ткани – защитная. У кого совпали все ответы….. Принесите тетради. V. Рефлексия: (на слайде начало предложения Сейчас с помощью слов на экране 1 предложением опишите свои впечатления от урока. (Слайд 9) • Выяснил… • Выучил… • Познакомился… • • Запомнил… VI. Д/З  Параграф 21, читать пересказывать ответить на вопросы на стр 59 1,3,4 для всех, тех, кто  имеет 5 попробуйте ответить на вопрос 2. (Слайд 10)  Оценки за урок….. Спасибо за  урок. Вы хорошо сегодня поработали.