Урок проводился по программе Л.Н.Сухоруковой УМК "Сферы" в 5 классе (с учетом УДД). Предусмотрено использование в ходе урока презентации (предполагается подготовка её заинтересовавшимися коллегами самостоятельно, согласно своим предпочтениям) Часть материалов для презентации можно взять из конспекта урока, часть из сети Интернет или собственные фотографии.конспект урока для 5 класса общеобразовательных школ, работающих по программе Л.Н. Сухоруковой УМК "Сферы"
5 кл конспект урока покровные ткани растений.docx
Биология 5 класс по программе Сухоруковой Л.Н. УМК «Сферы»
Тема урока: Ткани. Покровные ткани растений.
Цели: обеспечить условия для осмысления блока информации о тканях в целом и покровных тканях
растений в частности, продолжать формирование и развитие УУД (личностных, коммуникативных,
познавательных, регуляторных).
Задачи: создать условия для развития:
1) предметных компетенций посредством раскрытия связи между строением клеток и тканей
и выполняемой функцией;
2) метапредметных компетенций через формирование представления о клетке как
биологической системе (целое, состоящее из частей, выполняющих определенную
функцию);
3) личностных компетенций через развитие способностей к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к учению и познанию, формирования ответственного отношения к
окружающему миру живой природы, освоение социальных норм, правил поведения, ролей
и форм социальной жизни в группах.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы обучения: проблемнопоисковый, метод аналогий, эмоционального стимулирования и
мотивации, сочетание словесных и наглядных, самостоятельная работа с учебным текстом и
объектами изучения, исследовательский, практический, работы в парах.
Требования к результатам обучения
Личностные УУД:
1) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
2) Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой
природы; интеллектуальных умений (анализировать, делать выводы); эстетического отношения
к живым объектам.
3) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со
сверстниками в процессе образовательной, учебноисследовательской и других видах
деятельности.
Метапредметные результаты:
1) Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
2) Овладение составляющими исследовательской деятельности, давать определения понятиям и
т.д.
3) Умение работать с разными источниками биологической информации.
4) Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты
1) Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития для
формирования естественнонаучной картины мира.
2) Формирование первоначальных систематизированных представлений о тканях, процессах,
овладение понятийным аппаратом биологии.
3) Овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов.
Оборудование: проектор, чашки Петри и образцами веток, коры стволов деревьев.
Учебник: Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова Биология. Живой организм. 5 6
классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе –
М.:Просвещение, 2012 год
I.
Организационный этап
Приветствие учителя
Ход урока II. Актуализация знаний:
На предыдущих уроках мы свами говорили о клетке.
(слайд 1)
Давайте ответим на несколько вопросов о ней.
Почему клетку считают основной единицей живого?
Что общего у клеток растений, животных, грибов?
Какова роль ядра в клетке?
Чем отличаются молодые клетки растений от старых?
Почему дочерние клетки сходны с материнскими?
Приведите примеры одноклеточных организмов.
Молодцы. Хорошо поработали. (Можно поставить несколько оценок)
III. Изучение нового материала
Посмотрите на рисунок на доске. Одинаковы ли клетки у частей растений? (Слайд 2)
(Да/ не. Почему?)
Действительно. Клетки имеют различное строение и зависит строение от выполняемой функции.
Сегодня мы свами начинаем изучение новой главы: Ткани ЖО
И тема нашего урока «Ткани. Покровные ткани растений» (Слайд 3)
Откройте тетради. Запишите число и тему урока.
Целеполагание: как Вы думаете Что должны узнать по теме?
Возможные ответы.
Какие ткани имеют растения…
Установить связь между строением и функциями тканей…
Местонахождение в растении…
Молодцы. А что же такое ткани? (Ответы обучающихся).
Давайте откроем учебник стр 21 и найдем ответ на вопрос «Что же такое Ткани?».
Запишем это определение в тетрадь.
На нашей планете есть множество растений, не имеющих тканей. Все их клетки имеют одинаковое
строение, потому что обитают эти растения в однородной среде. Предположите, что это за растения и
где обитают? (Водоросли, обитают в воде.) – (Слайд 4).
Много лет тому назад, когда на Земле менялся климат и участки воды сменялись на сушу,
действительно, водорослям приходилось приспосабливаться к жизни на суше. У них постепенно
появились ткани, о которых мы сегодня с вами говорим. Самые первые растения , которые вышли на
сушу называются – Псилофиты или Риниофиты(Слайд 5).
Теперь обитающие на Земле Растения имеют ткани. (Слайд 6). Первая ткань – покровная и о ней мы поговорим.
Как следует из названия сверху частей растений листьев, стеблей располагается покровная ткань.
Давайте рассмотрим рис 3.1 учка. Сверху и снизу листа есть плотный слой клеток. И кажется, что
они одинаковы, но это не так. В покровной ткани есть специальные клетки устьица (Рис 3.) для
газообмена.
Как Вы считаете покровная ткань стволов и молодых веток одинаковы? (ответы учащихся)
Перед Вами в чашках Петри есть кусочек ветви растения и коры. Рассмотрите их.
Работа в парах.
Вариант 1. Что покрывает сверху ветку. А ствол взрослого дерева? А зачем нужны покровные клетки
стволу дерева или ветке? Как Вы думаете клетки кожицы живые? А коры?
Вариант 2.Что общего у кожицы молодой ветки и корой взрослого дерева? Сравните плотность,
гладкость, твердость, толщину покровных тканей, возможно, другие качества.
(задания на листах бумаги по вариантам) На эту работу 4 минуты.
Заслушиваем несколько вариантов ответов, предлагаем дополнить ответ. Ставим несколько
отметок.
Действительно с возрастом в стволе дерева появляется слой мертвых клетокпробка. Однако, между
ними образуются щели клетки чечевички через которые растения дышат.
IV.Этап обобщения и первичного закрепления знаний.
Пользуясь рисунком 3.1 и материалом параграфа учебника ответьте на вопросы. Ответ на каждый
вопрос всего 1 предложение. (Слайд 7С
Где находится покровная ткань?
Особенности строения покровной ткани.
Какие функции выполняет покровная ткань?
Обменяйтесь тетрадями. На экране верные ответы. (Слайд 8)
Покровная ткань находится на границе с внешней средой.
Клетки ткани плотно прилегают друг к другу , но есть устьица.
Основная функция покровной ткани – защитная.
У кого совпали все ответы….. Принесите тетради.
V. Рефлексия: (на слайде начало предложения
Сейчас с помощью слов на экране 1 предложением опишите свои впечатления от урока. (Слайд 9)
• Выяснил…
• Выучил…
• Познакомился…
•
•
Запомнил…
VI. Д/З Параграф 21, читать пересказывать ответить на вопросы на стр 59 1,3,4 для всех, тех, кто
имеет 5 попробуйте ответить на вопрос 2. (Слайд 10) Оценки за урок…..
Спасибо за урок. Вы хорошо сегодня поработали.
Покровные ткани растений
Покровные ткани растений
Покровные ткани растений
Покровные ткани растений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.